Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Классификация детей с нарушениями слуха




У детей, имеющих стойкое двустороннее нарушение слу­ха, обычное (на слух) речевое общение с окружающими затруд­нено (тугоухость) или без слухового аппарата невозможно (глу­хота). В соответствии со статистикой Всемирной Организации Здравоохранения по индустриально развитым странам, число детей в возрасте до 16 лет, страдающих нарушениями слуха различной этиологии, в России превышает 600 тыс.

В России создана единая система раннего выявления нару­шений слуха, начиная с периода новорожденности. В родиль­ных домах, отделениях патологии новорожденных и выхажи­вания недоношенных должно быть обследовано состояние слуха у детей, имеющих факторы риска по тугоухости и глу­хоте. К факторам риска относятся инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз), токсикозы беремен­ности, асфиксия новорожденного, внутричерепная родовая травма, гипербилирубинемия (более 20 моль/л); гемолитиче­ская болезнь новорожденных, масса тела при рождении менее 1500 г, недоношенность, препараты сототоксическим дейст­вием (стрептомицин, мономицин, канамицин и др.), антибио­тики аминогликозидного ряда, а также фуросемид, аспирин, хинин, применявшиеся матерью во время беременности или назначавшиеся ребенку, гестационный возраст более 40 недель (переношенность), наследственные заболевания у родителей, сопровождающиеся поражением слухового анализатора, патология челюстно-лицевого скелета у новорожденного, проведение интенсивной терапии ребенку после рождения (искусственная вентиляция легких, длящаяся 5 дней и доль­ше), количество баллов по шкале Апгар 0—4 за 1 мин или 0—6 за 5 мин по десятибалльной шкале оценки новорож­денного (Г.А. Таварткиладзе, Н.Д. Шматко, 2001).

К настоящему времени созданы медицинские и педаго­гические методики выявления нарушений слуха у детей младенческого, раннего, дошкольного и школьного возраста и взрослых (Г.А. Таварткиладзе, М.Я. Козлов, Ф.Ф. Pay, И.Г. Багрова, Э.И. Леонгард, А.Л. Левин, Е.П. Кузьмичева, Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко и др.) Данные педагогиче­ского обследования дополняют результаты медицинской диагностики нарушений слуха. Результаты аудиологического и педагогического обследования сопоставляются между собой, и только при условии их соответствия можно быть уверенным, что состояние слуха оценено правильно.

Педагогические методики обследования слуха у детей пер­вого года жизни основываются на регистрации безусловных ориентировочных реакций на различные звуки: музыкальные инструменты и игрушки с разной частотной характеристикой (погремушка, дудка, гармошка, свисток, барабан), голос (в зависимости от состояния слуха — разговорной или повы­шенной громкости), шепот (если отмечаются реакции на голос разговорной громкости на расстоянии более 1 м). Данные ре­акции проявляются в замирании (двигательном торможении) или, наоборот, активизации движений, повороте головы или глаз в сторону звука, в плаче, прекращении или активизации сосания и др. У детей старше 1,5 лет при обследовании слуха выявляется наличие условной двигательной реакции на раз­личные неречевые и речевые стимулы, расстояние, на кото­ром дети уверенно реагируют на данные стимулы определен­ным действием (умеют ждать начала сигнала и действуют точно на начало сигнала). В качестве звуковых стимулов ис­пользуются музыкальные инструменты и игрушки с разной частотной характеристикой, слогосочетания и слова, произно­симые голосом разговорной или повышенной громкости, шепо­том. Кроме этого выявляются возможности ребенка восприни­мать на слух знакомые слова с разной частотной характеристи­кой (используются специальные списки слов), расстояние, на котором ребенок точно повторяет предъявленные речевые сти­мулы. В обследование включается также выявление у ребен­ка возможности различать на слух знакомые слова в условиях ограниченного выбора после неоднократного предъявления об­разца звучания.

По состоянию слуха различают детей слабослышащих (страдающих тугоухостью) и глухих. Тугоухость — стойкое Понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть выражена в различной сте­пени — от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. При тугоухости у ребенка возникают затрудне­ния в восприятии и самостоятельном овладении речью. Од­нако остается возможность овладения с помощью слуха хотя бы ограниченным и искаженным составом слов. Детей с ту­гоухостью называют слабослышащими детьми. Глухота — глубокое стойкое поражение слуха, при котором восприятие речи без слухового аппарата становится невозможным. При глухоте самостоятельного овладения речью детьми (спон­танное формирование речи) не происходит.

Внутри каждой из этих групп отмечается различное по­нижение слуха. В аудиологии разработан ряд классифика­ций детей с нарушениями слуха, в основу которых положе­ны различные факторы. В сурдопедагогике в нашей стране широко пользуются классификацией Л.В. Неймана (1961). В ней учитываются степень поражения слуховой функции и возможности восприятия речи на слух.

В качестве основного критерия определения степеней ту­гоухости Л.В. Нейман использует степень понижения слуха в области речевого диапазона частот по данным субъектив­ной тональной пороговой аудиометрии.

В зависимости от средней потери слуха в указан­ном диапазоне выделяются три степени тугоухости:

1-я степень — снижение слуха-не превышает 50 дБ;

2-я степень — средняя потеря слуха от 50 до 70 дБ;

3-я степень — потеря слуха превышает 70 дБ.

Затруднения в овладении речью могут возникать у ребенка уже при снижении слуха на 15—20 дБ. Это состояние Л.В. Ней­ман считает границей между нормальным слухом и тугоухо­стью. Условная граница между глухотой и тугоухостью, по классификации Л.В. Неймана, находится на уровне 85 дБ.

При 1-й степени тугоухости, когда средняя потеря слуха не превышает 50 дБ, для ребенка остается доступным речевое общение: он может разборчиво воспринимать речь разговор­ной громкости на расстоянии более 1—2 м, шепот около уха. При 2-й степени тугоухости, т. е. снижении слуха от 50 до 70 дБ, речевое общение затруднено, так как разговорная речь воспринимается на расстоянии до 1 м, шепот не восприни­мается. При 3-й степени тугоухости, т. е. потере слуха свыше 70 дБ, общение нарушается, так как речь разговорной гром­кости воспринимается не всегда разборчиво даже у уха.

Возможности, которыми располагают глухие дети для раз­личения звуков окружающего мира, зависят в основном от диапазона воспринимаемых частот.

В зависимости от диапазона воспринимаемых час­тот выделены четыре группы глухих:

1-я группа — дети, воспринимающие звуки до 250 Гц;

2-я группа — дети, воспринимающие звуки до 500 Гц;

3-я группа — дети, воспринимающие звуки до 1000 Гц;

4-я группа — дети, которым доступно восприятие звуков в широком диапазоне частот, т. е. до 2000 Гц и выше.

Между группой глухоты и возможностями восприятия звуков существует определенная зависимость. Дети с минимальными остатками слуха (1-я и 2-я группы глухоты) оказываются спо­собны воспринимать лишь громкие звуки, в основном у уха или на очень небольшом расстоянии, — голос повышенной и разговорной громкости, удары в барабан и др., а также раз­личать на слух знакомые слова, резко противопоставленные по временным и ритмическим характеристикам в условиях ограниченного выбора после неоднократного предъявления об­разца звучания. Глухие дети, воспринимающие более широ­кий диапазон частот (3-я и 4-я группы), могут реагировать — у уха или на небольшом расстоянии (до 15—20 см) – на звучания, разнообразные по своей частотной характеристике (голос разговорной громкости, некоторые музыкальные игруш­ки и инструменты и др.), а также различать на слух знакомые слова, более близкие по звучанию (с одинаковой слоговой структурой, но разным местом ударения) в условиях ограни­ченного выбора после неоднократного предъявления образца звучания; глухие дети со значительными остатками слуха мо­гут воспринимать у уха контур незнакомых по звучанию слов.

В настоящее время при оценке состояния слуха детей широко используется Международная классификация нару­шений слуха.

В соответствии с Международной классификацией средняя потеря слуха определяется в области час­тот 500,1000 и 2000 Гц.

1-я степень тугоухости — снижение слуха составляет 25—40 дБ;

2-я степень — 40—55 дБ;

3-я степень — 55—70 дБ;

4-я степень — 70—90 дБ.

Снижение слуха более 90 дБ определяется как глухота.

Большое влияние на организацию дифференцированного обучения, создание системы школ и дошкольных учрежде­ний для детей с нарушениями слуха, определение критериев отбора и комплектования классов (групп) в них, разработку путей обучения детей с различным состоянием слуха оказала педагогическая классификация P.M. Боскис (1963). Опира­ясь на теорию Л.С. Выготского о первичных и вторичных от­клонениях в развитии психики ребенка с нарушениями слу­ха, P.M. Боскис определила основные критерии, положенные в основу педагогической типологии детей с недостатками слу­ха и характеризующие своеобразие их развития.

Нарушение слуха у ребенка необходимо рассматривать в его принципиальном отличии от аналогичного недостатка у взрослых. У взрослого нарушение деятельности слухового анализатора приводит к проблемам устного общения. На­рушение слуха в раннем возрасте влияет на ход психиче­ского развития ребенка, вызывает ряд тяжелых вторичных отклонений в развитии, прежде всего в формировании речи.

Слух и речь тесно связаны между собой. С одной стороны, нарушение слуха препятствует естественному развитию речи; с другой — нормальное использование слуха находится в за­висимости от уровня развития речи. Слуховое восприятие имеет решающее значение для формирования речи: невозмож­ность полноценного слухового восприятия создает препятствия для овладения речью и вызывает нарушения речевого обще­ния у ребенка. Отсутствие устной речи или значительное ее недоразвитие затрудняет овладение письменной формой речи: понимание читаемого, передача собственных мыслей на пись­ме. В свою очередь, недоразвитие речи служит препятствием в овладении знаниями в различных сферах жизни человека.

Группа детей с нарушениями слуха исключительно разно­образна и по уровню речевого развития, что обусловлено сочетанием следующих факторов: степенью нарушения слуха, временем возникновения слухового дефекта, педагогически­ми условиями, в которых находился ребенок после появления нарушения слуха; индивидуальными особенностями ребенка. Отмечается прямая взаимосвязь между снижением слуха и состоянием речи: чем больше потеря слуха, тем сильнее стра­дает речь ребенка, а при тяжелых нарушениях она вообще не развивается без специального обучения.

Принципиальное значение имеет время возникновения на­рушения слуха. Чем раньше возникло нарушение, тем боль­ше оно отражается на формировании речи. Потеря слуха в том возрасте, когда речь еще не сформировалась (примерно до 2 лет), приводит к полному ее отсутствию. У позднооглохших детей степень сохранности речи зависит от времени на­ступления глухоты и от условий последующего развития ре­бенка, в частности от наличия или отсутствия специальной работы по сохранению и развитию речи. Потеря слуха в воз­расте от 2—3 до 4—5 лет вызывает распад речи, если не были предприняты специальные педагогические меры. У детей стар­шего дошкольного и школьного возраста в случае потери слу­ха речь может частично сохраниться. Однако без специальной педагогической помощи она постепенно ухудшается.

Педагогические условия, в которых находится ребенок по­сле потери слуха, имеют важное значение для его психического и речевого развития: чем раньше выявлено снижение слуха, тем успешнее будет проходить развитие ребенка, тем меньше опасность тяжелого отставания в развитии познавательной дея­тельности, формировании речи и общения, личностном разви­тии. Для успешного развития ребенка со сниженным слухом важное значение имеет раннее слухопротезирование, созда­ние речевой среды в семье, проведение общеразвивающих и коррекционных занятий. На процесс речевого развития де­тей с нарушениями слуха влияют дополнительные наруше­ния (задержка психического развития, умственная отсталость, нарушение зрения и т. п.), которые значительно затрудняют процесс формирования речи и развития личности в целом.

Ориентируясь на указанные принципиальные положе­ния педагогической типологии, P.M. Боскис выделила две основные группы детей с недостатками слуха: глухие и сла­бослышащие.

К группе глухих отнесены дети, состояние слуха которых не создает возможности для спонтанного формирования речи (без специального обучения). В зависимости от состояния речи среди глухих выделены две категории. Первая категория — дети без речи, родившиеся глухими или потерявшие слух в период, предшествующий формированию речи (примерно до 2 лет), — это ранооглохшие дети. Вторая категория — дети, потерявшие слух в период, когда их речь была сфор­мирована, при этом уровень развития речи может быть раз­личен — это позднооглохшие дети.

К группе слабослышащих отнесены дети с нарушенным слухом, при котором возможно самостоятельное речевое раз­витие, хотя бы в минимальной степени.

С учетом состояния речи выделены две категории слабослы­шащих детей: слабослышащие дети, которые к моменту поступления в школу имеют тяжелое недоразвитие речи (отдельные слова, короткие, неправильно построенные фразы, грубые нарушения лексического, грамматического, фонетиче­ского строя речи), и слабослышащие дети, владеющие раз­вернутой фразовой речью с небольшими отклонениями в грамматическом строе, фонетическом оформлении.

На основании выделения различных групп детей с нару­шениями речи P.M. Боскис определила дифференцированные условия их обучения, основанные на различных способах вос­приятия речи и различных способах ее формирования. В соот­ветствии с выделенными категориями детей были созданы раз­личные типы школ: специальная школа для глухих детей и специальная школа для слабослышащих и позднооглохших детей с двумя отделениями: первоедля детей, вла­деющих развернутой речью; второедля детей с глубо­ким недоразвитием речи.

По наличию или отсутствию дополнительных от­клонений в развитии выделяют следующие группы детей с нарушенным слухом:

• не имеющие дополнительных отклонений в развитии;

• имеющие дополнительные отклонения в развитии (одно или в сочетании): нарушение интеллекта, зрения, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы.

В соответствии с критерием наличия или отсутствия до­полнительных отклонений в развитии детей с нарушенным слухом в настоящее время в специальных школах они обу­чаются в классах основного общего образования или в клас­сах для глухих (слабослышащих) детей с ЗПР, с нарушения­ми зрения, во вспомогательных классах. Обучение детей с дополнительными нарушениями осуществляется по спе­циальным программам.

Таким образом, дети с нарушениями слуха представля­ют собой неоднородную группу, характеризующуюся раз­ной степенью и характером нарушений слуха; временем, в котором произошло понижение слуха; уровнем речевого развития; наличием или отсутствием дополнительных от­клонений в развитии в качестве первичных, а также педа­гогическими условиями, в которых находился ребенок по­сле потери слуха.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных