Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методы исследования зубов человека




Основными методами при изучении зубов являются одонтоскопия и одонтометрия, которые проводятся на нативных препаратах, моделях челюстей и рентгенограммах.

Под одонтоскопией понимают визуальное изучение и описание особенностей строения органа. Зуб рассматривают в различных позициях.

Положение зуба перед исследованием носит название нормы зуба (термин соответствует международной анатомической номенклатуре).

При одонтоскопии порядок рассмотрения норм определяется задачами исследования. Описание зуба в антропологической и медицинской литературе начинают с вестибулярной нормы, затем дают характеристику зуба в язычной, окклюзионной, аппроксимальных нормах. Завершают одонтоскопию рассмотрением полости зуба.

Зуб, занимающий одноименную позицию по отношению к зубу противоположной стороны зубной дуги (антимер) имеет особенности строения, которые позволяют определить принадлежность его к одной из сторон (латерализация зуба).

К основным признакам латерализации относятся (рис.24):

1) признак угла коронки;

2) признак кривизны коронки;

3) признак положения (отклонения) корня.

 

Рис.24. Признаки латерализации зуба: а – признак кривизны коронки;

б – признак угла коронки; в, г – признак положения (отклоне-

ния) корня

 

Под признаком угла коронки понимают неравенство углов, образованных окклюзионным и аппроксимальными контурами в вестибулярной норме. Медиальный угол острее более тупого дистального угла коронки. Особенно четко указанный признак наблюдается в верхних боковых и центральных резцах, а также премолярах.

Признак кривизны коронки определяется в окклюзионной норме по степени кривизны вестибулярного контура и выражается большей кривизной части вестибулярной поверхности коронки, расположенной вблизи ее медиального края и пологим скатом части вестибулярной поверхности у дистального края.

Признак положения (отклонения) корня определяют в вестибулярной норме по отклонению всего корня или его верхушки дистально по отношению к продольной оси зуба. В многокорневых зубах этот признак определяется по медиальному корню. Данный признак следует учитывать в клинике в процессе прохождения и расширения труднопроходимых корневых каналов и раскрытии верхушечного отверстия.

 

На верхней челюсти:

в

хорошо выражены признаки коронки и углов, но признаки корня выражены слабо;
   

в

все три признака выражены хорошо;
   

в

более слабо;
   

в

хорошо выражены признаки корня и кривизны коронки, но слабо выражены признаки углов.
   

 

 

На нижней челюсти:

в

    признак углов отсутствует;

во

    признак углов выражен, но слабо; признаки кривизны коронки и отклонения корня почти не выражены;

в

    хорошо выражены все три отличительных признака;

в

    хорошо выражены обратный признак кривизны коронки и отклонения корня; признак углов не выражен;

в

    Опознавательные признаки зуба выражены слабо;

в

    хорошо выражены признаки кривизны коронки и отклонения корня.

Одонтометрия

Одонтометрия является объективным методом изучения зубов. Под одонтометрией понимают совокупность методов измерения зубов (определения размеров зубов).

Основным инструментом в одонтометрии является штангенциркуль с заостренными ножками, позволяющий проводить измерения с точностью до 0,1 мм.

Одонтометрические параметрыслужат для вычисления морфометрических характеристик – одонтометрических индексов (модулей) и интердентальных индексов.

Наиболее важными одонтометрическими параметрами являются:

– высота зуба;

– высота (длина) корня (корней);

– высота коронки;

– вестибулярно-язычный (В – Я) размер (диаметр) коронки;

– вестибулярно-язычный (В – Я) размер (диаметр) шейки зуба;

– медиально-дистальный (М – Д) размер (диаметр) коронки;

– медиально-дистальный (М – Д) размер (диаметр) шейки зуба;

– выраженность кривизны эмалево-цементной границы.

Тестовые задания по теме №2:

1. Укажите количество зубов в постоянном прикусе человека:

1) 10 зубов;

2) 20 зубов;

3) 24 зуба;

4) 26 зубов;

5) 28-32 зуба.

2. Укажите анатомические группы зубов постоянного прикуса:

1) резцы, клыки, премоляры, моляры;

2) клыки, премоляры, моляры;

3) резцы, клыки, боковые зубы;

4) фронтальные зубы, моляры;

5) резцы, клыки, премоляры, зубы мудрости.

3. Укажите левый верхний первый премоляр по зубной формуле ВОЗ:

1) +4;

2) 24;

3) 64;

4) 12;

5) 14.

4. Укажите первый нижний моляр справа по Датской зубной формуле:

1) 16;

2) -6;

3) 46;

4) 6-;

5) 6+.

5. Укажите второй нижний резец слева по системе АДА:

1) 12;

2) -2;

3) 32;

4) 23;

5) 42.

6. Укажите все анатомические элементы двухкорневого зуба:

1) коронка, шейка, корни;

2) коронка, шейка, корни, апикальные отверстия, бугры, экватор;

3) коронка; жевательная, вестибулярная, язычная, контактные поверхнос-

ти; бугры; фиссуры, углы, шейка, экватор, контактные пункты, корни,

бифуркация;

4) коронка, бугры, фиссуры, контактные поверхности, экватор, шейка.

7. Укажите элементы полости многокорневого зуба:

1) рог, свод, дно;

2) свод, стенки, корневой канал;

3) рога, стенки, устья корневых каналов;

4) рога, свод, стенки, дно, устья корневых каналов, корневые каналы,

апикальные отверстия.

8.На основании каких признаков определяется принадлежность зуба к правой или левой половине челюсти:

1) угла коронки;

2) отклонения корня, кривизны коронки и угла коронки;

3) кривизны коронки, угла коронки и функционального назначения зуба;

4) кривизны корки и анатомической группы.

9. Укажите зубы верхней челюсти, в которых хорошо выражены признаки кривизны коронки и угла:

1) резцы;

2) клыки;

3) премоляры;

4) моляры;

5) зубы мудрости.

10. Укажите зубы верхней челюсти, в которых хорошо выражены все три признака принадлежности зуба:

1) резцы;

2) клыки;

3) клыки и первые премоляры;

4) клаки и вторые премоляры;

5) моляры.

11. Укажите зубы верхней челюсти, в которых хорошо выражены признаки кривизны коронки и отклонения корня:

1) резцы;

2) клыки;

3) премоляры;

4) моляры;

5) первые и вторые моляры.

12. Укажите зубы нижней челюсти, в которых хорошо выражены все три признака принадлежности зуба:

1) резцы;

2) клыки;

3) премоляры;

4) моляры;

5) зубы мудрости.

13. Укажите зубы нижней челюсти, в которых хорошо выражены признаки кривизны коронки и отклонения корня:

1) резцы;

2) клыки;

3) премоляры и моляры;

4) первый и второй моляр;

5) зубы мудрости.

14. Укажите зубы нижней челюсти, в которых признак угла отсутствует:

1) резцы;

2) клыки;

3) премоляры;

4) первые и вторые моляры;

5) зубы мудрости.

15. Укажите количество клыков в постоянном прикусе человека:

1) 2 зуба;

2) 4 зуба;

3) 6 зубов;

4) 8 зубов;

5) 10 зубов.

16. Укажите количество премоляров в постоянном прикусе человека:

1) 2 зуба;

2) 4 зуба;

3) 6 зубов;

4) 8 зубов;

5) 10 зубов.

17. Укажите типичное количество и название корней верхнего первого постоянного премоляра:

1) три корня – два щечных и один язычный;

2) два корня – мезиальный и дистальный;

3) один корень;

4) два корня – щечный и язычный

18. Укажите типичное количество и название корней нижних постоянных моляров:

1) три корня – два щечных и один язычный;

2) два корня – мезиальный и дистальный;

3) два корня – щечный и язычный.

Ответы:

1 – 5); 2 – 1); 3 – 2); 4 – 4); 5 – 4); 6 – 3); 7 – 4); 8 – 2); 9 – 1); 10 – 3); 11 – 4); 12 –2); 13 – 4); 14 – 1); 15 – 2); 16 – 4); 17 –4); 18 – 2)


Тема 3. Частная анатомия зубов человека. Анатомия постоянных зубов. Отличительные особенности постоянных зубов верхней и нижней челюсти Топография полости зуба и корневых каналов постоянных зубов. Анатомия временных (молочных) зубов. Морфологические отличия временных зубов от постоянных.

План занятия

1. Подготовка преподавателем учебных пособий: муляжи зубов человека,

плакаты по теме.

2. Учет посещаемости студентов. Ознакомление с темой, целью и планом

занятия.

3. Контроль исходных знаний.

4. Контроль усвоения нового материала.

5. Демонстрация преподавателем комплекта постоянных и временных

зубов.

6. Самостоятельная работа студентов по усвоению анатомии зубов

человека.

7. Задание на дом с указанием источников информации. К следующему

занятию: нарисовать в альбоме зубы нижней челюсти в продольном

и поперечном распилах, подписать элементы топографии полости

зуба и корневых каналов. Сделать модели зубов нижней челюсти из

пластилина, воска, гипса. Нарисовать в альбоме временные зубы

верхней и нижней челюстей (отобразить все поверхности коронок,

поперечный разрез на уровне экватора коронки).




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных