Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Поиск, накопление и обработка научной информации




Практическая работа 2

ПОИСК, СБОР, ФИКСАЦИЯ, ОБРАБОТКА И ХРАНЕНИЕ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Цель работы – Приобретение опыта, навыков и умения накапливать и правильно обрабатывать полученную информацию по тематике диссертации.

Поиск, накопление и обработка научной информации

 

Поиск, накопление и обработка научной информации проводятся на основе изучения периодических изданий органов Государственной системы научно-технической информации (ГСНТИ) и Международной системы научной и технической информации (МСНТИ), библиотечных каталогов, а также с помощью информационно-поисковых систем и информационных сетей.

Основной принцип функционирования ГСНТИ - централизованная одноразовая обработка мирового информационного потока документов в области науки и техники федеральными органами НТИ и научно-техническими библиотеками и многократное использование потреби­телями информации из федеральных фондов через сеть информацион­ных организаций в отраслях и регионах.

В состав ГСНТИ входят федеральные органы научно-техни­ческой информации (НТИ) и научно-технические, библиотеки, отрасле­вые органы НТИ, региональные центры НТИ.

Основной продукцией крупнейших центров НТИ и одновременно основой информационных ресурсов всей системы органов НТИ явля­ются вторичные информационные издания: реферативные журналы, библиографические указатели, экспресс-информация, сигнальная ин­формация, обзорно-аналитическая информация. Всего выпускается около 400 реферативных и библиографических изданий. Ряд этих изда­ний формируется в электронной форме.

Библиотечная сеть России насчитывает около 150 тысяч библио­тек и включает, например:

- систему научно-технических библиотек и справочно-информационных фондов, которая входит в состав Российской ГСНТИ;

- информационно-библиотечную систему Российской академии наук (РАН);

- библиотечную сеть высших учебных заведений России.

Информационные ресурсы российских библиотек организованы на основе сочетания двух главных принципов: отраслевого и территори­ального. Практически каждая отрасль знаний имеет основное, цен­тральное книгохранилище на федеральном уровне. Наряду с этим на каждом территориальном уровне есть центральная универсальная об­щедоступная библиотека.

Самые значительные базы данных сформированы в ИНИОН (бо­лее 2 млн. записей), РНБ (около 2 млн. записей), РГБ (более 1 млн. за­писей), ГПНТБ России (более 1 млн. записей, из них «Сводный каталог научно-технической литературы» - около 480 тыс. записей), ЦНСХБ (750 тыс. записей).

Архивный фонд Российской Федерации в соответствии с формой собственности на документы состоит из государственной и негосудар­ственной частей.

В непосредственном ведении Росархива находится свыше 193 млн. ед. хр. документов, находящихся в федеральных архивах, а также в государственных и муниципальных архивах субъектов Россий­ской Федерации. Этот объём в среднем ежегодно увеличивается на 1,6 млн. ед. хр., в основном за счёт приёма документов от более 119 тыс. учреждений, организаций и предприятий государственной и негосудар­ственной форм собственности, являющихся источниками комплектова­ния государственных и муниципальных архивов.

С составом и содержанием хранящихся в архивах документов можно ознакомиться с помощью справочников о фондах. Ежегодно в России издаётся 10- 12 таких справочников.

В настоящее время особое значение приобрели информационные системы, в том числе и автоматизированные, позволяющие в достаточно короткое время осуществить поиск необходимой информации, провести её анализ и систематизацию. Важным достоинством информационных систем является возможность хранения большого объёма информации и оперативное её извлечение с целью дальнейшего использования.

Автоматизированная информационная система (АИС) использу­ет компьютер, включенный в локальную сеть предприятия или в гло­бальную сеть Internet.

Применительно к проведению научных исследований и реализа­ции их результатов на практике по целевому назначению АИС можно классифицировать следующим образом [3]:

- административные (management information system - MIS), це­лью которых является сбор и обработка всех данных, необходимых для планирования, обслуживания, проверки, оценки и управления деятель­ностью организации;

- информационные системы руководителей (ИСР, или executive information system - EIS) для обеспечения руководителей и менеджеров простым и понятным доступом к информации, нужной им для выра­ботки стратегических планов, отслеживания деловой и экономической активности, выделения проблем и возможностей, принятия решений;

- склады данных (data warehouses) - база данных, хранящая всю информацию, касающуюся деятельности компании. Все прикладные программы компании могут обращаться к ней с различными запросами. Основу информационных ресурсов предприятий и организаций отрас­лей материального производства составляют электронные массивы ин­формации (банки и базы данных, вспомогательные информационные файлы управленческого и технологического назначения и т.д.) и тради­ционные справочно-информапионные фонды;

- системы автоматизированного проектирования (САПР, или CAD/CAE - computer assisted design/engeneering);

- системы поддержки решений (СПР, или decision support systems - DSS) позволяют пользователю изучать альтернативы, зада­вать вопросы типа «что будет, если...», оперировать изменяющимися условиями и принимать решения в непредвиденных ситуациях. Чтобы облегчить применение моделей, СПР очень часто посвящаются узкой предметной области;

- экспертные системы (ЭС, или expert system - ES) содержат знания и опыт одного или более специалистов в определённой пред­метной области. Экспертная система направляет процесс поиска реше­ния, выдаёт обоснованные решения и гарантирует применение сущест­венных для предметной области критериев качества решения. ЭС, кро­ме базы данных, содержит базу знаний (фактов и правил логического вывода), которая моделирует познания эксперта в какой-то предметной области. Чаще всего такие системы применяются для того, чтобы «расширить» сферу деятельности ведущих специалистов фирмы или «привлечь» эксперта со стороны;

- системы конечного пользователя (СКП, или end user system - EUS) разрабатываются пользователями, чтобы удовлетворить свои соб­ственные нужды в поиске и обработке информации, разработке прило­жений. Они обычно состоят из персонального компьютера и набора инструментальных средств типа СПР.

Разрабатываются также интеллектуальные системы - информа­ционные комплексы, оснащенные искусственным интеллектом (ИИ). Они могут быть полного и неполного информационного цикла, т.е. мо­гут творить новое состояние объекта, а могут выполнять и усечённые функции - связи, обработки знаний и т.д. Существует понятие о твор­ческих системах. Примером творческой системы может служить пер­спективный алгоритм решения изобретательских задач, о котором под­робнее рассказано в п. 4.3.

Накопление, хранение и обмен данными между пользователями может осуществляться с помощью компьютерных сетей.

В зависимости от территориального расположения абонентских систем компьютерные сети можно разделить на три основные класса [4-6]:

1) глобальные сети (WAN-Wide Area Network);

2) региональные сети (MAN-Metropolitan Area Network);

3) локальные сети (LAN-Local Area Network).

Глобальная компьютерная сеть объединяет абонентов, располо­женных в различных странах, на различных континентах.

Региональная компьютерная сеть связывает абонентов, располо­женных на значительном расстоянии друг от друга. Она может вклю­чать абонентов внутри большого города, экономического региона, от­дельной страны.

Локальная компьютерная объединяет абонентов, расположенных в пределах небольшой территории.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных