Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Инструкция испытуемым. «На Вашем бланке имеется десять задач, для решения которых Вам необходимо выполнить элементарные арифметические операции




«На Вашем бланке имеется десять задач, для решения которых Вам необходимо выполнить элементарные арифметические операции. В таблице 1 записывайте последовательность арифметических действий, использованных Вами для решения каждой задачи. Время решения каждой задачи не ограничено, но необходимо зафиксировать общее время выполнения задания. Решайте задачи обязательно последовательно от 1-й до 10-й. Задачи нужно решать самостоятельно!»

Протокол.

Ф.И.О. испытуемого __________________________________________

Возраст __________________________________________________

Дата и время исследования ________________________________________________

Экспериментатор _________________________________________________

Таблица 1

Регистрация ответов испытуемого и параметров оценки

№ задания Решение Количество действий Рациональность
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Общее время решения –

Количество нерациональных решений среди заданий с 1 по 5 –

Количество нерациональных решений среди заданий с 6 по 10 –

Обработка результатов:

1. По условию опыта для бланка 1 задачи № 1–5 имеют только одно решение, т. е. их решение всегда рационально. Критерием же рациональности решения задач № 6–10 является использование минимального числа арифметических. После группового обсуждения рациональных вариантов решения задач, испытуемый на своем бланке против каждой решенной задачи проставляет букву «Р», если задача решена рационально, и букву «Н», если нерационально.

2. Для обработки и анализа результатов эксперимента по группам необходимо подготовить форму группового протокола (таблица 2).

3. Оценить выраженность познавательной ригидности у испытуемого в рамках экспериментальной группы (участники контролькой группы для анализа берут данные одного из испытуемых экспериментальной группы).

3.1. Подсчитывается среднее арифметическое количество нерациональных решений среди задач с возможностью разных вариантов решений для экспериментальной группы:

где n — объем выборки; хi — варианты выборки (конкретное значение каждого испытуемого)

3.2. Подсчитывается среднее квадратичное отклонение. Цель: вычислить границы разброса данных и определить место испытуемого в выборке (насколько его значение отличается от среднего по выборке в ту или иную сторону).

Дисперсия:

Стандартное отклонение (или среднее квадратическое отклонение):

3.3. Нарисовать линейку Гальтона и определить место испытуемого на ней.

 

Таблица 2

Групповой протокол эксперимента.

№ испытуемого Количество нерациональных решений среди задач с возможностью разных вариантов решений (Н) Общее время решения (Т)
Экспериментальная группа (зад. 6-10) Контрольная группа (зад. 1-5) Экспериментальная группа Контрольная группа
         
         
...        
n        
Всего        
Среднее (Н/n, T/n)        

Анализ результатов и выводы:

1. Проанализировать, удалось ли продемонстрировать познавательную ригидность познавательных процессов. Сделать вывод о роли прошлого опыта в мышлении.

При соблюдении процедурных особенностей проведения эксперимента в ходе анализа его результатов в большинстве случаев удается показать, что у испытуемых экспериментальной группы под влиянием усвоенного способа решения задач № 1–5 вырабатывается установка, и они оказываются нечувствительными к изменению условий задач № 6–10. В результате эти испытуемые не обнаруживают нового, рационального пути их решения, в чем и проявляется познавательная ригидность мыслительных процессов.

2. Определить степень выраженности ригидности познавательных процессов у испытуемого. Охарактеризовать его мышление с этой точки зрения, дать рекомендации испытуемому.

Контрольные вопросы:

1. Дайте краткую характеристику понятия «ригидность мыслительных процессов».

2. Каким образом проявляется когнитивная ригидность в процессе решения задач?

3. Можно ли использовать временной параметр для оценки ригидности мыслительных процессов?

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных