ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
IV. Свободолюбивая лирикаОдна из важнейших тем лирики Пушкина – тема свободы. Уже в стихотворениях 1817-1819 гг. свобода становится высшим общественным благом – предметом "похвального слова" ("хочу воспеть Свободу миру"), то целью, к которой устремлен поэт вместе с друзьями-единомышленниками ("звезда пленительного счастья"), то шагом от заблуждений и суетной жизни к "блаженству" истины и мудрости ("Я здесь, от суетных оков освобожденный / Учуся в Истине блаженство находить"), то смыслом поэтической "жертвы" ("Свободу лишь учася славить, / Стихаем жертвуя лишь ей") и обозначением душевного состояния поэта ("тайная свобода"). В оде "Вольность" (1817) поэт скорбит и негодует, смотря на мир, где свистят бичи, гремит железо кандалов, где на троне восседает "несправедливая Власть". Весь мир, не только Россия, лишен свободы, вольности, а, следовательно, нигде нет радости, счастья, красоты и блага. Но: Вольность у Пушкина сочетается со святостью. А над свободой распростер свои крылья Закон, который не людьми изобретен и не ими над собою установлен. Вольность без святости и Закона вырождается в тиранию и своеволие. Так случается с земными владыками, забывающими Закон, но так случается и с народами, если они в борьбе с тиранией выйдут за границы святой вольности. Поэт признает справедливость народного восстания против самовластительных злодеев на троне: Но если восставшие рабы нарушат вечный Закон в своем праведном гневе – злодейская порфира с плеч тиран опустится на плечи восставшего народа: Тираноборческий пафос сливается в "Вольности" с апелляцией к разуму монархов, к их чувству самосохранения. Пушкин завершает оду призывом, обращенным к царям: Представления о свободе и рабстве конкретизируются в стихотворении "Деревня" (1819). Речь идет уже не о тирании во всемирном масштабе, как в оде "Вольность", а о русском крепостничестве. Стихотворение открывается резким противопоставлением суетного и порочного мира столичной жизни с роскошными пирами, забавами и заблуждениями миру русской деревни с шумом дубрав, с тишиной полей, с вольной праздностью – подругой размышлений. Поэт любуется красотой и вольным простором деревенской природы: С идеальных высот Пушкин обрушивает свое негодование на крепостное право в последней части стихотворения: Поэт создает обобщенный образ крепостнического произвола ("барство дикое без чувства, без закона") и равный ему по масштабу образ страдающего от беззакония народа ("рабство тощее"). Пушкин мечтает увидеть "народ неугнетенный и рабство, падшее по манию царя". И тогда взойдет над Россией заря "свободы просвещенной". К стихотворениям, в которых поэт затрагивал тему вольности и свободы, относятся также: "К Чаадаеву" (1818), "Кинжал" (1821), "Узник" (1822), "Птичка" (1823), "Арион" (1827), "Анчар" (1828), "Во глубине сибирских руд…" (1827). Стихотворение "Кинжал" сопоставимо с одой "Вольность", но в нем главным мерилом общественной справедливости становится уже не Закон, а карающий Кинжал, что предполагает мысль о необходимости борьбы и допустимости насилия во имя справедливости. В стихотворении "Птичка" мотив свободы связан с гуманистической идеей "дарования свободы". А в стихотворении "Анчар" Пушкин поднимается до широкого обобщения и исследования источников рабства и его пагубного влияния на развитие жизни. V. Тема природы (пейзажная лирика) Принципы отражения природы в лирике Пушкина постоянно меняются в зависимости от эволюции художественного метода. Это значит, что для каждого периода творчества поэта характерны свои особенности восприятия и приемы воплощения пейзажа в лирическом стихотворении. Одно из наиболее выразительных стихотворений первого периода творчества поэта – ода "Воспоминания о Царском селе" (1814). В этом стихотворении наиболее явно прослеживается влияние классицизма: описания природы играют роль фона и не могут быть самостоятельной темой. Еще одна особенность – статичность, неподвижность пейзажа в стихотворениях этого периода. Для южного периода творчества Пушкина характерны романтические традиции в изображении пейзажа. Элегия Пушкина пронизана нежной любовью поэта к стихии, которая родственна ему своим неукротимым движением. Море ласково зовет поэта к себе, учит быть свободным, очищает душу от бремени земных страстей, напоминает о призвании человека к вечному восхождению, к божественному совершенству: Пушкин сознает наивность своих мечтаний и надежд. Что такое земное счастье? cлава и успех? Море обнажает их тщету: на скале среди его пучины покоится лишь "гробница" былого величия – Наполеона. Земное величие и слава ничто перед величественной суровой природой Кавказа, понимает поэт, поднявшись на вершину и оказавшись наравне с парящим орлом: В поздней поэзии исчезает упоение мятежной красотой чувственных страстей, уходят темные тучи и метели суетных земных тревог. Природа очищается и обновляется в грозовом ненастье, душа воскресает в любовании красотой и гармонией окружающего мира. В стихотворении "Туча" (1835) Пушкин радостно приветствует эту гармонию, это душевное просветление: В стихотворении "Осень" (1833) Пушкин объясняет, почему он любит именно это время года, почему осенью испытывает он самые длительные приливы вдохновения. Осень умиляет поэта красотой умиротворенной, тихой, смиренной: С каждой осенью поэт "расцветает вновь", он "снова счастлив, молод", в нем "пробуждается поэзия". Но осень прекрасна своей "прощальной красой", и поэтому грусть об уходящей жизни, мысли о необратимых переменах поселяются в душе поэта. Погруженный в философские размышления, Пушкин вспоминает Михайловское ("Вновь я посетил…", 1835), где в опальном домике он жил с нянею своей, холм лесистый, на котором он часто сиживал недвижим, три сосны у дороги. Они все те же, "но около корней их устарелых…теперь младая роща разрослась…". И грустные чувства внезапно преображаются. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|