ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Этапы развития ВЭС в Республике Беларусь и процесс их реформированияВнешнеэкономические связи в эпоху СССР осуществлялись в условиях государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность и централизованного управления. Основные параметры государственной монополии на осуществление ВЭД в СССР: - государство в централизованном порядке управляло внешнеэкономической деятельностью как частью народно-хозяйственного комплекса через созданные для этих целей органы (Наркомвнешторг, затем Минвнешторг, МВЭС и ГКЭС, далее МВЭС); - государство устанавливало, какие организации и в каких отраслях могли непосредственно осуществлять операции во внешнеэкономической деятельности; - государство определяло, исходя из задач социально-экономического развития страны, посредством экспортно-импортного плана, перечень экспортных и импортных товаров и их количество; - посредством системы лицензий и контингентов государство непосредственно регулировало операции внешнеторговых организаций. - Структура управления ВЭД в конце 80-х начале 90-х гг.: - общегосударственный уровень (парламент, Совет Министров СССР, постоянный орган Совмина — Государственная внешнеэкономическая комиссия (ГВК); - межотраслевой (функциональный) и региональный уровень — межотраслевые, функциональные органы государственного управления (Госплан, Госснаб, ГКНТ, Минфин, Госкомцен и др.); - отраслевой уровень — Министерство внешних экономических связей — центральный орган государственного управления; - хозяйственный уровень — всесоюзные внешнеэкономические объединения и другие внешнеторговые организации, входившие в систему МВЭС, промышленные и другие отраслевые министерства и ведомства, производственные объединения, предприятия и другие хозяйственные организации. Сущность проводимых реформ во внешнеэкономической деятельности заключалась в создании рыночных условий для функционирования внешнеэкономической сферы. Основные направления реформ управления ВЭД: - децентрализация – ликвидация монополии на внешнюю торговлю; - ликвидация валютной монополии; - либерализация всего комплекса законодательных мер, обеспечивающих регулирование ВЭД; - приоритет экономических методов управления; - оптимизация структуры экспорта и импорта.
1.4 Республика Беларусь как субъект ВЭД: современные приоритеты и принцип многовекторности Внешнеторговый потенциал – это материальные и интеллектуальные возможности государства для участия в международной торговле. Характеристики Республики Беларусь как внешнеторгового партнера (2010 г): Территория: 207,6 тыс. кв. км; Население: 9 млн. 501 тыс. человек; ВВП: $52,9 млрд.; ВВП (ППС) на душу населения $13,9 тыс.; Индекс развития человеческого потенциала: 61-е место в мире.
Внешнеторговый потенциал Республика Беларусь определяется структурой промышленного комплекса станы и реализуется в условиях высокой степени открытости национальной экономики. Более 60% производимых в стране товаров поставляется на экспорт. Принцип многовекторности - осуществление внешней торговли по различным направлениям: со странами Таможенного союза, СНГ, с государствами дальнего зарубежья и т.д. Страновые приоритеты Республики Беларусь: Беларусь поддерживает торговые отношения более чем со 180 государствами мира. Основным торговым партнером Беларуси является Российская Федерация, на ее долю приходится 35,4% белорусского экспорта и более половины объема импорта. Второе место в товарообороте Беларуси занимает Европейский союз, на долю которого приходится более 38% белорусского экспорта и пятая часть импорта. К числу европейских стран, с которыми Беларусь имеет наиболее развитые торгово-экономические отношения, относятся Нидерланды, Латвия, Германия, Польша, Литва, Италия, Великобритания, Бельгия, Чешская Республика, Франция. Среди стран СНГ, после России, второе место занимает Украина, третье – Казахстан. Динамично развиваются торговые отношения с традиционными партнерами в Латинской Америке – Бразилией, Венесуэлой, Аргентиной, в Азиатском регионе – Китаем, Индией, Вьетнамом. В последние годы заметно возросли объемы торговли с Индонезией и Нигерией[1]. Белорусская экспортоориентированная продукция: нефтепродукты и нефть, калийные и азотные удобрения, металлопродукция, грузовые автомобили, тракторы, химические волокна и нити, шины, молочная и мясная продукция, сахар.
Основные стратегические задачи развития Республики Беларусь во внешнеэкономической деятельности: · рост экспорта товаров и услуг, повышение его эффективности, · увеличение рентабельности экспортных поставок, · выход на положительное сальдо внешней торговли, · совершенствование системы правового и информационного сопровождения внешнеэкономической деятельности.[2]
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|