Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Воздействие — целенаправленный процесс движения информации от одного участника общения к другому. 8 страница




 

ВЕС: тяжелый, с неохотой

ПРИСТРОЙКИ: сверху

СЛОВЕСНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: приказывать

утверждать

допытываться

отделываться

упрекать


Либеральный (попустительский) стиль: требовательность < ДОВЕРИЯ

 

ВЕС: легкий, с неохотой

ПРИСТРОЙКИ: снизу

СЛОВЕСНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: просить

объяснять

отделываться

одобрять удивлять

 

Демократический стиль:

ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ = ДОВЕРИЮ

 

ВЕС: с достоинством

ПРИСТРОЙКИ: наравне

СЛОВЕСНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: практически любые

Конечно, и при авторитарном стиле поведения можно пошутить, пожурить, похвалить, но эти действия будут нети­пичными, редкими и в лучшем случае пройдут, не оставив следа у детей, а в худшем случае создадут у них впечатление неис­кренности, лицемерия, фальши в поведении учителя. ("Чего-то наша жандармша сегодня хихикает? Подлизывается, наверное, у нее скоро открытый урок то ли в нашем классе, то ли в "А".) И наоборот: либерал, который вдруг начнет приказывать, требо­вать и вообще "давить на психику", всерьез ребятами воспринят не будет. ("Какая муха его укусила? Ишь разошелся!".)

Вот теперь снова вернемся в своеобразному тесту уро­ка 8. Посмотрите на схему еще раз. Что Вас в ней привлекает, что отталкивает? Что у Вас может получиться, а что — нет?

Как Ваш выбор того или иного стиля поведения сочета­ется с общим результатом предыдущих тестов? Теперь попробуйте соразмерить какие-то противоречия между результатами тех тестов и Вашим выбором стиля или каких-то отдельных действий. Прислушайтесь к "внутреннему голосу". Что он Вам говорит? Можете ли преодолеть противоречия? Что Вам для этого нужно? На что следует обратить особое внимание и чему нужно научиться? Как Вы будете этому учиться?

Ответов на эти, да и другие возможные вопросы, я дать не могу. Вы их дадите себе сами, причем не только соотнося содержание схемы с результатами тестов, но и заново перебрав в мыслях основное содержание того, о чем я рассказал на стра­ницах этой книги, принимая одни аспекты, отвергая другие, не­доверчиво размышляя над третьими.

Мой же опыт работы со студентами говорит о том, что после полного курса обучения технике действий, независимо от индивидуально-личностных характеристик, практически все студенты приобретают навыки мобилизации и координации движений, умения выразительного показа чувств и отношений, умения воздейственной речи. И еще одно: среди "выпускников", если сравнить их представления об облике учителя и стиле его поведения со своими воспитанниками в начале обучения и в конце его, доля "авторитарщиков" резко снижается. Вырисо­вывается примерно такая картина: если взять учебную группу I курса из 24 человек, то в сентябре 15 человек, сами того не осознавая, тяготеют к авторитарному стилю поведения, а к IV курсу этот стиль становится основным у 2 студентов. 5 чело­век становятся ярко выраженными "либералами", а 17 — во всей своей практической деятельности воплощают основные черты и признаки демократического стиля поведения.

Причем прослеживается еще и такая закономерность: ведь есть среди студентов такие, кто с самого начала учебы в педагогическом институте не связывал свое будущее с работой в школе. Они-то в основном и попадают в число авторитарных и либеральных учителей. Это объясняется многими причинами: здесь и пропуски занятий, и формальный подход к обучению и т.д. Отсюда и вывод: время прошло, а многому научиться не удалось. Зато перед глазами всегда есть яркие примеры школь­ных деспотов ("Вот наша классная руководительница держала нас ВО КАК!") и школьных сердобольцев ("Ой, у нее можно было ничего не делать!"). И эти примеры для подражания, чаще всего неосознанно, с большим или меньшим успехом калькиру­ются студентами. Своего ничего не приобретено и не выработа­но ("Ведь я в школу ни ногой!"), а ведь это так просто и легко: стукнул кулаком по столу, рыкнул-крикнул — ив классе слыш­но, как муха летит!

Все, о чем я сейчас сказал, выявляется на педагогиче­ской практике старших курсов. Поверьте, уже там видна основа, костяк будущего учителя как хорошего, так и никчемного.

Прошу меня правильно понять: я не ратую за жесткий отбор в педвуз, за выбор только тех, у кого есть с самого начала желание быть учителем в школе. Опыт работы показывает, что такое желание может прийти (и приходит!) позже, уже в про­цессе обучения в институте. А длительные наблюдения за сту­дентами, когда они изучают педагогику совместно с техникой действий, говорят, что большинство находит в этих предметах, в практической деятельности в школе очень много интересного и, незаметно для самих себя, начинают связывать свое будущее именно с педагогическим трудом. Причем с трудом творческим, создающим что-то новое, а не повторяющим стереотипы своих детских школьных будней.

Итак, возненавидеть себя за то, что пошел в педагогиче­ский, детей — за то, что они мешают вести урок, как я этого хо­чу (и как умею), педагогику — за то, что она педагогика, — это очень легко. Об этом говорит статистика, ибо педагогика — один из самых нелюбимых институтских предметов. И эта книга тоже может внести свою лепту в неприятие педагогической профессии и в появление отвращения к ней. Но она же может и помочь взглянуть на педагогику с другой стороны и найти свое место в педагогической деятельности.

Впрочем, можно и не стать учителем, не заниматься пе­дагогической деятельностью, но данное учебное пособие может дать Вам основу диагностики психических состояний человека по тем бессловесным и словесным действиям, которые он со­вершает. Согласитесь, это неплохое подспорье в нашей жизни.

А я, заканчивая свой рассказ, все же надеюсь, что он не выполнит намерения, вынесенного в название этой книги. Очень хочу, чтобы она помогла Вам найти себя в педагогике, в обще­нии с детьми, в работе с ними, и чтобы Вы нашли свой индиви­дуальный и неповторимый стиль профессионального и обяза­тельно творческого поведения.

И еще. Вспомните, что я говорил об эмоциональном го­лоде. Во многих учениках живут невостребованные горькие сле­зы прощания с любимым учителем или вожатым, когда закан­чивается лагерная смена или курс средней школы. И вот я же­лаю горьких Вам слез расставания со своими дорогими и люби­мыми воспитанниками!

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педа­гогики: Курс лекций. Ч. 1. М., 1996; Ч. 2. М, 1997.

Белухин Д.А. Так и не в силах полюбить себя.../ Опыт пе­дагогической психотерапии в интерактивном обучении. М.: Изд-во СТИ, 2001.

Берн Э. Игры, в которые играют люди / Психология че­ловеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Пер. с англ. М., 1988.

Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ. М., 1986.

Вербицкая А.В. Основы сценического движения. М.: Изд-во ГИТИС, 1982.

Гиппиус СВ. Гимнастика чувств. М.; Л., 1967.

Гришко СВ. Воспитание навыков сценического дейст­вия в театральной школе. Владивосток, 1983.

Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигие­не общения. М., 1987.

Елканов СБ. Основы профессионального самовоспита­ния будущего учителя. М., 1989.

Ершов П.М. Технология актерского искусства. М., 1959.

Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. М., 1972.

Ершов П.М. Потребности человека. М., 1990.

Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. М., 1995.

Кан-Калик В.А. Основы профессионально-педагогичес­кого общения. Грозный, 1979.

Кнебель М.О. Поэзия педагогики. М., 1976.

Козлянинова И.П., Гарели Э.М. Речевой голос и его вос­питание. М., 1985.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных