ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Стимульный материал и оборудование. Бланк с указанием понятий (смБланк с указанием понятий (см. Бланк для методики «Пиктограмма»). Ручка или карандаш. Ход работы. Исследование проводит преподаватель, все студенты выступают в роли испытуемых. Испытуемым предлагается изобразить в виде рисунка предлагаемые понятия. При этом не дается никаких ограничений по поводу полноты и содержания образа, так же как и по поводу используемых материалов, цвета, размера, времени. Для удобства проведения учебного эксперимента можно порекомендовать испытуемым выполнять задание на бланке (таблица 6). Для получения основных экспериментальных результатов студенты обмениваются бланками и экспертным способом оценивают пиктограммы. Инструкция испытуемым: «Вам предложен список понятий, которые вы должны будете запомнить. Для того чтобы легче было запомнить, вы должны к каждому слову нарисовать что-либо такое, что могло бы помочь вам вспомнить заданное слово. Качество рисунка роли не играет, можно нарисовать что угодно и как угодно, лишь бы вам это смогло напомнить заданное слово. Нельзя писать ни слов, ни букв». Протокол. Ф.И.О. испытуемого _______________________________________ Возраст __________________________________________________ Дата и время исследования ________________________________________________ Эксперт _________________________________________________ Таблица 6 Бланк для методики «Пиктограмма»
После зарисовки пиктограмм эксперты проводят интервью со своим испытуемым о связи рисунка с запоминаемым понятием, выявленные связи и пояснения испытуемых записываются после таблицы. Обработка результатов: При обработке экспериментальных данных учитывают не только показатели всех четырех критериев, но и процедурные вопросы (легкость выполнения задания, эмоциональное отношение к нему, потребность в более широком пространстве и пр.). Критерии оценивания: 1. Самый важный критерий — «адекватность». Иногда для оценки достаточно одного рисунка, иногда необходимо получить дополнительные сведения у его автора. В случае обоснованности связи между предложенным понятием и его пиктограммой эксперт ставит знак «+», при отсутствии связи — знак «-». Норма характеризуется высокими показателями по критерию адекватности — от 70 % и выше. 2. Спустя некоторое время после выполнения задания — обычно через 15-20 мин — эксперт проверяет способность испытуемого восстановить список исходных понятий по его собственным пиктограммам. Обычно для этого закрывается список понятий, и испытуемому в случайном порядке предлагается восстановить их. Если испытуемый использовал для передачи разных понятий одни и те же пиктограммы, он допускает ошибки и всевозможные неточности типа синонимии, сокращения сложного понятия, перепутывания. Как и первый критерий, второй критерий — «восстанавливаемость понятий спустя отсроченный период» - в норме достаточно высок, от 80% и выше. По этому показателю можно судить о роли памяти в мышлении. Некоторые исследователи считали ее роль столь важной, что, например, Блонский определял ум даже как память, т. е. он в мышлении ориентировался прежде всего на запоминаемость признаков. 3. Третий критерий – «конкретность – абстрактность» - также оценивается экспертом по степени соответствия пиктограммы реальному объекту. Если это соответствие максимально конкретно (например, веселый праздник изображается в виде застолья с конкретными гостями и сервировкой стола), то эксперт оценивает пиктограмму в 1 балл. Если же образ носит достаточно абстрактный характер (например, тот же веселый праздник изображается в виде ряда восклицательных знаков), то пиктограмма оценивается в 3 балла. Могут быть и смешанные образы, которые трудно отнести к крайним типам. В таком случае они получают оценку в 2 балла. Экспертные оценки далее суммируются и подсчитываются средние данные, которые в норме соответствуют величине в 2 балла. 4. Четвертый критерий – «стандартность-оригинальность» пиктограмм — также оценивается экспертом, во-первых, по своему субъективному представлению, и, во-вторых, по степени совпадения образов у разных испытуемых. Совпадения уже говорят о стандартности выполнения задания, и такие пиктограммы получают низший балл, равный 1. Уникальные, не повторяющиеся пиктограммы получают оценку в 3 балла, промежуточные варианты получают оценку, равную 2 баллам. Результаты суммируются и подсчитываются средние данные, которые в норме соответствуют величине в 2 балла. Анализ результатов и выводы: Проанализировать особенности наглядно-образного мышления у испытуемого. Контрольные вопросы:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|