Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Банковское обслуживание клиентов Банком России




Осуществляя функции банковского обслуживания, Банк России не наделен какими-либо государственно-властными и иными административными полномочиями, а имеет с клиентами договорные отношения. При этом Банк России руководствуется нормами гражданского права и соответствующими договорами.

Под банковским обслуживанием понимается деятельность Банка России по удовлетворению потребностей государственных органов, юридических и физических лиц, перечень которых закреплен в Федеральном законе, в услугах, связанных с осуществлением банковских операций (за исключением межбанковских расчетов, которые производятся в процессе осуществления Банком России функции организации денежного обращения).

Выполняя функции организации, осуществляющей банковское обслуживание, Банк России ограничен кругом субъектов, которых он может обслуживать, и объемом банковских операций, которые он вправе осуществлять (ст. 22, 47, 48 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»).

По общему правилу, Банк России не вправе осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на проведение банковских операций, т. е. не являющимися кредитными организациями, а также с физическими лицами (п. 1 ст. 48 Федерального закона). В ст. 45 Федерального закона определено, что Банк России может осуществлять предусмотренные законом операции с российскими и иностранными кредитными организациями и Правительством РФ.

Однако из упомянутого общего правила имеются существенные исключения, касающиеся круга обслуживаемых Банком России лиц. Так, Федеральным законом предусмотрено, что Банк России осуществляет банковские операции по обслуживанию (ст. 47 и 86):

— представительных и исполнительных органов государственной власти;

— органов местного самоуправления, их учреждений и организаций;

— государственных внебюджетных фондов;

— воинских частей;

— военнослужащих, служащих Банка России;

— иных лиц, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами.

В телеграмме Банка России от 30 декабря 1994 г. № 226-94 Банк России признал недопустимым осуществление кредитно-расчетного обслуживания предприятий и организаций ГРКЦ и РКЦ главных территориальных управлений (национальных банков) Банка России операционными подразделениями Банка России. В связи с этим Банком России было предписано до 15 марта 1995 г. передать все предприятия и организации на обслуживание коммерческим банкам того региона, где эти предприятия функционируют, за исключением: предприятий и организаций Минобороны России, МВД России, ФСБ России, других предприятий и организаций в случаях, когда по месту их нахождения отсутствуют коммерческие банки, счета федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местного самоуправления, бюджетных учреждений и организаций, государственных внебюджетных фондов.

Правоотношения между Банком России, его учреждениями и лицами, указанными в ст. 47, 86 Федерального закона, в процессе их банковского обслуживания несколько отличаются от правоотношений, возникающих при банковском обслуживании юридических и физических лиц кредитными организациями. Так, по общему правилу, юридические и физические лица вправе самостоятельно решать вопрос о выборе кредитной организации для заключения с ней договора банковского счета (вклада). В случаях же, предусмотренных Федеральным законом (ст. 47), содержание правовых норм, регулирующих осуществление Банком России функции банковского обслуживания, недостаточно последовательно. Согласно ст. 47 Федерального закона Банк России может осуществлять банковские операции по обслуживанию указанных в федеральном законодательстве лиц, т. е. подчеркивается право Банка России решать вопрос о принятии на обслуживание указанных в Федеральном законе лиц по своему усмотрению и в зависимости от желания этих лиц. Другая статья этого же Федерального закона (ст. 86) определяет конкретные учреждения Банка России (полевые учреждения), предназначение которых состоит в непосредственном банковском обслуживании воинских частей, организаций Минобороны России, иных государственных органов и организаций, обеспечивающих безопасность РФ, а также физических лиц, принятых на обслуживание Банком России. Таким образом, в Федеральном законе предусмотрена не обязательность, а возможность банковского обслуживания лиц, перечисленных в ст. 47 и 86 Федерального закона в соответствии с действующим федеральным законодательством, в том числе ГК РФ.

Вместе с тем Указами Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 726 и от 25 ноября 1996 г. № 1592 установлено, что банковское обслуживание юридических и физических лиц, перечисленных в ст. 47 и 86 Федерального закона, в обязательном порядке осуществляется учреждениями Банка России либо, при их отсутствии на соответствующих территориях, Сбербанком России. Поэтому принятие их на банковское обслуживание Банком России носит не столько договорной, сколько общеобязательный, государственно-властный характер. Однако юридическая природа банковского счета (вклада), открытого в Банке России, от этого не изменяет своего гражданско-правового характера и требует заключения соответствующего договора.

Деятельность Банка России при банковском обслуживании клиентов схожа с деятельностью кредитных организаций. Поэтому при банковском обслуживании клиентов Банку России должны быть предоставлены права и обязанности, а также возложена ответственность, аналогичные имеющимся у кредитных организаций. Однако прямое указание на эти обстоятельства в действующем банковском и гражданском законодательстве отсутствует.

В Федеральном законе перечислены виды банковских операций, осуществляемых Банком России для достижения целей, определенных ему законом. Так, Банк России может: 1) предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено Федеральным законом о федеральном бюджете; 2) покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя, имеющие, как правило, товарное происхождение, со сроками погашения не более шести месяцев; 3) покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке; 4) покупать и продавать облигации, депозитные сертификаты и иные ценные бумаги со сроками погашения не более одного года; 5) покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями; 6) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей; 7) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и иные ценности; 8) выдавать гарантии и поручительства; 9) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками; 10) открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории РФ и иностранных государств; 11) выставлять чеки и векселя в любой валюте; 12) осуществлять другие банковские операции от своего имени, если это не запрещено законом (ст. 45 Федерального закона). Приведенный перечень банковских операций не является исчерпывающим, и это не случайно. Банк России вправе осуществлять приведенные выше банковские операции с российскими и иностранными кредитными организациями и Правительство РФ. Но помимо правительства и кредитных организаций Банк России осуществляет банковское обслуживание юридических и физических лиц. При этом клиенты Банка России, в отличие от клиентов коммерческих банков не имеют возможности самостоятельно выбирать удовлетворяющую их потребностям в банковских услугах кредитную организацию. Учитывая изложенные обстоятельства, в процессе банковского обслуживания своих клиентов Банк России обязан обеспечить их всеми видами банковских услуг, в которых эти клиенты нуждаются (за исключением тех, которые он согласно закону совершать не вправе).

Поэтому помимо банковских операций, указанных в ст. 45 Федерального закона, при обслуживании клиентов Банк России, может выполнять операции, закрепленные в ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». Например, Банк России может: привлекать денежные средства физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок) и размещать эти средства от своего имени и за свой счет; открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц; осуществлять расчеты по поручению физических и юридических лиц по их банковским счетам. Банк России вправе осуществлять инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц, куплю-продажу иностранной валюты в наличной и безналичной формах для своих клиентов, привлекать во вклады и размещать драгоценные металлы, а также выдавать банковские гарантии.

Для осуществления банковского обслуживания клиентов учреждениям Банка России от имени Банка России выдается генеральная доверенность с правом предоставлять клиентам кредиты, выдавать гарантии и осуществлять от имени Банка России все иные предусмотренные действующим законодательством полномочия. Например, предоставив своему клиенту кредит с условием использования его на определенные цели, Банк России, как и коммерческие банки, может контролировать его целевое использование, а клиент обязан обеспечить возможность осуществления Банком России такого контроля (ст. 814, п. 3 ст. 821 ГК РФ). Обнаружив в процессе такого контроля нецелевое использование кредита, Банк России вправе отказаться от дальнейшего кредитования клиента-заемщика.

Вместе с тем в федеральном законодательстве следовало бы особо оговорить недопустимость предоставления кредитов Банка России организациям, которые полностью финансируются из государственного бюджета и не получают в процессе своей деятельности прибыли. При предоставлении кредита подобным организациям у Банка России нет каких-либо гарантий его возвращения с соответствующими процентами. Дело в том, что бюджетное финансирование указанных организаций имеет целевой характер. Поэтому бюджетная организация-заемщик не имеет экономической и правовой основы для возвращения полученного кредита и процентов по нему. Использование выделенных ей на конкретные цели бюджетных денежных средств для погашения полученных кредитов и процентов по ним явилось бы грубым нарушением государственной финансовой дисциплины. Более того, предоставление Банком России кредитов организациям, состоящим на полном бюджетном финансировании, явилось бы скрытой формой финансирования бюджетного дефицита и нарушением ст. 22 Федерального закона. Таким образом, кредитование Банком России юридических лиц, не являющихся кредитными организациями, возможно при условии, если они не финансируются полностью из государственного бюджета, получают в результате своей деятельности прибыль, имеют право самостоятельно, без согласия собственника распоряжаться этой прибылью и принадлежащим или закрепленным за ними имуществом.

Помимо перечисленных операций при обслуживании клиентов Банком России также могут выдаваться поручительства за третьих лиц, предусматривающие исполнение обязательств в денежной форме; приобретаться права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме и т. п. В то же время необходимо отметить, что как общие, так и частные проблемы, касающиеся реально существующих особенностей осуществления Банком России банковских операций в процессе банковского обслуживания клиентов, в действующем законодательстве урегулированы достаточно слабо. Поэтому порядок кредитования и осуществления Банком России иных банковских операций и сделок в процессе банковского обслуживания клиентов должен быть более тщательно урегулирован на законодательном уровне либо в нормативном акте Банка России.

При осуществлении банковских операций Банк России вправе взимать комиссионное вознаграждение, за исключением случаев, предусмотренных законом. Взимание комиссионного вознаграждения запрещается при осуществлении операций с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, а также при осуществлении операций по обслуживанию государственного долга и операций с золотовалютными резервами (ст. 23 Федерального закона). В связи с этим принятое Банком России решение о введении с 1 января 1998 г. платы за расчетные услуги, оказываемые Банком России кредитным организациям и другим клиентам Банка России[11], не должно вступать в противоречие с положениями, закрепленными в ст. 23 Федерального закона. Банком России определены случаи, когда плата за расчетные услуги не взимается. Так, плата за расчетные услуги не взимается по операциям с Банком России, связанным с перечислением средств в обязательные резервы, депозиты, с возвратом кредитов и уплатой процентов за кредиты, с получением (сдачей) наличных денежных средств. Банком России установлены и другие операции, при совершении которых плата за расчетные услуги с клиентов не взимается: 1) при перечислении кредитными организациями и другими клиентами Банка России налогов и иных обязательных платежей в бюджеты различных уровней и государственные внебюджетные фонды при условии, что перечисление средств осуществляется на счета указанных бюджетов и фондов, открытые в учреждениях Банка России; 2) при перечислении средств бюджетов различных уровней и государственных внебюджетных фондов при условии, что перечисление средств осуществляется со счетов указанных бюджетов и фондов, открытых в учреждениях Банка России; 3) при перечислении средств со счетов по учету средств бюджетов и внебюджетных средств, открытых в учреждениях Банка России, по поручениям учреждений и организаций, финансируемых из бюджетов различных уровней. Из приведенных положений следует, что освобождение от платы за расчетные услуги, оказываемые Банком России, его клиенты получают при одном существенном условии, предполагающем, что счета бюджетов различных уровней и государственных внебюджетных фондов открыты в учреждениях Банка России. Как представляется, указанное условие не противоречит ст. 23 Федерального закона, которая не связывает осуществление Банком России операций с бюджетами различных уровней и государственными внебюджетными фондами без взимания комиссионного вознаграждения с какими-либо условиями. Средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, по общему правилу, хранятся в Банке России (ч. 1 ст. 23 Федерального закона). Но указанные средства могут храниться и в других организациях, если это установлено федеральными законами (ст. 23 Федерального закона). Однако такую возможность указания Банка России от 24 февраля 1997 г. № 417 не учитывают. Кроме того, возложение на клиентов Банка России обязанности оплачивать расчетные услуги по операциям со средствами бюджетов различных уровней и государственных внебюджетных фондов в случаях, когда соответствующие средства хранятся вне Банка России не по вине клиентов, вряд ли допустимо. Клиенты Банка России не обязаны оплачивать за свой счет нарушения, допускаемые исполнительными органами государственной власти, которые обязаны обеспечить соблюдение установленного федеральным законодательством порядка хранения находящихся в их распоряжении средств бюджетов соответствующих уровней и внебюджетных фондов.

Основными формами банковского обслуживания Банком России юридических лиц в настоящее время являются открытие им банковских счетов, расчетное, кассовое и кредитное обслуживание.

Правовыми основаниями принятия на банковское обслуживание юридического лица являются нормы Федерального закона, предусматривающие их банковское обслуживание именно Банком России и его учреждениями, а также соответствующие гражданско-правовые договоры и дела по оформлению счета, ведущегося в кредитных организациях при открытии счета каждому клиенту (юридическое дело). Оформление документов, хранящихся в делах по оформлению счетов клиентов, осуществляется в соответствии с действующей Инструкцией Госбанка СССР от 30 октября 1986 г. № 28 «О расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях». Согласно Инструкции Госбанка СССР № 28 дело по оформлению счетов клиентов должно содержать следующие основные документы: заявление лица, копию учредительного документа, заверенного установленным порядком, или решение уполномоченного органа о создании юридического лица, карточку с образцами подписи и оттиском печати, справку о постановке на учет в налоговом органе (форма справки предусмотрена Письмом Госналогслужбы РФ, Минфина РФ и Банка России от 13 августа 1994 г. № ВГ-4-13/94н, 104, 104).

Форма и содержание юридического дела законодательством не определена. Однако в соответствии с Указом Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 1212 «О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения» Банку России предписано установить правило, исключающее возможность осуществления банковских операций по всем видам вновь открываемых счетов до формирования юридического дела клиента и регистрации счета в налоговом органе. Поэтому наличие указанных обстоятельств является фактическим основанием принятия Банком России клиентов на банковское обслуживание.

Осуществляя банковские операции и другие сделки, Банк России не нуждается в получении какой-либо лицензии, руководствуется федеральными законами, а также установленными им же для кредитных организаций правилами осуществления банковских операций. Вместе с тем по сравнению с кредитными организациями Банк России не вправе осуществлять некоторые банковские операции. Так, он не вправе предоставлять кредиты для финансирования бюджетного дефицита РФ (Правительству РФ) и на финансирование дефицитов бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов; покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении. Банку России запрещается также приобретать доли (акции) кредитных и иных организаций, кроме случаев, когда они обеспечивают деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих или являются международными организациями, занимающимися развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах (ст. 7, 22 Федерального закона). Другие исключения из этого правила могут быть установлены федеральными законами.

С 1 января 1996 г. Банк России согласно ст. 7 Федерального закона не может участвовать в капиталах российских кредитных организаций, а также в капиталах иных организаций, если они не обеспечивают деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих, если иное не установлено законом. Но в отношении Сбербанка России и Внешторгбанка России действие упомянутого ограничения отсрочено до 1 января 2000 г. (ст. 1 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в статью 5 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» от 4 января 1996 г.).

Банк России не может осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России, его предприятий, учреждений и организаций. Банку России запрещено заниматься торговой и производственной деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом. Кроме того, Банку России запрещено пролонгировать предоставленные кредиты, если иное не предусмотрено решением Совета директоров Банка России (ст. 48 Федерального закона).

Основную работу по банковскому обслуживанию клиентов Банка России осуществляют главные управления, национальные банки, полевые учреждения, расчетно-кассовые центры и операционные управления при Банке России. Так, например, Банком России на РКЦ возложено осуществление расчетно-кассового обслуживания представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций, счетов бюджетов всех уровней и органов федерального казначейства Минфина России, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, а также обслуживание иных лиц, не являющихся кредитными организациями, в случаях, предусмотренных федеральными законами, и в регионах, где отсутствуют кредитные организации (ст. 6.6 Типового положения 1996 г.). В пределах возложенных на них функциональных задач РКЦ осуществляет следующие операции: открытие, переоформление и закрытие счетов юридическим и физическим лицам, списание (зачисление) средств со счетов (на счета) юридических и физических лиц, прием и выдачу наличных денег. Кроме того, РКЦ Банка России контролируют соблюдение юридическими и физическими лицами правил и сроков совершения расчетных операций, осуществление платежей в пределах средств, имеющихся на счетах.

Помимо РКЦ банковское обслуживание юридических лиц в установленных законом или Банком России случаях осуществляют также операционные управления, Центральное операционное управление при Банке России и полевые учреждения Банка России.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных