Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Восприятие цвета в процессе индивидуального развития человека




В этом разделе мы рассмотрим развитие восприятия цвета в онтогенезе, а также цветовые ассоциации, так как они формируются именно в процессе индивидуального развития человека.
Трехме­сячные дети хорошо различают цвета и формы объемных и плоскост­ных геометрических фигур. Удалось установить, что разные цвета привлекают младенцев в разной степени, причем, как правило, предпочтительными оказываются яркие и светлые (хотя это правило нельзя считать всеобщим: сказываются индивидуальные вкусы младенцев). Обнаружилось также, что дети этого возраста очень чувствительны к новизне: если рядом с предметами, на которые ребенок часто смотрит, поместить новый, отличающийся от них по цвету или форме, ребенок, заметив его, целиком переключается на новый предмет, надолго со­средоточивает на нем взор. Во второй половине первого года жизни становится заметно, что ребенок явно и стойко предпочитает красный цвет голубому или белому, хотя способен различать красный, желтый и сине-зеленый цвета. Также черно-белые контрасты надолго удерживают внимание младенцев [29].
В возрасте двух лет цвет не имеет значения для узнавания предметов. Ребенок совершенно одинаково узнает окрашенные и неокрашенные изображения, а также изображения, окрашенные в необычные, неестественные цвета, ориентируясь только на формы предметов. Цвет не стал еще признаком, характеризующим предмет и не учитывается при его восприятии.
В два с половиной – три года от сравнения свойств предметов при помощи внешних ориентировочных действий ребенок переходит к зрительному их соотнесению. Таким образом, становится доступным зрительный выбор по образцу, когда из двух предметов, различающихся по форме, величине или цвету он может по просьбе взрослого подобрать точно такой же предмет, как третий, который дан в качестве образца.
Если ребенок, вступивший в пору раннего детства, при сравнении предметов любой из них использует в качестве образца, то позднее, на третьем году жизни – хорошо знакомые ему предметы становятся постоянными образцами, с которыми он сравнивает свойства любых других предметов. Такими образцами могут служить не только реальные предметы, но и представления о них, сложившиеся у ребенка и закрепившиеся в его памяти. Например, о предметах красного цвета он говорит: «как вишенка». Названиями цветов (крас­ный, желтый) дети овладевают с большим трудом, только при упорном обучении со стороны взрослых. Эти трудности имеют свои психологические причины. Слово - название предмета - выража­ет прежде всего его функцию, назначение, которое остается неизмен­ным при изменении внешних свойств. Так, лопатка- это орудие, ко­торым копают, каковы бы ни были ее форма, цвет, величина.
Восприятие ребенком на всем протяжении раннего возраста тесно связано с выполнением предметных действий. Ребенок может достаточно точно определить форму, величину, цвет предметов, их положение в пространстве в тех случаях, когда это необходимо для выполнения того или иного доступного ему действия. В других же случаях восприятие может оказываться весьма расплывчатым и неточным. Более того, ребенок может вовсе не замечать тех или иных свойств, если их учет требуется для выполнения сложного для него сложного действия. Так, при выполнении простейшего конструктивного задания, ребенок только что из двух кубиков, красного и розового, безошибочно протягивал взрослому кубик требуемого цвета. Но вот взрослый на глазах у ребенка положил красный кубик на синий (различие цветов гораздо больше!) и попросил: «Сделай также». И малыш совершенно спокойно кладет синий кубик на красный.
Точно так же, начиная рисовать, ребенок вовсе не учитывает цвет изображаемых предметов. Он может использовать любую попавшуюся краску, или только свою любимую; а чаще всего в этом возрасте цвет используется ребенком в его выразительной функции. В этом случае красивое изображается яркими, чистыми цветами; преимущество отдается желтой, оранжевой, красной, голубой краскам. Соответственно, рисуя некрасивое, ребенок выбирает темные цвета: черный, темно-коричневый, темно-синий, т.е. он использует «неподражательный» цвет [25].
Исследования показывают, что ребенок третьего года жизни вполне может усвоить представления о восьми цветах: красном, оранжевом, желтом, зеленом, синем, фиолетовом, белом, черном.
В дошкольном возрасте происходит усвоение сенсорных эталонов, под которыми подразумеваются выработанные человечеством представления об основных разновидностях свойств и отношений. В четыре-пять лет ребенок овладевает сравнительно полным набором эталонов цвета, в пять-шесть лет происходит усвоение связей и отношений между цветами, совершенствование представлений о цвете приводит к усвоению цветовых тонов спектра. Ребенок узнает об изменяемости каждого цвета по насыщенности, о том, что цвета делятся на теплые и холодные, знакомится с мягкими, пастельными и резкими, контрастными, сочетаниями цветов.
Возвращаясь к художественной деятельности, в четыре-пять лет изображение красивого и некрасивого начинает идти двумя противоположными путями. Один из них - это продолжение использования «неподражательного» цвета. Вторая тенденция заключается в том, что ребенок начинает рисовать краской, соответствующей цвету реального предмета; так появляется «подражательный» цвет: более того, дети рисуют так тщательно, что трава у них бывает гораздо зеленее, чем на самом деле. Поэтому на всех рисунках люди одеты ярко и пестро и почти все автопортреты выдают желание ребенка иметь бант, платье или кофточку яркого цвета. Применение «неподражательного» цвета закономерно, в то время как выбор «подражательного» цвета появляется в результате приобретения с помощью взрослых знаний о цвете предметов [25].
В младшем школьном возрасте он не только различает цвета, но может их правильно назвать. Он может также изобразить простейшие формы и раскрасить их в заданный цвет. Он соотносит воспринимаемое качество с эталоном.
В отрочестве происходит преодоление дифференцированных сенсорных эталонов, подросток убеждается в многоцветии окружающего мира.
Все сказанное позволяет сделать вывод, что до двух лет у ребенка существуют только цветовые предпочтения, а сами сенсорные эталоны цвета формируются только к трем годам. Еще позже ребенок получает представление о соотношении цветов, знает их названия и характеристики. В дальнейшем развитие восприятия цвета идет в направлении освобождения от стереотипов, появляется субъективное их видение.
Обратимся теперь к цветовым ассоциациям, которые могут значительно различаться у разных людей благодаря тому, что они формируются в процессе онтогенеза.
Цветовые ассоциации. Восприятие цвета и эстетическое переживание его существенно зависит от ассоциаций, вызываемых цветом. Явление цветовых ассоциаций заключается в том, что данный цвет возбуждает те или иные эмоции, представления, ощущения неадекватного характера, то есть воздействием цвета возбуждаются другие органы чувств, а также воображение, память о виденном или пережитом [24]. Можно классифицировать цветовые ассоциации следующим образом:
1) весовые (легкие, тяжелые, воздушные, невесомые);
2) температурные (горячие, теплые, холодные, пламенеющие, леденящие);
3) осязательные (мягкие, жесткие, колючие, нежные);
4) пространственные (выступающие, отступающие, близкие, далекие);
5) акустические (тихие, громкие, звонкие, музыкальные, свистящие, лающие);
6) вкусовые (сладкие, вкусные, горькие, сухие, слащавые);
7) возрастные (детские, молодежные, стариковские);
8) сезонные (весенние, летние, зимние, осенние);
9) этические (мужественные, сентиментальные, смелые);
10) эмоциональные (веселые, грустные, скучные, спокойные, драматические, трагические);
11) культурные (напоминающие колорит всевозможных явлений культуры — от живописи знаменитых художников до изделий кулинарного искусства).
Этот список можно продолжить. Нетрудно увидеть, что почти любое прилагательное нашей речи может характеризовать цвет. Это свидетельствует о чрезвычайной широте и универсальности цветовых ассоциаций, об исключительно важном месте, которое они занимают в жизни человека, осознаёт он это или нет. Путь образования цветовых ассоциаций подобен образованию условных рефлексов. Ощущения и эмоции, вызываемые каким-либо цветом, аналогичны ощущениям, связанным с предметом или явлением, постоянно окрашенным в данный цвет. Возможны также врожденные ассоциации: например, светлые цвета кажутся легкими, а темные тяжелыми. Это ощущает человек даже в раннем детстве, до опыта. Наиболее однозначные ассоциации: температурные, весовые, слуховые. Самые разные люди оценивают эти качества цвета одинаково. Например, красный всем кажется горячим и громким, а голубой — холодным и тихим. Наиболее неоднозначные ассоциации: вкусовые, осязательные, эмоциональные, то есть те, которые связаны с более интимными переживаниями и с деятельностью чисто биологических органов чувств. Здесь даже близкие люди могут совершенно по-разному реагировать на одни и те же цвета. Пурпурные цвета даже в чистом и ярком виде вызывают разные реакции. Это можно объяснить двойственностью их природы. Желтые и зеленые вызывают наибольшее разнообразие ассоциаций. Это происходит потому, что в данной области спектра глаз различает наибольшее количество оттенков, а вместе с тем в природе богаче всего представлены именно эти цвета. Каждый из оттенков желтого или зеленого связывается в сознании с определенным предметом или явлением — отсюда и богатство ассоциаций. Самая обширная область культуры, где не обойтись без ассоциаций — названия цветов. Большинство употребляемых в практике цветообозначений происходят от сравнения с какими-либо предметами, явлениями, произведениями природы или искусства. Приведем небольшие списки различных оттенков хроматических и ахроматических цветов, употребительных в русском языке. Например, один только красный цвет имеет множество оттенков на основе ассоциаций:свекольный, вишневый, бордовый, малиновый, клюквенный, брусничный, багровый, багряный, пунцовый, гранатовый, рубиновый, кровавый, алый, кумачевый, томатный, рдяный, коралловый, розовый, терракотовый, винный, маковый, червленый, кошениль, медный, рябиновый, цвет углей под ветром и т.д. В художественной композиции программного характера (живопись, кино, сценография) эмоциональное восприятие цвета осложняется содержанием произведения. Здесь правомернее говорить об амбивалентности психологического воздействия цвета, чем в тех случаях, когда цвет взят изолированно или в неизобразительной структуре. Но интересен тот факт, что конкретная ситуация картины изменяет эмоциональное звучание данного цвета не как угодно, а только на прямо противоположное общепринятому. Например, насыщенный спектральный желтый - безусловно, веселый и жизнерадостный цвет. Но в картине Ван Гога "Ночное кафе" этот цвет подчеркивает настроение отчаяния и тоски. Ясное, безоблачное голубое небо обычно внушает человеку ясное и безмятежное настроение, однако в картинах С. Дали или Д. Кирико чистое небо еще более углубляет чувство ужаса или омерзения, внушаемое композицией в целом [24].. Интересное явление представляют собой цветовые синестезии. Слово "синестезия" означает "соощущение". Это такое явление, когда органы чувств возбуждаются неадекватными раздражителями: например, при звуках музыки возникают ощущения цветов или при наблюдении цвета представляются какие-либо звуки, осязательные, вкусовые ощущения. Многие деятели искусств ощущали такие цвето-музыкальные ассоциации. Среди них — композиторы А.Н.Скрябин, Н.А.Римский-Корсаков, художники Д.Уистлер, А.Лентулов, В.Кандинский, поэты и писатели В. Набоков, В.Хлебников и многие другие. Процитируем выдержки из книги В. Кандинского «О духовном в искусстве»: «Оранжевое подобно однотонно звучащему среднему колоколу, сильному альту, как человеческому, так и струнному. <...>Фиолетовое звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное. Оно подобно звуку английского рожка, свирели и в глубине вообще глубоким тонам деревянных инструментов, как фагот <...> Ярко-желтый звучит, как резкая труба, в которую всё сильнее дуют, или как поднятый до большой высоты звук фанфар <...>Абсолютно-зеленое мне хотелось бы обозначить спокойными, растянутыми, средними тонами скрипки.» [15, с.24].. Подведя итог, нужно отметить, что в ассоциациях здоровых испытуемых действительно существуют сильные и относительно однозначные связи между использованными цветами и основными эмоциональными состояниями, устойчивые к различиям пола, возраста, образования испытуемых.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных