Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Эволюция концепций, положенных в основу маркетинга персонала




В 1905 году в Пенсильванском университете начали читать курс «маркетинг товаров». Это и считают началом существования науки маркетинга.

Дадим краткое описание эволюции концепции управления персоналом и маркетинга.

Концепции в области управления персоналом

С 1900 г началась специализация в этой области челове­ческой деятельности. До того времени функции управления пер­соналом были прерогативой руководителя, который до 80% свое­го рабочего времени тратил на управление сотрудниками.

На рубеже 1900-х годов часть функций управления персона­лом (в первую очередь наем и учет использования рабочего вре­мени) стала передаваться в отдельные подразделения. В 1900 г. американский бизнесмен Б.Ф. Гудриг организовал в своей фирме первое бюро по найму работников. 1912 год считается приблизи­тельной датой, когда впервые возник отдел кадров в современ­ном понимании слова. В 20-х годах 20-го века подобные подразделения (отде­лы, департаменты) получили широкое распространение в США и странах Западной Европы.

Работники этой службы занимались отношениями между ра­ботодателями и наемными работниками, выясняли настроения рабочих, представляли их требования руководству, награждали рабочих за многолетний добросовестный труд и преданность орга­низации, устраивали совместные праздники, ведали некоторыми жилищно-бытовыми вопросами работников, предотвращали со­здание профсоюзов или вели переговоры с ними, оформляли кадровую документацию.

В 30-е годы 20-го века работа отдела кадров была ориентирована на веде­ние переговоров о заключении трудовых договоров, общий конт­роль за деятельностью в области управления персоналом. В 30—40-х годах 20-го века принимались законы, корректирующие практику управле­ния персоналом.

В 50—60-е годы 20-го века большое внимание уделялось правовому обеспечению системы управления персоналом, что привело к необходимости разработки внутриорганизационных и регламентирующих документов; стандартов предприятия, нормативов, в первую очередь в области организации и оплаты труда.

Претерпевает изменения система материального стимулиро­вания. Наблюдаются отход от жесткого нормирования труда и пе­реход к исчислению размеров вознаграждения в зависимости от конечных результатов работы сотрудника и деятельности органи­зации в целом. Работники предприятий допускаются к участию в прибылях. В этот период формируется теория человеческого капи­тала, что явилось отражением резкого возрастания роли персонала в современном производстве.

К началу 70-х годов 20-го века в большинстве развитых стран отмеча­лось падение удовлетворенности трудом, высокая текучесть и абсентеизм. Это явилось следствием чрезмерной бюрократизации управления персоналом, которая вступила в противоречие с по­требностью развития научно-технического прогресса. Усилилась отчужденность персонала в производстве. Появился интерес ра­ботников к участию в управлении, начался процесс демократи­зации управления. В течение 70-х годов 20-го века многие руководители пришли к выводу, что управление персоналом является важней­шим фактором эффективности организации, значение которого быстро возрастает.

В 70—80-е годы 20-го столетия кадровые службы наряду с оперативным начинают заниматься перспективным, долговременным планиро­ванием трудовых ресурсов и их участие в формировании стратеги­ческого управления организации становится ключевым и необхо­димым.

Практика управления персоналом 90-х годов 20-го века показывает не­эффективность шаблонных решений сложных социально-эконо­мических проблем. В этот период внедряются новые методы рабо­ты с людьми, обеспечивающие учет интересов предпринимателей и персонала. Инновационные подходы к управлению персоналом способствуют реализации творческого потенциала персонала.

В общем виде эволюция концепций управления персоналом представлена в таблице

 

Годы 20-го века Концепция Работник рассматривается как…
20-40-е гг. Управление кадрами Работник – носитель трудовой функции, «живой придаток машины»
50-70-е гг. Управление персоналом Работник – субъект трудовых отношений, личность
80-90-е гг. Управление человеческими ресурсами Работник – ключевой стратегический ресурс организации

 

Эволюция концепций маркетинга Концепция совершенствования производства 1860-1930г. Суть: потребитель не будет благосклонен к товару, если товаров немного и у товара высокая цена. Цель: получение прибыли. Средства: совершенствование производства. Покупатель выбирает товар в зависимости от его цены и его доступности для приобретения. При этом, главная роль управления: увеличить производственную мощность, повысить эффективность распределения. В данной концепции определяющим фактором является ориентация на производство.Стремление улучшить качество товара, исходя прежде всего из собственных представлений изготовителя о набор полезных качеств товара, услуги. Вкусы и запросы покупателя были вторичны. Причина заключалась, прежде всего, в нехватке товара и как следствие этого - превышение спроса над предложением.

По словам Котлера Ф., концепция совершенствования производства утверждает, что потребители будут благожелательны к товарам, ко­торые широко распространены и доступны по цене, а следовательно, руководство должно сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства и повышении эффективности системы распределения. Применение концепции совершенствования производства подхо­дит в двух ситуациях. Первая ― когда спрос на товар превышает предложение. В этом случае руководству следует сосредоточиться на изыскании способов увеличить производство. Вторая ― когда себестоимость товара слишком высока и ее необходимо снизить, для чего требуется повышение производительности.

Концепция совершенствования товара 1930- 1950г. Суть: потребитель будет благосклонен к тем товарам которые имеют лучшие качественные характеристики. Цель: получение прибыли. Средства: совершенствование товара. Потребители будут благосклонны к товарам, предлагающим наивысшее качество, лучшие эксплуатационные свойства и характеристики, а следовательно, организация должна сосредоточить свою энергию на постоянном совершенствовании товара. Покупатель должен иметь возможность определить отличие товаров по качеству, параметрам или особенностям; покупатель готов платить за эти отличия больше чем за обычный товар; отличие должно быть достаточным. Стремление обеспечить максимум продаж благодаря рекламе и другим методам, привлекающим покупателя к приобретению товара. В этот период произошло обострение конкуренции, хотя еще имелся большой объем неудовлетворенного спроса.

Котлер Ф. отмечает, концепция совершенствования товара, это когда потребители будут благосклонны к товарам, предлагаю­щим наивысшее качество, лучшие эксплуатационные свойства и характеристики, а следовательно, организация должна сосредоточить свою энергию на постоянном совершенствовании товара.

Концепция интенсификации коммерческих усилий 1950-1960г. Суть: потребитель не будет благосклонен к товару, если не предпринимать усилий в сфере продаж. Цель: получение прибыли. Средства: Продажи. Стимулирование сбыта, реклама.Основой является акт продажи. Требует эффективной организации продаж квалифицированными сотрудниками. Эти сотрудники находят поддержку в виде рекламы и других хорошо продуманных способов влияния на покупателя в процессе покупки и за счет широкого диапазона действий при определенных ценах. Данная концепция может иметь успех, если фирма способна разработать убеждающие методы продаж и демонстраций, и тем самым развеять сомнения и сдерживающие мотивы покупателя; преимущества требуют разъяснения или связаны с определенным риском; необходимо выделить скрытые качественные характеристики товара.Выделение товаров, пользующихся особым спросом из-за высокой потребительской стоимости и обеспечение максимума их продаж. В этот период рынок уже был насыщен, и только большое разнообразие товаров могло привлечь покупателя, который уже в этом периоде стал диктовать свою волю производителю товаров.По мнению Котлера Ф., концепция интенсификации коммерческих усилий утверждает, что потребители не будут покупать товары организации в достаточных количествах, если она не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования. Применяют концепцию интенсификации коммерческих усилий в сфере коммерческой и некоммерческой деятельности. Концепция - маркетинговое управление 1960-1980г., т.е. долгосрочное и перспективное планирование и прогнозирование опирающееся, во-первых, на исследование рынка, товара, покупателя; во-вторых, использование комплексных методов формирования спроса и стимулирования сбыта; в-третьих, ориентация на товары рыночной новизны, удовлетворение требования тщательно вычисленных потенциальных покупателей. Суть: получение прибыли через удовлетворение потребностей потребителей. Цель: получение прибыли. Средства: Комплекс маркетинга товаров.Ориентация на нужды и потребности клиентов, подкрепленная комплексными усилиями маркетинга, нацеленными на создание потребительской удовлетворенности в качестве основы для достижения целей организации.Содержит в себе следующие приемы:- долгосрочное (5 - 15 лет) перспективное планирование действий фирмы;- целенаправленные исследования рынка, товара и покупателей;- использование комплексных методов формирования спроса и оптимизирования сбыта;- ориентация на товары рыночной новизны, удовлетворяющие потребности тщательно рассчитанной группы возможных покупателей.Фирма должна удовлетворить покупателей более эффективно, чем ее конкуренты, для этого она должна провести исследование поведения покупателей (определить целевые рынки) и определить свои предложения адекватные рыночным сегментам. Факторы успеха: высокий уровень жизни, что отражается на характере спроса и ожиданий покупателей; четкая дифференциация потребностей и спроса покупателей; владение инструментами исследования рынка для своевременного выявления тенденций изменения характера спроса покупателей; способность реагировать и отвечать технологической гибкостью и организационной приспосабливаемостью на изменения рынка в случае выявления новых тенденций.

Котлер Ф. пишет, что концепция маркетинга утверждает, что залогом достижения целей организации являются определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами.

Особенностью концепции традиционного маркетинга является разработанный маркетинг-mix - совокупность средств воздействия на потребителей рынка труда с целью вызвать у них желаемую ответную реакцию. В качестве средств такого воздействия (маркетинговых средств) чаще всего выделяют следующие: товар (product), цена (price), место (place) продажи, стимулирование (promotion) продаж. Из-за одинаковых первых букв (в англоязычном варианте) в названиях каждой из перечисленных составляющих маркетинг-mix часто называют еще маркетингом "четырех пи" (4P). Каждый из элементов маркетинга-mix также имеет комплексный характер.

Концепция социально-этического маркетинга 1980-1995г. Концепция социального удовлетворения нужд не только отдельных потребителей, но и общества в целом.

Задача организации - установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными (чем у конкурентов) способами с одновременным сохранением или укреплением благополучия потребителей и общества в целом.Концепция социально-этического маркетинга порождена ухудшением качества окружающей среды, нехваткой природных ресурсов, стремительным приростом населения, всемирной инфляцией и запущенным состоянием сферы социальных услуг. Концепция социально-этического маркетинга требует сбалансированности всех 3 факторов: прибылей фирмы, покупательских потребностей и интересов общества. Благодаря принятию данной концепции некоторые компании уже добились значительного роста продаж и доходов.

По словам Котлера Ф., концепция социально-этичного маркетинга утверждает, что задачей организации является установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и бо­лее продуктивными (чем у конкурентов) способами с одновременным сохранением или укреплением благопо­лучия потребителя и общества в целом. Концепция социально-этичного маркетинга требует сбалансирования всех трех факторов: прибылей фирмы, покупательских потребностей и интересов общества.

Концепция Маркетинг, ориентированный на взаимоотношения 1995 г. по н. вр. – подход, который подчеркивает длительные отношения, которые должны существовать между организацией и ее клиентами. Данная терминология была впервые введена Теодором Левиттом (Theodore Levitt) в 1983 году. Некоторые авторы считают, что маркетинг отношений является просто интенсификацией или индивидуализацией традиционного маркетинга. Однако можно отметить ряд черт, которые выделяют рассматриваемое понятие в самостоятельную категорию. Во-первых, маркетинг отношений расширяет традиционное понятие потребителей. В их число включаются теперь поставщики, дистрибьюторы, работники фирмы, СМИ, общественность и т.п. Во-вторых, маркетинг отношений в отличие от традиционного трансакционного маркетинга направлен на удовлетворение не отдельной потребности, а на удовлетворение потребителя в целом (комплекса его потребностей). В-третьих, маркетинг отношений подразумевает наличие постоянной «обратной связи» с потребителем.

 

Подход, предложенный Третьяк О.А., говорит, что в маркетинге заложены принципы системного подхода к управлению. Как пишет О.А. Третьяк: «Систему маркетинга можно представить в виде модели, суть которой состоит в том, что фирма разрабатывает свою рыночную стратегию, направленную на удовлетворение потребностей покупателя, с учетом влияния окружения — маркетинговой среды». Современная идеология маркетинга Третьяк О.А. такова, что главное в нем трехединый и взаимодополняющий процесс, характеризующий три характеристики концепции маркетинга:

1. Маркетинг как образ мышления (философия бизнеса) предполагает определенную управленческую культуру всего менеджмента организации.

2. Маркетинг как образ действия предполагает использование определенных технологий, средств и методов для удовлетворения требований рынка и получение на этой основе прибыли.

3. Маркетинг как комплекс инструментов рыночного анализа (стратегический мозг) предполагает, что для успешного функционирования на рынке компании необходимо ориентироваться на требования рынка, создавать ценности для потребителей.

Эволюционирование отдельных научных направлений маркетинга и управление персоналом, ориентированных на разные сегменты и рынки, в последнее время обозначило тенденцию на их пересечение и взаимодополнение.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных