ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Методы исследования зубов человекаОсновными методами при изучении зубов являются одонтоскопия и одонтометрия, которые проводятся на нативных препаратах, моделях челюстей и рентгенограммах. Под одонтоскопией понимают визуальное изучение и описание особенностей строения органа. Зуб рассматривают в различных позициях. Положение зуба перед исследованием носит название нормы зуба (термин соответствует международной анатомической номенклатуре). При одонтоскопии порядок рассмотрения норм определяется задачами исследования. Описание зуба в антропологической и медицинской литературе начинают с вестибулярной нормы, затем дают характеристику зуба в язычной, окклюзионной, аппроксимальных нормах. Завершают одонтоскопию рассмотрением полости зуба. Зуб, занимающий одноименную позицию по отношению к зубу противоположной стороны зубной дуги (антимер) имеет особенности строения, которые позволяют определить принадлежность его к одной из сторон (латерализация зуба). К основным признакам латерализации относятся (рис.24): 1) признак угла коронки; 2) признак кривизны коронки; 3) признак положения (отклонения) корня.
Рис.24. Признаки латерализации зуба: а – признак кривизны коронки; б – признак угла коронки; в, г – признак положения (отклоне- ния) корня
Под признаком угла коронки понимают неравенство углов, образованных окклюзионным и аппроксимальными контурами в вестибулярной норме. Медиальный угол острее более тупого дистального угла коронки. Особенно четко указанный признак наблюдается в верхних боковых и центральных резцах, а также премолярах. Признак кривизны коронки определяется в окклюзионной норме по степени кривизны вестибулярного контура и выражается большей кривизной части вестибулярной поверхности коронки, расположенной вблизи ее медиального края и пологим скатом части вестибулярной поверхности у дистального края. Признак положения (отклонения) корня определяют в вестибулярной норме по отклонению всего корня или его верхушки дистально по отношению к продольной оси зуба. В многокорневых зубах этот признак определяется по медиальному корню. Данный признак следует учитывать в клинике в процессе прохождения и расширения труднопроходимых корневых каналов и раскрытии верхушечного отверстия.
На верхней челюсти: в
в
в
в
На нижней челюсти: в
во
в
в
в
в
Одонтометрия Одонтометрия является объективным методом изучения зубов. Под одонтометрией понимают совокупность методов измерения зубов (определения размеров зубов). Основным инструментом в одонтометрии является штангенциркуль с заостренными ножками, позволяющий проводить измерения с точностью до 0,1 мм. Одонтометрические параметрыслужат для вычисления морфометрических характеристик – одонтометрических индексов (модулей) и интердентальных индексов. Наиболее важными одонтометрическими параметрами являются: – высота зуба; – высота (длина) корня (корней); – высота коронки; – вестибулярно-язычный (В – Я) размер (диаметр) коронки; – вестибулярно-язычный (В – Я) размер (диаметр) шейки зуба; – медиально-дистальный (М – Д) размер (диаметр) коронки; – медиально-дистальный (М – Д) размер (диаметр) шейки зуба; – выраженность кривизны эмалево-цементной границы. Тестовые задания по теме №2: 1. Укажите количество зубов в постоянном прикусе человека: 1) 10 зубов; 2) 20 зубов; 3) 24 зуба; 4) 26 зубов; 5) 28-32 зуба. 2. Укажите анатомические группы зубов постоянного прикуса: 1) резцы, клыки, премоляры, моляры; 2) клыки, премоляры, моляры; 3) резцы, клыки, боковые зубы; 4) фронтальные зубы, моляры; 5) резцы, клыки, премоляры, зубы мудрости. 3. Укажите левый верхний первый премоляр по зубной формуле ВОЗ: 1) +4; 2) 24; 3) 64; 4) 12; 5) 14. 4. Укажите первый нижний моляр справа по Датской зубной формуле: 1) 16; 2) -6; 3) 46; 4) 6-; 5) 6+. 5. Укажите второй нижний резец слева по системе АДА: 1) 12; 2) -2; 3) 32; 4) 23; 5) 42. 6. Укажите все анатомические элементы двухкорневого зуба: 1) коронка, шейка, корни; 2) коронка, шейка, корни, апикальные отверстия, бугры, экватор; 3) коронка; жевательная, вестибулярная, язычная, контактные поверхнос- ти; бугры; фиссуры, углы, шейка, экватор, контактные пункты, корни, бифуркация; 4) коронка, бугры, фиссуры, контактные поверхности, экватор, шейка. 7. Укажите элементы полости многокорневого зуба: 1) рог, свод, дно; 2) свод, стенки, корневой канал; 3) рога, стенки, устья корневых каналов; 4) рога, свод, стенки, дно, устья корневых каналов, корневые каналы, апикальные отверстия. 8. На основании каких признаков определяется принадлежность зуба к правой или левой половине челюсти: 1) угла коронки; 2) отклонения корня, кривизны коронки и угла коронки; 3) кривизны коронки, угла коронки и функционального назначения зуба; 4) кривизны корки и анатомической группы. 9. Укажите зубы верхней челюсти, в которых хорошо выражены признаки кривизны коронки и угла: 1) резцы; 2) клыки; 3) премоляры; 4) моляры; 5) зубы мудрости. 10. Укажите зубы верхней челюсти, в которых хорошо выражены все три признака принадлежности зуба: 1) резцы; 2) клыки; 3) клыки и первые премоляры; 4) клаки и вторые премоляры; 5) моляры. 11. Укажите зубы верхней челюсти, в которых хорошо выражены признаки кривизны коронки и отклонения корня: 1) резцы; 2) клыки; 3) премоляры; 4) моляры; 5) первые и вторые моляры. 12. Укажите зубы нижней челюсти, в которых хорошо выражены все три признака принадлежности зуба: 1) резцы; 2) клыки; 3) премоляры; 4) моляры; 5) зубы мудрости. 13. Укажите зубы нижней челюсти, в которых хорошо выражены признаки кривизны коронки и отклонения корня: 1) резцы; 2) клыки; 3) премоляры и моляры; 4) первый и второй моляр; 5) зубы мудрости. 14. Укажите зубы нижней челюсти, в которых признак угла отсутствует: 1) резцы; 2) клыки; 3) премоляры; 4) первые и вторые моляры; 5) зубы мудрости. 15. Укажите количество клыков в постоянном прикусе человека: 1) 2 зуба; 2) 4 зуба; 3) 6 зубов; 4) 8 зубов; 5) 10 зубов. 16. Укажите количество премоляров в постоянном прикусе человека: 1) 2 зуба; 2) 4 зуба; 3) 6 зубов; 4) 8 зубов; 5) 10 зубов. 17. Укажите типичное количество и название корней верхнего первого постоянного премоляра: 1) три корня – два щечных и один язычный; 2) два корня – мезиальный и дистальный; 3) один корень; 4) два корня – щечный и язычный 18. Укажите типичное количество и название корней нижних постоянных моляров: 1) три корня – два щечных и один язычный; 2) два корня – мезиальный и дистальный; 3) два корня – щечный и язычный. Ответы: 1 – 5); 2 – 1); 3 – 2); 4 – 4); 5 – 4); 6 – 3); 7 – 4); 8 – 2); 9 – 1); 10 – 3); 11 – 4); 12 –2); 13 – 4); 14 – 1); 15 – 2); 16 – 4); 17 –4); 18 – 2) Тема 3. Частная анатомия зубов человека. Анатомия постоянных зубов. Отличительные особенности постоянных зубов верхней и нижней челюсти Топография полости зуба и корневых каналов постоянных зубов. Анатомия временных (молочных) зубов. Морфологические отличия временных зубов от постоянных. План занятия 1. Подготовка преподавателем учебных пособий: муляжи зубов человека, плакаты по теме. 2. Учет посещаемости студентов. Ознакомление с темой, целью и планом занятия. 3. Контроль исходных знаний. 4. Контроль усвоения нового материала. 5. Демонстрация преподавателем комплекта постоянных и временных зубов. 6. Самостоятельная работа студентов по усвоению анатомии зубов человека. 7. Задание на дом с указанием источников информации. К следующему занятию: нарисовать в альбоме зубы нижней челюсти в продольном и поперечном распилах, подписать элементы топографии полости зуба и корневых каналов. Сделать модели зубов нижней челюсти из пластилина, воска, гипса. Нарисовать в альбоме временные зубы верхней и нижней челюстей (отобразить все поверхности коронок, поперечный разрез на уровне экватора коронки). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|