Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Психолого-педагогическое и анатомо-физиологическое обоснование становления речевого развития ребенкастаршего дошкольного возрастав норме и с нарушением слуха





В коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения слуха, используется генетический принцип, который раскрывает возможности становления и развития устной речи, с опорой на онтогенез данного процесса у детей в норме.

Раскрывая разные точки зрения исследователей детской речи, мы можем сказать, что изучая процесс развития речевой активности детей, сторонник теории социального изучения У. Скиннер обратил внимание(это анализ) на тот факт, что освоение языка происходит благодаря подражанию и подкреплению. Именно они являются основными механизмами формирования речи ребенка. «Получая положительное эмоциональное подкрепление, подражание ведет к быстрому освоению сначала звуков человеческой речи, затем фонем, морфем, слов, высказываний, правил их грамматического построения» [45].(ссылка)

Сторонники когнитивной теории Ф. Хобсон и Б. Робенсон полагают, что(это анализ) развитие речи зависит от личной практической деятельности малыша и присущей ребенку способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию. Дети непроизвольно «извлекают» общие правила из слышимых слов. Однако, речь взрослых достаточно сложна, и детям довольно трудно извлечь из нее правила самостоятельно [59].(ссылка на сп. Литер-ы)

Они считают, что биологическое созревание организма и, в частности, коры больших полушарий, непосредственно вплетено в процесс речевого развития. Они утверждают, что в мозге человека с рождения имеются некоторые специфические задатки к усвоению речи, которые созревают примерно к годовому возрасту и открывают возможности для ускоренного развития речи от 1 до 3 лет. По их мнению, существуют два уровня синтаксиса: поверхностный (относится к порядку слов в предложении) и глубинный (характеризует смысл синтаксической единицы). Мозг ребенка ими рассматривается как компьютер с заложенным в нем от рождения устройством

по осуществлению процесса развития языка [59].

Таким образом, дети с момента рождения запрограммированы на умение различать поверхностный и глубинный уровень языка, однако «качество» такой программы в свою очередь обусловлено как общими, так и индивидуальными физиологическими особенностями нервной системы [59, С.66].

Б.Г.Ананьев говорил о необходимости комплексного подхода в изучении человека, обосновывая это положение фактом единства физической и психической природы человека. Любое сложное образование личности и индивидуальности формируется на основе определенного ансамбля природных свойств человека как индивида. Это утверждение Б.Г.Ананьева является справедливым и по отношению к такой сложной психической функции, какой является речевая деятельность. Развитие речи ребёнка зависит от особенностей строения мозга. К моменту рождения мозг ребенка окончательно не сформирован, хотя по анатомическому строению мало отличается от мозга взрослого. У новорожденного масса мозга составляет 370 – 392 грамма, но уже к трем годам она утраивается, а к девяти – близка к массе взрослого человека. Особое значение имеет развитие больших полушарий, так как именно они обеспечивают сложную аналитико-синтетическую деятельность, имеющую большое биологическое значение с точки зрения приспособления организма к условиям окружающей среды. В коре больших полушарий выделяется шесть слоев, каждый из которых имеет особое строение и выполняет свои функции. В речевых областях разделение коры на слои, и созревание нервных клеток завершается в основном к двухлетнему возрасту ребенка, но тонкое строение коры совершенствуется еще в течение многих лет [3].-правильное оформление главы.

Каждое полушарие представляет собой целостную систему, которая «обслуживает» определенный вид мышления:

§ образный (правое полушарие);

§ словесный (левое полушарие).

У новорожденного нет различий ни в строении, ни в деятельности правого и левого полушарий. На втором году жизни ребенка начинают выявляться некоторые различия – формируются речевые области в левом полушарии (у большинства детей), и их развитие к двухлетнему возрасту достигает высокой степени [22].

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека.(цитаты в ковычки и со всеми знаками препинания)

Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга. [15, С.38].

(нужны фамилия автора)Речь — особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. Речевое общение осуществляется посредством языка. Язык - система фонетических, лексических и грамматических средств общения. Говорящий отбирает необходимое для выражения мысли слова, связывает их по правилам грамматики языка и произносит путем артикуляции речевых органов. [52, С.382].

нужны фамилия автора Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.ссылка

(так перечисять нельзя)Проблема формирования устной речи и, в частности, произносительной ее стороны рассматривается в различных областях науки: в физиологии (И. П. Павлов, И. М. Сеченов), в психологии (Л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинский, Б. Д. Эльконин), в психофизиологии (Н. И. Жинкин, М. М. Кольцова), в лингвистике (Л. Р. Зиндер), в психолингвистике (А. А. Леонтьев), в сурдопедагогике (Е. И. Андреева, Н. И. Белова, Ф. А. Рау, Ф. Ф. Рау, Н. Д. Шматко). (не правильно оформленный)

Общепризнанным является положение о том, что материальной основой возникновения устной речи ребенка является становление и развитие 2-ой сигнальной системы во взаимодействии с 1-ой сигнальной системой в онтогенезе человека.

По мнению физиологов и психологов (Н.И. Красногорский, А.А. Люблинская, И.М. Сеченов и многие другие), к моменту рождения ребенка его нервная система, в основном, сформирована и готова к активному установлению связей с внешним миром, в том числе и для развития и функционирования устной речи: у ребенка имеется наследственная анатомо-физиологическая база в коре головного мозга в виде специализированных кортикальных зон, связанных между собой пучками нервных волокон; сенсорная база для восприятия устной речи (слуховой и зрительный анализатор), речевой аппарат, а также – врожденный имитационный рефлекс [17].(правильно оформленный перечень авторов)

По мнению Ф. Ф. Рау в конце второго – начале третьего месяца жизни у ребенка появляется такой важный этап формирования речи как лепет. В отличие от крика лепет представляет собой реакцию на более слабые раздражители, обычно положительного характера. Чаще всего ребенок лепечет после еды или проснувшись неголодным. Уже ранняя стадия лепета – гуление отличается от крика сравнительно большим фонетическим разнообразием. Когда ребенок гулит, он произносит хотя и не сложные, но довольно разнообразные комплексы звуков, например вроде агу, убу, эбм, эгн, экхе. Эти звуки развиваются у ребенка на базе врожденных двигательных координаций, связанных с актами дыхания, сосания и глотания[70].

В дальнейшем появляется тенденция к редупликации однородных слогов, то есть к их повторению – своего рода самоподражание (автоимитация). Произнесение того или иного слога вызывает определенные кинестетические раздражения, которые служат стимулом к повторному его воспроизведению. Во время лепета у ребенка устанавливается связь между работой речевых органов и соответственными слуховыми раздражениями, что еще более упрочивает тенденцию к самоподражанию, которая приобретает характер аутоэхолалии Б.Ф. Поршнев, 1964). Образование подобной кинестетической и акустической обратной связи или обратной афферентации имеет огромное значение для последующего развития вокализации. Звукопроизносительный «репертуар» лепечущего ребенка все более расширяется.

Вскоре к самоподражанию присоединяется подражание речи окружающих (гетероимитация). Впервые ребенок начинает отвечать звуками на голос матери уже в конце второго месяца. При этом в его звуках нельзя отметить тенденции к уподоблению слышимому образцу. Голос матери выполняет лишь роль пускового сигнала, приводящий в действие врожденный безусловнорефлекторный механизм эхолалии [26, С.33-34].

По данным В. И. Бельтюкова, эхолалическая реакция бывает 3-х видов:

1) стимулирующая, когда взрослый обращается к ребенку теми звуками, которые есть в лепете ребенка и ребенок живо их повторяет;

2) нулевая, когда в произношении взрослых нет звуков из лепета ребенка. Ребенок или не откликается совсем или отвечает теми звуками, которые он знает;

3) продуктивная – возникает, когда в речи взрослого есть звуки, близкие к звукам, составляющим лепет ребенка. Ребенок под влиянием звукового образца и с помощью слухового контроля добивается совпадения.

Так в лепете шести-семимесячного ребенка начинают появляться первые специфические черты, присущие языку, который он слышит вокруг себя, и, прежде всего, языку матери. Отныне слуховой анализатор приобретает решающую роль в развитии произношения ребенка [26, С.35].

Таким образом, физиологический механизм формирования произношения у слышащего ребенка представляет собой формирование условнорефлекторных связей, которые возникают благодаря способности организма ребенка воспринимать раздражители (в том числе и речь окружающих с помощью слухового и зрительного анализаторов) и давать ответные реакции (с помощью речедвигательного анализатора и способности к подражанию). Огромную роль при этом играют речевые кинестезии, возникающие при работе речевых органов.

(фамилия)В отличие от слышащих, у глухих детей из физиологического механизма формирования произношения выпадает один из важнейших компонентов – слуховой анализатор. Нарушение этого анализатора приводит к отсутствию первотолчка к развитию собственной устной речи у глухого ребенка и без специального педагогического воздействия устная речь у глухого ребенка не формируется [17, С.13].

Что касается слабослышащих детей, то у них снижение остроты слуха вызывает «затруднение естественного развития речи» [26, С.55], что также требует специального педагогического воздействия.

Учеными (В.И. Бельтюков, Ф.А. Рау, Е.Ф. Рау, Ф.Ф. Рау) все же установлено, что влияние нарушенного слуха на голосо-артикуляционные реакции младенца сказываются не сразу. В первые 2-3 месяца жизни у ребенка с нарушенным слухом и слышащего ребенка эти реакции почти не обнаруживают различия. Ребенок, родившийся глухим, кричит также, как и слышащий. В дальнейшем он начинает гулить и лепетать [26, С.60]. Однако, лепет глухого ребенка быстро затухает.

По мнению В.И. Бельтюкова [4], это происходит потому, что отсутствие слухового восприятия делает невозможным самоподражание и подражание окружающим звукам, то есть невозможны реакции аутоэхолалии и эхолалии

Таким образом, мы установили, что слуховой анализатор играет решающую роль в формировании у ребенка произношения. Именно поэтому примерно с 70-х годов ведется серьезная работа по развитию слухового восприятия детей с нарушенным слухом, и остаточный слух стал широко использоваться как вспомогательное средство для формирования устной речи и исправления произношения.

По мнению Э.И. Леонгард, посредством остаточного слуха глухие не могут полноценно воспринимать речь окружающих людей, но зато слух оказывает детям весьма существенную помощь при овладении устной речью. Остатки слуха помогают большинству глухих детей чище произносить гласные и некоторые согласные звуки; воспроизводить без призвуков слова со стечением согласных или с взрывным согласным на конце; говорить слитно и ритмично, выделяя в словах и фразах ударение; в речи таких детей может проявляться элементарная интонация [46, С.204].(нет прямой речи- не нужны страницы)

Фразовая речь, формирующаяся у слабослышащих детей, отличается большим количеством фонетических и грамматических искажений. Овладение грамматическим строем речи на протяжении дошкольного возраста, как правило, не происходит. Особенно страдает связность речи. Одной из характерных особенностей становится стойкое нарушение согласования числительных с существительными.

Пассивный словарный запас значительно превышает активный, но это касается, как правило, восприятия отдельных изолированных слов.

Связная речь слабослышащих детей в целом развивается по тем же направлениям и может оцениваться по тем же критериям, что и речь слышащих дошкольников: степень раскрытия темы, количество и развернутость микротем, логика высказывания, количество речевых и грамматических ошибок.

Таким образом, можно сказать, что и у слышащих и у детей с нарушенным слухом физиологический механизм формирования устной речи и произношения представляет собой формирование условнорефлекторных связей. Однако у слышащего ребенка этот механизм начинает действовать непреднамеренно, за счет слухового восприятия речи окружающих, а для глухого ребенка необходимо специальное обучение, создающее условия для возникновения условнорефлекторных связей [17, С.15].

Знание психофизиологических основ формирования устной речи и произношения позволяет нам в дальнейшем более точно определить особенности произношения старших дошкольников с нарушением слуха, которое формируется у них путем специального обучения.

Итак, из вышеизложенного следует, что:

· речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга. Для нормального осуществления речевой функции деятельность каждой системы органов должны быть полноценна. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза;

· анализ формирования разных сторон речевой деятельности у детей, с позиций анатомии, физиологии, психологии и психолингвистики, имеет не посредственное отношение к проблеме развития связного монологического высказывания детей. Поскольку формирование навыков связного монологического высказывания требует применения всех речевых и познавательных возможностей детей, одновременно способствуя их совершенствованию. Овладение связной монологической речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи.

· у слышащих и у детей с нарушенным слухом физиологический механизм формирования устной речи и произношения представляет собой формирование условнорефлекторных связей. Однако у слышащего ребенка этот механизм начинает действовать непреднамеренно, за счет слухового восприятия речи окружающих, а для глухого ребенка необходимо специальное обучение, создающее условия для возникновения условнорефлекторных связей.


· связная речь слабослышащих детей в целом развивается по тем же направлениям, что и речь слышащих дошкольников. Но фразовая речь, формирующаяся у слабослышащих детей, отличается большим количеством фонетических и грамматических искажений.

Теперь мы считаем, необходимым перейти к рассмотрению характеристики связного высказывания.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных