Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Практическая работа № 3. Изучение особенностей наглядно-действенного мышления




 

Тема:

Изучение особенностей наглядно-действенного мышления

Цель работы: Изучение особенностей наглядно-образного мышления у взрослого человека на примере решения задач сложения фигур из спичек.

Вводные замечания.

Наглядно-действенное мышление относится к допонятийному, наиболее раннему в онтогенезе виду мышления. Еще Ф.Энгельс говорил, что мысль, прежде всего, выражается в действии, в различных конкретных операциях, ведущих к достижению цели. Наглядно-действенное мышление обладает всеми признаками мышления: оно целенаправленно, планируемо, обладает собственной структурой действий, обусловлено разного рода мотивами. В онтогенезе этот вид мышления преобладает у ребенка до 2-3 лет. У взрослого человека он сохраняет свое значение, но находится под мощным влиянием понятийного вида мышления, гораздо более абстрактного и знакового.

Методика: «Сложение фигур из спичек».

Стимульный материал и оборудование.

Спички и секундомер.

Ход работы.

Работа выполняется в парах: один студент выполняет функцию испытуемого, другой – функцию экспериментатора. Испытуемый решает предложенные ему задачи (приложение 3). Экспериментатор фиксирует правильность решения, время решения каждой задачи (для сокращения потерь можно ограничить его 3 минутами на задачу), количество использованных ходов, включая и неправильные (Таблица 5). Под ходом подразумевается любое перемещение спички в новую позицию. Кроме этого экспериментатор записывает свои наблюдения за ходом решения: характер действий испытуемого, его высказывания. Далее испытуемый и экспериментатор меняются ролями.

Протокол.

Ф.И.О. испытуемого _______________________________________

Возраст __________________________________________________

Дата и время исследования ________________________________________________

Экспериментатор _________________________________________________

 

Таблица 5

Критерии наглядно-действенного мышления при решении задач сложения фигур из спичек

Номер задачи Правильность решения (+,-) Время решения Количество ходов
       
       
     
       
Среднее      

 

Анализ результатов и выводы:

Проанализировать особенности наглядно-действенного мышления у взрослого на примере испытуемого.

Контрольные вопросы:

  1. Расскажите об онтогенетических особенностях наглядно-образного мышления.
  2. Что является единицей наглядно-действенного мышления?
  3. Перечислите критерии наглядно-действенного мышления.

Экспериментальный материал методики «Сложение фигур из спичек»


Вариант 1

1. Переложите 3 спички так, чтобы получить ровно 3 квадрата:

 

2. Перед вами равенство7+4-4 = 0, которое не выполняется. Переложите всего одну спичку, чтобы оно стало верным

 

3. Разместите 8 спичек таким образом, чтобы образовалось ровно 2 квадрата и 4 треугольника

4. Уберите 6 спичек, не перекладывая остальных, чтобы осталось всего 3 квадрата

5. Нужно так переложить 6 спичек с одного места на другое, чтобы образовалась фигура, составленная из 6 одинаковых четырехугольников.

 

 


Вариант 2

1. извлеките 8 спичек, не трогая других, чтобы оставшиеся спички составили 4 одинаковых квадрата

 

2. Переложив всего одну спичку, добейтесь, чтобы равенство стало верным

3. Из 12 спичек нужно составить фигуру, в которой было бы три одинаковых четырехугольника и два одинаковых треугольника. Как это сделать?

4. Уберите 8 спичек, не трогая остальных, чтобы осталось всего лишь 2 квадрата

5. Передвиньте 5 спичек так, чтобы уравновесить весы.

 


 


Варианты ответов к задачам методики

«Сложение фигур из спичек»



Вариант 1.

1.

2.

3.

4.

5.


Вариант 2

2.

3.

 

4.

5.


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных