Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Международная торговля товарами и услугами




Мировой рынок товаров и услуг представляет собой систему экономических отношений в сфере обмена, которая складывается между субъектами (государствами, предприятиями, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность, финансовыми институтами, региональными блоками и т.д.) по поводу купли-продажи товаров и услуг, т.е. объектов мирового рынка.

Как целостная система мировой рынок сложился к концу XIX века одновременно с завершением формирования мирового хозяйства.

Мировой рынок товаров и услуг имеет свои особенности. Главное состоит в том, что сделки по купле-продаже товаров и услуг совершаются резидентами различных государств; товары и услуги, перемещаясь от производителя к потребителю, пересекают границы суверенных государств. Последние, реализуя свою внешнеэкономическую (внешнеторговую) политику, с помощью различных инструментов (таможенных пошлин, количественных ограничений, требований соответствия товаров тем или иным стандартам и т.п.) оказывают существенное влияние на товарные потоки как с точки зрения географической направленности, так и отраслевой принадлежности, интенсивности.

Регулирование движения товаров на мировом рынке осуществляется не только на уровне отдельных государств, но и на линии межгосударственных институтов – Всемирной торговой организации (ВТО), Европейского Союза, Североамериканского Соглашения о свободной торговле и др.

Все страны-члены Всемирной торговой организации (на 24.08.2012 их насчитывалось 157, Россия стала 156-й) принимают обязательство по выполнению 29 основных соглашений и юридических инструментов, объединенных термином «многосторонние торговые соглашения», охватывающих свыше 90% всей мировой торговли товарами и услугами.

Основополагающими принципами и правилами ВТО являются:

· предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле на недискриминационной основе;

· взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения;

· регулирование торговли преимущественно тарифными методами;

· отказ от использования количественных ограничений;

· транспарентность торговой политики;

· разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров.

Международная торговля влияет на состояние национальной экономики, выполняя следующие задачи:

1. Восполнение недостающих элементов национального производства, которое делает «потребительскую корзину» экономических агентов национальной экономики более разнообразной;

2. Трансформация натурально-вещественной структуры ВВП вследствие способности внешних факторов производства видоизменять и разнообразить эту структуру;

3. Эффектообразующая функция, т.е. способность внешних факторов влиять на рост эффективности национального производства, максимизацию национального дохода при единовременном сокращении общественно необходимых затрат на его производство.

Внешнеторговые операции купли-продажи товаров являются наиболее распространенными и традиционными для международной торговли.

Сделки купли-продажи товаров подразделяют на следующие:

· экспортные;

· импортные;

· реэкспортные;

· реимпортные;

· встречной торговли.

Экспортные операции предполагают продажу и вывоз за границу товаров для передачи их в собственность иностранному контрагенту.

Импортные операции – закупка и ввоз иностранных товаров для последующей реализации их на внутреннем рынке своей страны или потребления предприятием-импортером.

Реэкспортные и реимпортные операции являются разновидностью экспортно-импортных.

Реэкспортная операция – это вывоз за границу ранее ввезенного товара, не подвергшегося в реэкспортирующей стране какой-либо переработке. Такие сделки чаще всего встречаются при продаже товаров на аукционах и товарных биржах. Они используются и при осуществлении крупных проектов с участием иностранных фирм, когда закупка отдельных видов материалов и оборудования осуществляется в третьих странах. При этом, как правило, товары отправляются в страну реализации без завоза продукции в страну реэкспорта. Достаточно часто операции реэкспорта используются с целью получения прибыли за счет разницы цен на один и тот же товар на различных рынках. В этом случае также не производится завоз товара в реэкспортирующую страну.

Значительное количество реэкспортных операций проводится на территории свободных экономических зон. Ввозимые в свободные экономические зоны товары не облагаются таможенными пошлинами и освобождаются при вывозе для реэкспорта от всяких пошлин, сборов и налогов на импорт, с обращения или производства. Таможенная пошлина уплачивается только в случае, когда товары перемещаются через таможенную границу внутрь страны.

Реимпортные операции предполагают ввоз из-за границы ранее вывезенных отечественных товаров, не подвергшихся там переработке. Это могут быть товары, не проданные на аукционе, возвращенные с консигнационного склада, забракованные покупателем и др.

В последние десятилетия продолжают активно развиваться качественно новые процессы в организации и технике осуществления международных торговых операций. Одним из таких процессов явилось широкое распространение встречной торговли.

В основе встречной торговли лежит заключение встречных сделок, которые взаимоувязывают экспортные и импортные операции. Непременным условием встречных сделок является обязательство экспортера принять в качестве оплаты своей продукции (на полную ее стоимость или ее часть) определенные товары покупателя или организовать их приобретение третьей стороной.

Существуют следующие формы встречной торговли: бартер, встречные закупки, прямая компенсация.

Бартер – это натуральный, без использования финансовых расчетов, обмен определенного товара на другой.

По условиям встречных закупок продавец поставляет покупателю товар на обычных коммерческих условиях и одновременно берет на себя обязательство закупить у него встречный товар в размере определенного процента от суммы основного контракта. Следовательно, встречная закупка предусматривает заключение двух юридически самостоятельных, но фактически взаимосвязанных сделок купли-продажи. В этом случае в первичный контракт включается пункт об обязательствах закупки и ответственность в случае неисполнения закупки.

Прямая компенсация предполагает взаимную поставку товаров на основе одного контракта купли-продажи либо на основе контракта купли-продажи и прилагаемых к нему соглашений о встречных или авансовых закупках. Эти сделки имеют согласованный механизм финансовых расчетов при наличии товарных и финансовых потоков в каждом направлении. Как и бартерные сделки, они содержат обязательство экспортера закупить товары у импортера. Однако при компенсации, в отличие от бартера, поставки оплачиваются независимо друг от друга. При этом финансовые расчеты между сторонами могут осуществляться как путем перевода иностранной валюты, так и урегулированием взаимных клиринговых претензий.

На практике основным стимулом заключения большинства компенсационных сделок является стремление избежать перевода иностранной валюты. Для этого используется клиринговая форма расчета, при которой после отправления товара экспортером его платежные требования вносятся на клиринговый счет в стране импортера, а затем удовлетворяются посредством встречной поставки.

Для анализа динамики международной торговли товарами используются показатели стоимостного и физического объема внешней торговли. Стоимостный объем внешней торговли исчисляется за определенный период времени в текущих ценах анализируемых лет с использованием текущих валютных курсов. Фактический объем внешней торговли исчисляется в постоянных ценах и позволяет производить необходимые сопоставления и определять ее реальную динамику.

Наряду с международной торговлей товарами широко развита и торговля услугами. Международная торговля товарами и торговля услугами тесно связаны между собой. При поставках за рубеж товаров оказывается все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров. Многие виды услуг, поступающих в международный оборот, включаются в экспорт и импорт товаров. В то же время международная торговля услугами имеет некоторые особенности по сравнению с традиционной товарной торговлей.

Основное отличие состоит в том, что услуги обычно не имеют овеществленной формы, хотя ряд услуг приобретает ее, например: в виде магнитных носителей для компьютерных программ, различной документации, отпечатанной на бумаге. Однако с развитием и распространением Internet существенно снижается необходимость использования для услуг материальной оболочки.

Услуги в отличие от товаров производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. В связи с этим зачастую требуется присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране производства услуг.

Понятие «услуга» включает в себя комплекс многообразных видов экономической деятельности человека, обусловливая существование различных вариантов классификаций услуг.

Международной практикой определены следующие 12 секторов услуг, которые, в свою очередь, включают в себя 155 подсекторов:

1. коммерческие услуги;

2. услуги почт и связи;

3. строительные работы и сооружения;

4. торговые услуги;

5. услуги в сфере образования;

6. услуги по охране окружающей среды;

7. услуги в области финансового посредничества;

8. услуги в области здравоохранения и социальной области;

9. услуги, связанные с туризмом;

10. услуги по организации отдыха, культурных и спортивных мероприятий;

11. услуги транспорта;

12. прочие, никуда не включенные услуги.

В системе национальных счетов услуги подразделяются на потребительские (туризм, гостиничные услуги), социальные (образование, медицина), производственные (инжиниринг, консалтинг, финансовые и кредитные услуги), распределительные (торговые, транспортные, фрахтовые).

ВТО концентрирует внимание на взаимоотношениях производителя и потребителя услуг, выделяя четыре вида сделок в международной торговле услугами:

А. С территории одной страны на территорию другой страны (трансграничная поставка услуги). Например, пересылка в другую страну информационных данных по телекоммуникационным сетям.

Б. Потребление услуги на территории другой страны (потребление за рубежом) предполагает необходимость перемещения покупателя (потребителя) услуги в другую страну с целью получения (потребления) там услуги, например, когда турист отправляется в другую страну для отдыха.

В. Поставка посредством коммерческого присутствия на территории другой страны (коммерческое присутствие) означает необходимость движения в другую страну факторов производства для оказания услуг на территории этой страны. Это означает, что иностранный производитель услуг должен осуществить инвестиции в экономику страны, создать там юридическое лицо с целью оказания услуг. Речь идет, к примеру, о создании или участии в создании банков, финансовых или страховых компаний на территории другой страны.

Г. Поставка посредством временного присутствия физических лиц на территории другой страны означает, что физическое лицо перемещается в другую страну с целью оказания услуг на ее территории. Примером могут служить услуги, оказываемые юристом или консультантом.

В условиях высокой степени насыщения мирового рынка товарами и ужесточения на нем конкуренции важное значение приобретают услуги, оказываемые сектору бизнеса, например, инжиниринг, консалтинг, франчайзинг и др. Большой экспортный потенциал имеют туризм, здравоохранение, образование, культура и искусство.

Кратко охарактеризуем некоторые из видов услуг.

Инжиниринг представляет собой инженерно-консультационные услуги по созданию предприятий и объектов.

Всю совокупность услуг инжиниринга можно разделить на две группы: во-первых, услуги, связанные с подготовкой производственного процесса и, во-вторых, услуги по обеспечению нормального хода процесса производства и реализации продукции. В состав первой группы входят предпроектные услуги (разведка ископаемых, изучение рынка и т.п.), проектные (составление генерального плана, оценка стоимости проекта и т.д.) и послепроектные услуги (надзор и инспекция за осуществлением работ, подготовка персонала и др.). В состав второй группы входят услуги по управлению и организации производственного процесса, осмотру и испытанию оборудования, эксплуатации объекта и т.п.

Консалтинг – это процесс предоставления клиенту необходимых для осуществления профессиональной деятельности особых знаний, навыков и опыта.

Консалтинговые услуги могут рассматриваться с точки зрения предмета консультирования и классифицироваться в зависимости от разделов менеджмента: общий менеджмент, финансовый менеджмент и др. Исходя из метода консультирования, к примеру, выделяются экспертное и обучающее консультирование.

Услуги консультантов предназначены для использования руководством компаний, т.е. лицами, принимающими решения и имеющими отношение к деятельности организации в целом. Привлекая консультанта, клиент ожидает получить от него помощь при развитии или реорганизации бизнеса, экспертные заключения в отношении каких-то решений или ситуаций, наконец, просто поучиться или перенять у него определенные профессиональные навыки. Иначе говоря, консультантов приглашают для того чтобы снять неопределенность, возникающую на разных стадиях процесса подготовки, принятия и реализации ответственных решений.

Франчайзинг – система передачи или продажи лицензий на технологию и товарный знак. Этот вид услуги характеризуется тем, что франчайзер передает не только исключительные права, основанные на лицензионном соглашении, на занятие предпринимательской деятельностью, но и охватывает помощь в обучении, маркетинге, управлении в обмен на финансовую компенсацию от франчайзиата. Франчайзинг как бизнес предполагает, что, с одной его стороны, стоит фирма, известная на рынке и имеющая высокий имидж, а с другой – гражданин, мелкий предприниматель, маленькая фирма.

Аренда – форма хозяйствования, при которой на основе договора между арендодателем и арендатором последнему передаются в срочное возмездное владение и пользование различные объекты, необходимые для самостоятельного ведения хозяйства.

Предметами аренды могут быть земля и иное движимое имущество, машины, оборудование, разнообразные товары длительного пользования.

Широкое распространение в международной коммерческой практике приобрела долгосрочная аренда, названная лизингом.

Для лизинговой операции наиболее типична следующая схема. Арендодатель заключает арендный контракт с арендатором и подписывает с производителем оборудования контракт купли-продажи. Производитель передает арендатору предмет аренды. Лизинговая компания за свой счет или посредством полученного в банке кредита расплачивается с производителем и погашает кредит из арендных платежей.

Существуют две формы лизинга: оперативный и финансовый. Оперативный лизинг предусматривает аренду оборудования в течение срока, который короче амортизационного периода. В этом случае машины и оборудование являются предметом ряда последовательно заключаемых краткосрочных арендных соглашений и полная амортизация оборудования наступает в результате последовательного его использования несколькими арендаторами.

Финансовый лизинг предусматривает выплату в течение периода своего действия сумм, покрывающих полную стоимость оборудования, а также прибыль лизингодателя. В этом случае арендуемое оборудование не может неоднократно выступать предметом арендных соглашений, поскольку срок аренды обычно устанавливается исходя из нормального срока его эффективной службы. Такая арендная операция во многом напоминает обычную внешнеторговую сделку купли-продажи, но на специфических условиях, схожих с формами товарного кредитования.

Туристические услуги – широко распространенный в современных условиях вид деятельности. Международный туризм охватывает категорию лиц, выезжающих за границу и не занимающихся там оплачиваемой деятельностью.

Туризм может классифицироваться по различным признакам:

ü цель: маршрутно-познавательный, спортивно-оздоровительный, курортный, самодеятельный, фестивальный, охотничий, шоп-туризм, религиозный и др.;

ü форма участия: индивидуальный, групповой, семейный;

ü география: межконтинентальный, международный, региональный, по сезонности – активный туристический сезон, межсезон, несезон.

Отдельная группа сделок по купле-продаже услуг представляет операции по обслуживанию товарооборота. К ним относятся операции:

ü по международным перевозкам грузов;

ü по экспедированию грузов;

ü по страхованию грузов;

ü по хранению грузов;

ü по международным расчетам и т.д.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных