ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Поиск, накопление и обработка научной информацииПрактическая работа 2 ПОИСК, СБОР, ФИКСАЦИЯ, ОБРАБОТКА И ХРАНЕНИЕ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ Цель работы – Приобретение опыта, навыков и умения накапливать и правильно обрабатывать полученную информацию по тематике диссертации. Поиск, накопление и обработка научной информации
Поиск, накопление и обработка научной информации проводятся на основе изучения периодических изданий органов Государственной системы научно-технической информации (ГСНТИ) и Международной системы научной и технической информации (МСНТИ), библиотечных каталогов, а также с помощью информационно-поисковых систем и информационных сетей. Основной принцип функционирования ГСНТИ - централизованная одноразовая обработка мирового информационного потока документов в области науки и техники федеральными органами НТИ и научно-техническими библиотеками и многократное использование потребителями информации из федеральных фондов через сеть информационных организаций в отраслях и регионах. В состав ГСНТИ входят федеральные органы научно-технической информации (НТИ) и научно-технические, библиотеки, отраслевые органы НТИ, региональные центры НТИ. Основной продукцией крупнейших центров НТИ и одновременно основой информационных ресурсов всей системы органов НТИ являются вторичные информационные издания: реферативные журналы, библиографические указатели, экспресс-информация, сигнальная информация, обзорно-аналитическая информация. Всего выпускается около 400 реферативных и библиографических изданий. Ряд этих изданий формируется в электронной форме. Библиотечная сеть России насчитывает около 150 тысяч библиотек и включает, например: - систему научно-технических библиотек и справочно-информационных фондов, которая входит в состав Российской ГСНТИ; - информационно-библиотечную систему Российской академии наук (РАН); - библиотечную сеть высших учебных заведений России. Информационные ресурсы российских библиотек организованы на основе сочетания двух главных принципов: отраслевого и территориального. Практически каждая отрасль знаний имеет основное, центральное книгохранилище на федеральном уровне. Наряду с этим на каждом территориальном уровне есть центральная универсальная общедоступная библиотека. Самые значительные базы данных сформированы в ИНИОН (более 2 млн. записей), РНБ (около 2 млн. записей), РГБ (более 1 млн. записей), ГПНТБ России (более 1 млн. записей, из них «Сводный каталог научно-технической литературы» - около 480 тыс. записей), ЦНСХБ (750 тыс. записей). Архивный фонд Российской Федерации в соответствии с формой собственности на документы состоит из государственной и негосударственной частей. В непосредственном ведении Росархива находится свыше 193 млн. ед. хр. документов, находящихся в федеральных архивах, а также в государственных и муниципальных архивах субъектов Российской Федерации. Этот объём в среднем ежегодно увеличивается на 1,6 млн. ед. хр., в основном за счёт приёма документов от более 119 тыс. учреждений, организаций и предприятий государственной и негосударственной форм собственности, являющихся источниками комплектования государственных и муниципальных архивов. С составом и содержанием хранящихся в архивах документов можно ознакомиться с помощью справочников о фондах. Ежегодно в России издаётся 10- 12 таких справочников. В настоящее время особое значение приобрели информационные системы, в том числе и автоматизированные, позволяющие в достаточно короткое время осуществить поиск необходимой информации, провести её анализ и систематизацию. Важным достоинством информационных систем является возможность хранения большого объёма информации и оперативное её извлечение с целью дальнейшего использования. Автоматизированная информационная система (АИС) использует компьютер, включенный в локальную сеть предприятия или в глобальную сеть Internet. Применительно к проведению научных исследований и реализации их результатов на практике по целевому назначению АИС можно классифицировать следующим образом [3]: - административные (management information system - MIS), целью которых является сбор и обработка всех данных, необходимых для планирования, обслуживания, проверки, оценки и управления деятельностью организации; - информационные системы руководителей (ИСР, или executive information system - EIS) для обеспечения руководителей и менеджеров простым и понятным доступом к информации, нужной им для выработки стратегических планов, отслеживания деловой и экономической активности, выделения проблем и возможностей, принятия решений; - склады данных (data warehouses) - база данных, хранящая всю информацию, касающуюся деятельности компании. Все прикладные программы компании могут обращаться к ней с различными запросами. Основу информационных ресурсов предприятий и организаций отраслей материального производства составляют электронные массивы информации (банки и базы данных, вспомогательные информационные файлы управленческого и технологического назначения и т.д.) и традиционные справочно-информапионные фонды; - системы автоматизированного проектирования (САПР, или CAD/CAE - computer assisted design/engeneering); - системы поддержки решений (СПР, или decision support systems - DSS) позволяют пользователю изучать альтернативы, задавать вопросы типа «что будет, если...», оперировать изменяющимися условиями и принимать решения в непредвиденных ситуациях. Чтобы облегчить применение моделей, СПР очень часто посвящаются узкой предметной области; - экспертные системы (ЭС, или expert system - ES) содержат знания и опыт одного или более специалистов в определённой предметной области. Экспертная система направляет процесс поиска решения, выдаёт обоснованные решения и гарантирует применение существенных для предметной области критериев качества решения. ЭС, кроме базы данных, содержит базу знаний (фактов и правил логического вывода), которая моделирует познания эксперта в какой-то предметной области. Чаще всего такие системы применяются для того, чтобы «расширить» сферу деятельности ведущих специалистов фирмы или «привлечь» эксперта со стороны; - системы конечного пользователя (СКП, или end user system - EUS) разрабатываются пользователями, чтобы удовлетворить свои собственные нужды в поиске и обработке информации, разработке приложений. Они обычно состоят из персонального компьютера и набора инструментальных средств типа СПР. Разрабатываются также интеллектуальные системы - информационные комплексы, оснащенные искусственным интеллектом (ИИ). Они могут быть полного и неполного информационного цикла, т.е. могут творить новое состояние объекта, а могут выполнять и усечённые функции - связи, обработки знаний и т.д. Существует понятие о творческих системах. Примером творческой системы может служить перспективный алгоритм решения изобретательских задач, о котором подробнее рассказано в п. 4.3. Накопление, хранение и обмен данными между пользователями может осуществляться с помощью компьютерных сетей. В зависимости от территориального расположения абонентских систем компьютерные сети можно разделить на три основные класса [4-6]: 1) глобальные сети (WAN-Wide Area Network); 2) региональные сети (MAN-Metropolitan Area Network); 3) локальные сети (LAN-Local Area Network). Глобальная компьютерная сеть объединяет абонентов, расположенных в различных странах, на различных континентах. Региональная компьютерная сеть связывает абонентов, расположенных на значительном расстоянии друг от друга. Она может включать абонентов внутри большого города, экономического региона, отдельной страны. Локальная компьютерная объединяет абонентов, расположенных в пределах небольшой территории. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|