Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Верботональная система обучения детей с нарушениями слуха




Верботональная система реабилитации детей с нарушения­ми слуха разработана выдающимся хорватским ученым, ака­демиком П. Губерина. Данная система используется прежде всего для диагностики и реабилитации слуха и речи у глухих и слабослышащих, а также для диагностики и реабилитации нарушений голоса и речи у слышащих, для диагностики и реабилитации речевых нарушений при задержке психиче­ского развития, центральных поражениях без снижения слу­ха, при развитии речи у детей, живущих в неблагоприятной социально-культурной или учебно-воспитательной среде, при изучении иностранных языков (коррекции произношения в соответствии с фонетической системой изучаемого языка), для обучения письму, для фонетического и фонологического определения национального языка (в странах, где из-за долгой колониальной зависимости не был определен национальный язык), изучения родного языка (в странах с большим количест­вом эмигрантов).

Международным центром по развитию верботональной системы и обучению кадров во всех областях приме­нения метода является поликлиника СУВАГ (SUVAG), которая находится в г. Загребе (Хорватия). SUVAG — это аббревиатура, означающая «система универсального верботонального слушания Губерины».

В настоящее время в мире работают свыше 500 верботональных центров. В том числе более 20 центров в нашей стране используют в коррекционной работе с детьми, имею­щими нарушения слуха, верботональную систему. Данная система преподается в вузах в разных странах. В Загребе специалистов для SUVAG готовят из числа студентов, окон­чивших дефектологический факультет университета, и пред­лагают разноуровневую подготовку кадров, включающую курсы формативный, специализации, а также подготовки форматоров (специалистов, обучающих верботональному ме­тоду).

Целью верботональной системы является интегра­ция лиц с нарушениями слуха в общество. Основные по­ложения верботональной системы включают учет в процессе реабилитации детей с нарушениями слуха основных законо­мерностей психофизического и речевого развития нормаль­но слышащих детей; раннюю диагностику (с первых меся­цев жизни) и раннюю реабилитацию детей с нарушениями слуха; комплексный медико-психолого-педагогический под­ход к диагностике и реабилитации детей; целенаправленное постоянное изучение состояния слуховой функции и резер­вов его развития в условиях использования общепринятых и оригинальных (разработанных в SUVAG) методик; прове­дение специальной работы по развитию слухового вос­приятия как основы формирования устной речи в условиях использования оригинальной электроакустической аппа­ратуры; обеспечение в процессе коррекционной работы общего психофизического развития ребенка; применение оригинальных методик коррекционной работы (фонетиче­ской ритмики, музыкальной стимуляции, аудиовизуально­го курса, пиктографической ритмики), базирующихся на комплексном использовании и развитии всех анализатор­ных систем; использование в процессе реабилитации раз­личных форм интеграции ребенка в среду слышащих детей в зависимости от их индивидуальных возможностей; орга­низацию семейного воспитания как важнейшего условия реабилитации и интеграции ребенка, имеющего нарушение слуха.

Верботональная система базируется на основных за­кономерностях развития речи при нормальном слухе. Известно, что в младенческом и раннем возрасте слуховые ощущения ребенка, его моторная деятельность, а также вес­тибулярные, тактильные, проприоцептивные, зрительные ощущения помогают развитию речи. Поэтому в верботональной системе особое значение придается комплексному ис­пользованию анализаторов.

Процесс реабилитации ребенка начинается с диагностиче­ского обследования, которое включает осмотр отоларинголога, аудиологическое обследование с использованием общепринятых методик, а также верботональной аудиометрии, специальной речевой аудиометрии (с применением фильтров), функцио­нальной диагностики, исследования вестибулярного аппарата пациента, психологического обследования, осмотра логопеда, педиатра, невропатолога, физиотерапевта, электроэнцефало­графическое обследование (ЭЭГ) и др. При необходимости, в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, проводятся дополнительные медицинские и психолого-педа­гогические обследования.

В верботональной системе используются оригинальные ме­тодики обследования лиц с нарушениями слуха: верботональная аудиометрия, фильтрованная речевая аудиометрия, функ­циональная диагностика. Верботональную аудиометрию разработал академик П. Губерина. Он выявил, что отдельные гласные и согласные легко распознаются при нормальном слухе на специфических октавных областях. Если слог про­пускается через частотную область, не соответствующую его оптимальной области, он воспринимается как некая иная ком­бинация согласного и гласного. При проведении верботональной аудиометрии ребенок воспринимает на слух определенные речевые стимулы (логотомы) — бру бру, му-му, бу-бу, во-во, жа­ла, на-на, си-си. Каждый стимул пропущен через определен­ный октавный фильтр, соответствующий его оптимальной частоте (например, для логотома му-му — 75—150 Гц, а для логотома ла-ла — 600—1200 Гц, для логотома си-си — 4800— 9600 Гц). Поскольку логотом «оптимален» для своей частот­ной области, ответ пациента (определяется «порог» воспри­ятия) показывает его чувствительность не только к данному речевому стимулу, но и к данной частотной области. Другими словами, используется речевой стимул (вербо) для определе­ния чувствительности на разных частотах (тонах).

При сравнении порогов восприятия, полученных в про­цессе тональной и верботональной аудиометрии, на основе определенных критериев определяется оптимальное слухо­вое поле ребенка в данный период обучения.

Речевая аудиометрия традиционно используется в аудиологии для определения разборчивости речи пациентом (процента правильно воспринятых слов) в зависимости от усиления. В фильтрованной речевой аудиометрии, разрабо­танной профессором Пансини, слова фильтрованы в соот­ветствии с их оптимальным частотным диапазоном и объе­динены в списки. При фильтрованной речевой аудиомет­рии не просто определяется процент разборчивости речи при определенной интенсивности, но выявляются оптимальные
для восприятия речи частотные области. Использование фильтрованной речевой аудиометрии содействует более точной диагностике слуховой функции (при установлении диагноза сопоставляются данные тональной и речевой аудио­метрии), более точному подбору режима слухового аппарата. Это исследование является важным для опре­деления содержания работы по развитию речевого слуха ребенка, а также для периодического учета и контроля за развитием его слухового восприятия.

Функциональная диагностика включает исследование слухового восприятия слов (на каждое ухо) без использова­ния слуховых аппаратов с целью выявления количества пра­вильно воспринятых слов, расстояния, на котором пациент их воспринимает, а также соответствия тонального и речево­го слуха; исследование слухового восприятия слов со слу­ховыми аппаратами в свободном поле с целью определения расстояния оптимальной разборчивости; определение опти­мального слухового поля, т. е. выявление с помощью систе­мы фильтров частотного и динамического диапазона, на ко­тором пациент наиболее разборчиво воспринимает речь при наименьшем усилении (используется электроакустический аппарат «Верботон Г-20»); определение порога дискомфор­та или болевого порога (используются электроакустический аппарат «Верботон Г-20» и SLP-метр Г-50); исследование реверберации (эффект эха — отражения звука от разных предметов) (используются электроакустический аппарат «Верботон Г-20» и аппарат «REVER»); исследование селек­тивного слушания, т.е. умения пациента воспринимать речь на фоне посторонних шумов: другая речь, музыка и др. (ис­пользуются электроакустический аппарат «Верботон Г-20» и магнитофон или радио); исследование соотношения моно-урального, биноурального и стереофонического слушания (используется электроакустический аппарат «Верботон Г-20»); исследование интеграционного времени, т. е. умения паци­ента воспринимать речь в нормальном, а не замедленном темпе (используется электроакустический аппарат «Вербо­тон Г-20»).

Функциональная диагностика содействует выявлению у пациента дополнительных проблем, связанных с воспри­ятием речи, которые необходимо устранить в процессе спе­циальных занятий в период, предшествующий слухопро­тезированию, помогает точнее определить режим работы индивидуальных слуховых аппаратов.

Ранняя диагностика и реабилитация детей с наруше­ниями слуха с момента установления диагноза являют­ся важнейшими принципами верботональной системы. Нарушения слуха выявляются у детей с помощью аудио-логических методов с первых дней жизни (прежде всего обследуются дети группы риска — неблагоприятное течение беременности и родов у матери, наследственность и др.). После установления диагноза сразу начинается коррекционная работа, которая называется подготовительной реаби­литацией (с рождения до трех лет). Сурдопедагоги проводят регулярные консультации родителей ребенка, имеющего на­рушения слуха, по основным вопросам его психофизиче­ского развития, формирования слуха и речи; осуществля­ется слухопротезирование малыша.

Верботональная система исходит из того, что перцепция является основным звеном в коммуникативной цепочке. По­этому развитие слухового восприятия у детей с нарушения­ми слуха (с помощью электроакустической аппаратуры)одна из главных задач коррекционной работы.

В верботональной системе разработаны пути реабили­тации детей с нарушениями слуха за счет использова­ния телесной (вибротактильной) проводимости низких частот. С самого начала обучения в реабилитации широко применяются вибрационные столики, позволяющие малышу всем телом, руками, ногами воспринимать звуки окружаю­щего мира и речь, на занятиях с дошкольниками и школьни­ками используются вибраторы, причем специально опреде­ляется место на теле ребенка, которое лучше всего реагирует на передачу сигнала через вибратор, прежде всего ладони и пальцы рук, ступни ног, колени и др.

Техническую сторону метода составляют оригинальные электроакустические аппараты, которые имеют возмож­ность трансмиссии низких тонов, включая инфразвук. С по­мощью специальных фильтров и усилителей определяют оптимальное слуховое поле (комбинацию оптимальных час­тоты, интенсивности и времени) для пациента, включая и оптимальные частоты восприятия отдельных звуков при их отработке в произношении (октавную и полуоктавную область, специфическую для восприятия отдельного звука). Разработка аппаратуры основывается на положении о том, что начинать слуховую тренировку надо на наиболее сохран­ной частотной полосе. В этом диапазоне пациент учится об­наруживать в речевом сигнале элементы, отличающиеся Друг от друга. Таким образом возможно развитие вос­приятия речи в условиях обедненной сенсорной информа­ции. В дальнейшем, в процессе реабилитации, сурдопедагог стремится расширить слуховое поле ребенка прежде всего за счет использования некоторых высокочастотных облас­тей, индивидуальных для каждого пациента в зависимости от особенностей поражения слуха. Такое восприятие речи с помощью электроакустической аппаратуры П.Губерина назвал дисконтинуированным слушанием. В своих исследо­ваниях он выявил, что люди с нормальным и нарушенным слухом лучше понимают речь при дисконтинуированной трансмиссии, чем на непрерывной широкой частотной об­ласти. П. Губерина показал, что, люди с нормальным слу­хом не могут воспринимать высокие звуки (например, и), если их пропустить через аппарат в низкочастотной облас­ти. Но если их пропустить через низкочастотную область (0,5—300 Гц) и одну высокочастотную (3200—6400 Гц), причем вблизи уровня порога восприятия человеком, раз­борчивость резко повышается. П. Губерина доказал возмож­ность слухового восприятия через дисконтинуированную область частот при нормальном и нарушенном слухе.

В верботональной системе важное значение придается выявлению оптимального слухового поля пациента, ко­торое понимается как наилучшее слуховое восприятие при наименьшем усилении через нахождение оптимальной об­ласти воспринимаемых ребенком частот. В процессе после­дующей реабилитации зона оптимального слухового поля может изменяться и расширяться.

Академик П. Губерина в своих работах подчеркивает, что оптимальное слушание ребенка предполагает не только раз­витие слухового восприятия в условиях расширения диапа­зона воспринимаемых частот, но и использование всех со­хранных чувств в процессе реабилитации. Особое значение в верботональной системе придается движениям тела, вестибулярному аппарату. Подчеркивается, что вестибу­лярный аппарат может реагировать на звуки до 1000 Гц и в определенной степени заменять кохлеарную активность. Специалисты SUVAG считают, что правильнее было бы говорить о вестибуло-кохлеарном пути восприятия, чем о кохлеарном.

Телесный и слуховой путь являются основой для реабилита­ции детей с нарушениями слуха. Первая фаза реабилитации малень­кого глухого ребенка — вибротактильная, предполагает использование вибратора, низких частот, восприятие звуков всем телом. В этой фа­зе важно развивать моторику тела, умение ребенка чувствовать свое тело и владеть им, в том числе напряжением и расслаблением мышц, а также ориентироваться в пространстве. Проводятся специальные упражнения по развитию вестибулярного чувства: различные прыж­ки, ходьба на пятках, кувырки, раскачивание на качелях и др.

Принципиальное значение придается работе над ритмом, темпом, интонацией. Ко времени первых слов слышащий ребенок уже умеет использовать ритм и интонацию в целях коммуникации. Интонация продолжает выполнять важней­шие функции в речи на разных этапах ее развития, а также у взрослых. Академик П. Губерина выявил, что ритм и инто­нация передаются на низких частотах. В связи с тем, что у глухих детей они наиболее сохранны, развитие слухового восприятия и произносительной стороны устной речи, по мнению Губерины, надо начинать с работы над ритмом и интонацией, максимально используя и развивая способ­ность ребенка воспринимать акустическую информацию прежде всего через наиболее сохранные низкие частоты.

Коррекционное обучение базируется на развитии слухо­вого восприятия. У детей вырабатывается условная двига­тельная реакция на звуковой сигнал, дети учатся различать на слух несколько сигналов, отличающихся продолжитель­ностью, усилением или высотой.

Специальные занятия с маленькими детьми проходят в иг­ровой форме, при этом ребенок открывает для себя звук, свой голос, собственную способность к имитации. Например:

• педагог кладет маленькую игрушку на вибратор; дети го­ворят в микрофон, вибратор вибрирует; при сильном звуке голоса игрушка падает;

• педагог прячет что-то в руке, ребенок должен подать голос, чтобы педагог показал ему, что в руке;

• ребенок голосом «будит» педагога;

• взрослый закрывает лицо руками, на голос ребенка откры­вает его и смеется;

• дети «ложатся спать» на ковер и спокойно лежат, когда слышат звук — вскакивают и бегут к педагогу.

С помощью ритмической и музыкальной стимуляции в групповых и индивидуальных формах специальных занятий у детей развиваются способность восприятия речи и неречевых звучаний, устная речь, пси­хофизические способности в целом. Использование в процессе слухоречевой реабилитации ритмической и музыкальной стимуляции содей­ствует более естественному развитию устной речи детей.

Для правильной организации работы по фонетической рит­мике (стимуляция речи движениями) педагог должен знать качественную характеристику звука. Например, логотом (слог) та — по усилению — «сильный», напряженность «большая», время — «короткое», качество движения — «удар». Логотом ма — по усилению «легкий», напряженность «небольшая», время «длительное», качество движения «скольжение».

Фонетическая ритмика, базирующаяся на взаимодейст­вии в процессе специальных упражнений речи, движений тела и развивающегося слухового восприятия, содействует работе над всеми сторонами речи: развитию речевого дыхания и связан­ной с ним слитности речи, работе над достаточно естественным звучанием голоса и его модуляциями по силе и высоте, над звуками и их сочетаниями в словах и фразах, над ритмико-интонационной структурой речи, над словами и фразами.

Большое значение для формирования слитной, интони­рованной речи имеет музыкальная стимуляция: ритмико-интонационная структура речи и музыки близки. Не случайно маленькому слышащему ребенку мать часто поет.

В процессе коррекционной работы широко используют­ся различные считалки:

• иррациональные, например,

па ма

папа ма

па ма

• полурациональные, например,

та та

mama там

я тут

ты там


• речевые считалки, стихотворения типа

Вот кот

Вот кот

Моет лапы

Моет рот

В коррекционной работе также применяется пиктогра­фическая ритмика, разработанная профессором М. Ловричем. В пиктографической ритмике слуховые и телесные ощущения отображаются в графическом виде. Использова­ние графических символов позволяет добиваться хороших результатов в работе над ритмической структурой речи, лек­сикой и грамматическим строем языка.

В верботональной системе создан специальный аудиови­зуальный курс. Детям предлагаются картинки, передаю­щие диалог двух действующих лиц или полилог на опре­деленную тему. После знакомства с ситуацией на основе рисунков педагог предъявляет детям текст, который они воспринимают слухозрительно, затем учатся воспринимать только на слух и воспроизводить эмоционально, вырази­тельно, реализуя произносительные возможности. По мне­нию специалистов поликлиники SUVAG, многократность повторения часто употребляемых фраз, драматизация, пе­ренос усвоенных фраз в повседневную жизнь делает речь глухого ребенка лексически богаче, он непроизвольно запо­минает правильные грамматические конструкции.

Заслуживает внимания организация диагностической, реабилитационной и научно-исследовательской работы в по­ликлинике SUVAG, которая состоит из 4 подразделений: отдела диагностики и реабилитации слухового восприятия и речи (объединяющего отделения диагностики, индивиду­альной реабилитации лиц с нарушениями слуха, логопе­дии), отдела реабилитации и обучения детей дошкольного возраста (детский сад), где обучаются дети с нарушениями слуха и речи, отдела реабилитации и обучения детей школь­ного возраста (школа), в которой обучаются дети с нару­шениями слуха, отдела научно-исследовательской работы и подготовки кадров.

Коррекционная работа с детьми начинается с первых месяцев их жизни. С трех лет ребенок с небольшими нарушениями слуха и речи включается в массовое дошкольное учреждение или находится дома и занимается 2—3 часа в день (или 2—3 раза в неделю в зависимости от места жительства) с сурдопедагогом. Коррекционные занятия на­правлены прежде всего на развитие устной речи (ее восприятия и воспроизведения). Они проходят с детьми индивидуально в при­сутствии родителей, которые обучаются методике работы с ребенком и продолжают занятия дома по заданиям сурдопедагога.

Дети с более тяжелыми нарушениями слуха посещают детский сад SUVAG. В основе содержания работы детского сада — програм­мы воспитания и обучения слышащих дошкольников, а также ори­гинальные верботональные методики обучения, применяемые на спе­циальных фронтальных и индивидуальных занятиях. Если семья ребенка проживает в другом городе, социальный работник подбира­ет опекунов, которые должны не только ухаживать за ребенком, но и развивать его, в том числе проводить ежедневные занятия по реко­мендациям сурдопедагога. Специалисты SUVAG считают, что для детей с нарушениями слуха пребывание в среде нормально говоря­щих и слышащих людей является постоянным стимулом для речево­го общения и начальным видом интеграции. По окончании детского сада воспитанники, готовые к обучению совместно со слышащими детьми, поступают в школы общего типа. Подчеркнем, что педаго­гические коллективы школ и детских садов общего типа специально подготовлены к обучению детей с нарушениями слуха в интегриро­ванных условиях. С детьми, обучающимися в массовой школе, про­должаются ежедневные индивидуальные и фронтальные занятия в SUVAG. Если ребенок в массовой школе не успевает, он может быть переведен в школу SUVAG для детей с нарушениями слуха (на время или постоянно).

Дети, которые после дошкольного курса реабилитации не готовы к обучению в массовой школе, получают образование в школе SUVAG. По общеобразовательным дисциплинам они обучаются по программе массовой школы, поэтому могут быть переведены при со­ответствующих показаниях в школу общего типа. В специальной школе SUVAG проводятся фронтальные и индивидуальные занятия, направленные на развитие у учеников речевого слуха, навыков уст­ной коммуникации, наиболее полноценное развитие детей.

В верботональной системе предусмотрена работа со взрослыми, имеющими нарушения слуха. В клубе, объединяющем выпускников SUV AG, проводится большая интересная работа, обеспечивающая до­суг молодежи, их дальнейшее духовное развитие, социальную адап­тацию.

Научно-исследовательская работа в поликлинике SUVAG направ­лена на совершенствование верботональной диагностики и реабилита­ции детей с нарушениями слуха. В последние годы особое внимание уделяется вопросам ранней диагностики и реабилитации детей, кохлеарной имплантации. Тесная связь науки и практики содействует успешному развитию верботональной системы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных