ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Этические принципы и правила профессиональной деятельности психологов РФ
Поскольку в нашей стране практическая психология является относительно молодой и пока недостаточно структурированной отраслью, она не имеет действующих органов и способов контроля над практикой отдельных психологов. Все предлагаемые отечественными специалистами этические принципы, нормы и правила разработаны в соответствии с основными требованиями профессиональной этики, принятыми за рубежом, в странах с широкой и хорошо организованной сетью психологических служб. Они не носят характера закона, обязательного для исполнения, их нарушение не может повлечь за собой каких-либо официальных санкций. Цель «Этических норм» - дать практикующим психологам четкие ориентиры в том, что касается этики проведения психодиагностических обследований, консультирования клиентов и др. видов работы психолога. В их основе лежат общепризнанные права человека, и основным критерием и контролером их выполнения должна являться профессиональная честность и гуманность самих психологов. По мере продвижения нашего государства к правовому, будут приняты законодательные и нормативные акты, определяющие права человека при психологических обследованиях и регламентирующие работу прикладных психологов. При изучении этических норм, стандартов работы психолога можно обратиться к «Нормам профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик»[5]. Целью данных «Норм...» является изложение профессиональных и этических требований к лицам, по роду своей деятельности связанным с разработкой и применением психодиагностических методик. В них отмечается, что, как любой научный инструмент, психодиагностические тесты, чтобы быть эффективными, должны правильно использоваться. В руках недобросовестного или неквалифицированного пользователя тесты могут принести серьезный вред. Поэтому две основные причины необходимости контроля над использованием психодиагностических тестов таковы: а) предотвратить всеобщую доступность содержания теста, которая делает его невалидным; б) гарантировать использование тестов только квалифицированными специалистами. Далее в «Нормах…» приводятся общие этические принципы психодиагностического обследования, требования к разработчикам тестов, требования к психологу-пользователю, требования к специалистам в смежных с психологией областях: учителям, врачам, социологам, инженерам, экономистам и пр. Этические нормы как комплекс норм и принципов регламентируют деятельность психолога с целью обеспечения интересов обследуемого, а также являются кодексом профессиональной этики. Этические принципы в известной мере воспроизводят общечеловеческие нормы морали (профессиональный долг, соблюдение прав человека, обязательства по отношению к обществу, гуманизм и т. д.) и ряд специфических требований, вытекающих из особенностей взаимодействия в системе «психолог - клиент». Поскольку психолог выступает в качестве эксперта личности обследуемого, его профессиональная деятельность нередко затрагивает наиболее интимные стороны жизни другого человека: содержание его сложных межличностных отношений, конфликтов, болезненных проявлений личности, отклонений в поведении, последствий тяжелых соматических или психических заболеваний. В таких достаточно типичных для работы психолога ситуациях значение норм профессиональной этики психолога сравнимо лишь с их значимостью в области медицинской деятельности. Так, практическая направленность психологической диагностики, необходимость ее широкого внедрения в различные области общественной практики обусловливают возможность проведения отдельных обследований лицами без специальной психологической подготовки: педагогами, врачами, другими специалистами. Однако это распространяется, как правило, на диагностику, осуществляемую с помощью узконаправленных специализированных диагностических методик с высоким уровнем стандартизации проведения и обработки результатов (простые функциональные пробы, тесты достижений, разработанные для применения педагогами, отдельные тесты групповые). И в этих случаях разработкой программы, оценкой полученных эмпирических данных, подготовкой заключения должен заниматься консультирующий такие исследования профессиональный психолог. На предупреждение некомпетентного использования тестов направлено и требование их ограниченного распространения. Широкое и бесконтрольное распространение тестов среди неспециалистов неизбежно приводит к их дискредитации, может нанести определенный ущерб личности того, по отношению к кому они используются. Распространение тестов во внепрофессиональной сфере крайне нежелательно и потому, что многие методики (например, тесты интеллекта, личностные опросники, проективные методики) частично или полностью теряют свою диагностическую ценность, валидность, если их содержание и измеряемые показатели известны испытуемым. Наконец, самотестирование (за исключением тестов, специально предназначенных для этого) может травмировать психику индивидуумов, относящихся к определенным типам личности. Важнейшим этическим требованием является конфиденциальность результатов исследования. Испытуемый всегда должен быть осведомлен о целях проводимого обследования, объеме и характере информации, которая может быть сообщена заинтересованным в ней лицам и учреждениям. Участие испытуемого в обследовании должно быть сознательным и, как правило, добровольным. В любом психодиагностическом обследовании у испытуемого должна формироваться установка, основным содержанием которой является идея о том, что исследование предпринимается исключительно с целью оказания помощи. При проведении экспертизы, профессионального и других видов отбора, особенно в случае применения тестов интеллекта и специальных способностей, неправильное субъективное толкование результатов которых может причинить ущерб личности испытуемого, необходимо соблюдение индивидуального подхода к выбору формы и объема сообщаемой информации. В отечественной психодиагностике этические требования, соблюдение которых необходимо при конструировании и использовании психодиагностических методик, нашли отражение в ряде проектов нормативных предписаний к разработчикам и пользователям психодиагностических методик[6]. Этические нормы психодиагностики не являются жестким, раз и навсегда данным сводом правил и предписаний, определяющих деятельность психолога, они изменяются в соответствии с изменениями, происходящими в общественном сознании и культуре общества. В последние полтора-два десятилетия бурно развивается психологическое консультирование и психотерапия. Демократизация общественной жизни, экономическая дифференциация и рост психологической культуры населения, повышение спроса на психологические услуги, интеграция отечественной психологии в мировую науку, рост числа практических психологов – лишь некоторые факторы, благоприятствующие стремительному развитию этой области. Любое скачкообразное развитие всегда порождает массу проблем. Современных психологов-консультантов доктор психологических наук А.Б. Орлов сравнивает с «младшим школьником с задержкой психического развития, входящим в акселерированный пубертат», а состояние развития психоконсультирования – с ситуацией неполноценности, ущербности, неквалифицированности[7]. С повышением спроса на психологические услуги, ростом числа практических психологов в научных кругах должны обсуждаться и уточняться этические принципы психолога-консультанта, позволяющие, исходя из принципа гуманизации психологической науки, качественно обслуживать интересы государства и запросы конкретных людей. В крупнейших городах России в последнее десятилетие ХХ века созданы уникальные общественные объединения: Российское психологическое общество (РПО), Устав которого утвержден в Москве 22 ноября 1994 г.; Санкт-Петербургское психологическое общество, Ассоциация тренинга и психотерапии, образованная в С.-Петербурге в июле 1999 г. Цели их создания: · развитие психологической науки, практики и образования, теоретических, методических и организационных основ психоконсультирования, психокоррекции, психопрофилактики, психопросвещения и психотерапии; · разработка комплекса требований, направленных на повышение эффективности профессионального взаимодействия специалистов с клиентами, качества психологических услуг; · объединение специалистов данных областей профессиональной деятельности для удовлетворения их профессиональных интересов в отмеченных направлениях деятельности; · повышение профессиональной компетентности и обмен опытом; · развитие и поддержание плодотворных связей с коллегами из зарубежных стран; · информирование населения и организаций о возможностях сертифицированных специалистов в области оказания психологической помощи; · профессиональная и социальная защита психологов. Так, Санкт-Петербургское психологическое общество разработало Стандарты психолога-консультанта в области индивидуального и семейного психологического консультирования, Положение «О сертификации специалистов в области индивидуального и семейного психологического консультирования». Согласно данным документам, под психологическим консультированием понимается оказание психологической помощи человеку посредством организации на базе научно-обоснованных концепций такого взаимодействия консультанта и клиента, при котором происходит трансформация страдания клиента в усиление его способности к развитию и осознанному выбору, а также разрешению личностных проблем и преодолению жизненных кризисов. Психолог-консультант - это специалист с высшим психологическим образованием по специальности «Психология» и дополнительной подготовкой в области социальной работы, медицинской психологии, психотерапии и психологического консультирования, владеющий методами психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, психологического консультирования и психотерапии, предусмотренными соответствующими программами подготовки, и имеющий сертификат, подтверждающий соответствие и качество подготовки в данной области. Он должен знать: · медицинскую психологию (нейропсихологию, патопсихологию), психологию личности, общую и дифференциальную психологию, возрастную психологию, социальную психологию, психотерапию, психогигиену, психодиагностику, психопрофилактику, психологическое консультирование, методы активного обучения, методы социально-психологического тренинга общения, методы диагностики и коррекции нормального и аномального развития личности, вопросы охраны труда и техники безопасности, психологию труда; · хорошо ориентироваться в основах дефектологии, психопатологии, сексологии, профориентации; · Декларацию прав и свобод человека; · Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»; · Кодекс законов о труде Российской Федерации; · Этический Кодекс психолога-консультанта в области индивидуального и семейного консультирования. В стандарте приводится контингент обслуживания психолога-консультанта. Это люди, испытывающие психологические проблемы, больные неврозами, другими пограничными психическими и психосоматическими расстройствами, больные с психическими заболеваниями в стадии ремиссии, вне обострения. Также в стандарте описывается профиль работы: психолог проводит работу, направленную на восстановление психического здоровья, коррекцию отклонений и развитие личности клиентов; выявляет условия, препятствующие или затрудняющие гармоничному развитию личности клиента; проводит психодиагностические обследования и диагностические наблюдения за клиентами, уделяя особое внимание лицам, имеющим факторы риска психических расстройств, в основе которых лежат патопсихологические механизмы и патогенные поведенческие стереотипы; оценивает эффективность проводимых психологических и профилактических мероприятий. В Положении«О сертификации специалистов в области индивидуального и семейного психологического консультирования» по результатам супервизорской сессии приводятся критерии оценки претендента на получение сертификата психолога-консультанта [8] в области индивидуального и семейного психологического консультирования.Рассмотрим их. 1. Общие критерии - объективность (способность объективно оценивать качества и поведение клиентов, а также сложившуюся ситуацию и полученные результаты); - самоконтроль (способность контролировать и управлять своими эмоциями и подчинять свое поведение целям сессии); - критичность (способность реально и обоснованно оценивать себя, свои профессиональные возможности, характер своих взаимоотношений с клиентом и умение видеть свои недостатки и пути развития профессионального совершенства); - лидерство (способность направлять и удерживать клиента в русле решения поставленных задач); - доступность (способность объяснять суть происходящего на языке клиента); - результативность (способность достигать промежуточные и/или конечные результаты) - профессиональная этичность (соответствие поведения Этическому Кодексу психолога-консультанта). 2. Специальные критерии - качество установления доверительного контакта с клиентом; - качество и полнота собранной информации; - качество выбора стратегии решения проблемы; - качество выбора и исполнения техник; - качество подведения итогов работы и видения перспектив; - удовлетворенность клиента результатами работы. Сертификат специалиста в области индивидуального и семейного консультирования является документом, посредством которого СПбПО гарантирует физическим и юридическим лицам высокий профессиональный уровень и качество работы. СПбПО проводит работу по конвертации сертификата. В Приложении 2 приводится «Этический Кодекс психолога-консультанта в области индивидуального и семейного психологического консультирования».[9]
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|