ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Основные картины мираКартина мира – это совокупность знаний, дающих представления о процессах, которые происходят в природе, обществе и самом человеке. Первые картины мира формировались стихийно. Попытки систематизации знаний имели место уже в эпоху античности. Они носили ярко выраженный натуралистический характер, но отражали внутреннюю потребность человека познать целостный мир и самого себя. Религиозная картина мира представляет собой целостную систему взглядов об общих свойствах и закономерностях природы, возникающих в результате обобщения религиозного опыта людей. Она не существует как целостная система знаний, т.к. действует десятки и сотни различных религий. Каждой религии соответствует своя картина мира, но общим положением для всех является то, что они основаны на религиозной вере. Особенностями религиозной картины мира являются следующие: 1. Религиозные знания основаны на существовании сверхъестественного. Центральный пункт любой религиозной картины мира – образ Бога; 2. В учении о мире важнейшее место занимает вопрос о его создании и устройстве. Мир создан Богом и делится на естественный, где человек живет временно и сверхъестественный, где вечно обитают души людей; 3. Важнейшее место имеют представление о времени. История не циклична, не бессмысленна, она следует в определенном направлении, которое предопределено Богом; 4. В религиозных представлениях человек – существо греховное и всех людей ждет впереди Страшный суд. Одни обретут вечное блаженство в раю, а другие – вечные муки в аду. Вывод: религиозные представления невозможно ни доказать, ни опровергнуть, это знания – вера, они могут либо сосуществовать со светскими знаниями, либо конфликтовать с ними. Философская картина мира – это обобщенная, выраженная философскими понятиями и суждениями теоретическая модель бытия. Сущность этой картины состоит в следующих моментах: 1. Вселенная, т.е. наш материальный мир, есть часть природы, доступная нашему восприятию и пониманию; 2. Вселенная есть единое энергетическое целое. Энергия проявляется в физическом мире в виде вещества и поля; 3. Вселенная и все ее энергетические формы существуют единым всеобщим способом; 4. Движение происходит в формах пространства и времени. Пространство и время – это четырехмерный континуум: 5. Хаотические разрушительные процессы в природе преодолеваются через системность как способ самоорганизации материи. Системность мира – это то, что придает ему порядок, организует развитие и преодолевает хаос. Основными этапами самоорганизации материи являются: 1) атом – это элементарная система; 2) молекула – это система атомов; 3) кристаллы – это система неживого и живого вещества (клетки); 4) разум и человек – это биосоциальная система; 5) общество и цивилизация. 6. Появление разума и человека во Вселенной скорей всего не случайно. Таким образом, философское миропонимание выражает стремление человечества не просто накопить массу знаний, а осмыслить мир как единый и целостный организм. Научная картина мира включает в себя наиболее фундаментальные научные знания о природе, происхождении жизни и человека, проверенные и подтвержденные экспериментальными данными. Она начинает формироваться в XVI – XVII вв. и основывается на лидирующей области познания. Вплоть до начала ХХ в. в науке господствовала рационально-механистическая картина мира (Декарт, Ньютон). Мир в этой картине – это мир твердой материи, а человек в нем случайность, побочный продукт звездной эволюции. В ХХ в., с появлением теории относительности Эйнштейна возникло новое представление о мире, в основу которого был положен «антропный принцип». Согласно «антропному принципу», появление человеческого разума во Вселенной не случайно, а закономерно. Вселенная состоит из делимых атомов, которые являют собой сгустки поля, пространство и время тесно переплетены и образуют пространственно-временной континуум. На современном этапе развития ученые высказывают различные гипотезы о возникновении Вселенной: 1. Стационарного строения Вселенной. Сущность этой концепции сводится к тому, что Вселенная всегда пребывала в одном и том же состоянии, т.е. не имела «начала», но она не получила экспериментального подтверждения. Более того, были обнаружены факты, доказывающие, что в прошлом Вселенная пребывала в сверхгорячем и сверхплотном состоянии. 2. Пульсирующей Вселенной. Гипотеза пульсирующей Вселенной, согласно которой Вселенная напоминает «шарик», который то раздувается, то стягивается в точку, и процесс этот потенциально бесконечен. Очередное «стягивание в точку» - очередной «конец» нашего мира. Следовательно, наш мир обречен переживать свою «кончину» потенциально бесконечное число раз. Но эта гипотеза верна, если наша Вселенная «закрыта», для этого она должна быть в 10 раз плотнее, чем она есть. Отсюда следует, что Вселенная – «открыта» и ее расширение необходимо, т.е. эта гипотеза также не верна. 3. «Большого взрыва». Наиболее популярной является гипотеза «Большого взрыва», суть которой состоит в том, что Вселенная возникла 15 млрд. лет назад в результате взрыва физического вакуума. Вакуум стал расширяться и охлаждаться, вследствие чего возникли элементарные частицы, тела, звезды, планеты и человек. Биологическая эволюция началась около 4 млрд. лет назад. Примитивный человек возник несколько миллионов лет тому назад. Лишь последние 100 тыс. лет наши предки стали способны к членораздельной речи, мышлению, использованию орудий труда. Возраст цивилизации составляет около 20 тыс. лет. Таким образом, крайне специфические условия обеспечили возможность появления жизни и ее последующую эволюцию. Современная научная картина мира динамична, противоречива. Вывод: Содержание основных картин мира является результатом длительного и противоречивого познания людьми окружающего мира и самих себя. Они сосуществуют друг с другом, взаимодополняют друг друга. Человечество, вынужденное действовать по законам диалога и сотрудничества, стремится выработать единую картину мира.
См.Моисеева, 169
· 3.Методы философии Философия - особый, научно-теоретический тип мировоззрения Предметом философского знания является круг вопросов, которые изучает философия: · история философии - учение о зарождении и развитии философии · онтология-учение о бытии · гносеология-учение о познании · методология-учение о методах познания · аксиология - учение о ценностях · социальная философия-учение об обществе · философская антропология - философское учение о человеке Методы познания в философии - это способы, средства, с помощью которых осуществляются философские исследования: · догматизм - восприятие мира через призму догм · эклектика - произвольное соединение разрозненных фактов · софистика-искусство доказывать любые, даже неверные положения · герменевтика - правильное прочтение и истолкование смысла текстов · диалектика - метод научного познания, учение о развитии -через борьбу противоположностей -путем перехода количества в качество -через отрицание старого и возникновения нового с удержанием лучшего старого · метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно, статично, однозначно · формально-логический · прагматический · системный
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|