Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Степень разработанности проблемы. Оглавление Введение……………………………………………………… Глава 1. Незаконченные тексты: стратегии изучения…………… 1.1.




Оглавление

  Введение………………………………………………………  
Глава 1. Незаконченные тексты: стратегии изучения……………  
1.1. Основные подходы к изучению незаконченных произведений ………………………………………………….  
1.2. Категории незаконченность/незавершенность в концепции М.М. Бахтина..........................................................................…  
1.3. «Лакуны» в незаконченном тексте ………………………......  
1.4. Специфика реализации замысла в незаконченном наследии Ф.М. Достоевского ……………………………………………  
Глава 2. Типология незаконченных произведений Ф.М. Достоевского…………………………………………..  
2.1. Жанровые модификации незаконченных произведений Ф.М. Достоевского.....................................................................  
2.2. Основные мотивы незаконченного творчества Ф.М. Достоевского………………………………………….....  
2.3. Незаконченные произведения в контексте творчества писателя ……………..................................................................  
2.4. Нарративные стратегии незаконченных произведений Ф.М. Достоевского …………………………………………………..    
Глава 3. Незаконченные произведения Ф.М. Достоевского: от замысла к воплощению ……………………………….……  
3.1. Реконструкция незаконченного рассказа Ф.М.Достоевского «Домовой»……………………………………………………..  
3.2. Реконструкция незаконченной драмы Ф.М. Достоевского «В Тобольске» ………………………………………………...  
3.3. Реконструкция незаконченного романа «Мечтатель» ……...  
3.4. Реконструкция незаконченной поэмы Ф.М. Достоевского «Сороковины» ………………………………………………...  
  Заключение……………………..…………………………….  
  Список литературы …………………………….…………...  

 

Введение

В настоящее время обращение к незаконченным текстам в творческом наследии того или иного писателя является актуальным. Именно незаконченное творчество дает феноменальную возможность заглянуть в творческую лабораторию писателя, увидеть процесс формирования тем, рождения образов, становление жанра, стилевые поиски.

Незаконченное наследие Федора Михайловича Достоевского представляет собой немалый пласт всего литературного творчества писателя.

По нашим подсчетам, у автора насчитывается тридцать девять незаконченных произведений и два произведения, недовоплощенных с точки зрения реализации авторского замысла; двадцать шесть из них были интегрированы в завершенное творчество писателя.

Такая поглотимость позволяет нам утверждать, что в отличие от А.С.Пушкина, для которого незавершенность/незаконченность – принцип поэтики [Абрамовских, 2006, с. 279], для Ф.М. Достоевского актуален принцип «экономного хозяйства», который легко можно объяснить как его непростой жизненной ситуацией, так и феноменальной творческой манерой, передающей жизнь героев невероятной интенсивности.

Обращение к незаконченным произведениям – важный и значимый вклад в изучение творчества Ф.М. Достоевского.

Актуальность поставленной проблемы обусловлена назревшей на сегодняшний день необходимостью комплексной научной характеристики незаконченных произведений Ф. М. Достоевского.

Достоевский считал своим главным недостатком – творческую мысль необычайной интенсивности. В записные тетради «втиснуто» огромное количество сюжетов, образов, идей, так и не воплощенных писателем, но всегда живых, увлекательных, готовых стать самостоятельным произведением. Он писал Страхову: «…Множество рассказов и повестей разом втискивается у меня в один, так что ни меры, ни гармонии…»[1].сноска?

Известно, что Достоевский при «выдумывании планов»[2] обычно пользовался не одной, а двумя или даже несколькими тетрадями одновременно и нередко делал заметки на отдельных листах. При заполнении одной тетради он часто писал не подряд, а раскрывал ее на любой странице, как бы торопясь зафиксировать новую мысль, образ или ситуацию. «Главное, что позволяет самому писателю легко ориентироваться в массе черновых набросков и что вслед за ним должно помочь исследователю, – это развитие идеи и системы образов, запечатленное в рукописных материалах» – фиксирует Л.М. Розенблюм.

М.В. Загидуллина[3] отмечает, что Достоевский относился к архитектонике каждого своего произведения чрезвычайно внимательно. Он помногу раз правил свой текст, если имел возможность, переживал, если текст сдавался в печать «неотшлифованным», гордился, что его черновики похожи на пушкинские обилием поправок. Всякие цензурные искажения воспринимались им чрезвычайно болезненно, как разрушение его замысла, нарушение пропорций гармонии, целого.

Л.М. Розенблюм пишет: «Большой помехой для высокохудожественного завершения своих замыслов Достоевский считал тяжелые жизненные обстоятельства. Ни один великий русский писатель не работал в таких страшных тисках нужды <…>»[4].

Известны сетования Достоевского, что всегда ему приходилось писать ради денег и «на срок», а так хотелось бы раз в жизни написать вещь свободно, «как пишут Толстые, Тургеневы и Гончаровы»[5].

Е.КСозина[6] отмечает, что художник, по Достоевскому, имеет полное право на свой особый взгляд на жизнь; мало того, выразить в произведении, донести до публики этот свой взгляд — его прямая задача и нравственная обязанность. Мысль о насущной необходимости для творца уметь и сметь быть свободным выражается в «Дневнике писателя» (1873 г.) парадоксально: «Я ужасно боюсь "направления", если оно овладевает молодым художником, особенно при начале поприща; и как вы думаете, чего именно тут боюсь: а вот именно того, что цель–то направления не достигнется»[7].

Многочисленные рассуждения Ф.М.Достоевского относительно своей творческой манеры, оставленное им незаконченное наследие, лишь частичная актуализация изучения данной проблемы в достоевсковедении – говорят об актуальности нашего исследования.

Материалом исследования послужилиследующие произведения: «Анекдот о перестановке голов» (1876), «Большой роман» (1856 – 1859), «Миньона» (1860), «Записки лакея о своем барине» (1845), «Кашкадамов» (1864), «Композитор» (1875), «Русский Кандид» (1877), «Роман о христианине» (1868), Трагедия «Фатум» (1859), «Исповедь» (1859), «Атеизм» (1868–1869), «Брак» (1864 – 1865), «Великолепная мысль. Иметь в виду. Идея романа. Романист…» (1870), «Отцы и дети» (1876), «Дети» (1880), «Весенняя любовь» (1859), «Драма в Тобольске» (1874), «Житие Великого Грешника» (1869 – 1870), «Ростовщик» (1866), «Идея. Чиновник. Скучно…» (1872), «Козлову» (1875), «Роман о князе и ростовщике» (1869 – 1870), «Картузов» (1868 – 1869), «Мысли новых повестей» (1870 – 1871), «Мысль на лету. В губернский город приезжал Фельдмаршал…» (1870), «Новые повести» (1872), «План для рассказа (в «Зарю») или «Рассказ о воспитаннице» (1869), «Поиски. Повесть» (1869), «Роман о помещике» (1868), «Смерть поэта» (1869 – 1870), «Из повести о молодом человеке» (1869 – 1870), «Император» (1867), «История Карла Ивановича» (1876), «Отрывки» (после 1873), «Домовой» (1847 – 1848), «В повесть Некрасову» (1876 – 18770, «Мечтатель» (1876 – 1877), «Слесарек» (1876), «Сороковины» (1875). «Неточка Незванова» (1849), «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1869), «Братья Карамазовы» (1880).

Объект исследования – своеобразие поэтики незаконченных произведений Ф.М. Достоевского.

Предмет исследования – незаконченные произведения Ф.М. Достоевского.

Цель диссертационного исследования – исследовать особенности поэтики незаконченных произведений Ф.М.Достоевского. Поставленная цель определяет и основные задачи:

1. рассмотреть имеющиеся в литературоведении подходы к изучению незаконченных текстов;

2. дать теоретическое обоснование понятий: незаконченность/законченность, незавершенность/завершенность;

3. выстроить стратегии исследования незаконченного произведения;

4. классифицировать незаконченные произведения Ф.М. Достоевского по степени реализации авторского замысла;

5. определить проблемное поле незаконченных произведений писателя.

6. определить жанрово – типологические признаки незаконченных текстов Ф.М. Достоевского;

7. показать интеграцию идей, мотивов и образов незаконченных произведений Достоевского в его законченной прозе;

8. определить нарративные стратегии незаконченных произведений Достоевского «В повесть Некрасову», «Домовой», «Драма в Тобольске», «Мечтатель», «Отрывки», «Слесарек», «Сороковины»;

реконструировать незаконченные произведения Ф.М. Достоевского: рассказ «Домовой», роман «Мечтатель», драму «В Тобольске», поэму «Сороковины», повесть «Слесарек», сказ «История Карла Ивановича».

Степень разработанности проблемы.

Следует отметить, что при наличии большого объема научной и биографической литературы о Ф.М. Достоевском, активному изучению подвергаются только законченные тексты писателя (более всего романы), а незаконченной прозе уделяется недостаточное внимание. До сих пор записные книжки и тетради Ф.М. Достоевского привлекали внимание исследователей главным образом потому, что они содержат ценнейшие материалы творческой лаборатории писателя, которые дают возможность изучить историю создания его великих романов.

Поначалу исследователи извлекали из тетрадей Ф.М. Достоевского отдельные незавершенные замыслы или заметки на какую-то важную общественную или историко-литературную тему. В первом издании Центрархива Н.Л. Бродский напечатал план «Жития великого грешника» и свою статью о нем «Угасший замысел». На основе тех же материалов была подготовлена статья В.Л. Комаровича «Ненаписанная поэма Достоевского»[8]. Затем появился ряд новых публикаций из записных тетрадей: «Одна мысль» (поэма), «Тема под названием «Император»», «Идея. Юродивый (присяжный поверенный)», «Неосуществленные замыслы Ф.М. Достоевского. Комментарии Н.Л. Бродского».

Большое количество неизвестных ранее фрагментов из записных книжек и тетрадей приведено в «Летописи», составленной Л.П. Гроссманом[9] (здесь напечатаны неосуществленные художественные замыслы) [Гроссман, 1935, с. 343]. В 1935 г. Гроссман впервые опубликовал запись от 13 сентября 1874 г.: «Драма. В Тобольске, лет двадцать назад, вроде истории Ильинского».

В эти же годы были подготовлены и изданы обширные рукописи к «Преступлению и наказанию», «Идиоту» и «Бесам»[10].

Все перечисленные публикации, при их несомненном научном значении, воспроизводили лишь разрозненные, сравнительно небольшие отрывки.

Проблемы изучения «Дневника писателя» одним из первых обозначил в 1965 году В.А. Туниманов[11], позднее Т.В. Захарова[12], Л.М. Розенблюм[13].

Т.В. Захарова отмечает свободный синтез разнородного материала журнала Достоевского [Захарова, 1988]. Но незаконченной прозе Ф.М. Достоевского, которая, несомненно, входит в творческие дневники, исследователи не уделяют внимания, она рассматривается только в контексте завершенных замыслов писателя.

В книге Розенблюм «Творческие дневники Достоевского» (книга была выпущена отдельным изданием, а также вошла в издание «Литературное наследство. Неизданный Достоевский») дается детальное представление о работе писателя над своими произведениями, его творческой манере, упоминаются и незаконченные произведения Достоевского. Внимание уделяется замыслам «Житие великого грешника», «Миньона», «Зависть».

По мнению Л.М. Розенблюм, «Миньона» – это один из этапов работы над романом «Идиот». Исследователь отмечает, что по первому плану Достоевский делает приблизительную «постройку хронологическую», т.е. распределяет описания и события в соответствии с развитием сюжета: «Семейный совет <…>, 2. Подробности об Идиоте <…>, 3. Вечер с дядей и т.д., вплоть до конца; «10. Вдруг объявляется свадьба дяди и Миньоны <…>. Но вскоре возникает «новый и последний план» с новыми действующими лицами. В семействе Идиота вместо Миньоны появляется героиня под именем О<льги> У<мецкой>; «Зависть» – это замысел романа «Бесы», еще весьма далекий от сюжета, но в котором всё же встречаются намеки на отдельные характеры и темы будущего романа. Замыслы романов «Атеизм» и «Житие великого грешника», по мнению исследователя, идейно близки роману «Подросток».

Но в своей монографии Л.М. Розенблюм рассматривает далеко не все замыслы Ф.М. Достоевского, не подвергает их классификации по какому-либо принципу, опыт реконструкции незаконченных текстов не представлен.

К исследованию незаконченных произведений Ф.М. Достоевского обращались В.П. Владимирцев, Л.П. Гроссман, М.В. Загидуллина, Н.Г. Михновец, Е.В. Абрамовских, Л. М. Розенблюм, Б.Н. Тихомиров, Г.К. Щенников, В.И. Кулешов, Н.Л. Бродский.

Н.Л. Бродский[14] изучал незаконченные произведения Достоевского («Житие великого грешника», «Юродивый…», «Император») с текстологической точки зрения [Бродский, 1922]. В частности Бродским был напечатан план «Житие великого грешника» и издана статья – комментарий к нему «Угасший замысел».

Большое количество неизвестных ранее фрагментов из записных книжек и тетрадей приведено в «Летописи», составленной Л.П. Гроссманом[15] (здесь напечатаны неосуществленные художественные замыслы) [Гроссман, 1935, с. 343]. В 1935 г. Л.П. Гроссман впервые опубликовал запись от 13 сентября 1874 г.: «Драма. В Тобольске, лет двадцать назад, вроде истории Ильинского». Так же Гроссман в своей статье «Русский Кандид»: К вопросу о влиянии Вольтера на Достоевского» подробно рассматривает замысел романа «Русский Кандид», высказывает предположения о его возможной сюжетной организации.

В.И. Кулешов в монографии «Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского», рассматривая эволюцию творчества писателя, в частности особенности романной формы у Достоевского, упоминает о двух великих замыслах писателя – романах «Атеизм» и «Житие великого грешника». В.И. Кулешов утверждает, что данные замыслы распались впоследствии на несколько романов. Так, черты задуманных героев есть в романах «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы».

С.В. Белов в своей книге «Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников и русской критике» упоминает о замысле незаконченного рассказа «Весенняя любовь». С.В. Белов в своей книге высказывает предположение о главной идее произведения, отмечает в своей работе: «Замысел «Весенней любви», как можно судить по ее планам, возник у Достоевского в результате размышлений над проблемой эмансипации женщины, возможностью уравнения ее в правах с мужчиной, — проблемой, усиленно обсуждавшейся в русской публицистике конца 1850–х годов»[16]. Однако анализ произведения или попытка его реконструкции не приводится.

Б.Н. Тихомиров в сборнике статей и эссе о Достоевском «…Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком» наряду с завершенными произведениями в ряде статей анализирует также материалы творческой лаборатории писателя. Внимание уделяется замыслам романа «Житие Великого грешника» и поэмы «Император». В данных статьях приводятся текстологическая справка, история произведений, анализ, представлен опыт реконструкцииЗамысел «Жития великого грешника» Тихомиров рассматривает в сравнении с другим идейно близким незаконченным романом – «Атеизм». По мнению исследователя, несмотря на радикальность произошедших изменений, разрыв между двумя замыслами – «Атеизма» и «Жития великого грешника» – нельзя абсолютизировать: ведь, по самоощущению Достоевского, для него это – лишь разные фазы в развитии одной единой идеи. Отмечается близость незаконченного замысла романам «Бесы», «Братья Карамазовы» (фигура Тихона Задонского).

Исследователь отмечает, что главный герой поэмы «Император» оказывается концептуально близок князю Мышкину, на это указывает ряд сквозных мотивов, трагедийность финалов замыслов. Б.Н. Тихомиров обращает внимание на своеобразие поэтики замысла «Императора», основанного на вневременном характере экзистенциональных коллизий, на колоссальной «сгущенности» бытия [Тихомиров, 2012].

Настоящим прорывом в изучении незаконченных произведений стало издание словаря–справочника «Достоевский. Сочинения. Письма. Документы», в котором представлен полный свод незаконченных произведений писателя. В данном издании впервые собраны все незаконченные произведения Достоевского, современные достоевсковеды (В.П. Владимирцев, М.В. Загидуллина, Н.Г. Михновец, Е.В. Абрамовских, Б.Н. Тихомиров, Г.К. Щенников) подробно описывают замыслы, приводится их частичная реконструкция.

Таким образом, в литературоведении были предприняты попытки изучения незаконченных произведений Ф. М. Достоевского, но изучению подвергались лишь отдельные замыслы. Эти замыслы были исследованы с точки зрения проблематики, некоторыми исследователями были предприняты попытки сопоставительного анализа незаконченных текстов с законченными произведениями Достоевского и с произведениями других писателей.

Однако все попытки изучения незаконченных текстов Ф.М. Достоевского не имеют системного характера, замыслы изучались обособленно друг от друга, классификации незаконченных произведений писателя в научной литературе не представлено.

Научная новизна исследования. В работе впервые незаконченные произведения Ф.М. Достоевского рассматриваются в контексте творческой эволюции писателя, показана интеграция незаконченных произведений в общем корпусе текстов, что дает основание рассматривать творчество Ф.М. Достоевского в едином аспекте. На основании исследования всего корпуса незаконченных текстов проводится реконструкция отдельных фрагментов. Целостное представление об анализируемом произведении возможно только в контексте рассмотрения всего творческого наследия автора, учитывая при этом эволюцию и своеобразие отдельных этапов (периодов) творчества.

Методологическую и теоретическую базу диссертационного исследования составляют работы по теории литературы(Е.В. Абрамовских[17], М.М. Бахтина[18], М.М. Гиршмана[19], Н.Д. Тамарченко[20], В.И. Тюпы, Ингардена, Гринцера[21]), а также работы по изучению творческой эволюции писателей (Ю.М. Лотмана[22], Н. Пиксанова[23], С. Фомичева[24],, Л.М. Розенблюм[25]и др.).

В методологии работы сочетаются биографический, историко-функциональный, текстологический методы. В работе мы опирались на работы С.А. Рейсер[26], Л.Д. Громово–Опульской[27], А.Л.Гришунина[28], В.А. Сапогова[29] по теории текстологии и методике текстологического анализа. Были детально изучены незаконченные произведения писателя. Наиболее полно позволили проследить творческую эволюцию: особенности историко-литературных, исторических и историко-бытовых причин изменений текстов и причин их незаконченности.

Для изучения незаконченного текста актуализирован комплекс понятий, разработанных в современной теории литературы. Принципиальной для данного исследования явилась концепция архитектонических и композиционных форм М.М. Бахтина, позволившая разграничить категории незаконченности/законченности и незавершенности/завершенности, и, соответственно, определить рецептивные стратегии различных типов незаконченных текстов; концепция В.И.Тюпы, посвященная «творческому потенциалу» незаконченного текста, теория текстовых «лакун» Р.Ингардена, работы Е.В.Абрамовских, в которых исследуются рецептивные стратегии незаконченных текстов (на материале незавершенной прозы А.С.Пушкина).

Положения, выносимые на защиту:

1. Незаконченные произведения Ф.М. Достоевского с точки зрения реализации авторского замысла можно разделить на следующие типы: замыслы произведений, планы ненаписанных произведений, начало произведения, отдельные фрагменты, произведения, недовоплощенные с точки зрения авторского замысла. Наброски писателя – очень емки, он фиксирует именно те сюжетные повороты идеи, слова, названия, которые стимулируют читательское сознание на активное восприятие.

2. Незаконченные произведения Ф.М. Достоевского представляют собой творческую лабораторию тем, мотивов, сюжетов, образов, подготовленную предшествующим творчеством, и имеющую тесную связь с другими произведениями автора (законченными и незаконченными). Большинство незаконченных произведений были интегрированы в завершенное творчество писателя, что позволяет сделать вывод об «экономном хозяйстве» в творческой лаборатории писателя. Исследуя незаконченные произведения, можно более полно проследить эволюцию творческой мысли писателя.

3. Незаконченное наследие Ф.М. Достоевского отличается жанровым разнообразием. Самый многочисленный пласт составляют социально-психологические романы, но встречаются и другие жанровые поиски, а именно анекдот («Анекдот о перестановке голов»), рассказ («Домовой», «Рассказ о воспитаннице», «Козлову», «Отрывки»), повесть («Из повести о молодом человеке», «Смерть поэта», «Весенняя любовь», «Поиски. Повесть», «Слесарек», «Повесть об уничтоженных канцеляриях», «В повесть Некрасову»), поэма («Сороковины», «Император», драма («Драма. В Тобольске»), комедия («План комедии», «Борьба нигилизма с честностью»), трагедия («Фатум»). Как правило, Ф.М. Достоевский сам фиксирует в набросках жанровую принадлежность будущего произведения. В незаконченных текстах присутствуют анарративные и нарративные фрагменты, в качестве нарраторов представлены, как правило, повествователь и рассказчик.

4. Незаконченный рассказ Ф.М. Достоевского «Домовой», роман «Мечтатель», драма «В Тобольске», поэма «Сороковины, «История Карла Ивановича», <повесть> «Слесарек» разными гранями соприкасаются с завершенной прозой писателя, а также с другими произведениями его незаконченного наследия.

5. Реконструкция незаконченных текстов проводилась на основании лакун, к «лакунам» незаконченных текстов у Достоевского можно отнести: элементы заголовочного комплекса, открытость композиционного построения (отсутствие какой-либо части, нереализованность сюжетных линий: фрагментирование, пунктирность).

6. Введены в научный оборот тексты незаконченных произведений «Домовой», «Драма. В Тобольске», <История Карла Ивановича>, «Мечтатель», «Слесарек», проведена идентификация «Анекдота о перестановке голов».

Теоретическая значимость исследования обусловлена важностью полученных результатов для осмысления идейной эволюции произведений писателя. Незаконченные произведения – это часть творческого наследия Ф.М. Достоевского. Впервые были классифицированы и реконструированы незаконченные произведения Достоевского.

Практическое значение исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы в курсах истории русской литературы XIX века, теории литературы, а также в спецкурсах и спецсеминарах по творчеству Ф.М. Достоевского.

Апробация работы. Материалы и результаты диссертационного исследования использовались при составлении программ учебных курсов и дисциплин, при чтении лекций по дисциплине «Литература» в Гуманитарном колледже г.о. Тольятти.

Основные положения диссертации в виде докладов были представлены на научных конференциях: VI Международная научно–практическая конференция «Современная филология: теория и практика» (Москва, 2012), «XXXIV Зональной конференции литературоведов Поволжья» (Казань, 2014), Международной научно–практической конференции «Методология, теория и практика в современной филологии, культурологии, искусствоведении, истории» (Новосибирск, 2013), Международной научной конференции «Инновационная наука и современное общество» (Уфа, 2013), XXX Международных Старорусских чтениях «Достоевский и современность» (Старая Русса, 2015), Международной научно–практической конференции «Новая наука: опыт, традиции, инновации» (Стерлитамак, 2015), V Международной научной конференции «Текст: филологический, социокультурный, региональный и методический аспекты» (17–19 апреля 2015 г. Гуманитарно–педагогический институт Тольяттинского государственного университета), Ежегодной научной конференции «День Науки» (ПГСГА, 2013, 2014, 2015, 2016 гг.).

Материалы исследования обсуждались на Всероссийском церковно-государственном форуме «Наследники Победителей» (Самара – Тольятти,2015 г.), на НПК Гуманитарного колледжа г.о. Тольятти «Литература – совесть нации» (Тольятти, 2015 г.).

Основные положения работы изложены в 12 публикациях, из них – 3 в изданиях, рекомендованных ВАК.

Основное содержание диссертации изложено на 160 страницах; работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников, списка использованной литературы (включает 230 наименований).

Первая глава «Незаконченные тексты: стратегии изучения» посвящена выработке методологии исследования на основе изучения существующих теоретических подходов к проблеме незаконченности/незавершенности. Данная глава состоит из четырех параграфов: «Основные подходы к изучению незаконченных произведений», «Категории незаконченность / незавершенность в концепции М.М.Бахтина», «Лакуны» в незаконченном тексте», «Специфика реализации замысла в незаконченном наследии Ф.М.Достоевского». В первом параграфе определяется научный инструментарий исследования, рассматриваются основные подходы к исследованию незаконченных/незавершенных текстов.Во втором параграфе проанализирована концепция М.М. Бахтина, определяется понятие «незавершенности» у исследователя. В третьем параграфе вводится понятие «лакун» в незаконченном тексте. В четвертом – рассматривается специфика реализации замысла в незаконченном наследии Ф.М.Достоевского.

Вторая глава «Типология незаконченных произведений Ф.М.Достоевского» представляет собой целостную классификацию незаконченных произведений писателя. Глава включает четыре параграфа. В первом параграфе «Жанровые модификации незаконченных произведений Ф.М. Достоевского» исследуется жанровое своеобразие незаконченных произведений писателя. Во втором параграфе «Проблемное поле незаконченного творчества Ф.М. Достоевского» рассматриваются основные темы и мотивы незаконченных произведений Ф.М. Достоевского. Третий параграф «Незаконченные произведения в контексте творчества писателя» посвящен рассмотрению соотношения незаконченной и законченной прозы Достоевского, условно обозначаются три группы: самостоятельные, частично поглощенные другими произведениями, полностью поглощенные другими произведениями. Четвертый параграф посвящен нарративным стратегиям в незаконченной прозе писателя.

В третьей главе «Незаконченные произведения Ф.М. Достоевского: от замысла к воплощению» проводится реконструкции шести незаконченных произведений Ф.М. Достоевского. Глава состоит из пяти параграфов «Возможный" сюжет в незаконченном рассказе Ф.М. Достоевского "Домовой"», «Реализация творческого потенциала незаконченной драмы "В Тобольске" и незаконченной поэмы "Сороковины" в романе "Братья Карамазовы"», «Трансформация замысла незаконченного романа "Мечтатель": от пассивной мечты к деятельностной любви»,«"Анекдот о перестановке голов" – ключ к замыслу <Истории Карла Ивановича>», «Библейские аллюзии в незаконченном произведении Ф.М. Достоевского «Слесарек». Каждый параграф представляет собой опыт реконструкции незаконченного текста, которая проводится на основании лакун.

В заключении сделаны общие выводы и намечены дальнейшие пути изучения темы

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных