Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные концептуальные положения.




Для того чтобы раскрыть становление личности в онтогенезе, рассмотрим основные понятия. Базовой категорией является личность. В психологии пред­ставлены различные ее определения. Наиболее про­дуктивным для предмета нашего анализа является определение личности, данное А. В. Петровским. Личность — это системное (социальное) качество, приобретенное индивидом в предметной деятельно­сти и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде. В по­следующей работе А. В. Петровский уточняет пони­мание личности: это «особая — идеальная — форма бытия человека, придающая ему свойство субъектив­ности, т. е. способности быть причиной себя, воспро­изводить свое бытие в мире». Принципиальным для нас является положение о становлении личности.

Проблемы развития, социализации и становле­ния личности являются сложными и дискуссионны­ми, в психологический литературе нет однозначных определений данных процессов, по-разному тракту­ются их источники и движущие силы.

Наиболее общим понятием является развитие — последовательные, прогрессирующие (хотя и вклю­чающие в определенные моменты регресс), в целом необратимые количественные и качественные изме­нения психики. Психическое развитие всегда есть возникновение нового, переход к которому носит скачкообразный характер, оно неизменно включает в себя перерывы постепенности. Стабильность и устойчивость личности постоянно сопровождаются ее изменением, обогащением. Развитие — основной способ существования личности.

Развитие психики является основным фактором развития личности, которое происходит в процессе выполнения многоплановых видов деятельности и об­щения. На развитие личности влияет социальная сре­да. Важным фактором является потребность быть лич­ностью.

Социализация — это процесс и результат усвое­ния и последующего активного воспроизведения социального опыта, осуществляемые в деятельности и общении.

Социализация личности происходит в социальных институтах, в семье, школе, профессиональных учеб­ных заведениях, общественных организациях, а также в неформальных объединениях. Она может носить ре­гулируемый, целенаправленный и нерегулируемый, стихийный характер. По мнению Б. Г. Ананьева, со­циализация протекает в двух направлениях: станов­ление человека как личности и как субъекта деятель­ности. Результатом является образование индивиду­альности. Процесс социализации сопровождает весь онтогенез человека.

Рассмотрим основные стадии социализации.

1. На стадии первичной социализации (от рождения до подросткового периода) ребенок некритически

усваивает социальный опыт, адаптируется, приспо­сабливается, подражает.

2. На стадии индивидуализации появляется жела­ние выделиться среди других, критическое отноше­ние к общественным нормам поведения. В подрост­ковом возрасте стадия индивидуализации и самооп­ределения характеризуется как промежуточная соци­ализация, т. к. все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка. В юношеском возрасте проис­ходит концептуальная социализация, когда опреде­ляется смысл и вырабатывается стиль жизни.

3. Стадия интеграции наступает в молодости и проходит благополучно, если человек принимается группой, обществом. В противном случае возможны следующие исходы:

• сохранение своей непохожести и появление аг­рессии во взаимоотношениях с людьми и обществом в целом;

• изменение себя, чтобы «стать как все»;

• конформизм, внешнее соглашательство, адап­тация.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости, трудовой деятельности человека, когда он не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду через свою деятельность.

5. На послетрудовой стадии социализации человек пожилого возраста рассматривается как личность, вносящая существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Понятие «становление личности» в психологии еще не получило четкого определения. Мы рассмат­риваем становление как непрерывный процесс целе­направленного прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий и собствен­ной активности, направленной на самосовершенство­вание и самоосуществление. Становление обязательно предполагает потребность в развитии, возможность и реальность ее удовлетворения. Экстраполируя себя в будущее, формируя его, личность сама себя создает. По мере становления личности растет целостность, интегративность ее психологической организации, усиливается взаимосвязь различных свойств и ка­честв, накапливаются новые потенции развития. «Сфера истинного бытия человека как личности — это сфера его выхода за пределы себя».

Центральной проблемой становления личности является раскрытие закономерностей перехода от низшего уровня развития к высшему. В становлении личности могут быть выделены периоды, стадии. Пе­реход от одного уровня к другому осуществляется на основе диалектического принципа развития: в про­цессе эволюционного развития возникают и накап­ливаются противоречия, которые приводят к скачку, к переходу на новый, более высокий уровень. Качест­венное различие уровней развития обусловливается особым сочетанием внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для данного периода.

Кроме стадиального развития, выделяют еще функциональное, т. е. осуществляющееся внутри определенной стадии и ведущее к количественному накоплению качественно новых элементов, которые и образуют потенциальный резерв. Создание этих внут­ренних потенций развития — результат активного взаимодействия индивида с окружающим миром в форме деятельности, выступающей постоянным источником обогащения психики. Результат деятельно­сти, если он действительно является осуществлением поставленной цели, всегда богаче, содержательнее ее.

Отечественные психологи раскрывают качествен­ное своеобразие каждого периода (стадии) развития личности на основе таких понятий, как социальная ситуация развития и ведущая деятельность.

Идея социальной ситуации развития была сформу­лирована Л. С. Выготским для характеристики систе­мы отношений между ребенком и социальной дейст­вительностью. «Социальная ситуация развития, — писал он, — представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в раз­витии в течение данного периода. Она определяет це­ликом и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свой­ства личности, черпая их из социальной действитель­ности как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуаль­ным».

Таким образом, рассматривая периоды (стадии) становления личности, следует анализировать соци­альную ситуацию развития, которая характеризуется прежде всего системой взаимоотношений личности с окружающими. Входя в различные формальные и не­формальные группы, личность определяет свое отно­шение к групповым нормам и ценностям, усваивает новые социальные роли. Важным моментом разви­тия личности на определенной стадии становится ее отношение к самой себе. Осознание своих свойств и качеств приводит индивида к формированию по­требности быть личностью. «Потребность быть лич­ностью, потребность в персонализации обеспечивает активность включения индивида в систему социальных связей и вместе с этим оказывается детермини­рованной этими социальными связями».

Понятие ведущей деятельности раскрыто в трудах А. Н. Леонтьева. «Это такая деятельность, — указыва­ет он, — развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах, психологиче­ских особенностях личности на данной стадии ее раз­вития»2. Каждая стадия становления характеризуется разнообразными видами деятельности; осуществляя их, личность разностороннее развивается. Но всегда имеется одна деятельность, которая выполняет опре­деляющую, ведущую функцию в развитии личности. Особую роль в превращении той или иной деятельно­сти в ведущую играет отношение личности к ней. Если деятельность выполняется охотно, заинтересо­ванно, если она приобрела для индивида особый лич­ностный смысл, то основное развитие инициируется в первую очередь ею.

Ведущая деятельность имеет следующие признаки:

• от нее зависят основные психологические ново­образования каждой стадии становления личности;

• в ее форме возникают и развиваются новые виды деятельности;

• в ней возникают и формируются частные пси­хические процессы.

Каждая стадия развития имеет свое особое значе­ние для психики человека и характеризуется уни­кальными психологическими новообразованиями, кото­рые, включаясь в состав генетически более поздних стадий, не растворяются в них, а, наоборот, сущест­венно обогащаются, ибо новая, более сложная систе­ма наделяет своим системным качеством формы психики, поведения, деятельности, возникшие на пред­шествующих стадиях. При этом чем полноценнее развиваются генетически ранние формы психики, тем более богатые потенции создаются для последу­ющего ее прогресса.

Целостность процесса развития личности обеспе­чивается единством непрерывности и прерывности. Непрерывность в развитии выражает относительную устойчивость в рамках одной социальной ситуации. Прерывность характеризует качественные измене­ния при переходе от одной стадии к другой. Таким образом, в психическом развитии человека можно выделить периоды накопления возможностей, новых потенций развития и фазы дезорганизации сложив­шейся психологической системы личности, ее пере­стройки и формирования новой целостности, цент­ром которой становится иное, нежели ранее, психо­логическое новообразование. Эти периоды называ­ются критическими. Они характеризуются сменой ведущей деятельности, темпа развития; повышенной уязвимостью, внутренней растерянностью, метания­ми, переоценкой самого себя и других.

Факторы и движущие силы становления личности

Личность — это интегративное качество человека, поэтому продуктивное становление личности зави­сит от жизнедеятельности человека. Жизнедеятель­ность определяется, прежде всего, окружающей при­родной средой: географическими и климатическими условиями. Становление личности в горных или рав­нинных районах, на юге или на севере будет сущест­венно отличаться, поскольку природная среда оказы­вает влияние не только на характер и способности че­ловека, но и на темп и траекторию психического раз­вития, определяя сценарий становления личности. Природная среда опосредованно определяет традиционные для данной местности виды трудовой дея­тельности и особенности культуры коренного насе­ления, обусловливая содержание этнотехнологий.

Существенным фактором становления личности является ее биологическая организация. Необходима нормальная наследственность, чтобы стало возмож­ным психическое развитие. Мозг как биологическое образование — предпосылка появления сознания. Нервная система обладает врожденными органиче­скими предпосылками для отражения окружающего мира. Природной предпосылкой развития способно­стей является наличие задатков — некоторых врож­денных анатомо-физиологических особенностей мозга и нервной системы. Конечно, они еще не га­рантируют развития способностей, происходящего под влиянием условий жизни и деятельности, обуче­ния и воспитания человека.

Биологические особенности оказывают влияние на становление личности. Во-первых, они обусловли­вают разные пути и способы развития психических свойств. Сами по себе свойства нервной системы не определяют психических свойств. Ни один нормаль­ный ребенок не является «природно-предрасположенным» быть смелым или трусливым, настойчивым или безвольным, трудолюбивым или ленивым, дисципли­нированным или недисциплинированным. На базе любого типа нервной системы при правильном воспи­тании можно выработать все общественно ценные черты характера. Например, выдержку и самооблада­ние нужно и можно воспитать как у представителя безудержного типа нервной системы (по И. П. Павло­ву), так и у представителя уравновешенного типа. Но в первом случае это будет труднее сделать, да и пути и способы воспитания будут различными.

Во-вторых, биологические особенности влияют на уровень достижений человека в какой-либо области. Существуют врожденные индивидуальные разли­чия в задатках, в связи, с чем одни люди могут иметь преимущество перед другими в отношении возмож­ностей овладения определенной деятельностью и од­новременно уступать им же в отношении возможно­стей овладения иной деятельностью. Так, ребенок с благоприятными природными задатками развития музыкальных способностей будет при прочих равных условиях быстрее развиваться в музыкальном отно­шении и добьется гораздо больших достижений, чем ребенок, не обладающий такими задатками. В этом смысле люди не равны в отношении возможностей развития у них способностей.

Благоприятными условиями для полноценного становления личности являются хорошее физиче­ское здоровье и внешние данные. И конечно, огром­но влияние пола. Тендерные различия и нормальное психосексуальное развитие определяют своеобразие становления личности.

Личность по своей природе социальна, следова­тельно, источники развития ее психических свойств, творческой активности находятся в окружающей среде, в обществе.

Социальная среда (в широком смысле слова), целе­направленное обучение и воспитание формируют психические особенности человека, а не являются лишь условием для проявления чего-то изначально данного, генетически строго обусловленного. Особо подчеркнем решающую роль, которую играют обуче­ние и воспитание как сознательный, целенаправлен­ный процесс взаимодействия старшего поколения с младшим в целях формирования определенных ка­честв личности, отвечающих запросам общества.

Следует также отметить, что личность — это актив­ное, деятельное существо, а не пассивный объект вли­яния среды. Поэтому условия жизни, внешние воздействия определяют становление личности не прямо, а через процесс взаимодействия человека со средой, через его деятельность в этой среде. И правильнее го­ворить не о воздействии среды, а о процессе активного взаимодействия человека с окружающей средой.

Становление личности лишь в конечном итоге обусловлено внешними условиями и воздействиями. Они всегда опосредуются жизненным опытом челове­ка, преломляются через индивидуальные психические особенности. Человек как активное существо может и должен сам сознательно изменять свою личность, т. е. заниматься саморазвитием, самовоспитанием. Но и тогда этот процесс мотивируется средой. Так что и здесь опосредованно сказывается ее влияние. Таким образом, социально организованная и стимулирован­ная деятельность человека является основой, средст­вом и условием становления личности.

К социальным факторам становления личности следует также отнести социально-экономические условия жизнедеятельности, систему образования и семью. Достаточный уровень экономического разви­тия общества благоприятно сказывается на полноцен­ном становлении всех его членов. Вариативное общее образование является важным условием дифференци­ации траектории становления личности. Нормальные семейные отношения создают благоприятный фон для бесконфликтного развития личности.

Важное значение в становлении личности при­надлежит ей самой, ее активности, проявляющейся в стремлении выйти за рамки нормативных требова­ний и предписаний, в феноменах надситуативной и надролевой активности, в реальных вкладах в других людей. Вкладывая себя в других, человек вносит из­менения в собственные личностные характеристики. Запечатлевая, продолжая себя в других людях, он удовлетворяет потребность быть личностью, потреб­ность в саморазвитии.

Рассматривая факторы, инициирующие становле­ние личности, следует также иметь в виду случайные обстоятельства, значимые, критические события.

Становление личности имеет два взаимосвязан­ных измерения. Одно, вертикальное, отражает изме­нение места человека в социуме (социальный статус, роли, достижения, неудачи, потери и др.); другое, го­ризонтальное, представляет собой временное изме­рение как определенную последовательность стадий личностного развития с характерным для каждой ста­дии ограничением возможных способов реализации, осуществления себя.

Рассмотренные факторы могут иметь разнополярную детерминацию, инициируя нормативное и отклоняющееся становление личности.

На разных стадиях становления личности влияние этих факторов неоднозначно. В дошкольном возрасте и в старости большую роль играют биологические факто­ры и природная среда, в школьные годы — социальные факторы: система образования и семья, в период взрос­лости - социально-экономические условия, собствен­ная активность личности и случайные обстоятельства. Конечно, в индивидуальной жизни человека значение этих факторов также неоднозначно. Неповторимое со­четание данных факторов определяет траектории и сценарии становления личности в онтогенезе.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных