ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫДля оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы, определения резервных возможностей организма используются многочисленные пробы, которые являются ориентировочными, поскольку их результаты зависят от ряда факторов (состояние вегетативной нервной системы, степень тренированности, переутомление и другие), снижающих информативность полученных данных. Наиболее доступными, простыми и физиологичными являются проба на клиноортостаз, клиноортостатическая проба (КОП) и проба с дозированной физической нагрузкой. Первые две пробы, в основном, дают информацию о характере вегетативной регуляции сердечно-сосудистой деятельности. Проба с дозированной физической нагрузкой информативна в выявлении скрытой сердечной недостаточности.
1. Проба на клиноортостаз заключается в определении «условно базальных» показателей артериального давления и пульса (в положении лежа, после не менее чем пятнадцатиминутного покоя). Затем ребенок встает, показатели определяют повторно. При этом пульс целесообразно подсчитывать за 10 с чтобы избежать нивелирования динамики частоты сердечных сокращений за 1 мин. Обычно при переходе в вертикальное положение частота пульса возрастает не менее чем на 10 % и не более чем на 20 %, систолическое артериальное давление повышается на 5-15 мм рт ст, а диастолическое артериальное давление практически не изменяется. Отсутствие динамики показателей говорит о дисбалансе вегетативной регуляции (повышение вагусной или снижение симпатической активности). Чрезмерное изменение показателей, как правило, свидетельствует о повышении симпатической активности. Данная проба характеризует вегетативную реактивность организма. 2. Клиноортостатическая проба, основанная на гемодинамической пробе Шеллонга (Schellong), определяет не только вегегетативную реактивность, но и обеспеченность вегетативной регуляции сердечно-сосудистой деятельности. После пятнадцатиминутного отдыха в положении лежа определяют «условно базальные» показатели частоты пульса и артериального давления. После этого ребенок встает и находится в вертикальном положении 10 мин. Сразу после перехода в вертикальное положение и ежеминутно проводится подсчет частоты пульса и измерение артериального давления. Затем ребенок ложится, продолжается ежеминутный подсчет показателей до возвращения к исходным величинам (не менее 5 мин). По полученным данным строят график: на оси абсцисс откладывают время проведения пробы, на оси ординат — частоту пульса, показатели систолического и диастолического артериального давления (лучше разными цветами). Стрелками отмечают изменение положения. Нормальной реакцией считается отсутствие жалоб при перемене положения тела, а динамика показателей укладывается в приведенные в табл.1 значения. Возвращение показателей к исходным величинам обычно происходит до четвертой минуты в положении лежа.
Таблица 1 Показатели частоты пульса и артериального давления, соответствующие нормальной клиноортостатической пробе
Основные варианты патологической реакции гемодинамики определяются избыточным (недостаточным) включением симпатико-адреналовой системы, или смешанными нарушениями вегетативной регуляции. Пробы с физической нагрузкой позволяют судить об адаптивности сердечно-сосудистой системы, «работоспособности» сердца, а также выявить доклинические признаки недостаточности сердечной деятельности у детей с поражением сердечно-сосудистой системы. Более точными и информативными являются пробы с дозированными физическими нагрузками, однако для их проведения необходимы определенные условия, наличие велоэргометра или тред-мила. Расчет мощности нагрузки должен учитывать антропометрические показатели и степень тренированности ребенка. 3. В повседневной практике чаще всего используют простую, не требующую дополнительной аппаратуры, пробу с физической нагрузкой, предложенную Н.А. Шалковым. При проведении пробы определяют «условно базальные» показатели частоты пульса, дыхания, артериального давления. К выбору нагрузки подходят дифференцированно в зависимости от состояния ребенка (табл. 2). В практической работе при отсутствии явных признаков поражения сердечно-сосудистой системы проводят пробу № 6. Пробы № 7 и 8 используют в спортивной медицине.
Таблица 2 Величина нагрузки в зависимости от состояния ребенка
Исследование частоты пульса, дыхания, артериального давления повторяют в положении лежа, сразу, а также через 3, 5, 8 и 10 мин после нагрузки. Оценивают динамику полученных данных, анализируют изменения величин ударного объема (УО) и минутного объема кровообращения (МОК) на нагрузку, а также время восстановления показателей до исходного уровня. Ударный объем косвенно оценивают по пульсовому давлению (разница между систолическим и диастолическим артериальным давлением). Величину минутного объема вычисляют по формуле Эрлантера—Гукера (произведение частоты пульса и пульсового давления). Обычно все показатели заносят в таблицу (табл. 3). Практическое отсутствие изменений минутного объема кровообращения говорит о выборе неадекватно низкой нагрузки для ребенка.
Таблица 3 Проба с дозированной физической нагрузкой №___
Адекватной реакцией на нагрузку считается такая, при которой отсутствуют одышка, утомляемость и слабость, учащение пульса не превышает 20-25 %, максимальное артериальное давление повышается на 5-10 мм, минимальное не изменяется или снижается на 5 мм рт ст. Величина минутного объема увеличивается на 30-50 %, возвращение всех показателей к исходным наблюдается в течение 3-5 мин. При неадекватной реакции на нагрузку отмечается учащение пульса (более 30-50 % от исходного), дыхания. Систолическое давление может снижаться, а диастолическое — не изменяться или даже повышаться. В результате этого ударный объем снижается. Минутный объем кровообращения увеличивается незначительно, причем не за счет пульсового давления, а за счет нарастания частоты пульса. Восстановительный период для анализируемых признаков может превышать 10 мин. Таким образом, определение минутного объема кровообращения и выявление механизмов его изменения при нагрузке, равно как и степени этого изменения, дает возможность судить о функциональном состоянии сердечной мышцы. 3. ״ Двойное произведение ״ в покое = ЧСС х АД сист 100
4. Пробы Штанге и Генчи – определение времени максимальной задержки дыхания после 3 глубоких вдохов (на высоте максимального вдоха – Штанге, на выдохе – Генчи), Результат в секундах. (Табл. 4)
Таблица 4 Длительность задержки дыхания, секунды
Таблица 5 Проба Штанге (из учебника)
Вначале незаметно подсчитывают число дыхательных движений в минуту, затем предлагают сделать 3 глубоких вдоха и на высоте глубокого вдоха задержать дыхание. У здоровых взрослых после максимального вдоха задержка составляет 30-40 секунд, после максимального выдоха – 20 секунд. Число дыхательных движений после задержки дыхания в норме не увеличивается, а кислородная задолженность покрывается за счет углубления дыхания. При сердечной недостаточности время задержки дыхания значительно уменьшается и после вдоха, и после выдоха, а также возрастает частота дыхания.
Глава YII Методика исследования органов пищеварения РАССПРОС При расспросе необходимо обратить особое внимание на жалобы. Боли в животе У детей раннего возраста боли в животе проявляются общим беспокойством, плачем, дети «сучат ножками». У детей более старшего возраста эквивалентом ранних болей может быть чувство быстрого насыщения во время еды Ø Локализация (дети дошкольного возраста при наличии у них болей в животе, как правило, указывают на область пупка). Ø Иррадиация (проведение за пределы проекции поражённого органа). Ø Характер (схваткообразные, тупые, ноющие, тянущие, резкие — «кинжальные» и др.). Ø Периодичность (чередование периодов болевых ощущений и хорошего самочувствия). Ø Сезонность (возникновение или усиление болей в весенне-осенний период). Ø Связь с качеством и количеством употребляемой пищи. Ø Время возникновения (во время приёма пищи, ранние — спустя 30—60 мин после еды, поздние — через 1,5—3 ч после еды, голодные — через 6-7 ч после приёма пищи и исчезающие после еды; ночные, возникающие в интервале между 23 ч и 3 ч утра и исчезающие после приёма пищи) Ø Лекарственные препараты, приём которых способствует уменьшению болевых ощущений. Тошнота и рвота Тошнота — неприятное ощущение в надчревной области, сопровождающееся слабостью, иногда головокружением вплоть до полуобморочного состояния, бледностью кожных покровов, слюнотечением. Рвота — извержение содержимого желудка наружу. Разновидность рвоты у маленьких детей — срыгивание, которое происходит без напряжения брюшного пресса. При сборе анамнеза следует уточнить характер рвоты, время её Отрыжка и изжога Отрыжка — выход газа из желудка в полость рта, иногда вместе с пищевой кашицей. Необходимо выявить провоцирующие её факторы (переедание, физические упражнения, употребление определённых пищевых продуктов), частоту. Изжога — ощущение жжения за грудиной и в эпигастральной области. Следует учитывать частоту её появления (эпизодически, несколько раз в день), Изменения аппетита Изменения аппетита (ощущение необходимости приёма пищи)—его снижение, отсутствие, усиление, извращение (употребление в пищу несъедобных веществ — мела, извести, золы и т.д.), чувство быстрого насыщения. Об аппетите детей грудного возраста судят по продолжительности сосания и тому, как ребёнок берёт грудь матери. Запор и диарея Запор — отсутствие дефекации более 36 ч. Диарея — учащённое опорожнение кишечника с изменением характера стула(от кашицеобразного до водянистого). Нарушение глотания Нарушение глотания (дисфагия) может проявляться затруднениями при глотании, боязнью проглотить пищу, болями или неприятными ощущениями при прохождении пищи по пищеводу,регургитацией (срыгиваниями),аспирацией пищи. Другие жалобы Жажда — субъективное ощущение потребности пить воду. Необходимо обратить внимание на наличие сухости во рту, изменение вкуса во рту, распира- Возможны также жалобы, связанные с хронической интоксикацией,—повышенная утомляемость, сниженная работоспособность, мышечная слабость, различные невротические расстройства (раздражительность, нарушение сна, АНАМНЕЗ БОЛЕЗНИ В анамнезе болезни выясняют начальные признаки заболевания, его длительность, частоту периодов обострений, продолжительность ремиссий, зависимость от смены условий питания и быта, предшествующих заболева- АНАМНЕЗ ЖИЗНИ История жизни больного позволяет выявить факторы риска и возможные причины его желудочно-кишечного заболевания. Обращают внимание на течение беременности и родов у матери, перенесённые заболевания, особенно ОКИ, наличие диспептических расстройств с рождения, вскармливание и ОСМОТР Общий осмотр Оценивают общее состояние ребёнка, его положение (при болях в животе больные обычно лежат на боку или спине, прижимая руки к болезненной области, согнув ноги в коленях), степень физического развития. Отмечают окраску кожных покровов и слизистых оболочек (бледность, желтушность, Осмотр полости рта Осмотр полости рта следует произвести в конце исследования, поскольку он может вызвать негативную реакцию у ребенка. Он включает осмотр губ, языка, слизистой оболочки полости рта, зубов, зева глотки, а также определение запаха изо рта. Сначала обращают внимание на цвет губ, их влажность, Обращают внимание на наличие высыпаний, афт (округлой формы эрозий желтоватого или белесоватого цвета), лейкоплакий (участков ороговения эпителия слизистой оболочки щёк), пятен Бельского—Филатова—Коплика (при кори), изменений дёсен (гингивит), поражение языка (глоссит), инфильтра- Осмотр живота Осмотр живота проводят как в горизонтальном, так и в вертикальном положении больного, обращая внимание на форму, симметричность и размеры. В норме живот имеет округлую симметричную форму. В положении ПАЛЬПАЦИЯ Пальпацию живота производят в двух положениях пациента: горизонтальном и вертикальном (позволяет обнаружить грыжи, опухоли, опущение и другие изменения внутренних органов, которые не прощупываются в положении лёжа). Расслабление мышц брюшной стенки обеспечивают диафрагмальным У детей раннего возраста проводится поверхностная пальпация органов брюшной полости и глубокая пальпация печени с определением ее размеров по передне-подмышечной, срединоключичной и средней линиям. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|