ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Здесь цигун рассматривается в Общепринятом сегодня в Китае смыйле, более широком, чем просто дыхательная гимнастика, как это представлено в тексте Вянь Чжнчжуна.Чжичжун Бянь "Даосская оздоровительная гимнастика"
ПРЕДИСЛОВИЕ Одним из бесспорных достижений многотысячелетней цивилизации Китая на сегодняшний день не только не утратившим своего значения, но, наоборот, только сейчас по достоинству начинающим получать признание во всем мире, являются традиционные китайские практики в области оздоровительных систем. В настоящее время в Китае насчитываются тысячи самых разнообразных методик направленных на лечение и профилактику заболеваний, укрепление здоровья человека. Придя к нам из глубины веков, а некоторые даже тысячелетий, они и сегодня, при современном уровне развития медицины, не теряют своей актуальности в значения. В школах и вузах учащиеся изучают и практически осваивают специальные курсы традиционных оздоровительных систем для укрепления своего здоровья и улучшения умственной деятельности. Студентам-медикам читаются обязательные курсы цигун-терапии, которую они могут использовать в качестве дополнительных (а иногда и Основных) лечебных средств и методов. Созданы специализированные медицинские лечебные и исследовательские - учреждения. В сотнях обществ лечебно-оздоровительного направления, от национального уровня до провинциального, сегодня занимаются многие миллионы простых китайцев, поправляя или укрепляя не только свое физическое здоровье, но закаляя тело и воспитывая дух. Как правило, основная масса этих систем относится к так называемому психофизическому тренингу, имеющему обобщенное название цигун. Психофизическому постольку, поскольку в отличие от систем европейской физической культуры, где основное внимание уделяется физическим нагрузкам, в восточных, и в частности китайских, системах работа с сознанием и психикой занимает не последнее, а иногда даже первое место в создании и укреплении здоровья.. Лечебное действие данных систем заключается, по представлению восточной медицины, в том, что благодаря определенным последовательным положениям тела, дыхательным упражнениям с концентрацией внимания, удается "регулировать энергетические потоки человеческого организма, восстанавливать нарушенную гармонию" и даже "накапливать энергию". Необходимо сказать, что термин «цигун» получил свое распространение в Китае только после 1949 года. До этого цигун называлось одно из многочисленных направлений в области регуляторно-оздоровительных систем. Начиная с этого же периода, в Китае была развернута систематическая работа по углубленному изучению и массовому освоению древних оздоровительных систем. В 1955 году впервые в истории Китая в Таншане был открыт специализированный центр цигуа (Таншаньский городской санаторий цигун). В 1957 году Шанхайская клиника цигун-терапии. Вслед за этим многие медицинские учреждения в различных районах Китая «талн открывать стационарные и амбулаторные отделения цигун-терапии. В период "культурной революции" планомерное исследование механизмов воздействия цигун на организм человека было приостановлено. Но в 70 годы они были возобновлены с еще большей интенсивностью, чем до "культурной революции". Цигун начали заниматься ~в клиниках, санаториях, учебных институтах, в Академии наук Китая. В1978 году Шанхайским институтом китайской медицины и Институтом ядерных исследований АН Китая были проведены эксперименты по изучению "внешней ци", в которых была задействована современная научная аппаратура. В результате экспериментов была доказана материальность ци. В 1981 году было создано Китайской научно-исследовательское общество цигун. Также образовано Всемирное академическое общество медицинского цигун, которое в 1996 году проводило в Пекине уже 3-ю Всемирную конференцию по медицинскому цигун. До 1949 года в Китае не существовало формального разделения между различными оздоровительными, боевыми и духовно-медитативными практиками. Как правило, «г» три составляющие входили в большинство систем в большей или меньшей степени. В боевых системах обязательно уделялось внимание и оздоровительной (укрепление физического здоровья, без которого невозможно полноценно противостоять противнику), и духовно-медитативной (состояние духа в поединке часто может определить его результат) стороне. Духовно-медитативные0 и оздоровительные практики включали в.себя и элементы боевых искусств, обеспечивающих возможность защитить себя в критической ситуация. G середины XX века традиционный цигун в зависимости от целей практики стал подразделяться на пять основных школ: даосскую, буддийскую, конфуцианскую, медицинскую и боевых, искусств ("цюань"). Даосская школа основной своей целью считает "укрепление как тела, так и духа". Она заключается в практике создания "пилюли бессмертия", или "бессмертного зародыша" в самом организме путем психофизического тренинга. Этот метод сохраняет свое традиционное название как "совершенствование тела и своей внутренней природы" через практику цигун, и созерцание внутренней природы (подчинение своего "Я" единому потоку "Дао", где "Дао" некая всеобщая Закономерность, Путь, Закон движения, развития; существования всех вещей и явлений во Вселенной). На основе идей бессмертия и следования Дао создано множество систем психофизического тренинга, которые формально могут и не относиться к цигун, но фактически в основе своей базируются на тех же принципах. К этому же направлению может быть отнесена и система, представленная в данной книге. Буддийское направление основой считает саморегуляцию сознания и психики, когда овей приводятся к "правильному", "истинному" видению мира и достигается способность полностью контролировать тело. Цель - в преодолении Кармы, достижении просветления и вхождении в состояние Будды. Конфуцианская школа делает упор на выработку правильного духа, воспитание "искренности" и совершенствование моральных качеств, т.е. практика цигун рассматривается здесь как инструмент достижения состояния умиротворения, стабильности и покоя. Для медицинской школы основной задачей является профилактика и лечение заболеваний, продление жизни. Делается акцент на важности тренировки её только тела, но и духа. "Укрепляй дух и будешь здоров". Секрет долголетия в единстве тела и духа. Школа боевых искусств имеет скорее прикладное значение, когда укрепление физического состояния, закалка духа необходима для противостоянияфизической и моральной агрессии извне. Системы практических упражнений трансформируются в боевое оружие воина, направленное на успешное единоборство с врагом и самооборону. Следует отметить, что описанная выше классификация школ цигун на сегодняшний день оказалась достаточно условной. Одной из причин этого можно считать то, что, как правило, цели лежащие в основе той или иной школы и определяющие ее направление достигались (могли достигаться) только на высших ступенях освоения этих систем. Основной же задачей освоения большинства этих систем на первых ступенях была, прежде всего, оздоровительно-профилактическая составляющая, т.е. необходимость добиться такого психофизиологического состояния ор>? ганизма, чтобы он в/в отвлекал занимающегося от достижения конечных, более высоких целей практики. Сегодня, ори массовом освоении цигун, в большинстве школ и направлений преобладает изучение именно первых оздоровительно-профилактических ступеней. Этим, в частности, можно объяснить. тот факт, что более распространенной оказалась классификация традиционных оздоровительных систем (цигун) по другому критерию. Они подразделяются на статические, динамические и статико-динамические. Статический цигуи - это выполнение некоторых статических поз (лежа; сидя, стоя). Динамический - использует методы движения тела и конечностей, статико-динамический представляет собой комбинацию статических поз и движения. Несмотря на большое разнообразие школ и направлений, существующих в области лечебно-оздоровительных практик, системы, аналогичные предлагаемой» давней книге, занимают особое место среди них. Их эффективность и значимость определяется хотя бы тем, что именно системы даосского направления выбирались и практиковались в императорских семьях для профилактики и оздоровления. Корна подобных систем берут свое начало из древних религиозных и магических практик и обрядов- Интенсивные движения, трансовые состояния вызывали у человека определенную положительную психофизиологическую реакцию. Он согревался, улучшалось настроение, иногда частично или полностью исчезали недуги и болезни. Методом естественного отбора накапливался опыт в создании того, что сегодня называется оздоровительными практиками или цигун. Человек постепенно осознавал, что с помощью некоторых определенных движений и положений тела можно добиваться запрограммированных физических результатов. Первые письменные упоминания о цигун встречаются уже на панцирях черепах - самом древнем памятнике китайской письменности, которому насчитывается более трех тысяч лет. Если же отсчитывать начало его развития по упоминаниям в древнекитайских, литературных источниках "Нейцзин", "Шаншу", "Луши" и т.п., то возраст цигун может быть определен и более чем в четыре-пять тысяч лет. В этих источниках говорится, что давным-давно в результате сильного наводнения людей постигли великие беды и несчастья. "У людей кровь останавливалась в венах, опухали ноги. Чтобы размять свои ноги люди прибегали к движению. Так они научились использовать движения с. пользой для себя и назвали их «большой танец»". То есть в Этих источниках зафиксированы первые случаи массового применения цигун. Особое развитие цигун получил в рамках даосской практики взращивания "внутренней пилюли" (ней дань). Считается, что основоположником этого направления является легендарный ученый и философ Лаоцзы, живший в VI веке до нашей эры. Первое упоминание термина "внутренняя пилюля*" встречается во времена династии Суй (VI век), когда наряду с даосской внешней алхимией взращивания "внешней пилюли" (вай дань), даосами начинает развиваться техника взращивания "внутренней пилюли", некоторого внутреннего аналога "внешней пилюли" в организме человека. "Внешняя пилюля" - она же "внешняя киноварь" ("золотая киноварь"), изготавливалась путем соединения так называемого киноварного песка (красный песок, сульфид ртути) со свинцом и серой, которые затем плавились, закаливались и из них извлекался желтый металл ("золото"). Далее на основе "золотой киновари" изготавливалось лекарство, которое принималось внутрь. Время развития техники взращивания "внешней киновари" определяется специалистами с начала третьего века до нашей эры и до конца эпохи Тан (907 год), когда она потерпела крупное поражение. Уже с начала правления династии Сун развитие этого направления, в классическом понимании, было практически прекращено в связи с негативными эффектами воздействия лекарств, получаемых на основе "внешней киновари". Так, в книге Чжао И "Двадцать две исторические записи" говорится, что нескрлько императоров танской династии умерли, отравившись принимаемым киноварным лекарством. Сегодня термин «внешняя пилюля» часто применяется по отношению к традиционным китайским лекарственным препаратам, создаваемым на основе минеральных и органических (растительных, животных) составляющих. Одновременно с техникой взращивания "внешней киновари" развивались и даосские техники взращивания "внутренней киновари", т.е. при помощи системы специально отобранных упражнений достигалась такая реакция организма на них; что излечивались болезни, омолаживался организм и, в какой-то мере, продлевалась жизнь. После снижения интереса к созданию эликсира бессмертия (взращиванию "внешней киновари"), подобные методики получили особое развитие. Как определяет это направление Вай Боян, люди путем специфических методов укрепления здоровья "взращивают и закаляют" свои "семя, ци и дух", в результат» чего «..организме прещшходят значительные изменения, приводящие к возникновению внутри человека не* коего чудодейственного средства, so своим функциям напоминающего то, к чему стремились древние алхимики. Это средство способствует укреплению здоровья, лечению болезней, позволяет продлевать жизнь и повышать умственные способности. В указанный период цигун стая пользоваться особым покровительством императорского двор», Были учреждены специальные должности придворных мастеров я докторе» массажа для лечения больных методами даоинь (прообраз современных китайских лечебно-оздровительных практик). Ко двору императоров призываются лучшие врачи и ученые-медики империи, последователи даосизма. Тайные даосские оздоровительные техники становятся, достоянием императорских семей, что еще больше окутывает их завесой секретности. На протяжении многих столетии системы цигун практиковались и развивались в рамках некоторых внутренних семейных или монастырских школ, часто закрытых, знания в которых передавались только от родителей к детям или особо доверенным ученикам. Передача знаний при этом осуществлялась, как правило, устно. В редких трудах по цигун, появлявшихся в то время, упражнения описывались очень схематично и, как правило, иносказательно, языком понятным только узкому кругу посвященных. Бели же отдельные, лучшие из лечебно-оздоровительных практик попадали в поле зрения императорских семей, то они становились еще более секретными к закрытыми. Поэтому многие из них были утеряны вместе со смертью последнего носителя знаний о них. Упражнения, представляемые в данной книге, были открыты общественности и получили распространение только в конце 70-х - начале 80-х годов этого столетия. До этого они, как и подобные им лечебно-оздоровительные практики даосского направления, на протяжении многих поколений практиковались за плотно закрытыми дверями. Правила запрещали раскрывать секреты непосвященным. Автор книги являлся последним из адептов традиций Хуашаньской Горной школы даосизма. Благодаря его решению эта страница древней истории Китая не оказалась безвозвратно утерянной. За короткий период своего общедоступного существования упражнения однозначно доказали свою уникальность и эффективность в качестве оздоровительно-профилактического средства. Как уже говорилось выше, в Китае существует месса направлений цигун. Причем еще более многочисленную и запутанную систему представляют собой разнообразные течения, существующие внутри этих направлений. Только широко распространенные комплексы и упражнения исчисляются тысячами. Однако в основе всех течений и направлений есть три важные составляющие, объединяющие все комплексы и упражнения цигун, в том числе представляемые в этой книге. Этими тремя составляющими занятий являются: регулирование тела, регулирование дыхания и регулирование сознания. Регулирование тела включает правильное выполнение движений в шести различных типах позиций: при ходьбе, стоя, сидя» лежа» видя на корточках и массаж. Регулирование дыхания означает его упорядочивание с помощью сознания, правильное выполнение вдоха-выдоха, глубокого выдоха, "дутья", придыхания и задержки дыхания. Под регулированием сознания понимается то, что при выполнении упражнений необходимо избавиться от. сумбурных мыслей, успокоить свой разум я постепенно погрузиться в состояние "пустоты" и "однонаправленного" мышления. Мысли концентрируются на некотором одном объекте. При освоении и выполнении представляемых ниже упражнений очень важным аспектом, обеспечивающим их высокую эффективность, является не только правильное следование описанным позам ("регулирование тела"), но и "регулирование сознания" или соблюдение принципа "заимствования Смысла**, то есть заимствование внутреннего содержания объекта подражания, самоидентификация с ним, с тем мифическим или реальным персонажем, образ которого воспроизводится в упражнении. Или, говоря другим языком, важно перевоплотиться, "войти в образ", который в том или ином комплексе является определяющим. В заключение необходимо сказать, что в основе понимания эффектов воздействия цигун на организм человека лежат те же принципы, что и в основе такой неотъемлемой части современной медицины, как рефлексотерапия (иглоукалывание, прижигание, точечный массаж, электроакупунктура), эффективность и обоснованность применения которой ни у кого не вызывает сомнения. Отсутствие на сегодняшний день строгой научной теории этих методов (рефлексотерапии) совершенно не ограничивает их широкое практическое использование. Кабинеты иглотерапии есть практически в каждой районной поликлинике. Того же можно пожелать и традиционным оздоровительным практикам Китая, одно из направлений которых представлено в этой книге. Здесь цигун рассматривается в Общепринятом сегодня в Китае смыйле, более широком, чем просто дыхательная гимнастика, как это представлено в тексте Вянь Чжнчжуна. ПРЕДИСЛОВИЕ К КИТАЙСКОМУ ИЗДАНИЮ Китай имеет одну из старейших цивилизаций в мире. Одним из ее аспектов является драгоценное культурное наследие в области оздоровительных систем. До недавнего прошлого исследования по оздоровительным системам ограничивались описанием и исследованием экстремальных достижений человеческого организма, различных школ бокса (боевых искусств), общеукрепляющих упражнений и цигун (дыхательные упражнения). Очень немного работ появлялось по упражнениям и теориям даосизма и против них в обществе существовало определенное предубеждение. Вянь Чжичжун, долгое время желавший поставить даосские оздоровительные системы на службу людям, решил нарушить заповедь древних даосов: "Не передавать знания ни родителям, ни детям", и опубликовал упражнения для здоровья и долголетия - тайное наследие Вееистинного ответвления Хуашаньской Горной школы даосизма. Даосские оздоровительные упражнения действительно являются исключительно полезными для здоровья человека. На сегодняшний день наша наука достаточно искушена по многим вопросам; однако существуют направления, в частности по исследованиям здоровья человека, по которым знания и опыт древних превосходят современные достижения. "Движение - это жизнь" - было руководством для тысяч и тысяч людей при лечении болезней, профилактики здоровья и долгой жизни. Однако из-за различий в возрасте, физическом развитии, жизненных привычках, питании, гигиены и условий работы очень немногие люди могут правильно выбрать для себя подходящие системы упражнений. Многие понимают выражение "движение -жизнь" как необходимость расходования излишков энергии в форме различных движений (таких, как бег на длинные дистанции, длительные прогулки, физический труд и т.п.). Это не совсем так. Если методики упражнений выбраны неверно, то они или чрезмерный физический труд могут подорвать здоровье, приблизить старость и даже смерть. Некоторые люди с избыточным весом пытаются уменьшить его повышенными нагрузками при выполнении упражнений и физическим трудом. Этим можно добиться определенных результатов, но только на короткое время. Однако при таких подходах некоторые внутренние органы, в частности серков, испытывают значительные перегрузки, и их живие-деятельность может быть нарушена. Кроме этого, после прекращения занятий упражнениями, вес снова будет набираться, особенно у работников умственного труда. Чрезмерные нагрузки при выполнении упражнений особенно опасны для пожилых людей. Многие пытаются сбросить вес при помощи разнообразных диет. Подобные методы также не сказываются лучшим образом на здоровье. Недостаток пищи может оказывать в различной степени вредное влияние на многие внутренние органы. Поэтому человеку необходимы упражнения, которые были бы полезны независимо '0т перечисленных выше факторов. Такими упражнениями и являются упражнения, которые пропагандирует Вянь Чжичжун. Упражнения для сохранения здоровья и долголетия вобрали в себя огромный опыт предыдущих поколений, накопленный за многие столетия, практику и теорию традиционной китайской медицины, современные знания о человеке. В зависимости от состояния организма и выбранных для выполнения комплексов, эти упражнения могут стимулировать половую функцию, увеличивать секрецию гормонов, стимулировать циркуляцию энергии по главным.и дополнительным каналам, восстанавливать баланс Инь (земная энергия) и Ян (небесная энергия) с целью уменьшения веса, сохранения грациозности тела, восстановления нежности и мягкости кожи, сохранения здоровья и продления жизни. Упражнения делятся на три ступени (высшая, средняя и низшая), легки в научении и удобны для всех независимо от возраста, пола я физического состояния. Уровень нагрузок при выполнении упражнений может - контролировать сам занимающийся. Многие люди как в Китае, так и за его пределами занимаются ими и эта практика уже доказала их эффективность. Медики, ознакомленные с упражнениями дат сохранения здоровья и долголетия (УСЗД), считают, что эти упражнения являются уникальным средством укрепления здоровья и заслуживают самого широкого распространения. После того как они были опубликованы» многие читатели дали им высокую оценку и подтвердили, что, занимаясь ими даже по 10-15 минут в день, можно получить прекрасные результаты. Некоторые из них занимались упражнениями не более 3-5 минут и, тем не менее, также достигли положительных эффектов. Кроме того, любой может выбрать для занятий одну, две, три или больше частей этих упражнений в зависимости от необходимости. Прочитав статью о первой части упражнений ("Возвращение весны") один иностранный китаец последовал инструкциям, описанным в ней, и выполнял упражнения от 3 до 5 минут в день. Он написал Бянь Чжичжуиу: "После выполнения Ваших упражнений я как будто родился заново". Девушка, живущая вдали от Пекина, прочитала об упражнениях в журнале в стала выполнять часть из них. Она комментирует: "Легенды говорят» что "пилюли бессмертия" могут привести в чувство мертвого. Я говорю, что УСЗД лучше, чем "пилюли бессмертия". И те» кто ими будет заниматься, поддержат меня". Я цитирую этих двух, людей не для того, чтобы добавить таинственного ореола вокруг этих древних упражнений. Их слова действительно отражают эффективность упражнений. Из-за своей уникальной силы ТСЗД были тщательно охраняемым секретом Хуашаньских горных даосов. Хуашаньские даосы передавали их из поколения а, поколение, а позже упражнения стали тайным сокровищем императорских семей. В течение последних 40 лет Бянь Чжичжун изучал и занимался этими упражнениями. Он никогда и никого ими не обучал и не делал их общественным достоянием до тех пор, пока четыре года назад не опубликовал статью об отдельных частях этих упражнений. Некоторые люди по публикациям освоили их и в итоге получили отличные результаты. Упражнения привлекли внимание также медиков и ученых за пределами Китая. Зарубежные газеты и журналы перепечатали статью о них. Они растиражировали ее в миллионах экземплярах. По просьбам зрителей телевидение неоднократно демонстрировало интервью с Бянь Чжичжуномш еще шире пропагандировало упражнения. За три года Бянь Чжичжун получил множество писем, как из Китая, так к из-за границы. В них «сдержались многочисленные просьбы опубликовать упражнения в виде брошюр, ответить на возникающие вопросы, предложения о проведении семинаров, благодарности Вянь Чжичжуну за такое прекрасное средство укрепления здоровья. Всемирно известный американский биолог китайского происхождения М.К.Ню часто встречался с Бянь Чжичжуном для обсуждения принципов упражнений. Профессор Ню проявляет большой интерес к культурному наследию древнего Китая. Он сам изучил упражнения и глубоко верит в них. Он считает, что распространение этих упражнений имеет огромное значение для продления человеческой жизни, о чем свидетельствует такая запись на китайском и английском языках:. "Надеюсь, что у Вас будет все хорошо, и, пожалуйста, заботьтесь о своем здоровье. Нет,ничего более важного, чем наслаждаться жизнью и помогать людям. Убежден, что Ваши упражнения для сохранения здоровья и долголетия сделают жизнь людей более счастливой". В ответ на прекрасные пожелания профессора Ню и многочисленных читателей Бянь Чжичжун подготовки своя упражнения в пригодной для публикации форме. Мы верим, что они будут полезны китайской нации, китайцам, живущим за рубежом, и всему человечеству а целом. Это драгоценное культурное наследие ваших предков несомненно принесет свои плоды, распространится т навсегда останется с нами. Фан Чжилон Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|