ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
История волшебной розы.Часть 1.
Гроза застала бродячих артистов в пути, вдали от селений. Шквальный ветер едва не сорвал покрытие с фургона, раскаты грома заставили остановиться перепуганных волов. Животные, дрожа, прижались друг к другу, испуганно озираясь по сторонам, и как не старался Жан, он не смог заставить их идти. - Но! Пошли, упрямцы! – Жан пытался идти вперед, держа волов под уздцы, затем несколько раз хлестнул хворостиной, заменявшей ему кнут. - Все бесполезно. Полезай в фургон, Полетта, сейчас нас накроет дождем. До города мы к вечеру не доберемся: пока гроза не закончится, будем стоять, а дальше - неизвестно как, - дорогу может размыть. С этими словами молодой человек вскочил в фургон, – грубо сколоченную повозку без рессор, где Полетта успокаивала двух перепуганных детей – девятилетнюю Маргариту и восьмилетнего Симона. Предчувствия Жана оправдались, стало ясно, что до города они не доберутся ни к вечеру, ни завтра утром: сильнейший дождь превратил дорогу в глиняное месиво. Когда стихли раскаты грома, волы пошли с черепашьей скоростью, а дождь все продолжал лить как из ведра. Животные быстро выбились из сил, и Жан боялся, что фургон намертво застрянет в грязи; к тому же начинало темнеть, дорога становилась еле различимой. В этот безнадежный миг артисты заметили свет в стороне от дороги, там, где луг сменился рощей. Тусклое красноватое пятно не было пламенем костра, это светилось окошко дома. - Жди меня здесь, Полетта. Я пойду, спрошу, пустят ли нас переночевать, – сказал Жан, выходя из фургона. - Жан! Не ходи! Вдруг это разбойничий притон? – испугалась Полетта. - Так близко от дороги? Разбойники обычно живут в глубине леса. Скорее всего, это дом фермера, - возразил Жан, направляясь к дому. Подойдя ближе, он разглядел убогую хижину, которую трудно было назвать домом. Все же даже такое жилище казалось дворцом в сравнении с насквозь промокшим фургоном. Когда до хижины осталось всего десять шагов, ее дверь отворилась, и на пороге остановился хозяин – отшельник–монах. Жан в ужасе остановился, не готовый к такому повороту событий. - Добро пожаловать сын мой, под моим кровом всегда найдут ночлег усталые путники. Зови скорее сюда свое семейство, - кротко произнес монах. - Простите, святой отец, но вы не знаете, кто я, - сказал Жан. - Кто бы ты ни был, ты честный человек, а честному человеку нечего бояться служителя господа. - Я бродячий комедиант. Сможете ли вы теперь… - И что? - несколько иронично спросил монах. - Но церковь считает... - Церковь – это еще не бог. Церковь смешивает грязь и чистоту, путает черное с белым, стрижет всех под одну гребенку. Церковь часто ошибается и только бог справедливо рассудит всех. Я не служитель церкви, а слуга Божий. Иди же за своими, а я разведу огонь в очаге, - с этими словами отшельник дал Жану фонарь, а сам скрылся в доме. Когда артисты подъехали к хижине, отшельник помог распрячь волов, и их устроили на ночлег под навесом, заменявшим конюшню. Затем хозяин пригласил путников в дом, где в очаге уже кипела каша. Сотворив молитву, все поужинали, а после ужина уложили спать начавших клевать носами детей. Дети быстро заснули, а взрослые тихо беседовали. При свете догоравших в очаге поленьев, свечи и масляной лампы Жан и Полетта смогли хорошо разглядеть отшельника – это был мужчина лет пятидесяти, аскетического вида с суровым лицом, но добрым и пронзительно-глубоким взглядом черных глаз. - Мы так вам благодарны, отец, - робко произнесла Полетта, если бы не ваша доброта, мы ночевали бы на дороге, завязнув в грязи, и дети, наверное, простыли бы под дождем… - Дочь моя, разве бы ты на моем месте поступила иначе? - Но ваше положение… - Оно обязывает оказывать приют. - Простите, отец, вмешался Жан, но с нами такое случилось впервые – вы, священнослужитель, и вдруг пустили нас на ночлег. Вы называете себя слугой Божьим, - но все монахи и священники называют себя так, и они часто выгоняли нас из маленьких деревень, угрожая крестьянам, хотевшим пустить нас переночевать, отлучением от церкви. - Прости, господи, им их прегрешения… Они заблуждаются. - Скажите, отец, почему церковь нас преследует? Разве в нашем ремесле есть какой-то грех? Мне кажется, мы не делаем ничего дурного. - Актерство – это не ремесло. Это искусство. Запомни, сын мой. Не ремесло…Искусство или убийство… Только вы убиваете не тела, а души. Церковь не понимает разницы между искусством и убийством души, вот и преследует всех подряд актеров. - Не понимаю, отец… Объясните, в каком случае это искусство, а когда убийство души? Ведь не может же это быть одним и тем же? - Ты правильно рассуждаешь, сын мой. Все зависит от пьесы, которую ты играешь. Смогут ли научиться чему-либо зрители, видевшие твою пьесу? - Научиться? Как это, не понимаю… Чему может научить пьеса? - Вот видишь, сын мой, как для тебя все сложно. Настоящее искусство возвышает людские души, заставляет задуматься о смысле жизни, пробуждает любовь в душе. Искусство делает людей добрее, честнее, облагораживает душу. Искусство – это та же религия, оно учит нас правильно жить. На примерах персонажей пьес мы должны учиться поступать благородно и не допускать греховных деяний. Даже если в пьесе побеждает зло, зрители должны почувствовать отвращение к марионеточному злодею и бороться с его проявлениями в своей душе. Ведь в каждом из нас живет и демон, и ангел. Теперь тебе понятно? Есть ли подобные пьесы в вашем репертуаре? - Боюсь, что нет… - Так я и думал. Ты развлекаешь публику пошлыми глупостями. Зрители посмеются над твоим спектаклем, но душа не получит ничего. Пьеса разбудит не совесть, а низменные инстинкты. Вот за это церковь и преследует вашего брата. Жан некоторое время молчал, глядя на красные угли, тлевшие в очаге. - Ради Бога, объясните мне, как можно написать хорошую пьесу? Драматург из меня никудышный, боюсь, у меня вовсе нет дара. Но и убивать людские души я тоже не желаю. Наверное, я много зла сделал людям, сам того не понимая. - Нет, сынок, еще не сделал, и надеюсь, не сделаешь и в дальнейшем. Если ты хочешь, я научу тебя служить подлинному искусству. - Постойте, отец! Я вот еще что хотел спросить: может мне бросить актерство? Я ведь актером стал случайно, а родился в семье фермера. Отец мой хотел, чтобы я выучился в городской школе грамоте, и стал писарем. Матушка умерла, когда мне исполнился год. Отец женился во второй раз на молодой вдове с ребенком, и, продав ферму, мы переехали в город. Когда мне исполнилось семь лет, батюшка мой умер, взяв с мачехи клятву, что она меня будет растить, как своего родного сына. Но через две недели после смерти отца мачеха выгнала меня на улицу, обвинив в краже трех золотых из ее кошелька, хотя я уверен, что это сделал ее сынок. Мне пришлось бы стать попрошайкой или вором, если бы меня не подобрали бродячие актеры. Они стали моими вторыми родителями, но не оставили мне в наследство своего таланта. Может быть, я не должен выступать на площадях? -Нет, сын мой, если так случилось в твоей жизни, значит, сам Бог велел тебе стать актером, и по его святой воле ты пришел ко мне. А насчет таланта… могу сказать тебе, что талант – это труд. Следуйте за мной, дети мои! – с этими словами отшельник вышел из хижины. Жан и Полетта пошли за ним.
Дождь кончился. Высоко в небе стояла полная луна, ветер гнал рваные клочья облаков. Было прохладно, и Полетта, дрожа, закуталась в шаль. Мимо хижины протекал ручей, его воды бурлили после ливня. Отшельник повел артистов вдоль берега ручья вверх по течению. Странный, горький аромат несравнимый ни с чем, разносился в воздухе. Жан и Полетта не смогли понять, какое растение может так благоухать, ничего подобного раньше они не чувствовали. Идти пришлось совсем недолго. В двадцати шагах от хижины отшельник остановился у родника, о которого и начинался ручей. Возле родника был небольшой розовый куст, на котором цвела единственная роза. Приглядевшись, артисты увидели, что она голубого цвета. И, конечно, это ее аромат они почувствовали издалека. - Семена этого кустарника я привез из святой земли, - промолвил отшельник. – Там есть похожий куст, но только огромный, в рост человека. По преданию, его посадил ангел. Куст редко цветет, и редко на нем вызревают плоды. Но тот, кто подойдет к нему во время цветения, и вдохнет аромат роз, разучится лгать. Если принести цветок в дом лжеца, он выдаст все свои тайны, не сможет молчать, даже если захочет. Я поздно приехал к кусту, розы отцвели, но остались семена. Одно из них я привез сюда, в Абидонию. Три года назад я посадил плод у родника, но он не дал всходы. Я думал, что он погиб, но этой весной из земли показался росток, и за неделю вырос куст. Позавчера на рассвете… - Отшельник немного помолчал, затем решительно продолжил, - позавчера на рассвете я услышал голос, который звал меня. Я вышел из хижины и увидел, что здесь стоит ангел. Он сообщил мне, что через три дня я должен буду отдать цветок человеку, который придет во время дождя. Я думаю, что это был тот самый ангел, который посадил куст розы в Святой Земле. Жан и Полетта поверили отшельнику, - в двенадцатом веке все верили в существование ангелов, и никто не считал человека, видевшего ангела, сумасшедшим. Актеры молча любовались чудесным цветком, аромат которого вызвал воспоминания о былых счастливых днях, и несбывшихся надеждах. По щекам Полетты заструились слезы. - Что с тобой, милая? – спросил Жан, обняв жену за плечи. - Я не могу скрывать больше, я так мечтаю о ребенке… Почему у меня нет детей? За что Бог так наказал меня? - Ты же всегда говорила, что не хочешь детей? – удивился Жан. - А ты верил? Как ты наивен! Каждая женщина мечтает о детях. Я скрывала, что несчастна из-за своего бесплодия! - У вас нет детей? А как же те, что спят сейчас в хижине? – удивился отшельник. - Это наши приемные дети, пояснил Жан. Их мать умерла, а отец, горький пьяница, выгнал детей из дома, чтобы не тратить деньги на их пропитание. Судьба Маргариты и Симона похожа на мою, я их подобрал так же, как меня много лет назад подобрали приемные родители. Взглянуть бы сейчас в глаза мачехи и спросить, есть ли у нее совесть! – в голосе Жана послышалось негодование. - А говорил, что все ей прощаешь… - сказала Полетта, вытирая слезы. - Думаешь, такое можно простить? Отец относился к ее сыну, как к родному, точно он - мой брат. А как со мной поступила она!.. Ладно, если бы она просто плохо ко мне относилась, но ведь она выкинула меня на улицу! - Дети мои, успокойтесь! – сказал отшельник, обняв супругов за плечи. – Бог вас слышит. Твоя мачеха, Жан, думаю, уже наказана. А дети у вас будут, но только если вы станете выполнять миссию, возложенную на вас Богом. Вы будете служить искусству. Догадались, зачем я привел вас сюда? Артисты недоумевающе покачали головами. - Сейчас вы неожиданно для себя сказали то, о чем всегда предпочитали молчать. Жан и Полетта переглянулись. - Да, это так, - ответил Жан. – Это что, запах цветка на нас так подействовал? - Да, сын мой. Эта роза заставила вас открыть правду, хотя ваша ложь была безобидна. Но сколько злодеев молчат о своих преступлениях, сколько зловещих тайн сокрыть под масками благочестия и добродетели! Как страдают их невинные жертвы, несчастные оболганные люди! Кто-то, не совершив ничего дурного, навек утрачивает свое доброе имя, другие сидят в тюрьмах за чужие преступления, а те, кому повезло меньше всех, будут казнены ни за что. Уже потом, когда будет слишком поздно, правда все же выйдет наружу, но тогда сложно будет что-то исправить, лишь только добрые имена честных людей будут восстановлены. Правда всегда победит, но сколько несчастных падут жертвой клеветы! Эта роза не в силах уничтожить всю ложь на свете, но она все же может спасти многих несчастных. Сорви цветок, Жан! Жан взялся рукой за стебель, думая, что придется срезать цветок, ведь стебли роз очень прочны. Но стебель сам отделился от куста, и цветок остался в руке артиста. - Это знак, что я поступаю правильно, - сказал отшельник. – С этого дня роза неразрывно связана с вашим родом. Через несколько дней она засохнет, но волшебной силы не потеряет. Ты, Жан, напишешь пьесу, в которой злодеи попытаются построить свое счастье и благополучие, оклеветав хороших людей. Засохшую розу будешь использовать как реквизит. Именно она заставит лжецов проболтаться. Увидав твою пьесу, зрители поймут, что ложь – непрочный фундамент для замка мечты, и здание, построенное на лжи, рано или поздно рухнет, ибо правда сильнее лжи, она всегда побеждает. А те, кто не поймет смысла вашей пьесы, позже убедятся в этом на опыте, если, конечно, в жизни сыграют роли злодеев. - Боюсь, что не смогу написать хорошей пьесы… - неуверенно проговорил Жан. - Для начала напиши хоть какую-нибудь! А позже могут произойти события, на основе которых ты напишешь новую, правдивую пьесу, и она будет гениальной! Главное, не отчаивайся! И если вы будете играть эту пьесу, ваш род продлится. У вас обязательно родятся дети, но они должны продолжить ваши традиции: они так же станут играть эту пьесу – тогда и у них будут дети. Ваш род прославится – потомки ваши будут талантливыми актерами и драматургами. Много интересных пьес будет сыграно вашими правнуками, но они не должны забывать про пьесу о розе. Если они перестанут играть эту пьесу, посчитав ее бессмысленной, то ваш род угаснет. - Но если пьесу в течение долгого времени будем играть мы, затем наши дети и внуки, то боюсь, что как бы она не была хороша, она все же надоест зрителям, – возразил Жан. - Есть пьесы, которые не надоедают в течение многих столетий, – ответил отшельник. – Что касается вас, то вы всегда можете написать новую пьесу, с другим сюжетом, другими героями… - Другой ложью, - продолжил мысль отшельника Жан. - Ну вот, ты и сам догадался. Но в финале снова будет задействована эта роза и она заставит злодеев открыть правду. Этот финал должен быть неизменным, сколько бы пьес не написали вы и ваши потомки. Вот миссия, возложенная Богом на ваш род. - Благодарю вас, отец. – Жан низко поклонился. – Теперь я знаю, для чего живу на этом свете. - Подожди, я не сказал тебе главного. Ваша помощь людям не ограничится правдивыми спектаклями. Сама роза будет помогать тем, кого встретят на жизненном пути ваши потомки. В те дни, когда будут твориться величайшие несправедливости, ложь достигнет своего апогея, и чья-то чистая душа будет безвинно страдать, не в силах противостоять подлости и клевете, произойдет чудо: сухая роза оживет, и ее запах развяжет языки лжецов. Правда, чудеса будут происходить редко, всего раз или два в столетие, а все потому, что редко страдают безгрешные люди. Часто мы слышим о том, что человек, к примеру, невинно осужден, но это бывает наказанием за его тайные грехи. К тому же, большинство могут сами отстоять справедливость, да только не все хотят бороться за свои же интересы. Роза будет помогать только тем, в ком не будет эгоизма, кто, защищая себя, не поставит под угрозу жизнь ближних. Вы, дети, сами понимаете, что подобные люди редко встречаются. Хотя, мне кажется, что вы сами такие. Отшельник немного помолчал, и взгляд его стал каким-то странным, точно перед собой он увидел события далекого будущего. - Роза будет оживать редко, но все же она совершит много чудес. Настанет день, когда она спасет наше королевство, вернув ему законного короля. Правда, вы этого не увидите, - это произойдет в далеком будущем, через несколько столетий. - Как можно спасти королевство, вернув короля? – удивилась Полетта. – Мне кажется, короли нашей страны – это ее величайшее горе. Не зря же она зовется Абидонией! - В самом деле, отец, в таком случае получается, роза спасет не только королевство, но и поможет тому королю? – спросил Жан. - Да, сын мой, это так. - Но вы же сами сказали, что роза поможет только очень хорошему человеку. Разве король может быть таким? - Я знаю, вам трудно поверить в это, но так будет. Только до того времени мы не доживем. Артисты немного помолчали. - Если мы сумеем сделать все, так как вы сказали, отец, то в старости мы будем знать, что прожили свою жизнь не напрасно, - произнес Жан.
На другой день дорога полностью высохла, и артисты, сердечно простившись с отшельником, тронулись в путь, увозя с собой розу, которая высыхая, превратилась из голубой в бледно-розовую. Вскоре Жан сочинил пьесу, которую они стали играть в каждом городе. Сюжет был прост: злодей, полюбив красавицу, загнал в долги ее отца, угрожая старику тюрьмой. Негодяй согласился простить долги отца при условии, что дочь выйдет замуж за кредитора. Ради спасения отца, несчастная девушка согласилась на ненавистное замужество. К счастью, добрый волшебник дал возлюбленному девушки розу, которую юноша вставил в букет невесты. По дороге в церковь роза расцвела, и злодей сознался в своих многочисленных преступлениях. Свадьба была расстроена, негодяй приговорен к повешению, отец девушки выпущен из тюрьмы, и два любящих сердца соединились. После долгих странствий артисты вернулись в тот город, где некогда подобрали на улице детей, и там успехом сыграли свою незамысловатую пьесу. Но после окончания спектакля их арестовала полиция по обвинению в похищении Маргариты и Симона. К счастью, перед тем как был наложен арест на их имущество – фургон и ящик с марионетками, дети успели достать и спрятать розу. Выяснилось, что посмотрев спектакль, и узнав своих детей, пьяница-отец донес в полицию на артистов. На суде он стал утверждать, что выгонял детей из дома в шутку, желая припугнуть, ибо они вывели его из себя своими шалостями. Но глупые дети не поняли папиного юмора, и решили, что не нужны любящему отцу. Они не вернулись домой и стали просить милостыню, а встревоженный отец искал их по всему городу. Наконец кто-то сообщил убитому горем отцу, что разбойники-комедианты уговорили его несмышленых детей стать такими же бродягами, и увезли их из родных мест в своем фургоне. Судья не верил показаниям артистов и самих детей. Он был уверен в правоте отца. Казалось, ничто не спасет Жана и Полетту от тюрьмы, но… В суд Маргарита принесла розу, спрятав цветок под складками своего плаща. Роза ожила, став снова голубой, и все почувствовали ее аромат. И отец Маргариты и Симона неожиданно для себя рассказал, что выгонял детей из дома, вовсе не думая шутить. Три месяца он жил, не вспоминая о детях, и не испытывая угрызений совести, но неожиданно к нему пришел адвокат его тестя, и сообщил, что старик недавно умер, завещав свое состояние внукам. Зять и тесть почти не знались, ибо дочь богатого человека вышла замуж против воли отца за бедняка, оказавшегося еще и пьяницей. Опустившийся человек даже не удосужился известить своего тестя о смерти дочери. Но старик знал, что у него есть внуки, которым он решил оставить наследство, назначив их родителей опекунами. Однако при отсутствии детей отец не имел права распоряжаться наследством. Найти и вернуть детей, во что бы ни стало – теперь было главной целью жизни негодяя. И вот сейчас, разыскав детей, он решил вернуть их в семью, чтобы спокойно и сыто жить на деньги покойного тестя. После таких показаний судья отпустил артистов, а опекуном назначил адвоката их деда, так как отец, выгнавший детей из дома, по законам Абидонии лишался родительских прав. Вскоре после этого приключения Жан написал новую пьесу, в которой рассказал о своей жизни. Правдивая история бродячего артиста стала невероятно успешной, спектакли собирали огромное количество зрителей. Однажды, по окончании спектакля, под шум аплодисментов к Жану подошла старая нищенка, и, упав на колени, умоляла простить ее. В несчастной старухе Жан с ужасом узнал свою мачеху. Оказалось, что ее родной сын промотал все состояние, и втайне от матери продал дом, который принадлежал ему. Получив деньги, он отбыл в неизвестном направлении, а старую женщину новый хозяин дома выгнал на улицу. Так мачеха повторила судьбу пасынка. Долго она пыталась найти родного сына, но нашла лишь его труп на виселице. Пропив деньги, вырученные от продажи дома, сынок занялся разбоем, за что и был повешен. Увидав мачеху в столь плачевном состоянии, Жан вдруг понял, что больше не держит на нее обиды. Старуха провела остаток дней в фургоне бродячих артистов, помогая Полетте нянчить вскоре появившихся на свет долгожданных детей. Когда исполнился год с того дня, как отшельник дал артистам волшебную розу, Жан и Полетта решили его навестить. Но хижины отшельника не оказалось на месте. Артисты не обнаружили даже ее развалин, или фундамента. На опушке сосновой рощи не было следов пребывания человека, - ни остатков хижины, ни навеса, ни тропинки к роднику. А родник остался, тонким ручейком он вытекал из склона холма, тогда как при отшельнике – артисты это хорошо помнили, около источника был вырыт бассейн, размером с котел, в котором можно было зачерпнуть воды кувшином, и края его были выложены камнем. Ничего этого не осталось, и даже розового куста, на котором цвела год назад голубая роза. Жан решил расспросить об отшельнике у крестьянок, собиравших ягоды на лугу. Они ответили, что отшельник жил здесь несколько лет, но год назад в одну ночь бесследно исчез вместе с хижиной, как будто его здесь никогда и не было. И только вода в источнике с тех пор стала целебной. Жан и Полетта отправились в обратный путь, спрашивая себя, не была ли прошлогодняя встреча с отшельником сном или плодом их воображения. Но сухая роза, спрятанная в их сундуке, была вполне подлинной, и в ее волшебной силе актеры уже не сомневались. Еще долго колесили они по стране, радуя народ своим искусством. В старости, перестав выступать, они передали розу старшему сыну, как фамильную реликвию, и он продолжил дело родителей. В свою очередь, сын передал розу их внуку, а внук – правнуку. Так волшебная роза передавалась из поколения в поколение, продолжая совершать чудеса в те моменты, когда никто уже не верил в ее силу. Но актерский род в ее помощи больше не нуждался – роза помогала теперь людям, которые волей судьбы встречались с потомками Жана и Полетты. Однажды она спасла от казни дворянина, обвиненного в разбое, в другой раз избавила от расправы мужа женщину, оклеветанную свекровью, затем врача, обвиняемого в отравлении пациента, а также девушку, которой по обвинению в колдовстве грозил костер инквизиции. Затем графская семья призналась, что незаконно владеет имением своих родственников, так как был жив и воспитывался у крестьян прямой наследник графства, объявленный дальними родственниками потерявшимся в лесу и пропавшим без вести. Потом мачеха призналась, что хочет насильно заставить падчерицу уйти в монастырь, а другая мачеха созналась, что наняла убийц для пасынка, ради того, чтобы наследство досталось ее сыну. И это лишь самые известные истории о чудесах голубой розы, дошедшие до наших дней благодаря тому, что про все эти случаи были написаны пьесы, имевшие большой успех. Когда пьеса надоедала зрителям, актеры сочиняли другую, вымышленную или основанную на подлинных событиях, и так традиции актерской династии оставались неизменными в течение веков.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|