Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Организация денежного обращения в Российской Федерации




Контрольная работа

Вариант II

Организация денежного обращения в Российской Федерации

Полномочия Банка России по организации денежного обращения можно определить как предусмотренные законом права и обязанности Банка России по обеспечению на всей территории РФ свободного перемещения наличных и безналичных денежных средств, обеспечивающих реализацию товарно-денежных отношений, обслуживание кругооборота товаров, услуг и расчетов. Организация денежного обращения неразрывно связана с единой государственной денежно-кредитной политикой.

Несмотря на то, что существуют безналичная и наличная формы денежного обращения, в Федеральном законе урегулированы только полномочия Банка России по организации наличного денежного обращения (гл. 6). Вместе с тем, Банк России организует и безналичное денежное обращение, выражающееся в установлении порядка и правил осуществления безналичных расчетов. В наиболее общем виде порядок и формы безналичных расчетов урегулированы в ГК РФ (гл. 46). Все иные вопросы, связанные с координацией, регулированием и лицензированием организации расчетов, с установлением правил форм, сроков (в пределах, предусмотренных ч. 3 ст. 80 Федерального закона) и стандартов осуществления безналичных расчетов, находятся в компетенции Банка России. К примеру, именно Банк России должен разработать и внедрить в практику систему расчетов, способную обеспечить соблюдение установленного Федеральным законом общего срока безналичных расчетов, который не должен превышать 2 операционных дней в пределах субъекта РФ и 5 операционных дней в пределах РФ (ч. 3 ст. 80 Федерального закона).

Исключительным правом Банка России является осуществление расчетов между кредитными организациями. В соответствии с Федеральным законом все межбанковские расчеты осуществляются Банком России через включенные в его систему учреждения (ст. 81). Порядок осуществления межбанковских расчетов урегулирован банковским и гражданским законодательством РФ, а также утвержденным Банком России Положением об организации межбанковских безналичных расчетов на территории РФ от 9 июля 1992 г.

Для осуществления межбанковских расчетов каждой кредитной организации в РКЦ Банка России открывается корреспондентский счет. Порядок взаимоотношений по корреспондентскому счету регулируется действующим законодательством, вышеупомянутым Положением, а также договором о корреспондентских отношениях между кредитной организацией и Банком России. Согласно Положению об организации межбанковских безналичных расчетов на территории РФ от 9 июля 1992 г. учреждениям банков счета по МФО не открываются, все расчетные операции с другими банками производятся через корреспондентские счета, открытые в РКЦ Банка России, которым присваивается номер по межфилиальным оборотам (МФО).

С целью дальнейшего совершенствования платежной системы России, оптимизации документооборота, унификации расчетно-денежных документов и внедрения современных технологий в практику расчетов по решению Банка России с 11 октября 1996 г. на территории РФ введена в действие система девятизначных банковских идентификационных кодов участников расчетов (система БИК). Идентификационные коды включают: коды России и коды ее территорий, условные номера учреждений Банка России, и т.п. (Письмо Банка России от 19 августа 1996 г. № 17-1-7/457 «О вводе в действие девятизначных банковских идентификационных кодов участников расчетов на территории Российской Федерации»). Банковские идентификационные коды объединены в Справочнике банковских идентификационных кодов участников расчетов на территории РФ, который применяется в соответствии с Положением о Справочнике банковских идентификационных кодов участников расчетов на территории РФ от 16 сентября 1996 г. № 48. Кроме того, с 11 октября 1996 г. на территории РФ вводятся единые формы почтового программного авизо, телеграфного авизо, запроса на подтверждение, подтверждения достоверности почтового и телеграфного авизо и выписки из лицевого счета клиента учреждения Банка России и порядка их заполнения, а также единый порядок оформления платежного поручения.

Несмотря на закрепленную в ст. 860 ГК РФ правовую норму, согласно которой на корреспондентские счета, корреспондентские субсчета и другие счета банков (если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами и установленными в соответствии с ними банковскими правилами) распространяется установленный законом статус банковского счета (гл. 45 ГК РФ), отношения, связанные с корреспондентскими счетами кредитных организаций в Банке России, как представляется, не имеют гражданско-правового характера. Существует большая разница между договорами корреспондентского счета, заключаемыми кредитными организациями между собой на основе принципа равенства сторон, и одноименными договорами между кредитными организациями и Банком России. Отношения между Банком России и кредитными организациями в данном случае возникают и реализуются в процессе осуществления Банком России полномочий по управлению банковской системой, организации денежного обращения в РФ. Поэтому отношения кредитных организаций с Банком России при осуществлении межбанковских отношений имеют далеко не равноправный характер. Именно Банк России регулирует и организует порядок осуществления межбанковских расчетов в РФ. При этом кредитные организации не имеют права выбора, они обязаны открывать корреспондентские счета в РКЦ Банка России. В противном случае кредитные организации не смогут осуществлять не только банковскую деятельность, но и получить лицензию Банка России на осуществление банковских операций. Следовательно, отношения Банка России с кредитными организациями в этой сфере носят характер власти и подчинения, больше присущие административным, а не гражданским правоотношениям.

Главные территориальные управления (национальные банки), РКЦ, операционные управления при Банке России и иные учреждения Банка России при осуществлении межбанковских расчетов обязаны осуществлять функции банковского надзора и контроля за кредитными организациями, которым они открыли соответствующие корреспондентские счета.

В связи с этим в процессе открытия корреспондентских счетов кредитных организаций в Банке России для реализации межбанковских расчетов, в том числе и по поручению клиентов, между кредитными организациями и Банком России не соблюдается один их основополагающих принципов гражданского права — принцип свободы договора. Свобода договора (ст. 1, 421 ГК РФ) означает, что кредитные организации и Банк России самостоятельно решают вопросы о заключении договоров, вправе выбирать любую из предусмотренных в законодательстве моделей договоров, самостоятельно формулируют неизвестную действующему законодательству модель, а также включают в договор по взаимному соглашению любое не противоречащее закону условие. Принуждение к заключению договора, по общему правилу, не допускается. Но на практике при заключении договора корреспондентского счета кредитной организации с Банком России кредитные организации фактически принуждаются Банком России к заключению вышеупомянутых договоров в том виде, в каком это удобно Банку России. Проявляется это, например, в том, что Банк России и его учреждения, заключая с кредитными организациями договоры корреспондентского счета, как правило, отказываются указывать в нем все предусмотренные ч. 2 ст. 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» условия, а именно: условия о начислении процентов на средства кредитных организаций, хранящиеся на счетах в учреждениях Банка России, сроки обработки платежных документов, имущественную ответственность Банка России за нарушение условий договора, включая нарушение обязательств по срокам осуществления безналичных расчетов (ч. 3 ст. 80 Федерального закона), и т.п.

Несовершенство действующего законодательства в части, касающейся регулирования особых правоотношений, возникающих между Банком России и кредитными организациями при открытии и использовании корреспондентских счетов и осуществлении межбанковских расчетов, приводит к спорам между ними и их клиентами, а в широком смысле создает неустойчивость функционирования всей системы безналичных расчетов.

Анализ текущей судебной практики Высшего Арбитражного Суда РФ позволяет сделать вывод, что в случаях, когда по вине территориальных учреждений Банка России задерживались перечисление, зачисление денежных средств клиентов коммерческого банка, Высший Арбитражный Суд РФ в исках к Банку России, как правило, отказывал, мотивируя свое решение отсутствием между ними договора корреспондентского счета, либо отсутствием в договоре условия об ответственности Банка России за нарушение его учреждениями правил безналичных расчетов и ненадлежащее исполнение обязательств, либо иными обстоятельствами. Например, в Постановлении от 9 ноября 1995 г. № 6986/95[3] Высший Арбитражный Суд РФ, признав, что фактически понесенные индивидуальным частным предприятием «Керамика» убытки наступили из-за задержки перечисления денежных средств Шумихинским расчетно-кассовым центром Банка России, обслуживающим банк истца, в удовлетворении его требований отказал. Высший Арбитражный Суд РФ в обоснование своего решения отметил, что на Банк России не может быть возложена ответственность за нарушение правил расчетных операций, т.к. истец не состоял с ним в договорных отношениях. По мнению Высшего Арбитражного Суда РФ, истец вправе предъявить иск о возмещении убытков только к своему должнику. При этом не учитывается, что должник уже исполнил взятые на себя обязательства, перечислив денежные средства истцу установленным порядком. Согласно занятой судом позиции предлагается за допущенные Банком России нарушения привлекать к ответственности третьи лица. Подобная практика недопустима. Более того, представляется, что отношения между Банком России и коммерческим банком в процессе осуществления безналичных расчетов не могут в нынешних условиях оцениваться как гражданские правоотношения. Банк России в этой ситуации выполняет функции государственного органа, на который Федеральным законом возложена обязанность осуществлять управление платежной системой. Как орган государства, отвечающий за организацию и осуществление безналичных расчетов в РФ, Банк России вне зависимости от наличия, отсутствия или содержания договора корреспондентского счета обязан обеспечить прохождение перечисленных безналичных денежных средств через свои учреждения в установленные банковским законодательством сроки. Ответственность государственного органа за нарушение возложенных на него федеральным законодательством обязанностей в сфере государственного управления, в том числе организации денежного обращения, не может устанавливаться на основе договоров с кредитными организациями—участниками межбанковских расчетов. Более того, еще ни один государственный орган добровольно не брал на себя обязанности понести гражданско-правовую ответственность за недобросовестное исполнение возложенных на него функций государственного управления. Поэтому ответственность Банка России за нарушения порядка организации межбанковских расчетов надлежит установить в федеральном банковском законодательстве в безусловном порядке.

Особенности возникающих в процессе осуществления межбанковских расчетов правоотношений нуждаются в закреплении в действующем законодательстве, с учетом наличия у Банка России с кредитными организациями и их клиентами не только договорных отношений, но и отношений власти и подчинения.

Согласно действующему законодательству Банк России обладает исключительными правами на осуществление денежной эмиссии. Официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль, состоящий из 100 копеек. Формой выражения установленной в РФ денежной единицы являются банкноты (банковские билеты) и монеты Банка России, представляющие собой единственно законное средство платежа на территории РФ. Банкноты и монеты Банка России являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Безусловность банкнот и монет как обязательств Банка России означает, что Банк России гарантирует всем участникам товарно-денежных отношений, что выпущенные им банкноты и монеты без каких-либо оговорок и ограничений используются на территории РФ как средство платежа по всем видам товарных и нетоварных операций. При этом законом запрещено устанавливать официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами, однако закреплено, что банкноты и монеты Банка России обеспечиваются всеми активами Банка России, в том числе валютными ценностями.

Помимо денежной эмиссии Банку России предоставлено исключительное право по организации наличного денежного обращения, т. е. их оборот в процессе осуществления всех видов расчетов и платежей, в том числе торговых и неторговых (ст. 4, 29 Федерального закона). Возможности введения каких-либо ограничений в наличном денежном обращении органами исполнительной власти или Банком России существующим федеральным банковским и гражданским законодательством не предусмотрены. Согласно п. 1 ст. 140 ГК РФ платежи на территории РФ осуществляются путем наличных и безналичных расчетов. При этом расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке. Расчеты между юридическими лицами и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, также могут производиться в безналичном или наличном порядке. Ограничения на осуществление наличных расчетов могут быть установлены только законом (п. 2 ст. 861 ГК РФ). Вместе с тем в настоящее время некоторые меры, ограничивающие обращение наличных денег, установлены Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 622 «О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения»[5]. Согласно этому документу юридические лица: обязаны хранить свои денежные средства в учреждениях банков; должны производить расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями в безналичном порядке через учреждения банков; могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов, установленных учреждениями банков по согласованию с руководителями предприятий; обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в порядке и сроки, согласованные с учреждением банка; имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию, стипендий, пенсий и только на срок не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в учреждении банка.

До настоящего времени действует и широко применяется Постановление Правительства РФ от 17 ноября 1994 г. № 1258[6], принятое в соответствии с ранее действовавшим Законом РФ «О денежной системе РФ». Статьей 14 упомянутого закона предусматривалось право Правительства РФ устанавливать предельные суммы расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, а также между физическими и юридическими лицами по платежам. При превышении предельных размеров, установленных Правительством РФ, все платежи должны были осуществляться только в безналичном порядке. В указанном постановлении в период действия Закона РФ «О денежной системе Российской Федерации» Правительство РФ вполне законно установило предельный размер расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами в сумме, равной 2 млн. рублей по одному платежу. Все расчеты, превышающие эту сумму, предписано осуществлять только в безналичном порядке. Однако в связи с принятием Федерального закона от 26 апреля 1995 г. № 65-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Закон РФ «О денежной системе РФ» утратил силу, а следовательно, утратило силу право Правительства РФ устанавливать указанные в ст. 14 утратившего силу закона ограничения. При таких обстоятельствах Постановление Правительства РФ от 17 ноября 1994 г. подлежит отмене и применяться не может. Но оно продолжает действовать. Более того, за несоблюдение условий работы с денежной наличностью, в том числе за превышение установленного Правительством РФ ограничения для расчетов наличными деньгами, Указом Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налоговых и иных платежей»[7], установлены строгие меры финансовой ответственности (п. 9 Указа), которые также продолжают применяться налоговыми органами. Например, за осуществление расчетов наличными денежными средствами сверх установленных предельных сумм с юридических лиц, а также с физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, взыскивается штраф в 2-кратном размере суммы произведенного платежа. При этом не ясно, кто привлекается к финансовой ответственности за превышение предельных сумм расчетов наличными деньгами: плательщик или получатель. Разъяснения по этому вопросу даны Банком России. В Письме Банка России от 24 ноября 1994 г. № 14-4/308, отмечается, что предусмотренные Указом Президента РФ № 1006 меры ответственности не распространяются на юридические лица, получающие платеж, а применяются в одностороннем порядке к юридическому лицу, производящему платеж в адрес другого юридического лица.

Аналогично, видимо, должен решаться вопрос с физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, при нарушении ограничений наличного денежного обращения. Помимо санкций, применяемых к юридическим лицам, штрафы в размере 50% установленной минимальной месячной оплаты труда применяются к руководителям этих организаций. Противоречия, существующие между правовыми нормами, образующими банковское право, подобные приведенным выше, конечно же, недопустимы. При необходимости установления ограничений наличного денежного обращения по торговым и неторговым платежам соответствующее решение могло бы быть принято совместным решением Банка России и Правительства РФ. К примеру, уже после принятия в апреле 1995 г. новой редакции Федерального закона именно Банком России по просьбе Правительства РФ был установлен предельный размер расчетов наличными деньгами по одному платежу при закупках предприятиями и организациями потребительской кооперации у юридических лиц товаров, сельскохозяйственных продуктов и сырья суммой 5 млн. рублей (Письмо Банка России от 18 сентября 1995 г. № 191).

Важной формой реализации Банком России своих полномочий в сфере организации денежного обращения является определение порядка ведения кассовых операций. В ст. 34 Федерального закона непосредственно указано на обязательность определения Банком России порядка ведения кредитными организациями кассовых операций. К настоящему времени специальный порядок ведения кассовых операций кредитными организациями не установлен. Действует единый, утвержденный Советом директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. № 40 «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации»[8]. Однако этот порядок разработан на основе и в соответствии с уже прекратившими действие Законом РФ «О денежной системе в Российской Федерации», Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», Законом РСФСР «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Поэтому порядок ведения кассовых операций нуждается в приведении в соответствие с действующим гражданским, банковским, налоговым законодательством, новыми формами расчетов, а также с реальностями экономической ситуации в стране. Например, более детально необходимо урегулировать порядок и основания выбора банком по согласованию с руководителями организаций (а не только предприятий, как это закреплено ныне) пределов лимита имеющихся в кассах предприятий наличных денег. Так, согласно Письму Госналогслужбы РФ, Минфина РФ и Банка России от 13, 16 августа 1994 г. № ВГ-4-13/94н, 104, 104 «О порядке применения положений Указа Президента РФ 23 мая 1994 г. № 1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и налоговых платежей»[9], лимиты остатка денег в кассе устанавливаются обслуживающими банками всем предприятиям, учреждениям и организациям, независимо от организационно-правовых форм и сферы их деятельности, включая бюджетные, осуществляющим налично-денежные расчеты, в соответствии с требованиями порядка ведения кассовых операций в РФ. Сверхлимитная кассовая наличность определяется при этом как средняя величина, рассчитанная исходя из суммы и количества дней превышения лимита остатка денег в кассе.

Особо следовало бы оговорить полномочия Банка России и его учреждений по осуществлению кассовых операций при банковском обслуживании клиентов. Из действующего Порядка ведения кассовых операций не следует, что при банковском обслуживании юридических лиц Банк России или его учреждения обязаны выполнять все полномочия, предоставленные коммерческим банкам, в том числе по систематической проверке соблюдения юридическими лицами порядка ведения кассовых операций (п. 41 Порядка ведения кассовых операций). При этом в условиях значительного бюджетного дефицита, многочисленных случаев нецелевого использования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным организациям, представляется устаревшим правило о возложении обязанности проверять соблюдение порядка ведения кассовых операций бюджетными организациями только на соответствующие финансовые органы.

В соответствии с Указом Президента РФ № 1006 от 25 мая 1995 г. за нарушение юридическими лицами порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, а также несоблюдении действующего порядка хранения свободных денежных средств и за накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов, предусмотрен соответственно штраф в 3-кратном размере неоприходованной суммы и штраф в 3-кратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности (п. 9 Указа). Сведения о допущенных юридическими лицами фактах нарушений порядка ведения кассовых операций должны быть доведены до налоговых органов банками, осуществляющими их банковское обслуживание, и другими органами.

Несмотря на важность правового регулирования порядка разработки, утверждения, изготовления и выпуска в обращение банкнот и монет Банком России, эти вопросы действующим законодательством должным образом не урегулированы, хотя в ст. 34 Федерального закона Банку России поручено прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов.

В процессе организации наличного денежного обращения Банк России может осуществлять некоторые иные полномочия. Им устанавливаются правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег, определяются признаки платежеспособности денежных знаков и порядок замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения.

Правовыми гарантиями осуществления Банком России своих полномочий в сфере организации денежного обращения являются нормы: а) запрещающие на территории РФ (выпуск) денежных суррогатов и эмиссию иных, кроме рублей, денег (ст. 75 Конституции РФ, ч. 2 ст. 27 Федерального закона); б) устанавливающие ответственность за подделку и незаконное изготовление банкнот (банковских билетов) и монет Банка России; в) закрепляющие положения об обязательности к приему банкнот и монет по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории РФ; г) определяющие обязательность обмена ветхих и поврежденных банкнот в соответствии с установленными правилами без каких-либо ограничений.

Признаки платежеспособности банкнот и монет изложены в одноименном приложении (Приложение № 13) к Инструкции Банка России от 16 ноября 1995 г. № 31 «Об эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России» и применяются не только в учреждениях Банка России, но и в кредитных организациях.

Признаками, определяющими платежеспособность банкнот и монет, являются: а) отсутствие признаков подделки; б) отсутствие признаков переделки (надрисовки, надпечатки, наклейки, изменяющие достоинство банкноты или наличие на ней фрагментов различных банкнот одного номинала). Не могут служить основанием к отказу в приеме подлинных банкнот наличие на них незначительных повреждений, их загрязненность, изношенность, надорванность, имеющиеся на них потертости, небольшие надрывы, проколы, отсутствие углов, края и защитной нити, наличие надписей, отпечатков штампов, если они не препятствуют определению подлинности банкнот и не свидетельствуют об их погашении. Незначительные повреждения на монетах, сохранивших изображение на лицевой и оборотной сторонах, также не могут служить основанием к отказу в приеме их ко всем видам платежей всеми организациями.

Платежные банкноты, сохранившие 55% и более от своей площади, в том числе склеенные из двух или трех частей одной и той же банкноты; изменившие окраску и свечение в ультрафиолетовом свете, на которых отчетливо просматриваются изображения; имеющие брак предприятий объединения Гознак подлежат безусловному обмену в банках. В банках обменивается также платежная монета, если она изменила первоначальную форму (погнута, сплющена, надпилена и т. п.) или имеет следы воздействия высоких температур и агрессивных сред (оплавленная, травленная, изменившая цвет).

При возникновении сомнения в платежеспособности банкнот, составленных из 4 и более частей, обожженных или прожженных банкнот, банкнот с отсутствующим фрагментом в геометрической части они в обязательном порядке направляются на экспертизу в учреждении Банка России для решения вопроса об их платежеспособности и обмене.

Банкноты и монеты, утратившие силу законного средства платежа, имеющие признаки погашения платежеспособности, признаки подделки (переделки), а также повреждения, не указанные выше, являются неплатежеспособными.

Особое значение имеет обеспечение исключительных прав Банка России на эмиссию наличных денег и организацию денежного обращения в РФ уголовно-правовыми средствами. Так, в ст. 186 УК РФ, который введен в действие с 1 января 1997 г., установлены правовые основания уголовной ответственности за изготовление с целью сбыта или сбыт поддельных банковских билетов Банка России, металлических монет, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте РФ либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте. Аналогичная ответственность установлена за изготовление с целью сбыта или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт, а также иных платежных документов, не являющихся ценными бумагами (ст. 187 УК РФ).

Важнейшей правовой гарантией прав и законных интересов участников денежного обращения, закрепленной в действующей редакции Федерального закона, является установление особого порядка признания утратившими силу, обмена и выпуска в обращение новых банкнот и монет. Решение о выпуске в обращение банкнот и монет нового образца и об изъятии старых, а также решение об утверждении номиналов и образцов новых денежных знаков может быть принято Советом директоров Банка России после предварительного согласования с Правительством РФ. Как представляется, данный вопрос мог бы быть предметом предварительного обсуждения в Национальном банковском совете. Описание денежных знаков публикуется в печати. Кроме того, ст. 31 Федерального закона запрещено объявлять недействительными (утратившими силу законного средства платежа) банкноты и монеты Банка России, если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монеты нового образца. При этом срок изъятия старых банкнот и монет из обращения не может быть менее года и превышать пять лет. Важным также является установленный федеральным законодательством запрет на какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена старых денежных знаков на новые.

Широкие полномочия в сфере организации денежного обращения предоставлены главным территориальным управлениям (ст. 10 Типового положения 1991 г.). Например, главное управление организует работу по созданию резервных фондов банкнот и монет в РКЦ и перевозке ценностей между ними. В компетенцию главного территориального управления входит установление размеров резервных фондов и оборотной кассы РКЦ, а также организация кассового обслуживания банков и иных организаций в случаях, установленных Банком России. Кроме того, главное управление разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению сохранности денег и других государственных ценностей и соблюдению эмиссионного режима в РКЦ и других подразделениях главного управления, организует работу по обеспечению охраны, пропускного режима и противопожарной безопасности, осуществляет учет и контроль за правильностью совершения эмиссионных операций.

Важное значение для денежной системы РФ имеет принятое Президентом РФ решение о создании условий для перехода к полной конвертируемости рубля (Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 721 «О мерах по обеспечению перехода к полной конвертируемости рубля»[10]). В соответствии с названным Указом Президента РФ Правительству РФ и Банку России предписано принять необходимые решения, обеспечивающие выполнение Россией требований, вытекающих из ст. 8 Учредительного соглашения (Устава) Международного валютного фонда и укрепляющих механизмы контроля за операциями, связанными с движением капитала.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных