ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
II. Любовная лирикаЛюбовь для Пушкина – лирика – предмет высокой поэзии. Она выведена за пределы быта, житейской "прозы". В стихотворениях Пушкина запечатлена не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений.Среди шедевров пушкинской любовной лирики: "Простишь ли мне ревнивые мечты", "Признание", "Не пой, красавица, при мне…", "На холмах Грузии…", "Я вас любил…", "Я помню чудное мгновенье…", "Сожженное письмо", "Талисман", "Мадона" и другие.В ранней лирике Пушкина любовь – мечта, образы героинь-возлюбленных достаточно условны, как условны их имена – Дорида, Лаиса, Эльвина. В отличие от образа Дориды женский образ в послании "К***" лишен плотского начала, поражая своей всепобеждающей красотой, неземной чистотой, высоким благородством. Это стихотворение, созданное поэтом в 1825 году, обращено в Анне Петровне Керн.Здесь на первом плане субъективное впечатление о женщине. С особой силой в стихотворении подчеркивается мысль о том, что вместе с женщиной появляются "И божество, и вдохновенье, / И жизнь, и слезы и любовь", которые уходят, когда женщина исчезает из памяти, из снов поэта. Любовь – символ духовного возрождения. Даже сама надежда на "позднюю" любовь, может быть, только на ее "улыбку прощальную", способна примирить поэта с мрачной и безрадостной жизнью. Черты любимых женщин Пушкин часто видит как бы сквозь дымку воспоминаний и снов. В стихотворении "Я вас любил…" пик чувства пройден, но оно еще "угасло не совсем". Поэт вспоминает о своей невысказанной, "безмолвной" любви, не связанной с надеждами на взаимность.По высоте и чистоте нравственного чувства этим стихам трудно подобрать аналогию как в русской, так во всей мировой литературе. Пушкин поднимается в них над эгоизмом любви, соприродном этому чувству, которое всегда сопровождается ревнивым отношением к любимому человеку. В зрелой любовной лирике поэта за образом реальной возлюбленной всегда проглядывает идеальный первообраз, который постоянно именуется: Мадонна, Богородица, Мария-дева, Матерь Господа Христа, Пречистая.В 1830 году Пушкин создает сонет "Мадона", появление которого чаще всего связывают с именем Натальи Николаевны Гончаровой.В сонете две героини, образ небесной Мадонны сопоставляется с образом земной женщины. Поэт называет свою избранницу "моя Мадона". Только чувство подлинной любви позволяет поэту увидеть в земной женщине отблеск небесного совершенства.Начав с воспевания женственно-земной стороны любви, поэт все настойчивее стремился к раскрытию ее идеального, духовного смысла. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|