Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Этапы развития философии




Лекция

Античная философия. Включает в себя предфилософию Древней Индии и Китая, а также саму Античную философию (УII в.до н.э. – IУ в.н.э.) Религиозно-философские учения Индии и Китая того времени получили в основном этическую направленность. Это буддизм и конфуцианство.

Философы античного периода основой всего сущего считали Космос, созданный по типу разумного, живого человеческого тела. Космос вечен, абсолютен, кроме него ничего нет. Он един, одухотворен. Многие философы пытались найти единую и неделимую первооснову мира (вода, огонь, атом). В этой философии были заложены основы диалектики. Были раскрыты особенности форм познания: истинное знание доступно лишь разуму, который подчиняется законам логики. Чувства не являются источником знания. Была впервые разработана концепция человека. Он – центр культуры, ее творец (софисты), его призвание – познавать и творить добро (Сократ). Значительное внимание уделялось проблемам нравственности. Источником нравственности являются природа, разум, знание. Идеалом нравственного человека считался мудрец. Было разработано учение об идеальном государстве, основанном на труде рабов. Таким образом, античная философия стала вполне самостоятельной формой общественного сознания. Мировоззренческий принцип, который исповедовали в античный период, называется космоцентризм.

Средневековая философия (У – ХУ вв.н.э.) Средневековая философия развивалась преимущественно в лоне теологии. Она – служанка богословия. Ее основные направления – патристика (догматизация учений «отцов церкви», утверждавших несовместимость религиозной веры с античной философией) и схоластика (рациональной обоснование и систеиатизация христианского вероучения с использованием идей античной философии).

Косомоцентризм древнегреческой философии вытеснен теоцентризмом, исходная идея которого заключается в следующем: все изменяемое сотворено богом из «ничего» и стремится в конце концов к ничтожному.

Природное и социальное бытие – результат божественного предопределения.Следствие этого тезиса – идея мировой гармонии и целесообразности всех процессов. Человек понимается как персона, личность, обладающая разумом, свободой воли и совестью. Носителем человеческой личности является душа, созданная богом. Абсолютной личностью является Бог. Бог есть первопричина и первооснова мира. Предпочтение отдавалось вере, а не знанию; религии, а не науке. Большинству философов этого периода было присуще догматическое мышление, основанное на доскональном знании формальной логики. В центре философских диспутов был вопрос о соотношении веры и знания, вещей и понятий о них (спор об Универсалиях)

Философия Нового времени (ХУI – ХIХ вв.)

На 1-ом этапе (ХУI – ХУII вв.) с появлением многих научных фактов, открытий разрабатываются методы познания. В результате возникают два направления в теории познания: эмпиризм, признающий чувственный опыт главным источником познания, и рационализм, признающий разум основой познания и поведения людей.

На 2 –ом этапе (ХУIIIв.) в эпоху Просвещения философы существенно конкретизировали проблемы, поставленные философией. Главным содержанием этого периода были критика устоев капиталистического общества, традиционного христианства и призыв к построению справедливого общества, основанного на политическом и юридическом равенстве.

На 3-ем этапе (конец XVIII – XIX вв.) – получившем название немецкойклассической философии, происходит систематизация всех философских знаний и формирование философских систем. Немецкая классическая философия стала апофеозом рационализма. Именно с нее начинается смещение акцентов с анализа природы на исследование человека, человеческого мира и истории. Впервые представители немецкой классики осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры. Немецкая классическая философия систематизировала основные знания человечества о природе, обществе, о процессе познания. Главный мировоззренческий принцип – рациоцентризм.

Современная философия (ХХ - …вв).

С конца XIX в. в противовес рационализму стала развиваться неклассическая философия, в которой в качестве первичной реальности на первый план выходит жизнь и существование человека. Эта философия иррациональна. Иррационализм (с латыни неразумный, бессознательный). Философское течение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума и признающее основой познания чувства, интуицию, инстинкт. Постклассическая философия объясняет картину мира как с идеалистических так и с материалистических неклассических позиций. И можно сказать, что постклассическая европейская философия ставит и решает антропологические проблемы

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных