ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Объем дисциплины и виды учебной работы. Общая трудоемкость дисциплины составляет _____4______ зачетные единицы. Вид учебной работы Всего часов СеместрыОбщая трудоемкость дисциплины составляет _____4______ зачетные единицы.
Содержание дисциплины Содержание разделов дисциплины Введение в дисциплину Предмет курса. Цели его изучения, в том числе усвоение теоретических знаний и выработка практических навыков и умений. Место изучаемой дисциплины в системе других дисциплин, формирующих профессиональные качества современного редактора-издателя, работающего в условиях научно-информационной революции и рыночной экономики, источники изучения. Структура курса и методика его изучения. Организация самостоятельной работы студентов. Учебно-методические пособия и литературные источники, обеспечивающие изучение дисциплины. Формы и методы контроля за работой студентов, изучающих данную дисциплину. Организация практических занятий и семинаров, включая посещение издательств, предприятий книжной торговли, библиотек, международных и национальных книжных ярмарок. 1. Издательское дело в информационном обществе 1.1. Информационное общество: понятие, развитие, тенденции Информационное общество как стадия развития цивилизации. Встреча на высшем уровне по информационному обществу в Женеве (2003г.) и в Тунисе (2005г.): основные документы и программы. Приоритетное направление информационной политики – активное использование новых коммуникационных технологий с вовлечением в него всех стран и всех слоёв населения. Контрольный срок формирования информационного общества в глобальном масштабе - 2015 г. Содержание Тунисской Декларации об информационном обществе. 1.2. Издательское дело как структурная часть информационного общества Масштабы и динамика развития издательской деятельности на рубеже двух тысячелетий. Ускорение темпов выпуска издательской продукции как результат взаимодействия традиционных издательских технологий с технологиями информационного направления. Переход большинства издательских структур на выпуск книг, брошюр и др. изданий с помощью компьютерной техники и современных печатных технологий типа «Print-on-demand» и электронных изданий. Количественные показатели выпуска издательской продукции в глобальном масштабе по отдельным странам и континентам. 2. Эволюция издательской системы России 2.1. Формирование многоукладной издательской системы в пореформенной России (конец XIX – начало XX вв.) Создание крупных акционерных компаний в российском книгоиздании в пореформенный период как показатель капиталистического развития в этой отрасли накануне первой мировой войны. Вклад выдающихся российских издателей А.С. Суворина, А.Ф. Маркса, М.О. Вольфа, И.Д. Сытина и др. в развитие издательского дела и формирование издательской системы России. Рост числа издательств и темпов увеличения выпуска издательской продукции и способов её распространения, совершенствование полиграфических технологий. Выход России на передовые позиции мирового книгоиздания в первые годы XX в. 2.2 Издательская система советского периода Переход от многоукладной издательской системы дореволюционного периода к административно-командной системе государственного книгоиздания. Вытеснение частного книгоиздания и создание в 1930 г. ОГИЗа как основного инструмента формирования централизованной государственной системы издания и распространения печатной продукции. Усиление партийно-государственного контроля над идеологическим содержанием деятельности издательств. Характеристика системы советского книгоиздания накануне начала процессов демократизации в середине 80-х гг.XX в. 2.3. Издательская система современной России Осуществление комплекса мер по демократизации издательской деятельности в России в 1986-1990 гг. Основополагающее значение решения коллегии Госкомиздата СССР от 20 ноября 1986 г. «О расширении прав и самостоятельности издательств и совершенствовании тематического планирования». Другие документы, связанные с повышением роли редактора, созданием системы изучения спроса на книгу, развитием издания книг за счёт автора и пр. Принятие закона СССР «О печати и других средствах массовой информации» (12 июня 1990 г.) и закона РФ «О средствах массовой информации» (27 декабря 1991 г.). Роль и значение этих законов для разгосударствления издательской системы России. Разнообразие масштабов деятельности вновь образующихся издательств, форм собственности, направлений творческого развития и характера коммерческой деятельности. 3. Состояние и тенденции развития издательского дела в России на современном этапе 3.1. Динамика выпуска издательской продукции в России в начале XXI века Рост количественных показателей выпуска издательской продукции в РФ. Преодоление знакового рубежа в 100 тыс. названий книг и брошюр (2006 г.) и включение России в число стран-лидеров мирового книгоиздания. Развитие выпуска печатных СМИ (газет и журналов), электронных изданий и мультимедийных комплексов. Влияние экономического и финансового кризиса на основные показатели издательской деятельности. Рейтинг издательств-лидеров. 3.2. Проблемы распространения издательской продукции в России Рост числа и разнообразия выпускаемых изданий и необходимость дальнейшего развития форм и методов их распространения. Повышение роли сетевых распространительских структур в системе книжного маркетинга. Развитие системы распространения издательской продукции через некнижные гипермаркеты. Расширение продаж через книжные интернет-магазины, которые располагают значительными ресурсами и возможностями удовлетворения актуальных информационных потребностей населения. Развитие книжного рынка РФ в начале XXI в. Особенности региональных систем распространения издательской продукции. 3.3. Развитие демократических форм управления издательской деятельностью в современной России Взаимодействие государства с издательскими структурами в условиях расширения прав и самостоятельности издательств и включения их в рыночную экономику. Формирование общественных профессиональных объединений - Ассоциации книгоиздателей (АСКИ), Ассоциации книгораспространителей независимых государств (АСКР), Межрегиональной ассоциации полиграфистов, Российского книжного союза и др. Взаимодействие общественных профессиональных объединений с соответствующими международными организациями (Международной Ассоциацией издателей и др.).
4. Издательское дело за рубежом 4.1. Современное состояние издательского дела в Европе Страны-лидеры европейского книгоиздания: Великобритания, Германия, Франция, Испания, Италия. Крупнейшие мультимедийные транснациональные концерны – «Пирсон», «Рид Эльзевир» (Великобритания), «Бертельсманн», «Хольтцбринк» (Германия), «Ашетт Ливр» (Франция), «Планета» (Испания), «Мондадори» (Италия) и др. Возрастание их роли в развитии мирового издательского дела в период глобализации. Федерация европейских издателей, планы и программы её деятельности. 4.2. Издательское дело в США, странах Азии и Латинской Америки США – лидер современного мирового издательского дела. Развитая издательская система, состоящая из нескольких крупных центров. Широкое использование демократических форм координации и сотрудничества издательств. Деятельность Ассоциации американских издателей и других профессиональных объединений, предприятий книжного дела. Издательские системы КНР, Индии, Японии, других азиатских государств. Особенности издательской деятельности, связанные с использованием идеографической письменности в некоторых странах. Развитие издательского дела в Латинской Америке. 4.3. Деятельность международных организаций в области издательского дела Международные организации, содействующие развитию издательского дела: ООН (проведение встречи на высшем уровне в 2003 г. (Женева) и в 2005 г. (Тунис) по вопросам информационного общества), ЮНЕСКО (Флорентийское Соглашение о беспошлинном ввозе книг и материалов для их производства), Международная Ассоциация издателей (различные мероприятия в области охраны авторского права и использования информационных технологий в издательской деятельности), Международная Федерация книжной торговли, Международная Федерация библиотечных ассоциаций и институтов и др. 4.4. Развитие международного сотрудничества в издательском деле Традиции международного сотрудничества в книгообмене со времени изобретения книгопечатания. Основные формы сотрудничества в современных условиях: международная торговля книгами (объёмы, основные географические направления, основные страны-экспортёры и импортёры); экспорт и импорт основных и субсидиарных прав, борьба с международным пиратством в области авторского права; экспорт и импорт издательских и полиграфических услуг; создание транснациональных компаний. Международная стандартная нумерация книг (ISBN) и периодических изданий (ISSN) – основа дальнейшего международного сотрудничества с использованием современных средств коммуникации и переработки информации, создание новых систем нумерации изданий, включая электронные и сетевые. Роль международных выставок и ярмарок в укреплении сотрудничества издателей, полиграфистов и книгораспространителей. Ежегодная Франкфуртская книжная ярмарка – крупнейшая в мире. Место Московских международных ярмарок среди других мероприятий по сохранению и развитию единого книжного пространства стран СНГ.
5. Современное состояние чтения в России и за рубежом. Государственная поддержка печатных СМИ и книгоиздания. 5.1. Национальные программы и инициативы в области поддержки и развития чтения Падение интереса к чтению у многих категорий людей как социальное явление международного масштаба. Разработка национальных программ по развитию и поддержке чтения в странах Европы и США. Особенности национальных программ по чтению в разных странах. Национальная программа поддержки и развития чтения, принятая Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и Российским книжным союзом в 2006 г. и ход её реализации, конференция «Чтение как стратегия жизни» (МГУП, 2006 г.). 5.2. Формы государственной поддержки СМИ и книгоиздания Две основные формы государственной поддержки СМИ и книгоиздания: прямая (в форме государственного заказа) и косвенная (в форме введения налоговых, таможенных и иных льгот). Присоединение России к Флорентийскому Соглашению о беспошлинном ввозе книг и материалов для их производства. Федеральная программа поддержки книгоиздания как подпрограмма общенациональной программы «Культура России». Государственная поддержка книгоиздания в других странах мира. 6. Основные направления развития мировой издательской системы в XXI веке 6.1. Печатные и электронные издания в информационном обществе: кооперация и конкуренция Переход на новые информационные технологии как этап развития традиционного книгоиздания. Внедрение компьютерных программ для подготовки оригинал-макетов печатных изданий. Сосредоточение основных технологических процессов по подготовке издания к печати в стенах издательства. Развитие цифровой печати, в том числе печати по требованию (print-on-demand, PoD). Рост выпуска электронных версий печатных изданий и устройств для их чтения (букридеров). Увеличение объёма выпуска электронных изданий в онлайновом и оффлайновом формате. 6.2. Будущее книги: прогнозы футурологов и реальные перспективы. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|