ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Распределение заданий с учетом верхней границы возможностей исполнителяВ теме, рассматривающей вопросы организации индивидуальных рабочих мест, говорилось о задачах, предусмотренных описанием рабочего места, которые определяют собой участки работы данного исполнителя. А теперь рассмотрим индивидуальные задания-поручения, даваемые в текущем порядке подчиненному его руководителем. Разумеется, эти задания-поручения должны находиться в рамках участков данного рабочего места или направлений его активности, содержащихся в описании рабочего места. Трудность полученного подчиненным задания должна достигать верхней границы его возможностей. Однако в практике встречаются три теоретически возможных варианта распределения заданий: 1) задание по трудности превышает возможности подчиненного; 2) задание ниже сил и возможностей подчиненного; 3) задание совпадает с верхней границей его возможностей. Если речь идет о первом варианте, то, вероятно, нет смысла давать исполнителю задания, которые он не в состоянии выполнить. При рассмотрении второго варианта, т. е. когда задание ниже возможностей исполнителя, следует иметь в виду следующие обстоятельства: а) с точки зрения общественных интересов давать подобное задание равнозначно расточительству: пропадают впустую средства, вложенные обществом в образование и на подготовку работника, а в равной степени самостоятельно приобретенные им определенные знания и опыт; все это необходимо принять в расчет; б) с точки зрения интересов работника выполнение такого задания задерживает его дальнейшее развитие и лишает всякого удовлетворения от исполнения дела; в) с точки зрения интересов учреждения следует учитывать, чт° работник, занятый выполнением данной работы, будет воспринимать ее как оглупляющую, не использующую его умственных способностей и поэтому долго в этом учреждении не задержится. Рано или поздно он найдет для себя более подходящее место. Но это не все. Человек, В03можности которого полностью не используются, начинает пренебрегать работой и выполнять ее хуже работника, подготовленного менее,чем он. Недооценка принципа распределения работы с учетом верхней границы возможностей вызывает дальнейшие вредные для учреждения последствия. Это выражается прежде всего в неправильном распоряжении штатами. Люди, занятые ниже уровня своей квалификации, используются на работе не полностью. Если врач, ветеринар, архитектор или агроном будут заняты, например, на 30 или 50% работой, которую с успехом может выполнять канцелярский работник с неполным средним образованием (не говоря уже о том, что выполняемая с нежеланием работа бывает низкого качества), то или нужно использовать квалифицированных (а следовательно, относительно высокооплачиваемых) работников на 30% больше, или в такой же пропорции отказаться от их услуг. В литературе обращается внимание на другого рода последствия, связанные с распределением заданий ниже уровня квалификации. Подчеркивается, что работа на уровне наивысших возможностей исполнителя в субъективном отношении более ответственна и более вдохновляющая, нежели менее сложная работа. Работники, загруженные на уровне их возможностей, намного больше дисциплинированны, нежели работники, загруженные ниже своих возможностей. Среди отмеченных выше теоретических вариантов распределения заданий в качестве наиболее рекомендуемого остается тот, в основу которого положен уровень верхней границы квалификационных возможностей подчиненного. Именно этот вариант должен избрать для практического осуществления каждый руководитель, назначая круг обязанностей подчиненному. Директиву, определяющую круг задач исполнителя на уровне верхней границы его способностей, намного легче проводить в жизнь в том случае, когда перед исполнителем ставятся только задачи и оставляется свобода способов их выполнения. Тогда он может развивать таланты и проявлять находчивость в улучшении методов работы. Требование реальности и конкретности при формировании заданий. Допустим, что службе, ответственной за безопасность движения транспорта, дано задание усилить контроль настолько, чтобы прекратились несчастные случаи на дорогах. Или предположим, что пожарными командами какого-то района получено задание: так провести профилактические меры, чтобы вообще не было пожаров. В обоих случаях обе заинтересованные стороны (руководство и подчиненные) хорошо знают, как можно расценивать такие задания. Ни один подчиненный не может их выполнить, и ни один начальник не ожидает этого. Это так называемые заблаговременно проваленные задачи. Они отражают действия руководителя, не имеющего авторитета, заранее предполагающего, что его задания будут выполнены в какой-то незначительной степени в зависимости от желания подчиненного. Руководитель предпочитает формулировать задания преувеличенной сложности, чтобы достигнуть таким путем хотя бы небольшого эффекта. Руководитель со слабой квалификацией часто формулирует задания в лозунговой форме, поскольку это для него относительно легче. Такая постановка заданий деморализует обе стороны. В этой атмосфере перестают серьезно восприниматься любые задания даже те, которые могут быть выполнены без особого напряжения, четко и в срок. Выполнение заданий начальников полностью и в срок никак не согласуется с шаблонным подходом к ним. Правильно сформулированное задание, делающее возможным его выполнение (или не исключающее возможность выполнения), звучало бы следующим образом: «За последний отчетный период имело место столько-то и столько-то дорожных происшествий (краж, опозданий на работу и т. п.). Это количество происшествий в следующем периоде следует сократить, по крайней мере, на n % путем использования таких-то и таких-то средств». Сформулированное подобным образом задание может и должно быть исполнено, если, разумеется, процент снижения был определен со знанием дела. Конкретно поставленная и полностью осуществленная цель — достижение, самое эффективное средство повышения профессиональной, гордости и чести коллектива. Для полноты освещения вопроса о реальности и конкретности формулирования целей необходимо сделать следующее важное замечание. Речь идет не о том, чтобы исключить из сознания трудовых коллективов значение перспективных целей и идеалов, которые не могут быть полностью претворены в жизнь в конкретные сроки. Стремление к достижению таких перспективных целей-идеалов является, несомненно, стимулом, мобилизующим духовную энергию. Речь идет исключительно о том, чтобы такого рода цели не формулировать в качестве задач на определенные отрезки времени. Конкретным отрезкам времени должны соответствовать определенные задачи или их части, позволяющие планировать их выполнение в назначенный срок. Короче говоря, поставленная задача должна выглядеть не лозунгом, а конкретной работой. Взаимозависимые задачи. Даже в том случае, когда рабочие места организованы наиболее правильно (что сегодня представляет скорее исключение, нежели правило), руководитель, давая конкретное задание в рамках определенного круга задач, должен определить его значение внутри этого круга. Организация рабочего места может касаться отдельных участков, отдельных направлений деятельности на данном рабочем месте, но не отдельных задач, поставленных в текущем по рядке независимо от того, как организовано и организовано ли вообще рабочее место. Критерий согласованности при распределении задач имеет универсальный характер. Следовательно, это относится как к ведомствам, так и ко всяким другим организациям, а также касается отношений между руководителем и подчиненным, поскольку очень важно, чтобы задания, которые получают подчиненные от руководителей на всех ступенях иерархии, не вызывали между ними недоразумений. Встречаясь с задачами, порождающими противоречивые тенденции, не всегда следует объединять их в одних руках, чтобы обеспечить слаженную работу трудового коллектива. Задачи этого типа можно разделить на две группы. К первой группе относятся такие, когда общественный интерес проявляется у обеих антагонистических сторон, но каждая из них представляет этот интерес по-своему. В этом случае нужно искать золотую середину, для чего задачи, порождающие противоречивые тенденции, следует сосредоточить в одних руках. Однако существует и другая группа задач, когда общественный интерес не может быть найден в компромиссе, наоборот, необходимы полная победа одной стороны и полное поражение противоположной. Пример: юрисконсульт учреждения стремится к тому, чтобы в соответствии с правовыми положениями удовлетворить иск гражданина и возместить ему ущерб, нанесенный по вине администрации. Руководитель, возмущенный обжалованием принятого им решения, интересуется у юриста, кому он служит — государственному органу или частному лицу? О какой золотой середине может идти речь в этой ситуации? Решение вопроса может быть в данных ситуациях только однозначным: если общественным интересам соответствует позиция только одной стороны, то задания, вызывающие противоречивые тенденции, должны быть настолько значительно разделены в организационной схеме, чтобы работник или группа работников, представляющих общественные интересы, были ограждены от возможности давления со стороны работников или групп, преследующих частные или узкогрупповые цели. Несмотря на то что наука об административном управлении давно заняла по данному вопросу четкую позицию, на практике обстановка складывается по-разному. Проблема ответственности и соотношение текущих и перспективных задач. Проблема ответственности означает такую постановку заданий для коллектива, звена управления или ведомства, чтобы было известно, кто и за что отвечает. Такое положение обязательно' для органов административного управления. Отдавая подчиненным текущие распоряжения, руководитель не должен забывать о принципе четкого определения ответственности. В непосредственных отношениях руководителя и подчиненного очень часто возникает возможность упущений в этом вопросе. Особенно нервирующими оказываются ситуации, когда кого-то включают в состав исполнителей или исключают из него в ходе выполнения задания. Ставя подчиненным какие-либо задачи, руководитель не должен допускать, чтобы их реализация (ближайшая непосредственная цель) находилась в противоречии с более широкими задачами, предусмотренными на длительный срок. Например, нельзя допускать, чтобы текущие вопросы снимали с повестки дня обучение персонала. Нельзя допускать, чтобы достижение текущих результатов выдвигалось на первый план ценой угрозы будущему. В связи с затронутой темой необходимо особенно подчеркнуть одно важное обстоятельство: предоставление ближайшим целям первенства над отдаленными является тормозом любого прогресса и модернизации. Каждое нововведение, внедрение новой техники и новых методов как в административном управлении, так и в промышленности начинается с затрат труда и средств; выгода получается только в отдаленной перспективе. К сожалению, проблема совпадения ближайших целей с главными перспективными задачами, несмотря на ясность и очевидность, не теряет актуальности. Ей постоянно уделяется внимание в дискуссиях, лекционных курсах подготовки управленческих кадров среднего звена, а также в научных работах и публицистической литературе. Задания, учитывающие принцип совершенствования исполнителей. В любой работе можно выделить часть, выполняемую в соответствии с определенным нормативным документом, и часть, которую можно назвать «поле свободных действий». В нашем понимании это связано с творчеством в субъективном или объективном смысле. При формулировании заданий руководителю необходимо учитывать проблему, которую мы назвали бы проблемой сферы свободных действий. Руководитель должен стремиться к тому, чтобы каждое задание, поручаемое отдельным работникам, содержало определенное поле свободных действий, т. е. реализация поставленной задачи требовала бы от исполнителя самостоятельного обдумывания и инициативы. Следует заметить, что «поле свободных действий» отнюдь не означает отсутствия четкости и неясность в постановке задачи. «Поле свободных действий» представляет собой элемент, приближающий задание к уровню верхней границы возможностей исполнителя, так как в этом пределе ничто не препятствует ему при выполнении задания использовать знания, опыт и способности. «Поле свободных действий» предоставляет возможность для самовыражения и поэтому является факторов воспитания людей, способных двигать прогресс. Здесь полезно вспомнить положение о том, что одна из основных обязанностей руководителя состоит в непрестанном развитии творческих элементов в работе подчиненных. «Поле свободных действий» в значительной степени способствует решению этой задачи. Границы задания. Некоторые ученые и практики придерживаются того взгляда, что задания должны быть сформулированы в двух пределах: максимальном, превышать который не следует, и минимальном, представляющем границу, ниже которой нельзя опускаться. Этому разграничению дается следующее обоснование. Установление минимального предела необходимо с точки зрения гармонизации частичных задач. Ибо во всем совокупном содержании задания не должно быть отдельных слабых и недоработанных элементов, которые могут нанести ущерб выполнению задания в целом. Другой взгляд связан с областью человеческих отношений: нужно и слабому работнику, если он все же заслуживает этого, дать возможность получить моральное удовлетворение от того, что поставленную перед ним задачу он выполнил (хотя и в минимальном пределе). Аналогична аргументация и в пользу необходимости установления максимального предела. Ибо целое может потерпеть ущерб не только от того, что в нем содержится слабый, недоработанный элемент, но и от того, что какой-то элемент по отношению к остальным слишком разросся. Максимальный предел устанавливается с той целью, чтобы не лишать способного работника возможности полностью использовать высокую квалификацию, что, как известно, является неотъемлемым условием его дальнейшего развития. Конечно, принцип установления двух пределов не универсален и не везде применим. Во многих ситуациях он вообще бесполезен. Тем не менее нередко возникают такие обстоятельства, в которых целесообразно его использование. Разработанный для конкретного работника круг функций должен включать не только задачи, возложенные на занимаемое им рабочее место, но также должен учитывать его личные и профессиональные данные. Эта мысль иллюстрируется простым примером: может случиться, что один из государственных служащих администрации имеет способности к живописи, а другой — к театральному искусству. Следовательно, было бы правильным поручить первому, кроме его обычных обязанностей, курировать внешний вид служебных помещений и их окружение, другому — подготовку художественной части различных праздников и юбилеев. Задания с элементом прогресса. Подводя итоги чьей-то деятельности; всегда следует принимать во внимание то обстоятельство, что во всех элементах исполнительства, а также управления и консультирования (причем на всех уровнях) должно быть использовано новое и более совершенное как в отношении методов и процедур, так и в достигнутых результатах. Введение новшеств и улучшений должно рассматриваться не как обязанность определенного круга работников и тем более не как одноразовая акция, а как постоянная и систематическая обязанность всех работников данного учреждения. В противном случае ему грозят застой и регресс. Следовательно, прогресс должен предусматриваться при каждой постановке задач для подчиненного персонала. Значение этого принципа может показаться преувеличенным, особенно тем, кто рассматривает занимаемый руководящий пост в качестве заслуженной синекуры или в лучшем случае (что бывает чаще всего) представляет себе управленческую деятельность как лихорадочную суету и погоню за тысячью мелочей, а не тем, чем она должна быть в действительности: трудной и сложной умственной работой. Часто считают, что многие работы (особенно относительно легкие, выполняемые шаблонно) не дают возможности для постоянных улучшений. Однако все, кто изучал хотя бы поверхностно теорию управления, хорошо знают о так называемом управленческим цикле, включающем пять отдельных этапов и широко использующемся при выполнении любого типа заданий. Последним этапом этого цикла, как известно, является этап контроля, который включает один из важнейших элементов — формулировку выводов на будущее. Речь идет о том, чтобы на основе этих выводов каждое последующее идентичное задание выполнялось более четко, чем то, по которому были сделаны выводы. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|