ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Сказка как жанр устного народного творчества
Метод работы со сказкой имеет многовековую историю. Слово «сказка» впервые встречается в XVII веке. Однако до того как появились исследования Б. Беттельхейма, Р. Гарднера, К. Юнга, В. Проппа в сказках видели «одну забаву», достойную низших слоев общества. В дальнейшем на основании исследований этих великих личностей была построена современная концепция работы со сказкой [59, С.70]. Сказка, - говорил Э. Фромм, - также многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством [59, С.61]. О влиянии сказки на развитие личности ребенка, на его речевое развитие писали такие ученые как М.Л. фон Франц, А. Адлер, Э. Берн, Б. Брун, Э. Пендерсон, В.П. Аникин и другие. Последние десять лет неоднократно обсуждался вопрос о том, полезна ли работа со сказкой. Конец века все поставил на свои места и сегодня метод работы со сказкой активно разрабатывается в нашей стране многими известными психологами, педагогами, логопедами [1, С.8]. В нашей стране, в Санкт-Петербурге открыт первый Институт сказкотерапии. Он представляет собой научно-практический и исследовательский центр, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонения в развитии. Ректор Института Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева - доктор психологии, сказкотерапевт, автор психолого-педагогической технологии «Комплексная Сказкотерапия», преподаватель Института специальной педагогики и психологии [1, С.391]. Огромный вклад в разработку данного метода внесла Т.М. Грабенко сурдопедагог, дефектолог, логопед, игротерапевт, преподаватель Институт специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Р. Валленберга, автор уникальных программ по игровой сказкотерапевтической фонетической ритмике, Лауреат Премии Мэра, победитель многих конкурсов педагогического мастерства, Ведущий сотрудник Института сказкотерапии [25, С. 392]. Множество прекрасных сказок для детей, имеющих проблемы и недостатки развития, написано А.В.Гнездиловым - доктором медицинских наук, профессором НИПНИ имени В.М. Бехтерева и кафедры психиатрии МАПО, почетным доктором Эссекского университета в Англии, основателем хос-писного движения в России [59, С.5]. Т. Сергеевой написаны и применяются в детских садах уникальные логопедические сказки-помощницы, Г.А. Быстровой, Э.А. Сизовой, Т.А. Шуйской подобраны замечательные сказки, которые несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку. Логопеды считают, что использование логосказок для обогащения словарного запаса, наблюдение над законами словообразования и словоизменения помогает сделать развивающее общение с ребенком радостным и интересным, а значит, более действенным [65, С.3]. Н. Погосова отмечает, что тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно, строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи. Исследованием роли сказки в работе с детьми сегодня занимаются и такие ученые как М.А. Поваляева, Д.Ю. Соколов, О.В. Защиринская, С.А. Черняева и многие другие. Итак, суммируя вышеперечисленное: - метод работы со сказкой имеет многовековую историю, хотя научное обоснование и целенаправленное использование в работе с детьми, в частности в сурдологопедической работе, он получил только около семи лет назад; - метод работы со сказкой является сегодня одним из наиболее широко освещаемых в современной литературе и одним из самых перспективных. В энциклопедическом литературном словаре [65] дается следующее определение сказки: «сказка - это один из основных жанров устного народнопоэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Сказкой также называют различные виды устной прозы» [65, С.383]. Проанализировав литературные источники, посвященные данной теме мы можем краткими тезисами сформулировать значение сказки в жизни детей: - сказку знают все: «от мала до велика», на ее содержании происходит воспитание подрастающего человека. С дошкольного возраста мы стараемся - своим содержанием сказка развивает творческий потенциал, креативность; - благодаря сказке совершается процесс познания окружающего мира. Он оживает для нас в новых образах, ассоциациях, интегрируя частное, индивидуальное в историю ментальностей; - осмысляя сюжеты творчества, мы учимся видеть самого себя в действиях, мыслях героев, живущих на страницах сказки. Мы формируем определенное мнение о различных типах отношений, человеческих характерах. Образы героев приглашают нас принять участие в процессе самопознания[35, С.9]; - с помощью сказки мы начинаем думать глобальными общечеловеческими масштабами, принимая и используя опыт многих поколений. Сказка как путеводная звезда ведет нас через толщи веков, интегрируя в культуру; - восприятие сказочных коллизий помогает активизировать уже имеющийся жизненный опыт человека; - происходит развитие эмоциональной сферы через метафорические формы воплощения сказок, историй, притч. Это очень доступно ребенку. При слове «волшебство», «волшебное» сразу возникает интерес, восторг. Причина такой реакции - особая положительная мотивирующая семантика - сказка представляет собой мощное средство психокоррекции. Человек учится не только находить собственные ошибки в поведении, общении, деятельности, но и моделировать ситуации их изменения, подвергая анализу личную активность через самоанализ в контексте сказочного сюжета. - в сказке реализуется научный синтез различных психотерапевтических техник. Их все органично объединяет единое сказочное повествование. Происходит своеобразная терапия средой, особой сказочной обстановкой [35, С.10]. Таким образом, мы видим, что сказка создает условия для максимальной реализации потенциала ребенка. Сказки дифференцируют, так как они имеют различный механизм психологического влияния, воздействия на человека. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет пять видов сказок (Рис. 1) [35, С.47].
Рис.1 Схема современной дифференциации сказок. К художественным сказкам мы относим сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Собственно, именно это и принято называть сказками, мифами, притчами, историями [35, С.48]. Народные сказки. Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок - единство человека и природы. Народные сказки несут чрезвычайно важные для нас сведения: - окружающий нас мир - живой. В любой момент все может заговорить с нами; - ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на собственную жизнь; - разделение добра и зла, добро всегда побеждает зло; - самое ценное дается через испытание, а то, что далось даром, может - вокруг нас множество помощников. Но они приходят на помощь Жизнь людей многогранна, потому и сюжеты народных сказок многообразны. 1. Сказки о животных, о взаимоотношениях людей и животных. Дети дошкольного возраста идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут детям жизненный опыт. 2. Бытовые сказки. 3. Страшные сказки. Сказки про нечистую силу: ведьмы, упыри, лешие, оборотни, вурдалаки и прочая нечисть. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования [39, С.49]. 4. Волшебные сказки. Это наиболее увлекательные сказки для детей старшего дошкольного возраста. Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека. Авторские художественные сказки более трепетны, образны, чем народные. Именно авторские истории расскажут нам о частных сторонах жизни, что является чрезвычайно важным для миропонимания. [39, С.49]. Дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Психотерапевтические сказки. Здесь рассказывается о многих проблемах человека, и каждый может узнать себя на страницах литературного произведения. К психотерапевтическим сказкам можно отнести сказки сочиненные самим ребенка и сказки сложенные совместно с ребенком [39, С.50-63]. Таким образом, можно сказать: · метод работы со сказкой имеет многовековую историю, хотя научное обоснование и целенаправленное использование в работе с детьми, в частности в коррекционной работе, он получил только около десяти лет назад; · метод работы со сказкой является сегодня одним из наиболее широко освещаемых в современной литературе и одним из самых перспективных. · сегодня психологами, педагогами и логопедами разработаны самые разнообразные формы работы со сказками: анализ, обсуждение, изготовление кукол, драматизация, рисование и другие.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|