Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Литературоведческая пропедевтика




На уроках учитель знакомит обучающихся со следующими понятиями:

Й класс

Устное народное творчество. Сказка, былина, загадка, песенка, скороговорка, пословица и поговорка как жанры устного народного творчества. «Сказочные приметы»: зачин, концовка, троекратные повторы, постоянные эпитеты.

Литературная (авторская) сказка; повесть-сказка.

Стихотворение (мысли и чувства автора, настроение, интонация, особенности употребления слов).

Тема и основная мысль произведения.

Герои народных и литературных сказок. Поступки героев, их причины. Собственная оценка поступков героев. Характер героя; как писатель создаёт (рисует) характер героя: портрет героя, его речь (что и как говорит герой), поведение, мысли героя, отношение автора. Сказочные герои, придуманные авторами (хоббиты, муми-тролли и др.).

Язык народных сказок. Язык авторских сказок и стихотворений (какие картины нарисованы, какие слова использует автор).

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Развитие устной и письменной речи

Й класс

Обучение:

- подробному пересказу небольших произведений или отдельных эпизодов с соблюдением логики изложения;

- выборочному пересказу текстов в форме рассказа о сказочном герое;

- устному словесному рисованию с использованием слов, выражений из текста;

- составлению устных рассказов от имени одного из героев по заданному плану.

Развитие умения писать работы по итогам чтения – сочинения-миниатюры о сказочных героях.

Заучивание наизусть и чтение стихотворений и небольших отрывков прозы (3-7 предложений) с соблюдением интонации, тона, темпа и

громкости речи, соответствующих содержанию текста.

Творческие работы: сочинение сказок, загадок, считалок; иллюстрирование, инсценирование.

Находить слова для характеристики событий, места действия, героя: чтение и анализ портрета героя, описание его жилища, речь героя.

Формулировать вопросы к тексту по ходу чтения.

Составлять устные рассказы от имени одного из героев по заданному плану.

Уметь писать работы по итогам чтения - сочинения-миниатюры.

Проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста,

прогнозирование возможных ответов, самоконтроль).

Видеть и понимать, из каких составляющих складывается образ героя (портрет, детали биографии, черты; личности, речь героя, отношение

автора к герою); какова роль пейзажа и описания, интерьера в тексте.

Практически отличать по ведущим признакам эпическое, лирическое и драматическое произведения.

Относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру: рассказ, повесть, повесть-сказка, фантастическая повесть.

Самостоятельно находить ключевые слова.

Тематическое планирование

 

КЛАСС

Содержание курса Основные виды учебной деятельности обучающихся  
 
Самое великое чудо на свете 5 ч  
Введение. Знакомство с учебником. Книги, прочитанные летом. Игра «Крестики-нолики» Самое великое чудо на свете. Книги. Библиотеки. Проект. Прогнозироватьсодержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке. Представлять любимую книгу и любимых героев. Ориентироваться в пространстве школьной библиотеки. Рассказывать о прочитанной книге по плану, разработанному коллективно. Составлять рекомендательный список по темам (например, о книге). Участвовать в коллективном проекте «О чём может рассказать школьная библиотека». Находитьнужную информацию о библиотеке в различных источниках информации. Готовитьвыступление на заданную тему. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Размышлять над прочитанным. Обсуждать в паре и группе высказываний великих людей о книге и о чтении.  
2. Устное народное творчество 15 ч  
Устное народное творчество. Русские народные песни. Русские народные потешки и прибаутки. Скороговорки, считалки, небылицы. Загадки, пословицы, поговорки. Народные сказки. Ю.Мориц «Сказка по лесу идёт…». Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». Сказка «У страха глаза велики». Сказка «Лиса и тетерев». Сказка «Лиса и журавль». Сказка «Каша из топора». Сказка «Гуси – лебеди». Викторина по сказкам. Обобщающий урок Прогнозироватьсодержание раздела. Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Читать с выражением, опираясь на ритм произведения. Объяснять смысл пословиц. Находитьсозвучные окончания слов в песне. Находитьразличия в потешках и прибаутках, сходных по теме. Находить слова, которые помогают представить героя произведений устного народного творчества. Анализировать загадки. Распределить загадки и пословицы по тематическим группам. Характеризоватьгероев сказки, соотносить качества с героями сказок. Называть другие русские народные сказки; перечислять героев сказок. Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план. Рассказывать сказку (по иллюстрации, по плану, от лица другого героя сказки). Соотносить рисунок и содержание сказки; делать подписи под рисунками. Придумывать свои собственные сказочные сюжеты. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. Контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения.  
3. Люблю природу русскую. Осень. 8 ч  
Люблю природу русскую. Осень. Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…». К.Бальмонт «Поспевает брусника…», А.Плещеев «Осень наступила…». А.Фет «Ласточки пропали…». «Осенние листья» - тема для поэтов. В.Берестов «Хитрые грибы». М. Пришвин «Осеннее утро», И.Бунин «Сегодня так светло кругом…». Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень». Прогнозировать содержание раздела. Читатьстихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта, сравнивать стихи разных поэтов на одну тему; выбирать понравившиеся, объяснять свой выбор. Различать стихотворный и прозаический текст. Сравнивать их. Сравниватьхудожественный и научно-познавательный текст. Объяснятьинтересные выражения в лирическом тексте. Придумывать собственные сравнения. Слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте; подбирать музыкальное сопровождение к стихотворному тексту. Представлять картины осенней природы. Иллюстрировать стихотворение. Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Находить средства художественной выразительности; подбирать свои собственные придуманные слова; создавать с помощью слова собственные картины. Оценивать свой ответ. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения.  
4. Русские писатели 14 ч  
А.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…». Стихи А.Пушкина А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Обобщение по теме «Сказки А.Пушкина». И.Крылов «Лебедь, рак и щука». И.Крылов «Стрекоза и муравей». Л.Толстой «Старый дед и внучек». Л.Толстой «Филипок». Л.Толстой «Котёнок», «Правда всего дороже». Весёлые стихи Обобщение. Прогнозировать содержание раздела. Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, называть волшебные события в сказках. Сравнивать авторские и народные произведения. Отличатьбасню от стихотворения и рассказа. Знать особенности басенного текста. Соотносить пословицы и смысл басенного текста. Характеризовать героев басни с опорой на текст. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Определять в тексте красочные яркие определения (эпитеты). Придумывать свои собственные эпитеты; создать на их основе собственные небольшие тексты-описания; тексты-повествования. Находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения. Составлять устно текст-описание героя и текст-рассуждение ( при сравнении героев) по сказке. Определять действия, которые помогают представить неживые предметы как живые. Объяснятьинтересные словесные выражения в лирическом тексте. Слушать звуки, переданные в лирическом тексте. Представлять картины природы. Восприниматьна слух художественные произведения. Соотносить пословицы и смысл прозаического текста. Пересказывать текст подробно, выборочно. Характеризоватьгероев рассказа и сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним; собственных впечатлений о герое. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Выбирать книги по авторам и по темам. Пользоватьсятематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения. Участвовать в проекте, распределять роли, находить нужную информацию, представлять эту информацию в группе.  
5. О братьях наших меньших. 12 ч  
О братьях наших меньших. Б.Заходер «Плачет киска в коридоре…», И.Пивоварова «Жила-была собака…». В.Берестов «Кошкин щенок». Домашние животные. М.Пришвин «Ребята и утята». Е.Чарушин «Страшный рассказ». Б.Житков «Храбрый утёнок». В.Бианки «Музыкант». В.Бианки «Сова». Обобщение по разделу «О братьях наших меньших».   Прогнозироватьсодержание раздела. Планироватьработу с произведением, выбирать виды деятельности на уроке. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать художественный и научно-познавательный тексты. Определять последовательность событий. Составлять план. Пересказывать подробно по плану произведение. Видетькрасоту природы, изображённую в художественных произведениях. Определять героев произведения; характеризовать их. Выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам. Оценивать свой ответ. Планироватьвозможный вариант исправления допущенных ошибок. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Выбиратькниги по темам и по авторам. Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения.    
6. Из детских журналов 9 ч  
Знакомство с детскими журналами. Прогнозироватьсодержание раздела. Планировать работу на уроке. Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов. Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью. Читатьвслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух прочитанное.Отличать журнал от книги. Ориентироваться в журнале. Находить интересные и нужные статьи в журнале, по заданной теме. Участвовать в работе пары и группы. Участвовать в проекте «Мой любимый детский журнал»; распределять роли; находить и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой. Создавать собственный журнал устно, описывать его оформление. Придумывать необычные вопросы для детского журнала и ответы к ним. Рисовать иллюстрации для собственного детского журнала. Писать(составлять) свои рассказы и стихи для детского журнала. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Оценивать свои достижения.  
Д.Хармс «Игра». Д.Хармс «Вы знаете?». Д.Хармс, С.Маршак «Весёлые чижи». Д.Хармс «Что это было?», «Очень-очень вкусный пирог». Ю.Владимиров «Чудаки». А.Введенский «Лошадка». А.Введенский «Учёный Петя». Д. Хармс «Веселый старичок». Обобщение по разделу  
7.Люблю природу русскую. Зима. 9 ч  
Люблю природу русскую. Стихи о зиме. Стихи о первом снеге. Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою…». С.Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза». Сказка «Два Мороза». С.Михалков «Новогодняя быль». А. Барто «Дело было в январе…». Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима». Обобщение. Игра «Поле чудес». Прогнозировать содержание раздела. Рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию сборника. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Воспринимать на слух художественный текст. Соотноситьпословицы с главной мыслью произведения. Сравнивать произведения разных поэтов на одну тему. Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения. Подбирать музыкальное сопровождение к текстам; придумывать свою музыку. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи наизусть. Понимать особенности были и сказочного текста. Сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать слова антонимы для их характеристики. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.    
8. Писатели – детям. 17 ч  
Писатели – детям. К.Чуковский «Путаница». К.Чуковский «Радость». К.Чуковский «Федорино горе». С.Я. Маршак «Кот и лодыри». С.В. Михалков «Мой секрет», «Сила воли». С.В. Михалков «Мой щенок». А.Барто «Верёвочка». А.Барто «Мы не заметили жука…», «В школу». А.Барто «Вовка – добрая душа». Н.Носов «Затейники». Н.Носов «Живая шляпа». Н.Носов «На горке». Обобщение по разделу «Писатели – детям». Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Воспринимать на слух художественный текст. Определять смысл произведения. Соотносить смысл пословицы с содержанием произведения. Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря. Определять особенности юмористического произведения; характеризовать героя, используя слова-антонимы. Находить слова, которые с помощью звука помогают представить образ героя произведения. Рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; выразительно читать юмористические эпизоды из произведения. Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана. Пересказывать текст подробно на основе картинного плана, высказывать своё мнение. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Читатьтексты в паре, организовывать взаимоконтроль, оценивать своё чтение.      
9. Я и мои друзья.10 ч Прогнозироватьсодержание раздела. Читатьвслух с постепенным переходом чтения про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста. Восприниматьна слух художественное произведение. Определять последовательность событий в произведении. Придумывать продолжение рассказа. Соотноситьосновную мысль рассказа, стихотворения с пословицей. Объяснятьнравственный смысл рассказов. Объяснять и понимать поступки героев. Пониматьавторское отношение к героям и их поступкам; выразительно читать по ролям. Составлять план рассказа; пересказывать по плану. Оценивать свой ответ в соответствии с образом. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Составлятькороткий рассказ на предложенную тему.      
Я и мои друзья. В.Д. Берестов «За игрой». Э.Э. Мошковская «Я ушёл в свою обиду». В.Д. Берестов «Гляжу с высоты». В.В. Лунин «Я и Вовка». Н.Булгаков «Анна, не грусти!» Ю. Ермолаев «Два пирожных». В.Осеева «Волшебное слово». В.Осеева «Хорошее». В.Осеева «Почему?» Обобщение по разделу «Я и мои друзья».  
10. Люблю природу русскую. Весна. 10 ч  
Люблю природу русскую. Весна. Стихи Ф.Тютчева о весне. Стихи А.Плещеева о весне. А.Блок «На лугу». С.Маршак «Снег теперь уже не тот…». И. Бунин «Матери» А.Плещеев «В бурю». Е.Благинина «Посидим в тишине». Э.Мошковская «Я маму мою обидел…». Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна»   Прогнозироватьсодержание раздела. Читать стихотворения и загадки с выражением, передавать с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса. Наблюдатьза жизнью слова. Отгадывать загадки. Соотноситьотгадки с загадками. Сочинять собственные загадки на основе опорных слов прочитанных загадок. Представлятькартины весенней природы. Находить слова в стихотворении, которые помогают представить героев. Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте. Сравнивать стихотворения о весне разных поэтов. Придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Контролировать и оценивать своё чтение, оценивать свои достижения.  
11. И в шутку и всерьез 14 ч  
И в шутку и всерьёз. Б.Заходер «Товарищам детям», «Что красивее всего?». Б.Заходер. Песенки Винни – Пуха. Э.Успенский «Чебурашка». Э.Успенский «Если был бы я девчонкой…» Стихи Э.Успенского. Стихи В.Берестова. Стихи И.Токмаковой. Г.Остер «Будем знакомы» В.Драгунский «Тайное становится явным». Обобщение по разделу «И в шутку и в серьёз». Прогнозировать содержание раздела. Планировать виды работы с текстом. Читатьпроизведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя. Понимать особенности юмористического произведения. Анализироватьзаголовок произведения. Сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки, используя слова с противоположным значением. Восстанавливать последовательность событий на основе вопросов. Пересказывать подробно на основе вопросов учебника; выразительно читать отрывки из них. Инсценироватьстихотворение и фрагменты рассказов. Пересказывать весёлые рассказы. Придумывать собственные весёлые истории. Оцениватьсвой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.      
12. Литература зарубежных стран. 12 ч Прогнозировать содержание раздела. Выбирать книгу для самостоятельного чтения. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Восприниматьна слух художественное произведение. Сравнивать песенки разных народов с русскими песенками; находить общее и различия. Объяснять значение незнакомых слов. Определять героев произведений. Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить общее и различия. Давать характеристику героев произведения. Придумывать окончание сказок. Сравниватьсюжеты литературных сказок разных стран. Составлять план сказки, определять последовательность событий. Пересказывать подробно сказку на основе составленного плана, называть волшебные события и предметы в сказках. Участвовать в проектной деятельности. Создавать свои собственные проекты. Инсценировать литературные сказки зарубежных писателей. Находить книги зарубежных сказочников в школьной и домашней библиотеках; составлять списки книг для чтения летом (с учителем). Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Проверять себя, сверяя свой ответ с текстом  
Литература зарубежных стран. Американская и английская народные песенки. Песенки «Сюзон и мотылёк», «Знают мамы, знают дети…». Ш.Перро «Кот в сапогах». Ш.Перро «Красная Шапочка». Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине». Э.Хогарт «Мафин и паук». Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран». Проверочная работа КВН «Цветик – семицветик».      

Календарно-тематическое планирование, 2 класс

 

(литературное чтение –136 часов)




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных