Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Представление человека о себе.




Занятие № 2. Внутренний мир личности.

Представление человека о себе.

«Я-концепция» – это система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми.

«Я-концепция» включает в себя различные образы нашего “Я”. По К.Роджерсу, это:

- Я-реальное (какие мы есть). Образ включает “Я-прошлое” и “Я-настоящее”;

- Я-желаемое (образ будущего). Образ включает: “Я-идеальное” (какими мы должны быть) и “Я-фантастическое” (по-другому – “Я-воображаемое”) (какими хотели бы быть в далёкой перспективе, если бы всё это было возможно);

- Я-представляемое (какими хотели бы выглядеть в глазах других);

- Я-ожидаемое (какими, по нашему мнению, нас видят другие).

Кроме этого, психологи говорят о таких образах, как Я-физическое (представление человека о внешнем облике) и Я-академическое (представление от том, как человек выглядит в учебной деятельности).

“Я-концепция” включает самооценку.

Самооценка личности – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

От самооценки личности зависят ее отношения с окружающими людьми, ее креативность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности личности, ее дальнейшее развитие.

Самооценка формируется либо посредством общественного мнения (к примеру, если человека только хвалить, его самооценка может стать завышенной, а если только ругать – то заниженной), либо в результате сравнения человеком себя с другими людьми.

При формировании самооценки личность, как правило, ориентируются на референтную группу. Референтная группа – это реальная или воображаемая социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируются в своем поведении.

Сложившаяся у индивида самооценка влияет на уровень притязаний личности. Уровень притязаний – степень трудности целей, к которым человек стремится и достижение которых ему представляется привлекательным и возможным. Уровень притязаний может быть адекватным: человек выбирает цели, которые соответствуют его способностям, умениям и возможностям, либо неадекватным – завышенным или заниженным. Завышенный уровень притязаний, когда человек ставит перед собой слишком сложные, нереализуемые цели, является результатом завышенной самооценки личности. Заниженный уровень притязаний, когда человек ставит перед собой только легковыполнимые цели, – результат заниженной самооценки личности.

Ещё одним компонентом “Я-концепции” является самоуважение.

Самоуважение – обобщенное отношение личности к самой себе, характеризующееся отношением действительных её достижений к уровню её притязаний.

Американский психолог У. Джемс предложил следующую формулу самоуважения:

самоуважение = успех / притязания.

Таким образом, самоуважение личности прямо пропорционально количеству достигнутых ей успехов и обратно пропорционально уровню притязаний. Для высокого уровня самоуважения характерно следующее: чем выше притязания, тем большими должны быть достижения человека. Отсюда следует, что для повышения самоуважения можно идти двумя путями: в одном случае необходимо приложить максимум усилий и добиваться успеха (что является трудной задачей), в другом – человек может снижать уровень притязаний и тогда, даже при самых скромных успехах, самоуважение не будет потеряно.

“Я-концепция” личности является результатом длительного процесса развития, который начинается с момента рождения ребенка и осуществляется на протяжении всей жизни индивида. В ходе этого процесса самосознание индивида проходит ряд стадий.

Одну из наиболее разработанных теорий стадийного развития личности (по-другому “теорию черт”) предложил американский психолог Г.Олпорт. По его мнению, человек в своём развитии проходит 8 стадий: от ощущения своего тела до глубинного самопознания. Для каждой стадии развития личности характерны свои уникальные черты.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных