ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Сущность и концепции маркетинга персоналаОдним из элементов управленческой деятельности является маркетинг. Однако не следует забывать о роли человеческих ресурсов в достижении стратегических целей организации. Попытки совместить в единую менеджмент-систему маркетинг и управление персоналом привели ученых к разрозненным результатам. Так одни авторы делаю акцент на изучение внутреннего маркетинга. Другие исследуют содержание маркетинга персонала. Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Управление персоналом - вид деятельности по руководству людьми, направленный на достижение целей фирмы, предприятия путем использования труда, опыта, таланта этих людей с учетом их удовлетворенности трудом. Таким образом, маркетинг направлен на потребителя (покупателя, клиента), сферой применения маркетинга является внешняя среда организации; управление персоналом подразумевает воздействие на работника, который является элементов внутренней среды организации. Связь этих двух видов деятельности формирует новые подходы к менеджменту организации. Одним из них является маркетинг персонала (рис. 1).
Рис. 2.1 Связь маркетинга и управления персоналом
Маркетинг персонала изучает работника как ключевого стратегического ресурса организации. Остановимся подробнее на содержании этого термина. Маркетинг персонала – это вид управленческой деятельности, направленный на долговременное обеспечение организации человеческими ресурсами. Эти ресурсы образуют стратегический потенциал, с помощью которого возможно решение конкретных целевых задач. В существующих подходах к определению состава и содержания задач маркетинга персонала выделяют два основных аспекта: 1. Персонал рассматривается в качестве внешних и внутренних клиентов организации. Целью такого маркетинга является оптимальное использование кадровых ресурсов путем создания максимально благоприятных условий труда, содействующих повышению его эффективности, развитию в каждом сотруднике партнерского и лояльного отношения к предприятию. Фактически это «продажа» предприятия своим собственным сотрудникам. 2. Особая функция службы управления персоналом, направленная на выявление и покрытие потребности предприятия в кадровых ресурсах. Маркетинг персонала трактует рабочее место как продукт, который продается на рынке труда. С этой точки зрения понятийные элементы маркетинга персонала могут быть представлены следующим образом: - он выступает направлением стратегического и оперативного планирования персонала; - создает информационную базу для работы с персоналом с помощью методов исследования внешнего и внутреннего рынка труда; - направлен на достижение привлекательности работодателя через коммуникации с целевыми группами (сегментами рынка). В качестве основных направлений маркетинга персонала принято выделять: - разработку требований к персоналу; - определение потребности и расчет затрат на приобретение и дальнейшее использование персонала; - выбор путей покрытия потребности в персонале и т.п. Возрастание роли маркетинга персонала обусловлено необходимостью взаимодействия между рынками рабочих мест, покупателей рабочей силы и самой рабочей силы; потребностью внутрифирменного кадрового регулирования и рационального использования потенциала человеческих ресурсов. Считается что, маркетинг персонала целесообразен для решения стратегических задач крупных организаций. Изучение сущности маркетинга персонала позволило определить его особенности (табл. 2.2). Табл.2.2 Особенности маркетинга персонала
В результате анализа теоретических источников пришли к выводу, что роль персонала в маркетинге персонала ключевая. Однако без инструментария самого маркетинга (исследование, сегментация, стимулирующие коммуникации и внутренняя реклама, комплекс маркетинга и т.д.) не обойтись. Таким образом, элементом новой концепции управления человеческими ресурсами является маркетинг персонала.
Общая методология маркетинга персонала базируется на основных положениях теории «производственного» маркетинга, которые представлены на рисунке 2.2.
Рис. 2.2 Основные положения методологии маркетинга персонала
Концепция маркетинга персонала носит социально-экономический аспект. Изначально термин «маркетинг» использовался в сфере рынка сбыта продукции и услуг. Использовать его по аналогии применительно к человеку, вероятно, не совсем правильно, но как к рабочей силе вполне допустимо для условий рынка. Маркетинг персонала характеризуется, с одной стороны, тщательным и всесторонним исследованием рынка труда, спроса на рабочую силу, потребностей в ней фирм, предприятий, а с другой — активным воздействием на рынок, существующий спрос, потребности в соответствии со стратегией развития общества. Если маркетинг представляет собой человеческую деятельность, направленную на удовлетворение нужд и потребностей покупателя, потребителя в продукции или услугах, то маркетинг персонала направлен на обеспечение организаций персоналом, способным решить эту задачу. Он определяет идеологию формирования рынка труда, состоящего из людей, предлагающих свою рабочую силу в обмен на заработную плату. Заимствованная из маркетинга товаров и услуг, технология маркетинга персонала включает разработку комплекса маркетинга, или, как его традиционно называют в западной литературе, маркетинга-mix. В зависимости от задействованных маркетинговых средств возможны следующие задачи маркетинга персонала: исследовательский, выбор рынка персонала, определение вида СМИ, формирование условий договора с работниками, определение особенностей места работы, оказание содействия новому работнику, забота о занятых сотрудниках. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|