Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Связь цвета с психосоциальными характеристиками личности




В этом параграфе мы рассмотрим связь цвета с эмоциями, характером, мышлением, сравним цветовые предпочтения детей и взрослых, а также выявим особенности восприятия и предпочтений цвета у людей с некоторыми отклонениями в психическом и физическом здоровье. Цвет и эмоции. Цвета не являются знаками эмоций, способными ассоциативно вызывать или выражать то или иное чувство, они сами предстают перед человеком как эмоции, точнее как объективно воплощенные эмоции.. Воздействие цвета вызывает не только ощущение (сенсорный компонент), но и чувство по отношению к этому ощущению. Вторым существенным фактом является остаточно жесткая степень «закрепленности» за определенным цветом определенной эмоции. Психически здоровый человек, начиная с трех-четырех лет, когда он может вербализовать свои впечатления, понимает эмоциональное содержание основных цветов и может их дифференцировать по эмоциональному знаку [25].
Как мы уже отмечали, стремясь нарисовать что-то «хорошее», «красивое» дети трех-четырех лет чаще всего используют светлые, яркие краски – желтую, красную, оранжевую, голубую, изумрудно-зеленую.
Взаимосвязь цвета и эмоций является многоуровневой. Во-первых, цвета и их сочетания являются символами эмоций, их внешним воплощением, опредмеченной формой; во-вторых, эмоциональные состояния человека влияют на ситуативное отношение к цвету (изменения цветовой чувствительности, цветовых предпочтений и т.д.); в-третьих, устойчивые эмоциональные особенности субъекта также находят свое отражение в различных вариантах цветовых предпочтений.
Взаимосвязь эмоций и цвета является закономерной, обусловленной, с одной стороны, психофизическими характеристиками цвета, с другой – психофизиологической организацией человека. Из этого следует, что определенные формы отношения к цвету у человека несут информацию об его индивидуальных и типологических качествах – темпераменте, характере и личности.
Цвет и характер. Люди, предпочитающие яркие цвета, являются более активными в поведенческих аспектах (экстравертированными), чем те, кто отдает предпочтение темным оттенкам.
Главной особенностью этого гипертимного типа с точки зрения цветовых предпочтений является исключительно выраженное положительное отношение к красно-желтому цвету. Эпилептоидный тип отрицательно относится к сине-зеленому цвету. А подростки истероидного типа также отвергают зеленый цвет, но они отличаются устойчивым положительным отношением к красному цвету.
Таким образом, цветовые предпочтения и состояния порогов цветоразличения несут определенную информацию о характере человека.
Цвет и мышление. Цветовое воздействие на психический аппарат человека затрагивает не только его эмоции и характер, но и познавательные процессы, и прежде всего – мышление. Речь идет не об информационной, а об энергетической стороне цветового воздействия и тем самым не о содержании мыслительного процесса, а о его динамических, энергетических характеристиках.
Г.Фриллинг и К.Ауер [29] не рекомендуют производить окраску темными, «холодными» тонами тех помещений, в которых люди занимаются умственным трудом: школьных классов, студенческих аудиторий, научных отделов, лабораторий и т.п. Подобные цвета вызывают торможение и снижают эффективность умственной деятельности. Это касается не только стен, потолка или пола, но и мебели. Наоборот, цвета «активной стороны» улучшают мыслительную деятельность, повышают ее продуктивность. В представлениях испытуемых успешное решение задачи ассоциируется с яркими, светлыми оттенками.
Также есть сильная положительная корреляция между чувством уверенности в правильном решении задачи и предпочтением красного цвета.
Как правило, люди, которых относят к интеллектуальной элите, избегают в повседневной жизни, особенно в одежде, ярких и вычурных оттенков, предпочитая спокойные, пастельные тона.
Связь цвета и мышления, интеллекта носит сложный, неоднозначный характер. Причем эта связь, безусловно, опосредуется эмоциональной сферой личности. Исследования восприятия и отношения к цвету при различных формах психической патологиипредставляют собой особый интерес, так как цвет может быть использован в качестве средства ранней и дифференциальной диагностики психических отклонений.
О психиатрических учреждениях нередко говорят – «желтый дом». В.Кандинский видит в «охлажденном» желтом «красочное выражение безумия», причем, как принято выражаться в быту, не тихого помешательства, а яркого безумия, слепого бешенства [15]. Надо признать, что это не просто остроумная метафора: желтый цвет при ряде психических болезней занимает особое место.
При проведении больными шизофренией процедуры оценивания цветов по собственным конструктам выясняется, что многие из конструктов являются «неработающими», а другие охватывают один-два элемента (цвета) [3]. Это свидетельствует о бедности «языка цветов». Цвета, исключая красный, черный и белый, практически теряют свое эмоционально-личностное значение для больных. В отношении же цветов «основной триады» может наблюдаться своеобразная генерализация – как у первобытных людей, они выступают в качестве универсальных символов, охватывающих основные стороны жизни человека.
При обследовании больных с органическими поражениями ЦНС по методу Роршаха бросается в глаза «конкретность» цветовых интерпретаций, а также повышенная требовательность в отношении соответствия цвета и формы [3].
Л.В.Калягина [2] обнаружила у больных с сосудистыми заболеваниями головного мозга частые выборы на первые позиции в тесте Люшера красного и желтого, в то время как синий выбирался гораздо реже.
Т.А.Айвазян, В.П.Зайцев [10] выявили, что больные сердечно-сосудистыми заболеваниями отдают предпочтение синему, а желтый и красный – отвергают. На основе этих результатов можно предположить, что цветовой выбор способен отражать локализацию сосудистой патологии. М.Люшер [22] писал, что характер отношения к синему и красному, их взаимное расположение в ряду цветовых выборов несет информацию о состоянии сердечно-сосудистой системы человека.
Изучение отношения к цвету при различных формах психической и психосоматической патологии не только еще раз подтверждает тесную взаимосвязь цвета и психической деятельности человека, но имеет и большое практическое значение. Часто там, где традиционные методы клинического и психологического исследований не позволяют глубоко проанализировать характер и содержание психосимптоматики либо даже ее не обнаруживают, цвет остается, пожалуй, единственным психодиагностическим средством, способным решать, казалось бы, бесперспективные задачи.
Предпочтение цвета изменяется с возрастом, но изменяется не беспорядочно. В пределах шкалы чистых спектральных цветов цветовое предпочтение с возрастом изменяется от группы теплых к группе холодных цветов. По мере взросления дети все чаще в качестве излюбленных оттенков называют более сложные, приглушенные, "ломаные" тона, меняется и принцип построения цветовой пары. Дети младшего возраста строят пары преимущественно по принципу контраста, у детей старшего возраста наиболее распространенным становится принцип нюансного сочетания цветов в паре.
На цветовые предпочтения влияет множество факторов. Часть из них связана с культурными обычаями и традициями, цветовой символикой, другие с индивидуальными особенностями человека, третьи — с характеристиками цветового раздражителя.
Дети в возрасте до одного года независимо от национальности и места проживания обнаруживают одинаковые цветовые предпочтения: красный, желтый и оранжевый они предпочитают синему, зеленому и фиолетовому..
Любовь детей к цветам «активной стороны» проявляется и в их рисунках. Это касается использования «подражательного» и «неподражательного» цветов, описанного у В.С.Мухиной [25]. Так возникают красные и желтые дома, самолеты, люди, деревья и т.д.
Г. Фрилинг и К. Ауэр [29], изучая цветовые симпатии людей в зависимости от их пола и возраста, выявили, что дети от четырех до десяти лет отдают предпочтение красному, пурпурному, розовому и бирюзовому и отвергают черный, темно-коричневый и серый. Причем, в детском возрасте половые различия в цветовых предпочтениях не являются значимыми. Цветовые предпочтения детей авторы связывают с индивидуальными особенностями: «Очень живой и несобранный ребенок проявляет определенный интерес к красному; ребенок, склонный к фантазии, мечтательности, с открытой душой, но еще неспособный к самостоятельным действиям из всех цветов использует при рисовании, главным образом, желтый...» [3, с. 88].
При обосновании своего цветового выбора дети не опираются на предметные ассоциации цвета, а исходят из впечатления, производимого на них тем или иным цветовым стимулом. Яркие цвета их радуют и привлекают, взгляд ребенка сам тянется за таким цветом. Причем, следует отметить, что воздействие красного, желтого и других ярких цветов не раздражает детей младшего возраста, а даже успокаивает, позволяет ребенку чувствовать себя комфортно..
Подобные факты дают основание считать, что нервная система здорового ребенка действительно объективно нуждается в энергетическом воздействии длинноволновой части спектра (преимущественно); яркие, светлые оттенки оказывают на ЦНС влияние, без которого она обойтись не может. Цвета можно сравнить с витаминами, необходимыми ребенку для своего роста и развития, и по аналогии с явлением авитаминоза, имеет смысл говорить о «цветовой депривации», которая может привести к задержкам и искажениям нормального хода развития нервно-психической деятельности ребенка.. Если цветовые симпатии детей обусловлены, прежде всего, энергетическими характеристиками цвета, то у взрослых они не в меньшей мере зависят и от информационной составляющей цветового воздействия, которая, в свою очередь, определяется общественно-культурным опытом, традициями цветовой символики, модой и т.д. Цветовые предпочтения детей в гораздо меньшей степени индивидуальны, чем у взрослых, поэтому выявление какой-то одной общей тенденции для последних, весьма, проблематично. Однако такие попытки неоднократно предпринимались..
Г. Фрилинг и К. Ауэр [29] указывают на то, что с возрастом растет предпочтение более темных, спокойных тонов — коричневого, оливкового, серого, черного, но в целом, по прежнему, чаще предпочитаются красный, желтый, зеленый и синий. При этом мужчины больше симпатизируют красному и желтому, а женщины — синему. В целом, воздействие синего и зеленого оценивается взрослыми испытуемыми (через цветовые выборы), как более желательное, чем — красного и желтого.
Цветовые выборы взрослых можно рассматривать как отражение превалирования потребности в стабильном, уравновешенном состоянии, сохранении достигнутого и даже релаксации над потребностью в активности, росте и развитии, которая доминирует у детей..
Л.Н. Миронова [24], анализируя различия в цветовых предпочтениях в зависимости от возраста и образовательного уровня, полагает, что простые, чистые, яркие цвета действуют на человека как сильные, активные раздражители. Они удовлетворяют потребностям людей со здоровой, неутомленной нервной системой — дети, подростки, молодежь, крестьяне, люди физического труда, открытые, простые и прямые натуры. Сложные, малонасыщенные, разбавленные оттенки действуют, скорее, успокаивающе, чем возбуждающе, вызывают более сложные ощущения, отражают потребности субъектов достаточно высокого культурного уровня и предпочитаются чаще людьми среднего и пожилого возраста, интеллигентного труда, лицами с утомленной и тонко организованной нервной системой.
Рассмотренные аспекты цветового воздействия на нервную систему и психику человека наглядно демонстрируют важную роль цвета в их развитии и функционировании. Глубинные механизмы этого воздействия на сегодняшний день остаются практически неизученными. Также не менее интересным и малоизученным является вопрос о связи цвета с бессознательной сферой психики.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных