Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Влияние цвета на центральную нервную систему и вегетативную нервную систему и его использование в психодиагностике




Влияние цвета на вегетативную нервную систему (ВНС). Свет и цвет оказывают мощное воздействие на формирование психофизиологического статуса организма человека. Это влияние, в первую очередь, опосредуется деятельностью ВНС, ее симпатического и парасимпатического отделов — СНС и ПНС. Наш современник П.В.Яньшин утверждает: «...цвет качественно и комплексно влияет на психофизиологическое состояние человека, включая изменение состава крови, динамику заживления тканей, тонус мышечных сокращений, функцию сердечно-сосудистой системы...» [32, с. 14]..
Особые заслуги в данном направлении принадлежат С.В. Кравкову. Результаты его экспериментальных работ (1935—1951 гг.) показали, что цветовое воздействие приводит к определенным изменениям тонуса ВНС, а в свою очередь, изменение тонуса ВНС оказывает влияние на цветовое зрение [20]..
Симпатикотропные раздражители повышают чувствительность к сине-зеленой части спектра, а чувствительность к красно-желтой части у глаза снижается. И наоборот, парасимпатикотропные агенты улучшают чувствительность к красному и желтому, а к синему и зеленому — снижают. Восприятие красно-желтой части спектра вызывает активацию СНС и тормозит ПНС. Синий и зеленый оказывают депрессирующее действие на СНС и активирующее на ПНС. Из этого следует, что чувствительность глаза к красно-желтой и сине-зеленой частям спектра носит реципрокный характер, аналогично реципрокным взаимосвязям СНС и ПНС.
Подобный характер взаимосвязей цветового восприятия с деятельностью ВНС, позволяет сделать вывод об объективной нужде последней в цветовых раздражителях для своей саморегуляции. Можно сказать, что организм, находящийся в состоянии «борьбы» или «бегства» нуждается в большей степени в цветах сине-зеленой гаммы, чем красно-желтой. В тоже время, состояния покоя и восстановления приводят к увеличению потребности в «активных» цветах и снижению — в «пассивных». Тем самым, поддерживается равновесие двух отделов ВНС между собой..
Так синий, и в какой-то мере зеленый, оправдывают свои характеристики, как релаксирующих, успокаивающих, и поэтому особо предпочитаются людьми, испытывающими нужду в расслаблении и отдыхе. Однако длительное воздействие этих цветов приводит к торможению и даже депрессии, вызывает впечатление чего-то печального и скучного. Красный и желтый как стимулирующие так же оправдывают свои традиционные характеристики цветов «активной стороны». В этих цветах «заинтересована» нервная система человека, хорошо отдохнувшего, восстановившего силы, испытывающего потребность в интенсивной деятельности, проявлении своей энергии. Длительное воздействие этих цветов может привести к перевозбуждению, а затем и к защитному торможению нервной системы..
Характер взаимосвязи белого и черного с деятельностью ВНС является аналогичным: белый стимулирует эрготропную систему организма, а черный — трофотропную; активация ПНС увеличивает «нужду» в белом цвете, а СНС — в черном. Если с утра пасмурно и в природе преобладают свинцово-синие тона, то настроиться на активную работу бывает очень трудно, человек может впасть в пассивное, дремотное состояние. И наоборот, яркое, солнечное утро способствует быстрому переходу от сна к бодрствованию..
Цветовое воздействие может усиливать вегетативные проявления стресса. Так «цветовая нагрузка» с использованием коричневого, оранжевого и особенно желтого заметно усиливает имеющуюся при кинетозе тошноту. Быстрая установка перед испытуемым яркого желтого экрана могла при наличии тошноты вызывать рвоту. И наоборот, воздействие голубого, фиолетового и особенно синего цвета снижала тошноту при кинетозе [16]..
Влияние цвета на центральную нервную систему (ЦНС). То, что цвет оказывает воздействие на деятельность ЦНС, в свете вышеизложенных экспериментальных данных является несомненным. Однако в отличие от ВНС, на которую цвет оказывает безусловное воздействие, взаимосвязь между цветом и ЦНС человека представляет более сложную картину. Если для ВНС цвет — это, прежде всего, кванты энергии, поступающие в организм из внешнего мира, то для ЦНС, цвет, если можно так выразиться, — и квант информации об окружающем мире..
Благодаря определенным отделам ЦНС, у человека формируются цветовые ощущения, а интегративная деятельность ЦНС обеспечивает функционирование цветового восприятия и более сложные формы обработки информации. Специфические поражения ЦНС могут привести к потере человеком способности воспринимать цвета частично или полностью, так называемой цветовой агнозии..
Цвет необходим для поддержания тонуса ЦНС. Известны случаи так называемого «цветового голодания», когда при цветовой бедности окружающего пейзажа и обстановки развивались симптомы астенизации. У детей, длительное время проживающих в условиях «цветового голодания», отмечаются даже задержки интеллектуального развития [8]. Энергетическая сторона цветового воздействия на ЦНС изучена недостаточно. Имеющиеся в цветовой психологии факты носят отрывочный, фрагментарный характер. Но, если проанализировать эти исследования [5, 18, 12, 32], то можно вывести следующие психофизические и психофизиологические характеристики некоторых цветов.
Красный цвет всегда обладает возбуждающим, согревающим эффектом, он активизирует все функции организма, используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и ряда кожных заболеваний; он на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания. Желтый цвет тонизирует, бодрит, стимулирует деятельность ЦНС, оказывает лечебное воздействие при заболеваниях пищеварительного тракта, печени, почек, ревматизме и др.. Зеленый уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры, успокаивает, снимает напряжение, облегчает невралгии и мигрени, используется при лечении астмы, ларингита и т.д.. Синий цвет замедляет сердечную активность, действует успокаивающе и может перейти в тормозящее влияние, вызвать депрессию. Синие лучи используют при лечении воспалительных заболеваний глаз, ветрянке, скарлатине.. Предпочтение коричневого цвета сопровождается ослаблением сознательного контроля, планирования и последовательности в поведении, снижением. Коричневому цвету часто отдают предпочтение люди, которым кажется, что конфликтная ситуация, в которой они находятся, неразрешима.. Красно-оранжевый цвет повышает субъективное ощущение температуры окружающей среды на 5-7°, стимулирует кровообращение. Его предпочтение сочетается с актуализацией потребности и склонности к общению, с инициативностью, повышением энергетического потенциала, со снижением чувствительности к отрицательным воздействиям среды, с высоким темпом моторики и счета.. Если обобщить вышесказанное, то можно сказать, что влияние красно-желтой и сине-зеленой частей спектра на ВНС и ЦНС распределяется таким образом: первая оказывает активирующее воздействие на человека, а вторая – успокаивающее. Однако, этот эффект индивидуально может меняться.. Основываясь на этих фундаментальных свойствах цвета создавалась цветовая психодиагностика. Ее историю следует начинать не со знаменитых тестов Роршаха и Люшера, а с трудов Роже де Пиля и И.В.Гете. В трудах этих мыслителей, особенно в монографии Гете «Трактат о цвете» [7], достаточно четко обнаруживаются ряд основ цветовой психодиагностики, на которых базируются и упомянутые цветовые тесты:

1. Цвета имеют устойчивые значения, общие для всех людей.

2. Определенные цвета оказывают определенное «нравственное» (психологическое) воздействие на человека.
3. Люди по-разному относятся к цветам, что объясняется их индивидуальными различиями как на биологическом (пол, возраст), так и на социально-психологическом уровне (принадлежность к определенной нации, различия в темпераментах т.д.).
После Гете, вплоть до конца XIX века цветовая психодиагностика практически не развивается, пока В.Вундт не рассматривает взаимосвязь цвета и эмоций. Экспериментальные доказательства воздействия света и цвета на психику были приведены в работах многих российских ученых: Н.Е.Введенского, И.В.Годнева, П.П.Лазарева и других.
Возвращаясь к теме, первым методом собственно цветовой психодиагностики явился «Тест чернильный пятен» Г.Роршаха. Интересно, что сам он не создал научной теории для своего теста, а опирался на принципы аналогии и здравого смысла [3].
Самая известная и популярная на сегодняшний день цветодиагностическая методика – Цветовой тест М.Люшера (ЦТЛ). Суть процедуры теста представляет собой ранжирование цветов испытуемым по степени их субъективной приятности. Испытуемого просят отвлечься от ассоциаций, связанных с модой, традициями, общепринятыми вкусами, и постараться выбирать цвета, только исходя из своего личного отношения [22].
С момента появления ЦТЛ прошло почти полвека. За всю свою историю тест получал самые разные оценки. В настоящее время преобладает осторожное отношение к нему. Основным объектом критики является теоретическая часть методики: не достает «строгой научности». В ряде работ, наоборот, указывается на то, что с помощью Цветового теста Люшера возможен достоверный анализ личности человека, его эмоционально-мотивационной сферы. Большинство замечаний в адрес цветового теста Люшера со стороны практических психодиагностов связаны с тем, что он «слабо коррелирует» с имеющими «стойкую репутацию» методами. Но дело в том, что он создан на основе других теоретических позиций. Кроме того, любой тест ими изначально ограничен и глобальная экстраполяция получаемых результатов на смежные области ничего, кроме недоразумений и снижения эффективности психодиагностики, не приносит. В основном, с теоретическими основами ЦТЛ не согласны представители ортодоксального бихевиоризма, ставящие во главу своих концепций фактор научения. Для них уже неприемлемо первое и главное положение Люшера о независимости психологического значения цвета от научения. Признать это, означало бы перечеркнуть собственные теоретические положения. Более объективной критикой может быть то, что «цветовая типология» личностей нуждается в дополнительной проверке через полевые наблюдения, экспертную оценку, самоотчеты испытуемых. Таким образом, при надлежащем уровне понимания теоретических основ данной методики, ЦТЛ является мощным и уникальным средством изучения личности человека [1].
Далее, в 1952 г. Р.Хейсом и Г.Хилтманом на основе работ М.Пфистера был создан «Тест цветных пирамид». Также широко используются Цветовой тест отношений (Е.Ф.Бажин, А.М.Эткинд), методика цветовых порогов (Э.Т.Дорофеева).
В заключение нужно отметить несколько особенностей цветовых психодиагностических методик. Они относятся к экспресс — методам: в этом понятии, кроме указания на скоростной характер тестирования, неявно содержится и намек на определенную поверхностность данных методов, как чересчур «торопливых». Но здесь в большей степени присутствует первое достоинство, чем второй недостаток. Большинство цветовых тестов классифицируются как проективные методы, если исходить из того, что «проективный» означает способный выявлять неосознаваемое. Важно отметить и такое достоинство как их игровой характер, особенно у методов, основанных на процедуре цветового ранжирования. Это немаловажно там, где больной или здоровый человек настроен негативно по отношению к тестированию. Не следует забывать и о не выраженности эффекта привыкания по отношению к цветовым тестам: это освобождает от проблемы создания эквивалентных форм. Итак, цветовая психодиагностика является эффективным и информативным средством в арсенале практического психолога.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных