ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Психологическая характеристика молодости.
Молодость (24-27 лет) Это возраст начала самостоятельной трудовой деятельности, вступления в брак и установления семейных отношений. К сожалению, в данном возрасте часть молодых людей становятся безработными, разводятся, осваивают асоциальные и противоправные формы поведения. Особенность социальной ситуации развития определяется тем, что молодость начинается с трудоустройства. Позади учебное профессиональное заведение, служба в армии, поиск места работы, впереди профессиональные достижения: достойная зарплата, социально-профессиональное гостеприимство трудового коллектива, перспективы профессионального роста и карьеры. Так долго учились, чтобы наконец-то начать реально осуществлять, «овеществлять» свой социально-профессиональный и психологический потенциал. Однако реальность существенно отличается от прогнозируемого, предполагаемого. В любом случае социально-профессиональные ожидания многих молодых людей, вступающих в самостоятельную трудовую жизнь, не оправдываются. Противоречия между ожиданиями и реальным положением порождают кризис социально-профессиональных экспектаций. Анализируя свое социально-профессиональное положение, молодой человек вынужден пересмотреть уже сложившуюся «Я»-кон-цепцию, заново определить смысл жизни. Реализовав себя в юности, молодой человек вновь стоит перед проблемой личностного и профессионального самоопределения в новых обстоятельствах жизни с учетом реальных возможностей и ограничений. Кризис социально-профессиональных экспектаций проявляется в первую очередь у той части молодежи, которая после завершения профессионального образования не может найти место работы по полученной специальности или трудоустроиться. Для этих молодых специалистов актуальным становится получение дополнительного профессионального образования. Выпускников, трудоустроившихся по специальности, также, как правило, ожидает разочарование. Чтобы самоутвердиться на рабочем месте, нужно иметь профессиональный опыт, быть профессионально компетентным, самостоятельным и ответственным, уметь взаимодействовать со специалистами разного возраста, квалификации, занимающими различные должности, владеть технологиями социально-профессионального общения и многими другими специальными умениями профессионального поведения, востребованного на конкретном предприятии, в организации, фирме. Преодоление кризиса социально-профессиональных экспектаций требует от личности актуализации своей социально-профессиональной компетентности и мобилизации эмоционально-волевой сферы. Как правило, профессиональная адаптация происходит стихийно, и ее успешность зависит от позиции, активности самого молодого специалиста, от уровня его профессиональной подготовленности и мобильности. Очевидно, нужны специально ориентированные курсы профессиональной адаптации молодых специалистов, на которых они осваивали бы новые технологии социально-профессионального поведения, получали бы программы и учебную литературу по профессиональному самообразованию и выработке профессионального опыта. Ведущей деятельностью в молодости, на стадии профессиональной адаптации, является нормативно одобряемая деятельность, т. е. деятельность, способы осуществления которой уже сложились, отражены в должностных инструкциях, квалификационных характеристиках и технологической документации. В условиях отсутствия профессионального опыта она выполняет развивающую, личностно-образующую функцию. Освоение этой деятельности и связанного с ней социально-профессионального поведения приводит к развитию следующих психологических новообразований: профессиональной социализации, профессионального опыта, профессионально важных качеств, профессиональной идентичности. Развитие психических процессов определяется характером профессиональной деятельности. В. Д. Шадриков, специально исследуя развитие способностей в профессиональной деятельности, показал зависимость психологического развития человека от содержания выполняемых трудовых действий. В процессе их выполнения у специалиста развиваются профессионально важные качества. Но эти качества можно также формировать путем специально организованного обучения, используя личностно ориентированные технологии. Для примера рассмотрим такое качество, как координация действий при работе с механизмами. В процессе многократного выполнения постепенно вырабатываются способы действия, но их можно отрабатывать также на тренажерах, с использованием ПЭВМ и под руководством инструкторов-технологов профессионального обучения. Стадия профессиональной адаптации завершается после освоения технологии выполнения профессиональной деятельности и приобретения необходимых для профессионального поведения качеств личности. Становление специалиста состоялось. Теперь он может качественно и производительно выполнять производственные задания. Как долго? Дальнейший профессиональный рост происходит о рамках той же специальности. Главным результатом является формирование профессионального опыта. По истечении трех-пяти лет выполнения даже сложной и интеллектуально насыщенной трудовой деятельности у специалиста начинает развиваться неудовлетворенность своей профессиональной жизнью: статусом (квалификационным разрядом, категорией), должностью, обязанностями, взаимоотношениями с коллегами, руководителями. Специалист постепенно погружается в кризис социально-профессионального роста.
Список литературы 1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Э.Ф.Зеер. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. (Сер. Бакалавриат). 2. Игнатьев Е.И. «Воображение как средство познания и управления творческой деятельностью». Сб. «Вопросы психологии труда, трудового обучения и воспитания». Москва, 2005 3. Дудецкий А.Я. «Теоретические вопросы воображения и творчества: цикл лекций спецкурса для студентов пед. ВУЗа и учителей общеобразовательной школы». – Смоленск.2007 4. Выготский Л.С. «Развитие высших психических функций».- М., 2001 5. Калошина И.П. «Структура и механизмы творческой деятельности». - М.,2005 6. Смирнов А.А. «Избранные психологические труды».. М.,2002 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|