Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Определение динамики и эффективности процесса развития связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с нарушенным слухомпосредством сказки




Контрольный срез был проведен с 5 по 6 апреля 2009 года в старшей группе детского сада.

Цель: выявление результата проведенной работы посредством вторичного диагностирования детей.

задачи

Проведение контрольного среза было необходимо для того, чтобы выявить, произошли какие-либо изменения, после проведения комплекса занятий по развитию связного монологического высказывания у детей старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом с активным использованием сказки за время проведенного формирующего эксперимента.

Чтобы оценить результативность и эффективность нашей работы с детьми, мы использовали те же задания, что и на констатирующем этапе исследования. Исследование проводилось во второй половине дня с использованием индивидуальных слуховых аппаратов и формой предъявления: устно.

Детям предлагалось 5 заданий, направленных на выявление состояния развития связного высказывания. Оценка результатов проходила с использованием тех же критериев, что и на констатирующем этапе экспериментального исследования. Каждое задание оценивалось по трехбалльной системе.

Все дети группы справились с теми 5-ю заданиями, которые были предложены им в начале исследования. Рассказы составлены самостоятельно, соответствуют сюжету, изображенному на картинке. Уже реже в речи детей встречались аграмматизмы. Детьми даются объяснения происходящих действий, используются простые и распространенные предложения, синтаксически и логически связанные между собой. Соблюдается последовательность изложения, логико-смысловая организация рассказов раскрывает замысел высказывания, отмечаются отдельные нарушения, ошибки в построении фраз, в употреблении глагольных форм и т.д.

При составлении рассказа по серии сюжетных картинок перед детьми стояло несколько задач: достаточно полно осмыслить ситуацию, отображенную в серии; выявить главные и второстепенные компоненты ситуации; обозначить эти компоненты и связи между ними в словах; передать развитие сюжета в последовательности связанных между собой по смыслу и грамматически предложений, правильно определить последовательность сюжетных картинок.

При составлении рассказов по серии сюжетных картинок 5 детей – составляют рассказы самостоятельно достаточно полно и адекватно отображающие изображенный сюжет, соблюдают последовательность в передаче событий. 1 ребенок - составляет рассказ с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку), наблюдаются пропуски отдельных моментов, действия, в целом не нарушают смыслового соответствия рассказа изображенному сюжету.

Для сравнения приводим рассказ Алины М. к четвертому заданию, который представлен в таблице 6.

Таблица 8

Виды рассказов детей исследовательской группы

В начале исследования В конце исследования
Мальчик идет. Ежик хороший. Мальчик валит ежик. Мальчик кормит ежика. Мальчики нашли ежа, взяли его и понесли. Принесли его домой и стал кормить молоком.

К концу года у девочки сформирована, достаточна чистая речь, без грамматических ошибок, рассказ составлен последовательно, передан характер действия. Работа по формированию развернутой самостоятельной описательно-повествовательной речи обогатила лексическую сторону речи ребенка, уточнила применение грамматических категорий и форм, распространила бытовую фразу.

Таким образом, дети в основном правильно справились с поставленными задачами, но не все сумели правильно установить последовательность картинного плана, что приводило к нарушению последовательности сообщения

При составлении рассказов-описаний 3 детей.– отображают в своих рассказах все основные признаки предмета, соблюдают логическую последовательность в описании признаков предмета (от описания основных свойств, к второстепенным). Рассказы-описания 1 ребенка - представляют собой простое перечисление, отмечаются лексические затруднения, недостатки в грамматическом оформлении предложений.

Таким образом, несмотря на некоторые затруднения в самостоятельном составлении рассказа-описания, дети в целом успешно справились с заданием на составление описательной характеристики игрушки: большая часть их рассказов – 5 детей набрали по 2 балла, соответствует среднему уровню; остальные – 3 ребенка набрали 1 балл – низкий уровень.

Итоги контрольного этапа исследования по серии заданий можно проследить в таблице 7.

Таблица 9

Результаты исследования сформированности связного высказывания детей исследовательской группы на контрольном этапе исследования

Имя ребенка Номер задания/кол-во баллов Среднее значение Уровень речевого развития
         
  Алина М.             средний
  Валерия М.           2,2 средний
  Саша С.           1,6 ниже среднего
  Паша К.             средний
  Даша Г.             средний
  Илья Ф.             средний
  Мартин Ш.           1,6 ниже среднего
  Юра К.           1,6 ниже среднего
Среднее значение 1,9 средний

Итоги исследования: 5 детей имеют средний уровень связного монологического высказывания и 3 ребенка – имеют уровень речевого высказывания ниже среднего. (Приложение 3).

Низкий уровень - 0%

Ниже среднего – 37,5%

Средний уровень -62,5%

Высокий уровень - 0%

Полученные при оценке уровня сформированности связного высказывания показатели детей на констатирующем и контрольном этапах исследования можно наглядно представить в виде диаграммы 2.1

Диаграмма 2.1

Результаты выполнения заданий на составление связных высказываний детей старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом на констатирующем и контрольном этапах (в баллах).

Таблица 10

Сопоставительная таблица результатов диагностического тестирования на констатирующем и контрольном этапах (средний бал)

Этап Средний балл Уровень речевого развития
Констатирующий 1,4 низкий
Контрольный 1,9 средний

 

Как видно из данных таблицы общий уровень развития речевого высказывания на контрольном этапе повысился. Данные таблицы можно представить диаграммой 1.2.

Диаграмма 1.2

Сопоставительная диаграмма результатов диагностического тестирования констатирующего и контрольного этапов у детей старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом (среднее значение развития связного высказывания)

 

Для того чтобы определить, имеют ли различия статистическую достоверность, нами была проведена математическая проверка достоверности с помощью критерия Манна – Уитни. Для этого были взяты показатели уровня связанного речевого высказывания детей на констатирующем и контрольном этапах, которые были ранжированы, а ранги суммированы. Затем по формуле Манна – Уитни был рассчитан эмпирический критерий и его показание сравнивалось с критическим.

, значит, различие между двумя выборками по уровню рассматриваемого признака есть. (Приложение 4).(вывод мад статистики)

Таким образом, с помощью серии экспериментальных заданий по сформированности связного высказывания на констатирующем этапе исследования было выявлено, что у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха развитие связного высказывания идет в замедленном темпе и находится на низком уровне. На основе полученных данных во время констатирующего этапа исследования была разработана система коррекционно-педагогической работы, направленная на развитие связного высказывания детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха. После проведенной коррекционной работы был проведен контрольный этап исследования, в результате которого дети показали результаты по развитию связного высказывания выше, чем на констатирующем этапе исследования 5 детей имеют средний уровень развития связного высказывании и 3 ребенка – уровень речевого высказывания ниже среднего. Это подтверждает нашу гипотезу, о том, что уровень сформированности связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха повысится, если в коррекционно-педагогической работе использовать средства сказки.(вывод констатирующего этапа!!!)


 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью исследовательской работы являлось изучение особенностей развития связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха. В ходе исследования цель была достигнута. В процессе работы решены поставленные задачи.

1. Проведено теоретическое изучение развития связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.

2. Подобраны методики и проведено диагностическое исследование формирования связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.

3. Проведено практическое исследование по изучению связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха при ознакомлении со сказкой.

4. Разработана и апробирована система коррекционно-педагогической работы, направленной на развитие связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.

5. Проанализированы полученные данные о развитии связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.

Выдвинутая нами гипотеза, о том что, уровень сформированности связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха повысится, если в коррекционно-педагогической работе использовать средства сказки подтверждена.

Главным условием развития связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха является доступная, интересная деятельность, ощущение успеха, эмоциональный комфорт, доброжелательное отношение к детям. Именно такие условия можно создать на занятиях по развитию связного высказывания и в других видах деятельности.

При работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением слуха необходимо учитывать их психофизические особенности, а также и то, что без специальной целенаправленной помощи педагогов и родителей развитие связного высказывания у них формируются с трудом.

Данные, полученные в процессе экспериментального исследования в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением слуха, могут быть учтены воспитателями, сурдопедагогами, работающими с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Акимова А., Акимов В. Семидесятые, восьмидесятые…Проблемы и искания современной детской прозы. – М., - 1989. – С. 4-22.

2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. /М.М.Алексеева, В.И.Яшина. – М.: Издат. Центр «Академия», 1998. – 400с.­­­

3. Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей. /Б.Г.Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. – М.: Просвещение, 1964. – 304с.

4. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей. – М: Мозаика-Синтез - 1999. – 272с.

5. Ахутина, Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. /Т.В Ахутина. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 213с.

6. Бородич, А.М. Методика развития речи детей./ А.М. Бородич. – М: 1974.

7. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. /В.М. Соловьев.//Золотые страницы сурдопедагогики. – М., 2004. – 304с.

8. Венгер, А.Л. // Дефектология. – 2006. № 1. с. 8-16.

9. Ветер, Л.Л. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. /Г.Л. Выгодская, Э.М. Леонгард – М., 1972. – 189с.

10. Ветлугина Н.А. Система эстетического воспитания в детском саду. – М., - 1962.

11. Винарская, Е.Н. Ранее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. /Е.Н.Винарская.– М.: Просвещение, 1987. – 160с.

12. Власова, Т.А. О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка./ Т.А. Власова – М: Просвещение, 1954.

13. Волкова, Е.С. Статистические методы экспериментальной психологии: Практическое руководство по курсу «Экспериментальной психологии» - Новосибирск: Изд. НГПУ – 2003 – 93с.

14. Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста. // Под ред. Л.П.Носковой. – М., 1982.

15. Выготский Л.С. О развитии речи глухих. // Дефектология. – 1994.

16. Выготский, Л.С. Детская психология. /Л.С.Выготский. //Собр. Соч. в 6 тт.

17. Выготский, Л.С. Мышление и речь. // Собр. Соч. – М: Педагогика, 1982. – 504с.

18. Выготский, Л.С. Мышление и речь. /Л.С.Выготский. – М.: Лабиринт, 1996. – с.415.

19. Гвоздев, А. И. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.

20. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. /В.П.Глухов. – М.:АРКТИ, 2004. – 168с.

21. Головчиц, Л.А. Изучение словарного состава речи глухих детей дошкольного возраста. // Особенности развития детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта.// Под ред. Л.Н.Носковой. – М., 1984.

22. Головчиц, Л.А. Проблемы формирования речи дошкольников с нарушением слуха. // Дефектология. – 1988. № 3 с. 90.

23. Горелов, И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. – М., 1998

24. Гриншпун, Б.М., Селиверстов В.И. Развитие коммуникативных умений и навыков у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью. // Дефектология. – 1988. № 3 с. 81.

25. Гурович Л.М. Ребенок и книга. – М., – 1992.

26. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. \Под ред. О.М.Дьяченко, Т.В.Лаврентьевой. – М., 2001.

27. Жилина А.С. Воспитание детей в семье. – М., - 1990.

28. Жинкин, Н.И. Механизмы речи. /Н.И.Жинкин. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. – 370с.

29. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации. /Н.И.Жинкин. – М.: Наука, 1982. – 160с.

30. Жинкин, Н.П. Язык, Речь, Творчество. – М., 1998.

31. Жукова, Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.

32. Жукова, О.С., Королева И.В. Логопедическая работа сдетьми после кохлеарной имплантации // Логопед в детском саду. – 2006. - № 4 с.10-15.

33. Забрамная, С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования». – М., ВЛАДОС., 2002. – 31с.

34. Зимняя, И.А. Речевой механизм в сфере порождения речи. // Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком. – М.. 1969.

35. Зубарева Е.Е. «Детская литература». М., – 1989.

36. Исенина, Е.И. Дословесная коммуникация у глухих и слышащих детей. // Дефектология. – 1984. № 6 с. 3.

37. Исенина, Е.И. Дословесный период развития речи у детей. – Саратов, 1986.

38. Исенина, Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. – М., 1999.

39. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. – М., - 1972.

40. Катаева А.А. Развитие наглядного мышления у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха и интеллекта.// Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта.// Под ред. Л.И.Носковой – М.. 1984.

41. Козлов М.Я., Левин А.Л. Детская сурдоаудиология. – Л.. 1989. – с.221.

42. Конигсмарк Б.В., Горлин Р.Д. Генетические и метаболические нарушения слуха. – М., 1980.

43. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М.: Просвещение, 1982.

44. Коррекционно – воспитательная работа в подготовительных группах специальных дошкольных учреждений, для детей с нарушением слуха. // Под ред. Л.П.Носковой. – М. 1982.

45. Корсунская, Б.Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. – М., 1969.

46. Корсунская, Б.Д. Чтение как цель и средство в системе дошкольного обучения глухих. // Дефектология. – 2007. № 1 с.39-47.

47. Красильникова, О.А. Два века российской педагогике: материалы Всероссийского конгресса сурдопедагогики: «Наука-Питер», 2006. – 412с.

48. Кузьмичева, Е.П., Шматко Н.Д. Формирование речевого слуха и произносительных навыков у глухих дошкольников.// Особенности развития детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта. – М.. 1987.

49. Ленок, Я.Я. Коррекционно-развивающие упражнения. // Дефектология. – 1996. № 4 с. 72, № 5 с.81.

50. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики. – М., 1997

51. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.. 1969.

52. Лурия, А.Р. Язык и сознание. /Под ред. Е.Д.Хомской – М: изд-во МГУ, 1979. – 320с.

53. Лях, Г.С., Марусева А.М. Аудиологические основы реабилитации детей с нейросенсорной тугоухостью. – Л.. 1979.

54. Мельников, М.Н. Русский детский фольклор. /М.Н.Мельников. – М.: Просвещение, 1987. – 240с.

55. Морева, Н.А. Степень речевой готовности глухого ребенка к поступлению в 1 класс. // Сборник усовершенствование педагогического процесса в школе глухих. – 1981.

56. Морозова, И.Т. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. М. 1969.

57. Нейман, Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. – М.; Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224с.

58. Никитина, М.И. Чтение и развитие речи: Учебно-методическое пособие. /М.И.Никитина, О.А.Красильникова. – СПб.: КАРО, 2006. – 256с.

59. Новикова, А.М. Русская поэзия. – М., - 1982.

60. Носкова, Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха./Л.П.Носкова, Л.А.Головчиц. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 344с.

61. Носкова, Л.П. Преемственность в работе дошкольного отделения и специальной школы по формированию речи глухих детей. // Особенности развития детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта. /Под ред. Л.П.Носковой. – М., 1984

62. Носкова, Л.П. Развитие речи детей с нарушениями слуха. // Дошкольное воспитание аномальных детей. Под ред. Л.П.Носковой. – М., 1993.

63. Носкова, Л.П. Характеристика процесса речевого развития глухих дошкольников. // Дефектология. – 1991. №3 с.82.

64. Обухова, Т.И. Влияние нарушения слуха на психическое развитие ребенка.// Дошкольное воспитание аномальных детей.// Под ред. Л.И.Носковой – М.. 1993.

65. Первова, Г.М. Введение в детскую литературу. – Тамбов. – 1999. – С. 98-112.

66. Петшак, В. Изучение эмоциональных проявлений у глухих и слышащих дошкольников. // Дефектология. – 1989, № 6.

67. Попова, И.В. Развитие связной речи глухих детей дошкольного возраста // Дефектология. – 1996. № 5 с.73.

68. Психология глухих детей.// Под ред. И.М.Соловьева. – М., 1971.

69. Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения. \Под ред. Т.В.Розановой. – М., 1978.

70. Рау, Ф.Ф. Устная речь глухих. – М., 1973.

71. Речицкая, Е.Г., Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М: Гуманит. изд. центр Владос. - 2003. – 192с.

72. Розанова, Т.В. Методы психолого-педагогического изучения детей со сложным дефектом // Дефектология. – 1992. - № 2, с.33.

73. Рубинштейн, С.Л. Речь и общение. Функции речи. Развитие речи у детей // Основы общей психологии. – Т.1. – М: 1989. – с.442-460.

74. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста.

75. Тарасов, Д.И. Тугоухость у детей./ А.Н. Наседкин, В.И. Лебедев, О.П.Токарев О.П. – М., 1984.

76. Теплоухова, И.А. Опыт вовлечения родителей дошкольников с нарушенным слухом в работу по развитию речи. // Дошкольное воспитание и обучение. – 2006 – № 5, с. 50.

77. Ушакова, О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М., 2002. – 56с.

78. Филичева, Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург – АРГО – 1996.

79. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М: Просвещение, 1989. – 239с.

80. Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностики речевых нарушений. /Г.В.Чиркина. – М.: АРКТИ, 2005. – 240с.

 

 


 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Приложение 2

Тематическое планирование занятий по развитию связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.

Тема недели Тема занятий/цель Коррекционная работа
Декабрь 1 неделя «Здравствуй, зимушка-зима!»   2 неделя «Зимняя сказка»   3 неделя «Зимние забавы»   4 неделя «Маскарад»     Рассматривание картины «Зима», составление описательного рассказа. Цель: учить детей устанавливать смысловые ассоциации.     Рассказывание по серии сюжетных картинок «Зимующие птицы». Цель: продолжать учить детей составлению рассказа по серии картин.   Рассматривание серии картинок «Зимой в городе». Цель: учить детей составлять короткие зарисовки по опорным картинкам.     Сочинение сказки «К нам пришел Новый год». Цель: учить творческому подходу к составлению сказки.   беседа, рисование картины «Зима»; игра «Зимушка-зима».     д/игра «Где кто зимует?» подвижная игра «Зимующие птицы».     игра «Найди пять отличий» игра на концентрацию зрительного внимания «Отгадай указанную картинку»; упражнение «Подбери по описанию»   рисование красками: совместная работа «Новый год» игра «Маскарад»  
Январь 1 неделя «Деревенский двор»     2 неделя «Лесные зверята»   3 неделя «Мир вокруг нас»     4неделя «Овощи и фрукты» Рассматривание картины «Домашние животные». Цель: развивать у детей диалогическую речь.   Составление описательного рассказа на тему «Белка и заяц». Цель: учить составлять рассказ с опорой на текст-модель.     Знакомство со сказками. Цель: напомнить детям о признаках, по которым мы узнаем сказку (зачин, концовка)   Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Цель: продолжать формировать представления о фруктах и овощах, их отличие.   д/и «У кого кто» игра «Мамы и детки» рисование (совместная работа) «Домашний двор».   игра «Мамы и детки» рисование животных по шаблону лепка «Лесные зверята).   Д/и «Угадай сказку» зарисовка героя.     Практическая работа: посадка лука в землю, полив, наблюдение за ним. д/и «фрукты и овощи».
Февраль 1 неделя «Одежда»   2 неделя «Времена года»   Знакомство с одеждой персонажей из сказки репка. Цель: формирование представлений об одежде, какая бывает одежда.   Закрепление времен года Цель: учить различать времена года по их приметам.   д/и «Подбери одежду», организация выставки костюмов сказки «Репка», драматизация отрывка сказки «Репка».     д/и «когда это бывает?». Упражнение «угадай какое время года?» (используются картинки).  
Март 1 неделя «Маленькая страна»   2 неделя «Профессии наших мам»     3 неделя «Моя семья»   4 неделя «Игрушки»   Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Разноцветный мир» (насекомые) Цель: продолжать обучать детей составлению рассказа по сюжетной картинке.     Составление рассказа «Как я помогаю маме». Цель: развивать у детей умение составлять рассказ из личного опыта.   Рассматривание семейных фотографий и рассказ о своей семье. Цель: учить детей составлять рассказ о своей семье.     Составление рассказа «Наши игрушки» Цель: учить детей составлять рассказ на заданную тему по плану.   игра «Большой-маленький» оформление книги рисунками.   д/и «Профессии»     работа с альбомом «Моя семья»; д/и «Кто где работает?»     описание игрушки, рисование любимой игрушки.
Апрель 1 неделя «Здравствуй, весна!»   2 неделя «Цветущий сад»     3 неделя «В гости к сказке»   4 неделя «Лето жаркое пришло» Беседа о весне. Цель: закреплять представления у детей о весне.     Составление рассказа «Весенний лес» Цель: упражнять детей в составлении рассказа на заданную тему с использованием картинок.     Чтение и моделирование сказки «Репка» Цель: формирование чувства помощи и заботливости.   Итоговое занятие по сказке «Репка» Цель: развитие самостоятельной речи детей. Исполнение музыкального хоровода «Весна». Аппликация «Весна».     Рисование на тему «Весенний лес». Прослушивание музыкальной записи «Весенний лес»+картинки.     Рассказ сказки по сюжетным картинкам. Изготовление атрибутов к сказке.     Драматизация сказки «Репка».

 

 

Приложение 4






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных