ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Высказывания у слабослышащих детей 5-6летКонстатирующий эксперимент был проведен с 25 по 26 ноября 2008 года в старшей группе детского сада. На данном этапе осуществлена первичная диагностика детей на предмет исследования уровня речевого развития. Цель: исследовать уровень развития связного речевого высказывания детей с нарушением слуха. Задачи:прописать,берётся из 2.1 Исследование было направлено на выявление возможностей детей в использовании различных видов связных высказываний – от единичной формы до составления рассказов, с элементами собственного творчества. Определялась способность детей к передаче содержания зрительно воспринимаемой сюжетной ситуации, картинок-действий, а также своих жизненных впечатлений и собственного замысла. Обследование включало пять последовательных экспериментальных заданий и проводилось методом индивидуального эксперимента. Обследованы 8 детей 5-6 лет, имеющих нарушение слуха. Анализ количественного соотношения данных заданий внутри группы выявил определенные тенденции. Первое задание: составление фраз-высказываний по картинкам, изображающим простые действия. Полученные результаты показали, что дети с нарушением слуха испытывали трудности в самостоятельном составлении высказываний на уровне простой законченной фразы, в связи, с чем возникла необходимость в дополнительном вопросе, требующем назвать изображенное действие («Что делает мальчик, девочка?»). У большинства детей при этом отмечались ошибки на употребление словоформ, нарушающие связь слов в предложении, длительные паузы с поиском нужного слова, нарушение порядка слов. У 2 испытуемых из 8 наблюдалось сочетание выраженных в разной степени трудностей смыслового и синтаксического характера. Еще большие затруднения вызывало у детей с нарушением слуха второе задание – составление предложение по трем картинкам (девочка, корзинка, лес). Задание было направлено на выявление способности детей к установлению логико-смысловых отношений между предметами и вербализации их в виде законченной фразы-высказывания. Несмотря на задаваемый всем детям вопрос: «Что сделала девочка?», только 4 испытуемых смогли составить предложение, с помощью экспериментатора используя все три картинки, но построения связного высказывания не получилось, были отдельные фразы. Остальным испытуемым задание объяснялось повторно (с указанием на пропущенную картинку), но и после повторения инструкции 4 детям не удалось составить фразу с учетом всех трех смысловых звеньев. У многих отмечались выраженные синтаксические затруднения. Выполнение следующего задания – рассказ по серии сюжетных картинок «Мальчики и ёж» дает возможность нам отметить, низкий уровень при выполнении задания Практически все рассказы детей были составлены с помощью взрослого. Нарушалась связность повествования, как в смысловом, так и в грамматическом плане. Некоторые рассказы представляли собой простое перечисление изображенных на картинке действий. Недостаточность овладения лексическими и грамматическими средствами языка приводила к значительному числу структурных и грамматических ошибок и лексических недочетов. Таким образом, не все дети сумели правильно установить последовательность картинного плана, что привело к нарушению последовательности сообщения изображенных событий. Составленные детьми рассказы не выходят за рамки наглядно отображенной ситуации. При попытках детей рассказать о том, «что было потом», смысловая и логико-предметная организация страдает в большей степени, чем при описании событий непосредственно изображенных на картинке. Только 2 ребенка устанавливают логическую связь, правильно выкладывают последовательность картинок, самостоятельно составляют рассказ из 3-х простых предложений, но также не выходят за рамки наглядно отображенной ситуации. Таким образом, предметно-смысловая организация высказываний у большинства детей была нарушена, дети затруднялись в построении связного текста. Приведем примеры рассказов детей к четвертому заданию, которые представлены в таблице 4. Таблица 4 Виды рассказов детей старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом на констатирующем этапе
Из 8 человек: 2 ребенка набрали по 2 балла и 6 детей по 1 баллу, что соответствует среднему и низкому уровням сформированности связного высказывания. Последнее задание - составление рассказа-описания об игрушке (кукла). Рассказ-описание оказался наиболее трудным из приведенных видов заданий. 2 ребенка отвечали на вопросы экспериментатора используя простые словосочетания («Это кукла. Куклу зовут Маша. У Маши есть голова….»), остальные 6 детей использовали простое перечисление. («Кто это?» «Кукла»; «Как зовут куклу?» «Маша»; «Опиши куклу» «Есть голова, рука, платье…»), Таким образом, практически все «рассказы» детей представляли собой ответы на вопросы педагога либо отдельные не связанные между собой высказывания, составленные по данному образцу. В тех случаях, когда детям удавалось (с помощью педагога) составить словесное описание предмета в их рассказах не находили отражения существенные свойства и признаки предмета. В высказываниях детей отсутствовала логически обусловленная последовательность в словесном описании предмета: перечисление отдельных признаков и деталей предмета чаще всего носило хаотичный характер. Отмечены выраженные лексико-грамматические нарушения. Приведем примеры рассказов детей к пятому заданию, которые представлены в таблице 5. Таблица 5 Виды рассказов детей старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом на констатирующем этапе
Итоги констатирующего исследования по серии заданий можно проследить в таблице 3. Таблица 6 Результаты исследования сформированности связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с нарушенным на констатирующем этапе исследования(это первая таблица,которая нужна на мат.статистику!)
Анализ результатов исследования состояния связного высказывания у детей в данной группе, проведенного с использованием заданий констатирующего этапа исследования показал, что общий уровень развития речевой коммуникации в группе низкий, что является следствием снижения слуха, а на фоне этого как следствие задержка речевого развития. (Приложение 1). Так 2 ребенка из группы имеют средний уровень развития связного высказывания; 1 ребенок - уровень развития высказывания ниже среднего и 5 детей – низкий уровень связного речевого высказывания. Низкий уровень речевого развития – 62,5% Ниже среднего уровень речевого развития – 12,5% Средний уровень речевого развития -25% Высокий уровень речевого развития - 0% Следовательно, у детей необходимо целенаправленно развивать связное речевое высказывание, а также продолжать формировать полноценную звуковую сторону речи (воспитывать артикуляционные навыки, правильное звукопроизношение, слоговую структуру и фонематическое восприятие). На основе обобщения результатов данных констатирующего этапа исследования направленного на изучение развития связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха можно сделать следующие выводы: 1. Даже при наличии мотива к составлению отдельных видов развернутых высказываний у большинства детей не отмечено возникновение четкого замысла высказывания. 2. Связность речи при составлении фраз нарушена как в плане логико-смысловой организации высказывания, так и в плане обеспечения грамматической связи между отдельными словами и словосочетаниями. 3. Практически все дети затруднялись в произвольном планировании развернутых высказываний: рассказы многих детей реализуют «эмоциональный план отображения» предмета речи. 4. Практически все рассказы детей составлены с той или иной помощью экспериментатора. Отмечаются значительные нарушения связности высказывания, как со стороны смысловой, так и грамматической его организации. В рассказах всех детей встречаются смысловые ошибки и несоответствия. Существенно страдает законченность смыслового выражения мысли. Данные исследования позволяют сделать вывод о том, что у всех детей с нарушенным слухом низкий уровень овладения навыками связных высказываний. Следовательно, необходимо разработать систему коррекционных мероприятий, которая повысит уровень развития связного речевого высказывания. Полагаем, что именно элементы «включения» в игровую и учебную деятельность элементов сказки помогут детям повысить уровень развития связного речевого высказывания.
Организация и содержание работы по формированию связного Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|