Объект и субъект познания.
Познание – на деле всегда субъект-объектное отношение. Это означает наличие и взаимодействие в нем двух сторон – субъекта и объекта. Субъект познания (индивид, социальная группа, общество в целом) осуществляет познавательную деятельность, ставит те или иные задачи и решает их. Познавательная активность субъекта направлена на объект познания (отдельная вещь, часть материального мира или же весь мир в целом; материальные или идеальные объекты).
Формы познания.
Диалектико-материалистическая философия утверждает связь познавательного процесса с практикой. Практика является основой познания. Она создает техническую базу познания. В практическом отношении человека к миру формируется отражательный аппарат человека, развивается чувственное познание, практические операции отображаются в логических закономерностях.
Практика – не только основа познания, она является в конечном счете целью познания. Человечество познает окружающий мир, чтобы его изменить. А это возможно только благодаря практике. Окружающий человека мир все более «очеловечивается». Человек создает для себя «вторую природу» и живет в ней. При этом, изменяя мир, человек изменяется сам.
В процессе познания традиционно выделяют два уровня: чувственное познание и логическое. Чувственное познание включает в себя ощущения, восприятия и представления.
Сущность чувственного познания в том, что при помощи органов чувств в мозге скапливается информация о внешних свойствах (форма, цвет, вкус, запах). В форме ощущения в мозге откладывается информация об отдельных разрозненных свойствах объекта. Ощущения переходят в более сложную форму чувственного познания – восприятие. Восприятие – это целостный образ объекта или синтез ощущений. В свою очередь восприятия создают основу для представления. Представление – это способность мозга воспринимать объект по памяти, с помощью воображения, т.е. когда мы его непосредственно не ощущаем.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|