ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
V. Анализ повести. Беседа по вопросам.1. Что мы узнаем о герое в начале повести? Что означает его имя? (Что он служил в одном департаменте, что ничего замечательного о нем сказать нельзя, низенького роста, рябоват, рыжеват, подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами, ему за 50 лет, но служит он чиновником низшего класса в табели о рангах — вечный титулярный советник (это 9 ступень чиновничьей лестницы). Фамилия его — Башмачкин. Называя ее, писатель словно иронизирует: «...она произошла от башмака; но когда, в какое время и каким образом... ничего этого неизвестно».) 2. Какова история рождения Акакия Акакиевича? — («Родился... против ночи» до «...другого имени дать было никак невозможно») 3. Когда же меняется отношение рассказчика к герою? (Конечно, ученики заметили, что отношение меняется, и уже с первых страниц ироническое настроение часто переходит в грустное. Акакия Акакиевича становится жаль, когда мы узнаем об отношении к нему сослуживцев, которые не оказывали ему никакого уважения, когда появляется сравнение с мухой.) 4. Как относились в департаменте к Акакию Акакиевичу? (Отрывок №2) 5. Для чего вводит Гоголь молодого человека, который не будет героем повести? (Отрывок №3 – зачитать) 6. Что мы узнаем об отношении героя к службе? Как в этом проявляется его характер? (Он служил с любовью, переписывание бумаг для него — особый приятный мир, но ничего более он делать не умел, терялся от задания переменить глаголы из 1 лица в 3-е. Дома он также переписывал бумаги, ожидал, «что-то бог пошлет переписывать завтра». За свою работу он получал всего 400 рублей в год, мизерные по тем временам деньги. Он покорен судьбе, не склонен к протесту.) 7. Назовите врага «всех, получающих 400 рублей в год»? Почему? («Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья или около того. Враг этот не кто другой, как наш северный мороз, хотя, впрочем, и говорят, что он очень здоров»). 8. Шинель для Акакия Акакиевича — это не ружье из анекдота, это не излишество, а самая первая необходимость. Вот почему он так расстроился, когда портной Петрович отказался взять ее в ремонт. Обратимся к тому фрагменту, в котором повествуется о первом визите героя к портному. Наше внимание должна привлечь речь Акакия Акакиевича — это не речь, а какие-то обрывки речи: «А я вот к тебе, Петрович, того...», «А я вот того, Петрович... шинель-то, сукно...». Отрывок №4 зачитать Почему автор наделяет героя такой невразумительной речью? (Трудно представить, чтобы герой, живущий в одиночестве и забитости, говорил иначе. Но дело и в умственной неразвитости, ограниченности кругозора, конечно, тоже. Таким образом, автор сочувствует своему герою. К тому моменту, когда он пишет: «Отчего же нельзя, Петрович? — сказал он почти умоляющим голосом ребенка...», жалость, сочувствие к герою уже сформировались в читателе.) 9. Расскажите о разговоре Акакия Акакиевича с Петровичем. О чём размышляет Акакия Акакиевича после него. (Здесь важно, чтобы ученики поняли, что Гоголь не скрывает ужасающей нищеты героя, которая и влияет на формирование его характера, на поведение. Кроме того, в его жизни нет человеческой привязанности, вот и возникает странная «любовь» к красивым буквам и к будущей шинели, как к живому человеку.) Поразмышляем! (Отрывок № 5) 10. Как реагирует герой на новые условия жизни, как готовится к 11. Чем стала будущая шинель для героя повести? А какие изменения происходят в характере, манере поведения? Отрывок №7. (Мы видим, что он меняется внешне, поведение его становится более решительным и целеустремленным. Читаем от слов: «...но зато он питался духовно... в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли, точно, куницу на воротник?» Конечно, в этом отрывке появляется юмор, но это добрый юмор, а главное в том, что он становится человеком, впервые начинает себя чувствовать человеком: даже принимает приглашение товарищей на вечеринку и выпивает шампанское.) Юмор – (см. раздаточный материал) 12. Шинель готова. Как ощущает Акакий Акакиевич себя в новой шинели? (Словесное рисование.) А теперь закройте глаза и представьте, как выглядит во время одевания шинели Акакий Акакиевич? Какова его внешность? Выражение лица? Жесты? Как стоит герой? Как ведёт себя? Может, представите и предметы, окружающие его в этот момент? Посмотрите на стенд, где помещены иллюстрации художников Кукрыниксов (Кукрыниксы - творческий коллектив художников, ставших самыми знаменитыми и авторитетными мастерами российской карикатуры 20 века.), выполненные акварелью. Одна из иллюстраций так и называется «Акакий Акакиевич примеряет новую шинель». Совпали ли ваше устное словесное рисование с видением этой же сцены художников? Вид работы, которую вы сейчас выполняли, называется словесным рисованием. При чтении художественного произведения нам мысленно «видятся», «представляются» определённые картины, образы. Описание их и называют словесным рисованием. Оно может быть как устным, так и письменным. Словесное рисование предполагает не только понимание текста, но и его распространение и домысливание. Обратите внимание на ваше д/з. Вам предстоит выполнить словесное рисование на тему ««Обложка к изданию повести Н.В.Гоголя «Шинель»». Возвращаемся к разбору повести. 13. Как сослуживцы отнеслись к новому приобретению Башмачкина? 14. Определите, какой эпизод является кульминационным в повести. (Без труда учащиеся определят, что таким эпизодом является сцена ограбления — первое потрясение для Акакия Акакиевича.) 15.Какие перемены произошли с героем после ограбления? (Тишайший Акакий Акакиевич начинает бранить будочника за то, что тот не помогает человеку, когда его грабят. Впервые не идет он на службу, начинает добиваться, чтобы его принял частный пристав. Когда его не пропускают, говорит писарю, что пришел по казенному делу, что пожалуется, если не пустят, «так вот тогда они увидят». 16. Расскажите о встрече А.А. со значительным лицом. Отрывок № 8. Обратим внимание учеников на то, как Гоголь акцентирует внимание читателей на роль чина: «...генеральский чин совершенно сбил его (значительное лицо) с толку». Вспомним, что этот акцент важен был для автора и в повести «Невский проспект». Читаем от слов: «Увидевши смиренный вид Акакия Акакиевича и его старенький вицмундир...» до слов: «...его вынесли почти без движения». После этого визита Башмачкин уже ничего не помнил и не видел, не чувствовал ни рук, ни ног, когда добрался домой, не в силах был говорить. Началась сильная горячка и вскоре «бедный Акакий Акакиевич испустил дух». Смерть только подчеркнула одиночество и бедность героя, который не оставил наследников и наследства. «И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было». 17. Но все ли так, как мы сказали, не пропущено ли какое-то звено в этих событиях последних дней нашего героя? (Этот вопрос заставляет учеников еще раз прочитать текст и увидеть очень важное место в повести: в предсмертных видениях представлялся Башмачкину то Петрович, то генерал, которому он приговаривал не только «Виноват, ваше превосходительство!», но и «даже сквернохульничал, произнося самые страшные слова... которые следовали непосредственно за словом «ваше превосходительство» и которых от него никогда не слышала его хозяйка».) Он ругает не грабителей, а генерала, то есть высшие власти, мстит не тем, кто снял с него шинель, а генералу и в его лице тем, кто превратил его в бессловесное, униженное существо. Это протест, бунт.) 18. Почему Гоголь решил закончить повесть трагически – смертью героя? (Для писателя важнее всего, правда жизни, к ней, этой трагической правде, он и стремился привлечь внимание читателей.) Слово учителя Мысль автора ясна: высшие власти, представленные в повести «значительным лицом», виноваты в ужасном существовании героя и его смерти. Но писатель призывает и к тому, чтобы все люди думали друг о друге, поступали так, как хотят, чтобы поступали с ними — в этом смысл повести «Шинель». Сцена у генерала не понравилась герою романа Ф.М.Достоевского «Бедные люди» Макару Девушкину: «А лучше всего было бы не оставлять его умирать, беднягу, а сделать так, чтобы шинель его отыскалась, чтобы тот генерал, узнавши подробнее об его добродетелях, перепросил бы его в свою канцелярию, повысил чином и дал бы хороший оклад жалованья, так что, видите ли, как бы это было: зло бы было наказано, а добродетель восторжествовала бы, и канцеляристы товарищи все бы ни с чем и остались. Я бы, например, так сделал...» 19. Почему Гоголь поступил иначе? С какой целью Гоголем выбирает фантастическое окончание повести? (В реалистической части повести не могли проявиться такие стороны характера Акакия Акакиевича, которые показало фантастическое окончание.) (Башмачкин умирает не из-за кражи шинели, он умирает из-за грубости, равнодушия и цинизма окружающего мира. Призрак Акакия Акакиевича выступает мстителем за свою незадачливую жизнь. Это бунт, хотя его можно назвать “бунт на коленях”. Автор стремится вызвать у читателя чувство протеста против абсурдных условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства. Гоголь не хочет давать утешительной развязки, не хочет успокаивать совесть читателя. Если бы писатель наказал Значительное лицо, вышла бы скучная нравоучительная сказка; заставил бы переродиться – вышла бы ложь; а он великолепно выбрал фантастическую форму момента, когда пошлость на мгновение прозрела…) Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|