Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Структура географии и ее место в системе наук. Система географических наук, процессы дифференциации и интеграции в географии.




В структуре выделяются два главных компонента: концептуальный (категории и принципы, общенаучные понятия и законы) и чувственно-образный (совокупности наглядных представлений о мире в виде планетарной модели). Географические науки изучают поверхность Земли, облекающие и подстилающие ее слои вещества (сферы), как природные (литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера и др.), так и неприродные (социосфера, техносфера). В совокупности они составляют особого рода географический объект изучения, который до настоящего времени не получил однозначного объяснения в системе географических наук. Причина - в сложной структуре этой «географической действительности», которую часто называют «географической картиной мира».

 

До настоящего времени еще не сложилось определенного мнения о месте географии. Понимание этого вопроса было связано с выявлением внутренней структуры географии, т.е. выделением отдельных географических наук, их соотношением друг с другом. На протяжении многих лет структура географической науки остается спорным вопросом. Даже терминологии существуют разногласия. Одни авторы используют понятие «система географических наук», другие - «комплекс». Более того, структуру географии часто представляют в виде своеобразной модели - «дерева» географии с его «корнями», «стволами» и «ветвями», «этажами» или уровнями «здания» географии.

Многоэтажность и многоуровневость географической системы наук есть результат дифференциации в истории ее становления. И как следствие - сложность ее структуры и отсутствие представления о единстве географии как науки. В то же время «целостность меняющегося на наших глазах мира, появление нового класса глобальных проблем человечества представляют свои требования и к географии. Изучение такого мира и этих проблем, их прогнозирование и управление ими наиболее эффективно методами и усилиями целостной, а не разорванной географии»

С процессами интеграции связано увеличение тесноты связей между компонентами, как вертикальных в моносистемной модели природного ландшафта В.С. Преображенского, так и горизонтальных в полисистемной модели ландшафта. Процессы интеграции не просто объединяют компоненты связями, а рождают качество целостности, т.е. обобщенную характеристику объекта (природные условия ландшафта в «объект-объектных» отношениях, или средоформирующие и ресурсовоспроизводящие особенности ландшафта в «субъект-объектных» отношениях).

 

Системный подход в географии. Географическая система. Изучение связей и отношений в географических представлениях. Типы геосистем. География и кибернетика. Принципы математико-географической модели.

 

В современной науке появилась необходимость единой методологии, позволяющей объединять

различные научные подходы в общую концепцию. Большие возможности здесь открыл системный подход, который позволял изучать объекты как целостные системы, исследовать их сложные внутренние и внешние связи, понимать механизмы устойчивости.

Системный подход связан с субъектом познания, что позволяет относить его к методам науки, к методологии как способа мышления. Он способствует становлению нового подхода к изучению сложных объектов реальности и выработке новых принципов научного мышления.

Начало внедрения системного подхода в географию началось когда В.Б.Сочава ввел понятие геосистема.

 

Географическая система (геосистема) ввел В. Б. Сочава для того, чтобы подчеркнуть системный характер сложных объектов географической действительности. Его основу составляет отражение системных свойств целостность, взаимосвязь гетерогенных элементов.

 

Геосистема В. Б. Сочавы - природное образование. Геосистема Ю. Г. Саушкина рассматриваются сложные земные образования, включающие в себя элементы природы, населения и хозяйства. Геосистема В. М. Гохмана для обозначения территориальных систем: природных, социально-экономических, природно-технических и других.

Введение этого термина позволяет устранить термины-синонимы: геокомплекс, территориальный комплекс.

 

Свойства: 1- ее целостность, проявляется в ее и устойчивости к внешним воздействиям; 2- открытость, пронизана потоками энергии, вещества и информации; 3- структура, которая определяется как пространственно-временная организация; 4- динамика, изменения системы, имеющие обратимый характер и не приводящие к перестройке ее структуры;

;

Географические системы характеризуются двумя типами связей:

1) качественно разнородные, но взаимосвязанные элементы или компоненты в общепринятом значении (геологический фундамент,почвы и т.д. в ландшафте, отрасли хозяйства в экономическом районе);

2) территориальные блоки низших порядков (урочища фации в ландшафте, экономические подрайоны,).

 

Взаимоотношения между системами подразделяются на интердепенцию (взаимосвязь элементов), детерминацию (односторонняя зависимость) и констеляцию (элементы не вступают ни в какие отношения друг с другом, но являются совместимыми в системе).

 

 

С появление гис систем, начинают формироваться геоинформатика, а затем кибернетика- система современного уровня. Вершиной кибернетики является суперкомпьютер.

 

География имеет дело со сложными системами, поэтому возникла необходимость создания моделей. Геосистемы в виде моделей по Кеннеди: морфологические (части связаны между собой отношениями), каскадные (являющиеся цепью субсистем взаимосвязанных с энергией), управлемые (контролируется кое-где человеком).

 

По Преображенскому: моносистемная компоненты природы и хозяйства, полисистемная (компоненты ниже рангом), динамическая(отражающая состояние системы).

 

Так же это картографические, математические, вербальные.

Они помогли решить проблемы с комплексным подходом и изучением структуры, функционирования и развития связей между ними и средой.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных