Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Этапы развития ВЭС в Республике Беларусь и процесс их реформирования




Внешнеэкономические связи в эпоху СССР осуществлялись в условиях государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность и централизованного управления.

Основные параметры государственной монополии на осуществление ВЭД в СССР:

- государство в централизованном порядке управляло внешнеэкономической деятельностью как частью народно-хозяйственного комплекса через созданные для этих целей органы (Наркомвнешторг, затем Минвнешторг, МВЭС и ГКЭС, далее МВЭС);

- государство устанавливало, какие организации и в каких отраслях могли непосредственно осуществлять операции во внешнеэкономической деятельности;

- государство определяло, исходя из задач социально-экономического развития страны, посредством экспортно-импортного плана, перечень экспортных и импортных товаров и их количество;

- посредством системы лицензий и контингентов государство непосредственно регулировало операции внешнеторговых организаций.

- Структура управления ВЭД в конце 80-х начале 90-х гг.:

- общегосударственный уровень (парламент, Совет Министров СССР, постоянный орган Совмина — Государственная внешнеэкономическая комиссия (ГВК);

- межотраслевой (функциональный) и региональный уровень — межотраслевые, функциональные органы государственного управления (Госплан, Госснаб, ГКНТ, Минфин, Госкомцен и др.);

- отраслевой уровень — Министерство внешних экономических связей — центральный орган государственного управления;

- хозяйственный уровень — всесоюзные внешнеэкономические объединения и другие внешнеторговые организации, входившие в систему МВЭС, промышленные и другие отраслевые министерства и ведомства, производственные объединения, предприятия и другие хозяйственные организации.

Сущность проводимых реформ во внешнеэкономической деятельности заключалась в создании рыночных условий для функционирования внешнеэкономической сферы.

Основные направления реформ управления ВЭД:

- децентрализация – ликвидация монополии на внешнюю торговлю;

- ликвидация валютной монополии;

- либерализация всего комплекса законодательных мер, обеспечивающих регулирование ВЭД;

- приоритет экономических методов управления;

- оптимизация структуры экспорта и импорта.

 

1.4 Республика Беларусь как субъект ВЭД: современные приоритеты и принцип многовекторности

Внешнеторговый потенциал – это материальные и интеллектуальные возможности государства для участия в международной торговле.

Характеристики Республики Беларусь как внешнеторгового партнера (2010 г):

Территория: 207,6 тыс. кв. км;

Население: 9 млн. 501 тыс. человек;

ВВП: $52,9 млрд.;

ВВП (ППС) на душу населения $13,9 тыс.;

Индекс развития человеческого потенциала: 61-е место в мире.

 

Внешнеторговый потенциал Республика Беларусь определяется структурой промышленного комплекса станы и реализуется в условиях высокой степени открытости национальной экономики. Более 60% производимых в стране товаров поставляется на экспорт.

Принцип многовекторности - осуществление внешней торговли по различным направлениям: со странами Таможенного союза, СНГ, с государствами дальнего зарубежья и т.д.

Страновые приоритеты Республики Беларусь:

Беларусь поддерживает торговые отношения более чем со 180 государствами мира.

Основным торговым партнером Беларуси является Российская Федерация, на ее долю приходится 35,4% белорусского экспорта и более половины объема импорта.

Второе место в товарообороте Беларуси занимает Европейский союз, на долю которого приходится более 38% белорусского экспорта и пятая часть импорта. К числу европейских стран, с которыми Беларусь имеет наиболее развитые торгово-экономические отношения, относятся Нидерланды, Латвия, Германия, Польша, Литва, Италия, Великобритания, Бельгия, Чешская Республика, Франция.

Среди стран СНГ, после России, второе место занимает Украина, третье – Казахстан.

Динамично развиваются торговые отношения с традиционными партнерами в Латинской Америке – Бразилией, Венесуэлой, Аргентиной, в Азиатском регионе – Китаем, Индией, Вьетнамом. В последние годы заметно возросли объемы торговли с Индонезией и Нигерией[1].

Белорусская экспортоориентированная продукция:

нефтепродукты и нефть, калийные и азотные удобрения, металлопродукция, грузовые автомобили, тракторы, химические волокна и нити, шины, молочная и мясная продукция, сахар.

 

Основные стратегические задачи развития Республики Беларусь во внешнеэкономической деятельности:

· рост экспорта товаров и услуг, повышение его эффективности,

· увеличение рентабельности экспортных поставок,

· выход на положительное сальдо внешней торговли,

· совершенствование системы правового и информационного сопровождения внешнеэкономической деятельности.[2]

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных