ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Воздействие — целенаправленный процесс движения информации от одного участника общения к другому. 8 страница
ВЕС: тяжелый, с неохотой ПРИСТРОЙКИ: сверху СЛОВЕСНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: приказывать утверждать допытываться отделываться упрекать Либеральный (попустительский) стиль: требовательность < ДОВЕРИЯ
ВЕС: легкий, с неохотой ПРИСТРОЙКИ: снизу СЛОВЕСНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: просить объяснять отделываться одобрять удивлять
Демократический стиль: ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ = ДОВЕРИЮ
ВЕС: с достоинством ПРИСТРОЙКИ: наравне СЛОВЕСНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: практически любые Конечно, и при авторитарном стиле поведения можно пошутить, пожурить, похвалить, но эти действия будут нетипичными, редкими и в лучшем случае пройдут, не оставив следа у детей, а в худшем случае создадут у них впечатление неискренности, лицемерия, фальши в поведении учителя. ("Чего-то наша жандармша сегодня хихикает? Подлизывается, наверное, у нее скоро открытый урок то ли в нашем классе, то ли в "А".) И наоборот: либерал, который вдруг начнет приказывать, требовать и вообще "давить на психику", всерьез ребятами воспринят не будет. ("Какая муха его укусила? Ишь разошелся!".) Вот теперь снова вернемся в своеобразному тесту урока 8. Посмотрите на схему еще раз. Что Вас в ней привлекает, что отталкивает? Что у Вас может получиться, а что — нет? Как Ваш выбор того или иного стиля поведения сочетается с общим результатом предыдущих тестов? Теперь попробуйте соразмерить какие-то противоречия между результатами тех тестов и Вашим выбором стиля или каких-то отдельных действий. Прислушайтесь к "внутреннему голосу". Что он Вам говорит? Можете ли преодолеть противоречия? Что Вам для этого нужно? На что следует обратить особое внимание и чему нужно научиться? Как Вы будете этому учиться? Ответов на эти, да и другие возможные вопросы, я дать не могу. Вы их дадите себе сами, причем не только соотнося содержание схемы с результатами тестов, но и заново перебрав в мыслях основное содержание того, о чем я рассказал на страницах этой книги, принимая одни аспекты, отвергая другие, недоверчиво размышляя над третьими. Мой же опыт работы со студентами говорит о том, что после полного курса обучения технике действий, независимо от индивидуально-личностных характеристик, практически все студенты приобретают навыки мобилизации и координации движений, умения выразительного показа чувств и отношений, умения воздейственной речи. И еще одно: среди "выпускников", если сравнить их представления об облике учителя и стиле его поведения со своими воспитанниками в начале обучения и в конце его, доля "авторитарщиков" резко снижается. Вырисовывается примерно такая картина: если взять учебную группу I курса из 24 человек, то в сентябре 15 человек, сами того не осознавая, тяготеют к авторитарному стилю поведения, а к IV курсу этот стиль становится основным у 2 студентов. 5 человек становятся ярко выраженными "либералами", а 17 — во всей своей практической деятельности воплощают основные черты и признаки демократического стиля поведения. Причем прослеживается еще и такая закономерность: ведь есть среди студентов такие, кто с самого начала учебы в педагогическом институте не связывал свое будущее с работой в школе. Они-то в основном и попадают в число авторитарных и либеральных учителей. Это объясняется многими причинами: здесь и пропуски занятий, и формальный подход к обучению и т.д. Отсюда и вывод: время прошло, а многому научиться не удалось. Зато перед глазами всегда есть яркие примеры школьных деспотов ("Вот наша классная руководительница держала нас ВО КАК!") и школьных сердобольцев ("Ой, у нее можно было ничего не делать!"). И эти примеры для подражания, чаще всего неосознанно, с большим или меньшим успехом калькируются студентами. Своего ничего не приобретено и не выработано ("Ведь я в школу ни ногой!"), а ведь это так просто и легко: стукнул кулаком по столу, рыкнул-крикнул — ив классе слышно, как муха летит! Все, о чем я сейчас сказал, выявляется на педагогической практике старших курсов. Поверьте, уже там видна основа, костяк будущего учителя как хорошего, так и никчемного. Прошу меня правильно понять: я не ратую за жесткий отбор в педвуз, за выбор только тех, у кого есть с самого начала желание быть учителем в школе. Опыт работы показывает, что такое желание может прийти (и приходит!) позже, уже в процессе обучения в институте. А длительные наблюдения за студентами, когда они изучают педагогику совместно с техникой действий, говорят, что большинство находит в этих предметах, в практической деятельности в школе очень много интересного и, незаметно для самих себя, начинают связывать свое будущее именно с педагогическим трудом. Причем с трудом творческим, создающим что-то новое, а не повторяющим стереотипы своих детских школьных будней. Итак, возненавидеть себя за то, что пошел в педагогический, детей — за то, что они мешают вести урок, как я этого хочу (и как умею), педагогику — за то, что она педагогика, — это очень легко. Об этом говорит статистика, ибо педагогика — один из самых нелюбимых институтских предметов. И эта книга тоже может внести свою лепту в неприятие педагогической профессии и в появление отвращения к ней. Но она же может и помочь взглянуть на педагогику с другой стороны и найти свое место в педагогической деятельности. Впрочем, можно и не стать учителем, не заниматься педагогической деятельностью, но данное учебное пособие может дать Вам основу диагностики психических состояний человека по тем бессловесным и словесным действиям, которые он совершает. Согласитесь, это неплохое подспорье в нашей жизни. А я, заканчивая свой рассказ, все же надеюсь, что он не выполнит намерения, вынесенного в название этой книги. Очень хочу, чтобы она помогла Вам найти себя в педагогике, в общении с детьми, в работе с ними, и чтобы Вы нашли свой индивидуальный и неповторимый стиль профессионального и обязательно творческого поведения. И еще. Вспомните, что я говорил об эмоциональном голоде. Во многих учениках живут невостребованные горькие слезы прощания с любимым учителем или вожатым, когда заканчивается лагерная смена или курс средней школы. И вот я желаю горьких Вам слез расставания со своими дорогими и любимыми воспитанниками! РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики: Курс лекций. Ч. 1. М., 1996; Ч. 2. М, 1997. Белухин Д.А. Так и не в силах полюбить себя.../ Опыт педагогической психотерапии в интерактивном обучении. М.: Изд-во СТИ, 2001. Берн Э. Игры, в которые играют люди / Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Пер. с англ. М., 1988. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ. М., 1986. Вербицкая А.В. Основы сценического движения. М.: Изд-во ГИТИС, 1982. Гиппиус СВ. Гимнастика чувств. М.; Л., 1967. Гришко СВ. Воспитание навыков сценического действия в театральной школе. Владивосток, 1983. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987. Елканов СБ. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М., 1989. Ершов П.М. Технология актерского искусства. М., 1959. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. М., 1972. Ершов П.М. Потребности человека. М., 1990. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. М., 1995. Кан-Калик В.А. Основы профессионально-педагогического общения. Грозный, 1979. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. М., 1976. Козлянинова И.П., Гарели Э.М. Речевой голос и его воспитание. М., 1985.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|