Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Примеры описания в истории болезни




1. «Лимфатические узлы не пальпируются».

2. «Лимфатические узлы: пальпируются по 7-8 задне- и переднешейных лимфатических узлов, размером до 1 см, при пальпации плотные, несколько бо­лезненные, малоподвижные, имеется участок спаянных узлов (3-4 заднешей-ных), температура кожи в месте узлов не изменена, увеличение определяется визуально выпячиванием кожных покровов».

3. «Пальпаторно определяется по 2-3 лимфатических узла в подчелюстной и подмышечной областях, узлы эластичные, безболезненные, размером 3-4 мм, подвижные, не спаянные, кожа над ними не изменена».

УХОД ЗА РЕБЕНКОМ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ КОЖИ

Экссулативно-катаральный диатез:

- если ребенку назначена специальная диета без продуктов-аллергенов, медсестра обязана следить за питанием малыша и исключить все за­прещенные блюда; больше это касается ребенка 2-3 года жизни, осо­бенно если он находится в стационаре без матери, и сам может съесть то, что ему запрещено;

- в случае невыясненного аллергического фактора по назначению вра­ча медсестра ведет пищевой дневник, в котором записываются:

• все продукты, съеденные ребенком; при грудном вскармливании малыша — состав пищи матери;

• время приема пищи;

• характер кожных изменений ребенка в ответ на кормление;

- аллергия часто вызывает зуд, и ребенок раннего возраста может рас­тирать кожу до ран; для профилактики малышу одеваются варежки на ладони, зашиваются рукава:

- по назначению врача проводится разнообразная обработка кожи ле­карственными средствами, даются специальные препараты:

- лечебные, вянны

- дети 1 года жизни должны находиться в отдельной палате и обслужи­ваться отдельными медсестрами:

- пустулы на коже удаляются стерильным тампоном, смоченным 70% раствором спирта, после чего обрабатываются 1-2% раствором брил­лиантового зеленого или йода;

- соблюдение правил гигиены.

При склсремс и склередеме основной обязанностью медсестры является согревание ребенка, помещение его в кювез (рис. 57), по назначению вра­ча — нанесение на кожу «йодной сеточки» (рис. 14).

КОСТНАЯ СИСТЕМА

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Закладка и образование костной системы происходит позднее других си­стем организма — на 5 неделе внутриутробного развития. Окончательная структура костей формируется после рождения ребенка и происходит в том возрасте, когда ребенок хорошо ходит.

Будущий скелет плода в необходимых участках эмбриона образуется из мезенхимальных клеток двумя видами остеогенеза: дермальным (соедини­тельнотканным) и хондральным (хрящевым). При первом костная ткань формируется непосредственно из мезенхимы. Так образуются кости свода черепа, нижней челюсти, лицо и диафизы ключиц. При втором виде, по ко­торому развиваются все остальные части скелета, из мезенхимы вначале об­разуются хрящи, а затем из них — костная ткань.

Уже при рождении ребенка диафизы трубчатых костей состоят из кост­ной ткани, а большинство их эпифизов, кости кистей, стоп — из хрящевид-ной ткани. В дальнейшем в эпифизах появляются точки окостенения, кото­рые окружены развивающейся хрящевидной тканью. Главным показателем развития костной ткани является его своевременное окостенение. Только в пу­бертатном периоде костная ткань приближается по своему внешнему стро­ению и гистологическому составу к костям взрослого человека.

Интенсивный рост скелета, его постоянное самообновление приводят к тому, что костная ткань ребенка первых лет жизни сравнительно мягкая и гибкая. Этим обусловлено образование разнообразных деформаций ске­лета при нарушении питания, положения, подвижности малыша.

Для своевременного и правильного развития костной ткани в пищевых про­дуктах должно быть необходимое количество белка, витаминов группы В, D, А, С, кальция, фосфора, микроэлементов.

Витамин D выполняет одну из главных функций в процессе остеогенеза. Это нужно понимать для точного выяснения патогенеза довольно частого за­болевания детей первого года жизни — рахита. Постоянное самообновление костной ткани регулируется щитовидной и парашитовидными железами.

Состояние костей сохраняется на необходимом уровне только при нор­мальном количестве кальция в сыворотке крови, которое равно 2,25-2,5 ммоль/л. Если ребенок не получает с питательными продуктами необходимого количества кальция или нарушается всасывание его в ки­шечнике (при гиповитаминозе D, заболеваниях желудочно-кишечного тракта, почек), кальций некоторое время в крови поддерживается в нор­мальных границах главным образом за счет вывода его из костей. И поэто­му клинические признаки рахита в значительной степени проявляются па­тологией костной ткани.

Рис. 62. Возрастные осо­бенности изменений пропорций тела челове­ка. Обозначения в тексте

Кроме того, нару­шение формирования костной ткани в груд­ном возрасте быстро происходит при врож­денных, хронических или частых острых за­болеваниях.

Важное значение в остеогенезе принад­лежит движению мышц, подвижности ребенка, массажу и гимнастике. Их ограничение нару­шает процесс минерализации и приводит к остеопорозу.

Таким образом, нарушение вскармливания ребенка, заболеваемость, ма­лоподвижный образ жизни — это основные причины, вызывающие патоло­гию костной ткани.

  Г)
  ♦ м
   

Именно незрелостью, постоянным развитием и совершенствованием костной системы обусловлены его следующие анатомические особенности.

1. Характерным признаком возрастного созревания скелета у детей яв­ляется постепенное изменение пропорций тела. Чем меньше возраст ребенка, тем размеры его головы больше относительно общего размера тела. При рождении голова составляет примерно 1/4 (рис. 62-1), в 2-3 года — 1/5 (рис. 62-2), в 6 лет — 1/6 (рис. 62-3), в старшем школьном возрасте — 1/7 (рис. 62-4), у взрослого — 1/8 от общей длины тела человека (рис. 62-5). При окончательном созревании скелета высота головы увеличивается толь­ко в 2 раза, длина туловища — в 3 раза, длина нижних конечностей — в 5 раз.

2. У новорожденного мозговая часть черепа преобладает над лицевой час­тью, что особенно выражено у недоношенных детей. У взрослого человека взаимоотношения противоположные.

3. После рождения ребенка швы между костями черепа еше не сформи­рованы. В промежутках между костями находится соединительная ткань. Благодаря этому кости черепа могут смещаться, что имеет большое значе­ние во время родов.

В некоторых местах между костями черепа имеются значительные рас­ширения. Так, теменные и лобные части черепа соединены между собой не костной, а соединительной тканью. Этот бескостный участок в месте пере-

Рис. 63. Роднички на черепе. Обозначения: 1 — лобные кости; 2 — теменные кости; 3 — ве­нечный шов; 4 — сагиттальный шов; 5 - большой родничок — стрелками обозначены направления его измерения; 6 — малый родничок

сечения венечного и сагиттального швов на­зывается большой (=лобный=передний> род­ничок (лат. fonticulus) (рис. 63). Он имеет ромбовидную (англ. diamond-shaped) форму. Для точного выяснения размеров родничка необходимо пальпаторно определить расстояние между средними точками противоположных сторон ромба (а не между углами — будьте внимательны!). У здорового ребенка они составляют 2,5-3 см.

Закрывается большой родничок до 12-18 месяцев.

Между затылочной и теменными костями у 20-25% новорожденных де­тей находится открытый малый (=залний=затылочный) родничок (рис. 63). Закрывается он на 2-3 месяцах жизни ребенка.

Между затылочной, теменными и височными костями с правой и левой сторон черепа в редких случаях к моменту рождения могут быть открытыми боковые роднички. Закрываются они на 1-2 месяцах жизни.

Малый родничок и боковые роднички чаще пальпируются v недоношен­ных детей.

4. Рождается ребенок обычно без зубов. На I году жизни молочные зубы прорезываются (англ. eruption of teeth, dentition) попарно с шестого месяца в таком порядке (рис. 64):

6-7 мес. — 2 нижних средних резца (А),

8-9 мес. — 2 верхних средних резца (Б),

9-10 мес. — 2 верхних боковых резиа (В),

11-12 мес. — 2 нижних боковых резиа (Г).

Таким образом, до конца первого года жизни у ребенка в норме должно быть 8 молочных зубов. Очень редко бывают случаи внутриутробного про­резывания резцов.

На втором году жизни последующие молочные зубы появляются в таком порядке (рис. 65):

А Б В Г

Рис. 64. Порядок прорезывания молочных зубов на 1 году жизни. Обозначения в

тексте

Рис. 65. Порядок прорезывания молочных зубов на 2 году жизни. Обозначения в тексте

х = п — 4,

12-14 мес. — 4 первые моляры (=болылие коренные зубы, обозначены цифрой 1); вначале нижние, затем верхние, что здесь и далее на рисунке обозначено стрелками;

14-20 мес. — 4 клыка — вначале нижние, затем верхние (обозначены ци­фрой 2);

20-24 мес. — 4 вторые моляры — вначале нижние, затем верхние (обозна­чены цифрой 3).

Таким образом, зубы одного названия с обеих сторон прорезываются приблизительно одновременно. Кроме боковых резцов, нижние зубы всех остальных видов появляются обычно раньше верхних.

В 2 года у ребенка должно быть 20 молочных зубов. Для определения не­обходимого количества молочных зубов в возрасте 6-24 мес. можно вос­пользоваться такой формулой:

где х — число молочных зубов, п — возраст ребенка в месяцах. Пример: в 16 месяцев ребенок должен иметь 16-4=12 молочных зубов.

С 5-6 лет начинают прорезываться постоянные зубы. Чаще всего первы­ми появляются большие коренные зубы — первые моляры. В дальнейшем последовательность прорезывания постоянных зубов происходит прибли­зительно в таком же порядке, как молочных (средние резцы, боковые рез­цы, клыки). После замены молочных зубов на постоянные приблизительно в 9-12 лет появляются премоляры (=малые коренные зубы). В 12-13 лет — вторые моляры. Третьи моляры (зубы мудрости) прорезываются в 17-25 лет. Количество зубов у взрослого человека за счет премоляров и третьих моля­ров больше, чем молочных — постоянных зубов 32 (рис. 66).

Для определения необходимого количества постоянных зубов (до 12 лет) м ожно примени ть такую формулу:

где х — число постоянных зубов, п — возраст в годах. Пример: в 9 лет ребенок должен иметь 4x9-20 = 16 постоянных зубов.

х = 4п — 20,

Рис. 66. Постоянные зубы. Обозначения:

1 — резцы;

2 — клыки;

3 — премоляры;

4 — моляры. Римским шрифтом обозначен порядок их прорезывания

III IV V I VI VI

жизни малыша ровный, т.е. он не имеет физиологических изгибов. В грудном возрасте начинается постепенное искривление определенных частей позво­ночника: вперед — лордоз и назад — кифоз.

Шейный лордоз формируется в 2-3-месячном возрасте, когда ребенок начинает держать голову.

Грудной кифоз формируется на 6-7 месяцах жизни, когда малыш само­стоятельно сидит.

Начало поясничного лордоза соответствует концу первого года жизни, т.е. периоду стояния и ходьбы ребенка. Уважаемые студенты! Кто хорошо вы­учил НПР (формирование статики), сейчас указанные цифры может не учить, не так ли?

Окончательное формирование грудного кифоза происходит только в 6-7 лет, а поясничного лордоза — в школьные годы.

6. Ребра у новорожденного расположены почти горизонтально (по отноше­нию к позвоночнику образуют прямой угол). Грудная клетка широкая, ко­роткая, ее переднезадний и поперечный размеры одинаковые. Грудная клет­ка имеет вид положения максимального вдоха.

Постепенно переднезадний размер по сравнению с поперечным разме­ром уменьшается. К пубертатному периоду происходит увеличение длины грудной клетки, ребра опускаются вниз, по отношению к позвоночнику об­разуют острый угол. И в 12-13 лет грудная клетка приобретает вид положе­ния максимального выдоха.

Правила обследования костной ткани черепа

На черепе при внимательном и аккуратном ощупывании необходимо:

- определить размеры родничков;

- оценить состояние швов;

- определить плотность самих костей.

Пальпацию лучше всего выполнять сразу обеими руками, несколько при­держивая голову (рис. 67): большие пальцы положить на лоб, ладони — на височные участки, средним и указа­тельным пальцами при этом обследу­ются теменные кости, затылочная об­ласть, швы и роднички.

СЕМИОТИКА НАРУШЕНИЙ

Рахит

Одним из наиболее частых заболе-

Рис. 67. Методика пальпаторного ваний у детей грудного возраста, кли-обследования черепа нический симптомокомплекс которого

представлен прежде всего изменением костной системы, является рахит. Частым признаком является то, что при рахите не наступает своевремен­ное уменьшение размеров большого родничка (закрывается он позже обычных сроков).

Как известно, в норме голова имеет округлую форму. При рахите же су­ществует несколько видов деформации и изменения размеров черена:

- если происходит выпячивание в стороны теменных костей, голова приобретает квадратную форму — caput quadra turn. Такая форма чере­па может сохраниться в дальнейшем (рис. 68 А);

- вытягивание лобной кости вперед называется «олимпийский лоб» (рис. 68 Б);

- ягодицеобразный череп (caput natiforme) формируется, если одновре­менно с выпячиванием теменных бугров имеется вдавливание вглубь шва между ними;

- визуально (или пальпаторно) определяется плоский затылок;

- для запущенного рахита характерным признаком является такое зна­чительное размягчение и уплощение затылочной кости, что при на­давливании она может «проваливаться» вглубь; это называется кра-ниотабес (craniotabes), или симптом «фетровой шляпы (англ. felt hat)»;

- седловидная деформация головы — это вдавливание черепа в месте большого родничка;

- при вытянутой голове вверх говорят о башенном (англ. tower) черепе;

- иногда деформация черепа может быть асимметричной — например, уплощение теменной кости с одной стороны и выпячивание ее с дру­гой; в таких случаях в истории болезни указывается наличие дефор­мации и описывается ее вид;

Рис. 68. Деформация черепа при рахите. Обозначения: А — Caput quadratum; Б — «Олимпийский лоб»

- размягчение костей может привести к увеличению всех размеров че­репа, что называется макроцефалия.

Характерными признаками рахита являются разные виды деформации грудной клетки:

- куриная (килеобразная) грудь (pectus carinatum) — выпячивание груди­ны вперед в виде киля (киль — это выступающая из днища корабля пластина для придания ему устойчивости);

- грудь «сапожника» (англ. bootmaker) или воронкообразная (англ. fun­nel-shaped) грудь (pectus tusiforme) — вдавление грудины вглубь глав­ным образом в ее нижней части;

- Гаррисонова борозда (Гаррисон — английский врач XVHI-XIX века) — деформация грудной клетки в виде ее втяжения по линии прикрепле­ния диафрагмы к грудине (поперечное углубление); при этом ребер­ные дуги развернуты вперед (рис. 69);

- при пальпации ребер в месте прикрепления костной ткани к хряще­вой с обеих сторон грудины могут обнаруживаться патологические бугорки — рахитические «четки» (англ. rosary, beads); наиболее выра­жены они на V-VIII ребрах.

Изменения на конечностях:

- утолщения, которые определяются визуально и пальпаторно в участ­ке эпифизов лучевых костей, называются «браслетки» (англ. bracelet, bangle), в местах диафизов фаланг пальцев — «нити жемчуга» (англ. pearl) (рис. 70);

- если рахит сохраняется к концу первого, на втором году жизни, когда ребенок начинает ходить, патология проявится деформацией костей нижних конечностей. При увеличении расстояния между коленными суставами ноги приобретают О-образную форму (рис. 71). Если в ука­занном месте нижние конечности расположены близко друг к другу, а расходятся в области голеней и стоп — Х-образную форму.

Рис. 69. Рахит. Рис. 70. Рахит. «Браслетки». Рис. 71. О-образная

Гаррисонова борозда. «Нити жемчуга» форма нижних

«Лягушачий живот» конечностей

Когда ребенок начинает сидеть, стоять, то под влиянием веса тела может развиться кифозное искривление в поясничном или грудном отделах позвоноч­ника (рис. 72).

При рахите наблюдается нарушение сроков прорезывания зубов в виде за­паздывания и порядка.

Признаки рахита выявляются у ребенка в течение первых двух лет жиз­ни, в дальнейшем могут в менее вы­раженном виде остаться на всю жизнь.

Лабораторная диагностика

1. Определение количества каль­ция в сыворотке крови: (норма — 1^25-2,5 ммоль/л).|

2. Проба Сулковича (отечествен­ный врач XX в.) — это определение наличия кальция в моче. К 5 мл ут­ренней, полученной натощак мочи добавляется 2,5 мл реактива Сулко­вича. Результат получается через 30 секунд, варианты которого сле­дующие:

- в норме — возникает незначи­тельное молочно-белое помут­нение мочи;

- при повышенной концентрации кальция в моче помутнение более интенсивное — проба положи­тельная; степень повышения от­мечается в плюсах — от (+) до (++++);

- при пониженной концентрации кальция в моче помутнение не на­ступает — проба отрицательная.

3. Количество кальция в моче = [2,5-7,5 ммоль/суткй| при среднем коли­честве его в пище.

Семиотика нарушений зубов

К семиотике основных нарушений зубов относятся:

- неправильный порядок их прорезывания;

- редко встречается преждевременное появление зубов или их наличие при рождении, что не является патологическим признаком;

- к одному из симптомов врожденного сифилиса относится бочкооб­разная форма верхних резцов с полулунным краем — гетчинсоновские резцы — рис. 72.1 (Гетчинсон — английский врач ХГХ-ХХ века);

- нарушение цвета эмали — коричневая, желтая и др. — встречается при наследственных заболеваниях или как осложнения лекарственной те­рапии;

- кариес — повреждение эмали, чаще у детей школьного возраста, тре­бующее лечения у стоматолога.

Сколиоз

Сколиоз — это боковое искривление позвоночника. Сколиоз может быть право- и левосторонним, S-образным; возможен в верхней, средней и ни­жней трети позвоночника. При этом одновременно наблюдается асиммет­рия грудной клетки.

Пальпаторно сколиоз определяется проведением по остистым отрост­кам от 7 шейного позвонка к крестцам. Исследуется также «треугольник та­лии», образующийся в положении стоя между туловищем и опущенной вниз ру­кой. Этот треугольник на вогнутой стороне увеличивается, а на выгнутой — уменьшается. При увеличении треугольника справа сколиоз называется ле­восторонним и наоборот.

Врожденный вывих тазобедренного сустава

Врожденный вывих fдисплазия) тазобедренного сустава — это недоразвитие вертлюжной впадины, уменьшение ее глубины, несоответствие размерам голо­вки бедренной кости.

Клинические и диагностические проявления:

1) визуально устанавливается асимметрия кожных складок на бедрах, укорочение одной из конечностей.

2) если ребенка положить на спину, ноги согнуть и привести к животу, то при дисплазии коленные суставы будут на разном уровне, так как бедра разных размеров (рис. 73 А);

3) исследуется степень разведения ног, согнутых в коленных суставах, в положении ребенка на спине. В норме между конечностями должен обра­зоваться угол примерно 180°, то есть угол одной ноги — примерно 90°. Дока­зательством вывиха является ограничение угла отведения ноги меньше 60°;

4) болезненность в момент этого разведения ног;

5) симптом Маркса-Ортолани (украинский и итальянский ортопеды XX века) (=симптом «щелчка»=симптом «высхальзывания»=симптом «не­устойчивости») — это ощущение щелканья при следующей методике (рис. 73 Б). Если согнуть конечность в коленном и тазобедренном суставах, положив большой палец на внутренней стороне бедра, а остальные пальцы держать на его наружной поверхности, затем ногу привести и несколько по­вернуть внутрь — это первый момент методики: второй и главный — после этого развернуть ноги наружу и одновременно отвести, то в момент отведе­ния ощущается щелчок. Внимание! Симптом объективный только на пер­вом-втором месяцах жизни, на третьем месяце постепенно исчезает;

6) симптом Тренделенбурга (немецкий хирург XIX-XX века) — это позд­ний признак врожденного вывиха.

Вначале рассмотрим в норме: если ребенок станет на одну ногу, вторую согнет в колене и несколько поднимет, то ягодица второй стороны подни­мется (ребенка нужно осматривать сзади). Это обусловлено тем, что таз в норме находится в стойком горизонтальном положении, и при очередном стоянии на одной или другой ноге не возникает его опущение.

Аналогичная ситуация будет, если больной станет на здоровую ногу и поднимет больную ногу — ягодица со стороны больной ноги поднимется (рис. 73 В).

А вот если ребенок с вывихом тазобедренного сустава станет на ногу пора­женной стороны, а вторую здоровую ногу согнет в колене и несколько под­нимет, то таз наклонится в здоровую сторону, и ягодица той же стороны опустится. Это обусловлено потерей опоры в тазобедренном суставе. Ребе­нок при этом для удержания себя наклонится в больную сторону (рис. 73 Г и Д — врожденный вывих левого тазобедренного сустава);

А

Рис. 73. Характерные симптомы врожденно­го вывиха тазобедрен­ного сустава. Обозна­чения в тексте

Рис. 74. Ребенок в стременах Павлика

7) еще один поздний признак — «утиная поход­ка», т. е. хромота (англ. lameness, limping) при ходьбе.

Окончательный диа­гноз дисплазии тазобед­ренного сустава ставится на основании рентгеноло­гического обследования. При диагностике этого заболевания особое значение имеет его своевре­менность. Ортопедическое лечение на первом году жизни, а еще лучше — с первых месяцев, относительно простое — ребенок несколько месяцев на­ходится в стременах (рис. 74). Поздняя диагностика требует только хирур­гического лечения, которое, к сожалению, не всегда эффективно.

МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Мышечная система у детей отличается следующими особенностями:

- соотношение массы мышц относительно массы тела у детей значитель­но меньше, чем у взрослых: у новорожденного она составляет 23%, у взрослых — 44%; именно мышечная ткань имеет самый большой прирост после рождения;

- у новорожденного основная часть массы приходится на мышцы тулови­ща, у взрослого — на мышцы конечностей;

- вспомните: особенностью новорожденных является преимущество то­нуса мышц-сгибателей над мышцами-разгибателями, чем обусловлена специфическая поза плода еще во внутриутробном периоде;

- развитие мышц разных частей туловища у детей неравномерное:

• в первую очередь развиваются крупные мышцы плеча и предплечья:

• затем происходит интенсивный рост мыши кистей рук (до школьно­го возраста дети не способны выполнять пальцами тонкую работу — писать, лепить и т.д.);

• с 8-9 лет значительно увеличивается объем мыши:

• в период полового созревания идет прирост мышц спины, ног, пле­чевого пояса:

• к концу школьного возраста интенсивно развиваются мелкие мыш­цы, которые способствуют точности и координации изящных (англ. refined) движений.

Оценка состояния

Характерными признаками состояния мышечной системы являются си­ла и тонус мышц.

Сила мыши — это степень усилия, которое необходимо приложить ребенку для противодействия какому-нибудь движению. У детей школьного возраста она определяется динамометром. Ниже (табл. 9) указана средняя сила мышц правой кисти у детей.

Таблица 9

Нормативные возрастные показатели средней силы мышц правой кисти у детей

 

Возраст (лет) Пол
Мальчики Девочки
7-9 11-12,5 кг 9-13 кг
10-11 16 кг 14-14,5 кг
12-14 21,5-31 кг 18,5-27 кг

Силу мышц, особенно у детей дошкольного возраста, можно приблизи­тельно определить следующими приемами:

- по силе рукопожатия;

- по возможности поднять какой-либо груз;

- по способности к сопротивлению, которое больной может оказать врачу при сгибании и разгибании его конечностей.

Т онус мыдш — это проявление напряжения скелетной мускулатуры. Он оп­ределяется на основании ощущения врачом сопротивлений, возникающих в мышцах ребенка при пассивном сгибании и разгибании его (ребенка) ко­нечностей.

СЕМИОТИКА НАРУШЕНИЙ

Гипотония

Гипотония — это уменьшение тонуса мышц.

Примеры случаев гипотонии:

- у лежачего на столе новорожденного она проявится вытянутыми вдоль ногами и руками;

- у грудных детей общая гипотония наблюдается при рахите; характер­ным является большой живот — «лягушачий (англ. frog) живот» (рис. 69,70);

- в школьном возрасте мышечная гипотония является постоянным при­знаком ревматической лихорадки, проявлением опухоли головного мозга, заболеваний щитовидной железы;

- проявлениями гипотонии мышц тазового пояса и нижних конечнос­тей является «утиная походка»;

- еще одним проявлением гипотонуса мышц является симптом Говерса (английский невропатолог ХГХ-ХХ века) — поднимаясь из лежачего положения, ребенок вначале опирается на колени и локти (рис. 75 А), затем поднимается на ладонях (рис. 75 Б), потом на стопах (рис. 75 В) и в конце опирается руками о коленные суставы (рис. 75 Г) и подни­мает туловище (рис. 75 Д);

- гипотонус мышц — характерный признак синдрома Дауна;

- в любом возрасте уменьшение количества калия в кровеносном русле (ги-покалиемия) ведет к общему ослаблению мышечного тонуса, развиваю­щегося при рвоте, поносе, обезвоживании, кишечном токсикозе и др.

Гипертонус

Гипертонус — это повышение тонуса мышц. У новорожденного ребенка он проявится:

- плавниковым положением рук, когда кисть слегка согнута, а пальцы в напряжении расставлены друг от друга;

Рис. 75. Методика определения симптома Говерса. Обозначения в тексте

- чрезмерным сжатием пальцев рук в кулак;

- атетозным положением рук, при котором пальцы выпрямлены, напря­жены и находятся в разных плоскостях.

Положение опистотонуса (может быть в любом возрасте), когда туловище приобретает вид моста, — вытянуты и напряжены конечности, голова резко запрокинута назад, преобладает тонус задних мышц туловища.

Гнпертонус — характерный признак детского церебрального паралича.

Другие нарушения

Атрофия — это обратимое или необратимое нарушение трофики мышц с яв­лениями истончения и перерождения мышечных волокон, значительным умень­шением массы мышц, ослаблением или исчезновением их сократительной спо­собности.

Параличи и парезы — это состояния, при которых движения мышц отсутст­вуют или ограничены. Они могут быть центральными и периферическими.

Центральные (спастические) параличи и парезы, кроме указанных выше нарушений, характеризуются:

- мышечным гипертонусом:

- клонусом, гипеокинезией — продолжительным, ритмическим сокра­щением мышц (подергивание); непроизвольными, неконтролируе­мыми сокращениями мышц лица, туловища и конечностей.

Периферические (вялые) (англ. flabby, flaccid) параличи и парезы характе­ризуются сниженной силой и слабым тонусом мышц, их атрофией.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных