Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






IV. Объяснение нового материала




Тема «маленького человека» традиционна в русской литературе

В русской литературе тип «маленького человека» по­явился в 1830-е годы XIX века в творчестве Пушкина (Самсон Вырин в «Станционном смотрителе», бедный Евгений в «Медном всаднике»).

Социально - литературный тип «маленького человека» облада­ет целым рядом общих черт — невысокое социальное положе­ние, утрата своего лица, своей личности, человеческая принижен­ность, робость, непременно вызывающие чувство жалости при ви­де оскорбления человека.

Пока «маленький человек» смиренно погружен в свой внут­ренний мир, он кое-как еще держится на поверхности жизни. Но как только вынуждают его показать свое лицо миру или выйти за пределы очерченного ему круга вследствие каких-либо обсто­ятельств, он неотвратимо гибнет.

«Шинель» — последняя по времени написания повесть цикла «Петербургские повести». Написана в 1841 и опубликована в 1842 г. Замысел относится к середине 30-х гг. В первой редакции повесть озаглавлена «Повесть о чиновнике, крадущем шинели». В ней герой еще не имел имени. Позднее он получил имя Акакий (греч. «незло­бивый») и фамилию Тишкевич, замененную на Башмакевич и затем — на Башмачкин.

Один интересный факт, имеющий отношение к истории созда­ния повести, был рассказан П.В. Анненковым (АННЕНКОВ Павел Васильевич (1813-87), русский литературный критик, мемуарист. Представитель эстетической критики. Подготовил первое научное издание сочинений А. С. Пушкина (1855-57) и опубликовал материалы для биографии поэта (1855). ): «Однажды при Гого­ле рассказан был канцелярский анекдот о каком-то бедном чинов­нике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на покупку хорошего лепажевского ру­жья (французская фирма Лепажа) рублей в 200. В первый раз, как на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за до­бычей, положив драгоценное ружье перед собой на нос, где он нахо­дился, по его собственному уверению, в каком-то самозабвении и пришел в себя только тогда, как, взглянув на нос, не увидал своей обновки. Ружье было стянуто в воду густым тростником, через ко­торый он где-то проезжал, и все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, лег в постель и уже не вставал: он схватил горячку. Только общей подпиской его товарищей, узнавших о происшествии и купивших ему новое ружье, возвращен он был к жизни. Все смеялись анекдоту, не исключая Гоголя, который выслу­шал его задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслию чудной повести его «Шинель».

Каковы черты сходства и отличия в сюжете анекдота и повести? (Сходство в одном — любимая вещь потеряна после ее приоб­ретения. В остальном — отличия налицо: в анекдоте утрачен пред­мет роскоши, а не первой необходимости, шинель же стала для ге­роя повести как бы смыслом всей жизни и ее источником. В повести тема нищеты присутствует с самого начала, до утраты шинели, в анекдоте — нет. В анекдоте владелец сам явился причи­ной утраты ружья, в повести утрата шинели связана с оскорблени­ем, героя ограбили. В анекдоте герою помогли товарищи, в повести счастливый ко­нец невозможен, поэтому финал ее трагичен.)




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных