Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 5 страница




В этнографии накоплен огромный эмпирический материал, касающийся тех или иных жертвоприношений у различных народов. К тому же, этот эмпирический материал постоянно пополняется. Но современные философия и культурология уделяют не слишком много внимания осмыслению эмпирии. Пожалуй, единственный современный исследователь, сделавший жертвоприношение главным предметом анализа — это работающий в США французский философ Рене Жирар (род. в 1923 г.). Именно к его идеям восходят многие из положений настоящего раздела лекции. Но Жирар создал также учение о так называемом "жертвенном кризисе", т.е. ситуации, в


 


которой "терапевтический" эффект жертвоприношения утрачивается. На этой основе Жирар развивает и свою концепцию сакрального, которая, правда, во многом близка некоторым идеям З.Фрейда.

Итак, теперь, когда мы уделили достаточное внимание содержательной стороне дела, мы можем обратиться к некоторой схеме, изображающей начальные этапы человеческой истории. Здесь очень удобной будет классификация по характеру материальной культуры. Тогда можно выделить следующие этапы:

Каменный век

а) палеолит (до 10 тыс. лет до н. э.). В это время появляются
орудия из камня, дерева и кости, люди впервые овладевают огнем,
хотя еще и не умеют добывать его. Основными видами деятельности
являются охота и собирательство, позднее — рыболовство;

б) мезолит (10—5 тыс. лет до н. э.). В это время происходит
значительное сокращение численности человечества из-за его
вымирания, которое было вызвано уменьшением численности
животных в качестве объектов охоты. Данный период характеризуется
также появлением лука, стрел и приручением собаки;

в) неолит (9—5 тыс. лет до н. э.). Переход к оседлому образу
жизни, земледелию и скотоводству, изобретение различных способов
добывания огня, начало изготовления предметов потребления.

Последний период называют (вслед за английским археологом Гордоном Чайлдом (1892—1957)) "неолитической революцией". Это была и в самом деле революция, поскольку именно тогда произошли качественные изменения в экономике, по степени воздействия сравнимые только с промышленной революцией XVIII—ХГХ вв. в Западной Европе. Это был переход от присваивающего к производящему хозяйству. Рассмотрим эти процессы подробнее.

Как мы видели, члены рода в качестве первой формы человеческой общности — это бродячие, кочевые охотники и собиратели, не знающие ни единой территории, ни постоянного поселения. Только с многими оговорками можно утверждать, что они были заняты систематическим трудом. Род — ограниченная форма человеческой общности, и он способен подняться лишь над крошечным участком пространства ("территории") и времени. Так, во времени род обычно способен учесть не более семи поколений (три в прошлом и три — в будущем). Род постоянно теряет


несогласных, исчезающих в джунглях, примыкающих к другим родам или создающих свои роды. Но и сам по себе род не может быть многочисленным.

Еще одной особенностью, свидетельствующей об ограниченности рода в качестве формы общности, является то, что он не создает возможностей для более или менее структурированного разделения труда. Разделение труда внутри рода не выходит за пределы самого необходимого — установления мира между полами и возрастами (поколениями). Практически всех род превращает в воинов. В роду господствует военное и сословное "право", и внутри рода царит равенство, делающее невозможным развитие разделения труда. Главное препятствие на пути модернизации рода — это сам принцип его построения —равенство перед лицом умершего предка (культурного героя). Поэтому всякий непослушный должен был быть принесен в жертву духу предка. Но непослушный — это тот, кто не принадлежит к роду, чужак. Мир внутри рода покупается ценой постоянной войны со всеми остальными родами, либо попыткой включить чужаков в "корпоративное" тело своего рода (этим объясняется такая характерная черта любого рода, как гостеприимство). Иными словами, род либо просто убивает чужака, либо пытается его "ассимилировать".

Неудовлетворенность внутренним порядком рода — это источник его разложения. Род "смотрит" в прошлое и требует от всех своих членов слепого подчинения этому прошлому, слепого повторения его архетипов. Всякое новшество и всякая инициатива наказуемы, всякий несогласный — потенциальная жертва. Эта жертва должна подкрепить дух рода в качестве объединяющей силы, т.е. "сплотить ряды" рода. Поэтому нанесение ущерба духу рода не прощается никому и никогда. Если, скажем, убивают одного члена рода, то это не убийство индивида, а нанесение ущерба именно духу рода в целом. Именно в этом заключена причина появления самого страшного продукта рода ~ кровной мести. Она буквально обескровливала род, делала его малочисленным, немощным и, в принципе, могла уничтожить полностью. В этой ситуации настоятельной становится потребность в новом типе мира между людьми. Все это было найдено на путях перехода к оседлости в процессе "неолитической революции". Для этого необходимо было выйти из структуры рода, из круговорота кровной мести, отказаться от почитания умерших предков и животных.

Кочевничество как определенный способ организации жизни включает в себя как собственно кочевые, так и полукочевые и


полуоседлые формы. "Чистые формы" кочевничества — это таборное кочевание с незамкнутым циклом и замкнутое циклическое кочевание по определенным маршрутам, не предполагающее, однако, постоянных жилищ. Полукочевые формы уже связаны с наличием постоянных жилищ в местах зимовок. Полуоседлые формы предполагают совершение только двух перекочевок (с зимников на летники и обратно), а также наличие и зимних, и летних поселений с постоянными жилищами.

В противоположность кочевничеству, оседлость означает проживание продолжительное время в поселениях. Оседлость не требует сезонного или круглосуточного перемещения людей. При переходе к оседлости происходит и переход от "присваивающего" к "производящему" типу хозяйства. Это был довольно длительный процесс, потребовавший, по оценкам ученых, около двух-трех тысячелетий.

Под "присваивающим" хозяйством понимают обычно такой тип хозяйственной деятельности, в которой преобладающее значение имеют охота, собирательство и отчасти рыболовство. Именно такой тип хозяйствования лучше всего соответствует консервативной и инертной структуре первобытной родовой общины. В этот период человек практически ничего не производил и жил исключительно

тем, что добывал.

"Производящее" хозяйство, возникшее при переходе к оседлости, основывается не на пассивном "добывании", а именно на производстве, основными элементами которого являются земледелие и скотоводство. Переход к "производящему" хозяйству был, вероятнее всего, полицентрическим, т.е. происходил практически одновременно во многих местах. По мнению археологов, этими процессами была охвачена огромная территория — от Западного Ирана до Греции, включающая в себя некоторые области Ирака, Сирии, Ливана, Иордании, Израиля, Анатолийского плато в Турции. Естественно, это означало ослабление зависимости человека от природы и появление новых возможностей его развития.

Под земледелием обычно понимается совокупность определенных мероприятий, целью которых является повышение плодородия почвы. Сюда же относится использование различных орудий для обработки почвы, удобрение почвы, ее орошение либо, наоборот, осушение. Первые формы земледелия были связаны как с неорошаемым, так и орошаемым земледелием. Переход к земледелию был связан с фундаментальным открытием. Люди случайно обнаружили, что зерна дикорастущих пшеницы и ячменя,


 




опущенные в землю, дают новые колосья. Постепенно становилось также ясно, что для посева нужны самые лучшие семена. И, наконец, было открыто скрещивание разных видов зерна, которое приводит к появлению нового сорта. В сущности, за всеми этими открытиями стоял один смысл: человек начал постепенно осознавать, что он в состоянии не только пассивно приспосабливаться к природе, но и активно воздействовать на нее.

Вторым фундаментальным новшеством был переход к скотоводству, которое, как считается, вошло в жизнь почти одновременно с земледелием. Скотоводство — это содержание и разведение именно домашних животных. Следовательно, определенные виды животных сперва необходимо было сделать домашними (доместифицировать), что произошло в мезолите-неолите. Различные животные — козы, овцы, туры, буйвол, лошадь, собака, осел, верблюд, лама, северный олень и др. — были одомашнены в разных регионах и в разное время. Скотоводство регулярно давало мясо и молоко, тем самым существенно расширяя "ассортимент" питания. По-видимому, именно это постоянство в обеспечении продуктами питания сыграло свою роль при переходе от кочевничества к оседлости. Возникновение скотоводства повлияло на развитие права собственности. Первоначально скот отождествлялся с его хозяином, и его нельзя было наследовать. На могиле умершего не только ломали его личные вещи, но и убивали принадлежавший ему при жизни скот. Лишь по прошествии долгого времени скот начал наследоваться. Более того, именно скот начал отождествляться с богатством (интересно, что во многих языках слова "деньги" и "скот" либо происходят от одной основы, либо просто совпадают). Отсюда же и огромная роль образов животных в мифологии практически всех народов.

Переход к оседлости, земледелию и скотоводству был настоящим качественным скачком в истории человечества. Так, земледельческий труд имеет циклический характер, обусловленный сменой времен года. Это создает предпосылки для прогрессирующего разделения труда и, следовательно, повышения общественного благосостояния. Изменяются и жилищные условия. На смену землянкам и хижинам приходят глинобитные и каркасные жилища. Не менее существенным оказывается и прогресс в интеллектуальной сфере. Прежде всего, потребовалось совершенствование техники счета времени, ибо земледельцу нужно предвидеть время сева и время уборки урожая. А это наложило отпечаток на весь образ жизни, сделав его более организованным. Скотоводство еще сильнее


привязало человека к определенному месту проживания. А это, в свою очередь, создало предпосылки для появления понятия о "территории", представление о которой нельзя обнаружить у кочевых охотников и собирателей.

В духовной жизни новые процессы вызвали появление различных культов плодородия и, соответственно, культов женской плодовитости, способной породить новую жизнь. Повсеместно распространяются культы Богини-матери, статуэтки которой, находимые археологами, уже довольно выразительны. Сложные символические отношения связывают женскую сексуальность с лунными циклами. Мужчины могли претендовать на такую же, как у женщин, способность порождать новое лишь Тогда, когда они смогли производить новые предметы потребления. Одновременно появляются и мифы, которые следует признать мифами об умирающем и воскресающем боге, что соответствует соотношению жизни и смерти в живой природе. Человечество переходило на новый этап своего развития.

 


 




Тема 3. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КУЛЬТУР ДРЕВНЕГО

ВОСТОКА

План:

/. Древний Восток как культурная целостность.

2. Основные этапы истории Древнего Египта.

3. Культура Древнего Египта: обзор.

4. Основные этапы истории Древнего Китая.

5. Культура Древнего Китая.

6. Основные этапы истории Древней Индии.

7. Культура Древней Индии: обзор.

8. Древнеегипетская культура как типичная культура "территориального царства ".

9. Осирис, Исида, Сет, Гор: основной миф Древнего Египта.

 

10. Реформы фараона Эхнатона и начало древнеегипетской культуры.

11. Древние евреи: становление культурной целостности.

12 Радикальный монотеизм и качественное своеобразие древнееврейской культуры.

13. Израиль и проблема единства человечества.

Древним Востоком обычно называется совокупность культур, расположенных на восток и юго-восток от греко-римского мира. Разумеется, сам этот термин является весьма условным, поскольку граница между греко-римским миром и древневосточными культурами никогда не была резкой. С одной стороны, восточные народы иногда проникали далеко на запад. С другой стороны, древние греки, проводя активную колонизацию, проникали далеко на восток. Кроме того, граница между "Востоком" и "Западом" в разные исторические эпохи проводилась по-разному, и ее расположение в процессе исторического рассмотрения следует каждый раз уточнять.

Древний Восток как культурная целостность включает в свой состав культуры Южной Азии и Северной Африки, а также Индию и Китай. Ряд авторитетных исследователей считает, что древние культуры Южной Америки, культуры майя, ацтеков^ инков, хотя в чисто географическом смысле они и не являются "Востоком", типологически также должны быть отнесены к древневосточной цивилизации. Представляется, что такая точка зрения не лишена оснований, поскольку типологическое сходство действительно очень велико.


Значение Древнего Востока в истории общечеловеческой культуры огромно. Именно на Востоке происходит разложение первобытнообщинного строя и происходит переход к оседлости. Здесь появляются первые государства, частная собственность, первые системы письменности, создаются условия для разделения труда и появления социальных классов. Все культуры Древнего Востока прошли длительную эволюцию, исходной точкой которой был первобытнообщинный строй. Поэтому изучение истории древневосточной культуры позволит выявить важные моменты цивилизационного процесса.

В литературе можно встретить разные термины для обозначения культуры Древнего Востока. Известный немецкий'философ XIX в. Г.В.Ф.Гегель предпочитал пользоваться термином "восточная деспотия", подразумевая, прежде всего, структуру политической власти на Древнем Востоке. Исследователи, придерживающиеся марксистской методологии, говорят о Древнем Востоке как о раннем рабовладельческом обществе, имея в виду экономическую структуру. В тех работах, в которых предпринимается попытка выявить специфику древневосточной культуры в целом, можно встретить самые различные термины для обозначения этой специфики.

Так, в известной книге западного ученого Карла Витфогеля (1896—?) "Восточный деспотизм" вводится не слишком изящно звучащий по-русски термин "гидравлические общества" (может быть, лучше было бы перевести: "гидротехнические общества", что, впрочем, по-русски звучит тоже не слишком выразительно). Витфогель пишет: "Примитивный человек знал регионы, испытывающие недостатки воды, с незапамятных времен, но поскольку он зависел от собирательства, охоты и рыболовства, он мало нуждался в регулировании водных ресурсов. Лишь после того, как он научился использовать процессы воспроизводства растительной жизни, он начал принимать во внимание возможности земледелия на сухих участках земли, обладающих, однако, источником воды, количество которой было больше, чем в кратковременном дожде. Лишь тогда он начал манипулировать заново открытыми свойствами старого окружения посредством хозяйствования на слабо орошаемых землях (поливное земледелие) и (или) регулярно орошаемых и управляемых государством землях (орошаемое земледелие). Лишь тогда возникла возможность появления деспотических структур правления и общества" (ШЩо%е1. 1957. Р.12). Таким образом, Витфогель справедливо обращает внимание на роль рек и орошения в становлении древневосточной


 




культуры. И в самом деле, это — "культура речных долин", или "речная" цивилизация.

В ряде других западных работ, посвященных исследованию древневосточной культуры, можно встретить такие термины, как "территориальное царство", "храмовое государство", "космические империи". В этих терминах подчеркивается роль оседлости и территории в этом типе культуры, значение храмов и астрологических сведений для их становления. Действительно, как мы увидим, все это весьма существенные элементы данного типа культуры, без учета которых ее суть остается понятой не до конца.

Еще раз повторим, что главной особенностью большинства культур Древнего Востока является то, что основная часть их территории — это долины крупных, полноводных рек. Это, в сущности, заболоченная почва, т.е. те природные условия, которые совершенно не подходили для первобытной родовой общины в качестве первой формы человеческой общности. Тем не менее, как мы увидим чуть позже, именно эти неблагоприятные природные условия стали основой принципиально иного, по сравнению с культурой родовой общины, типа культуры. Чтобы не быть голословными, рассмотрим в качестве иллюстрации один из древнейших образцов этого нового типа культуры. У историков существует даже такая крылатая фраза: "История начинается в Шумере" (так называется и известная книга).

Одна из ранних и наиболее характерных форм древневосточной культуры представлена шумеро-вавилонской культурой. Она сложилась в районе двух рек — Тигра и Евфрата. Южная часть Месопотамии (Двуречье в узком смысле этого слова) образовалась постепенно в результате того, что наносы Тигра и Евфрата медленно, но верно заполняли Персидский залив. Формирующаяся болотная равнина вытеснила на юг морские воды. В палеолите это было сплошное болото, над которым, по всей вероятности, носились целые тучи комаров и москитов. Первобытные родовые общины избегали этих мест, что доказывается отсутствием находок в этих местах орудий времен палеолита.

Культура, созданная в бассейне Тигра и Евфрата, была результатом взаимодействия и сотрудничества многих народов. Население двуречья не было однородным, поскольку страна заселялась с двух сторон. С востока к берегам Тигра и Евфрата пришли шумеры — этническая группа, язык которой ученые до сих пор не могут отнести к какой-либо языковой семье. С запада и северо-запада двигались семитские племена. Первая волна этих


переселенцев в дальнейшем получила название аккадцев (по названию города Аккад). Язык их, получивший название аккадского, был близок древнееврейскому и арабскому. Переход от родовой организации к государству в рассматриваемой культуре продолжался примерно с середины V тысячелетия до н. э. до середины III тысячелетия до н. э. Возникают первые города, которые вступают между собой в ожесточенную и непримиримую борьбу. Первые формы государственности и возникают в результате этой борьбы. Особо возвышается город Вавилон (точнее, Бабили — "врата бога"), расположенный на левом берегу Евфрата, несколько южнее современного Багдада.

В развитии культуры пальма первенства очень часто принадлежала шумерам. Но весьма ощутимый вклад внесли и семитские народы, прежде всего, аккадцы. С возвышением Вавилона эта культура получила общее название "вавилонской". Из истории известно, что шумеры в Двуречье ассимилировались и в конце концов утратили свой язык. Однако их культурное наследие оказало огромное воздействие на семитские народы. Поэтому правильнее говорить не о вавилонской, а о шумеро-вавилонской культуре.

В шумеро-вавилонской культуре мы находим все характерные черты древневосточной культуры вообще. Это, прежде всего, иероглифическая письменность. Внешний вид знаков со временем упрощался, и постепенно они превратились в довольно схематичные и абстрактные значки. Основным материалом для письма служила мягкая глина, которой придавали самую различную форму, — пластин, призм, шаров и тд. В результате того, что писец, выдавливая схематический значок, невольно ослаблял нажим руки, прямая линия превращалась в клин. Отсюда и название этой письменности —

клинопись.

Далее, характерной чертой шумеро-вавилонской культуры было строительство особых, ранее не известных культовых сооружений — храмов. Стены храмов были исписаны иероглифическими знаками, сами они были ориентированы по сторонам света. Строительным материалом для храмов служила преимущественно глина.

Еще одной характерной чертой было развитие и особая роль астрономических знаний. Правда, это была скорее не астрономия, а астрология, которая вообще играла огромную роль в древневосточной культуре. Фундаментальное значение в этой культуре играет вера в воздействие небесных светил на судьбу народа в целом (индивидуальные гороскопы появляются значительно позже и являются признаком упадка). В шумеро-вавилонской культуре


 




предсказывались солнечные и лунные затмения, был создан солнечно-лунный календарь. Была развита и математика, основывавшаяся на шестидесятиричной системе счисления.

Одной из древнейших считается и шумеро-вавилонская мифология, содержащая уже такие "бродячие" мифологические сюжеты, как миф о сотворении мира, о потопе. Появляется и характерный земледельческий миф об умирающем и воскресающем боге.

Типологически схожие черты мы находим также в культуре Ассирии, культуре хеттов, Сирии, Палестины, Финикии. Это позволяет пока отвлечься от рассмотрения различных черт конкретных культур и обратиться к выявлению их типологических характеристик. В литературе обычно выделяют следующие типологические характеристики:

1. Исходный пункт культуры Древнего Востока — первобытно­общинный строй. На ранних этапах развития древневосточной культуры человеческая деятельность основывалась на использовании камня, меди и бронзы. Революционные изменения происходят с открытием и внедрением в практическую деятельность железа.

2. "Территорией" древневосточных культур в подавляющем числе случаев были поймы крупных рек, речные долины (исключением являются, пожалуй, лишь хетты, что, впрочем, требует дополнительного рассмотрения). Суть главного открытия древневосточной культуры как целого состоит в "превращении нужды в добродетель", поскольку земля, не пригодная для жизни родовых общин, превращается в "территорию", в место постоянного обитания.

3. Основой хозяйственной деятельности являются
ирригационные работы при государственной собственности на землю
и на оросительные сооружения (иногда дополняемой царско-
храмовой собственностью).

4. Огромная роль в древневосточной культуре принадлежала астрономическим знаниям, которые тесно переплетались и были практически неотделимы от астрологии. Система храмов и жречество были включены в систему астрономических представлений, выполняя консолидирующую и регулятивную функции.

5. Общество было сословным (а в отдельных случаях — кастовым). Сословная структура общества была связана с развитым разделением труда.

6. Основным занятием людей было сельское хозяйство, но определяющая и руководящая роль во всех областях принадлежала


городу. Более того, первая форма городского поселения — ориентированная и измеренная земля, обнесенная крепостной стеной, — является характернейшим продуктом древневосточной

культуры.

7. Само государство имело в качестве территории
ориентированную и измеренную землю, т.е. существовало в виде
"территориального царства".

8. Характер власти был деспотическим, предполагавшим жесткую централизацию власти и ее сакрализацию. Правитель (фараон, император) считался находящимся в таинственных отношениях со звездным небом, считался "сыном Неба" и лишь потому способным управлять "территорией" и проживающими на ней людьми. Главным мифологическим сюжетом при этом оказывается тема священного брака Земли и Неба.

9. Формирование государства сопровождалось развитием письменности, которая постепенно переходит от пиктографии к иероглифическому письму, обозначающему первоначально слова, а затем слоги и согласные звуки.

Разумеется, эти типологические характеристики требуют конкретизации, что побуждает нас к систематическому обзору накопленного фактического материала, касающегося истории культуры Древнего Востока. Сначала мы обратимся к рассмотрению основных черт культуры Древнего Египта.

Культура Древнего Египта является типичным образцом древневосточной культуры. Египетское государство возникло на северо-востоке Африки, в долине Нила. Поэтому далеко не случайно Египет очень часто называют "даром Нила". Название "Египет" происходит от древнегреческого "Айгуптос", что представляет собой искаженное греками название египетской столицы Мемфиса — Хет-ка-Птах ("крепость бога Птаха"). Сами египтяне называли свою страну "Черная земля" ("Та-Кемет") в противоположность неплодородной "Красной земле", т.е. пустыне.

Предками древних египтян были кочевые охотничьи племена, постоянно перемещавшиеся по степям и долине Нила за исключением болотистых местностей (и это очень важно). Постепенно первобытным охотникам стало недоставать добычи, и в поисках новых мест охоты они начали спускаться в долину Нила. Природные условия вообще сыграли очень важную роль для развития


 



6. Зак. 309


древнеегипетской цивилизации. Долина Нила составляла всего лишь около 3,5% территории Египта, но именно там проживало около 99,5% населения. Долина Нила была довольно узкой (от 4 до 20 км в ширину) и расширялась только на севере, образуя дельту, включавшую в себя множество рукавов. В сущности, Древний Египет был оазисом в долине Нила, окруженным знойными, сухими и бесплодными пустынями.

Принципиальной особенностью древнеегипетской цивилизации была ее тесная связь с природными циклами Нила. Дело в том, что в результате непрерывных тропических ливней и таяния снегов истоки Нила переполнялись и он ежегодно в июле разливался. Почти вся долина (т.е. собственно Египет) оказывалась под водой, за исключением разве что возвышенностей и искусственных насыпей. Через четыре месяца, к ноябрю, нильские воды спадают, оставляя после себя на полях плодородный слой ила. Таким образом, сухая и растрескавшаяся земля после разлива Нила становилась влажной и плодородной. Тогда наступал второй четырехмесячный период (ноябрь—февраль) — время посева. Цикл завершался третьим четырехмесячным периодом (март—июль) — время жатвы. В этот период господствовала нестерпимая жара, превращавшая землю в растрескавшуюся пустыню. Затем цикл повторялся, начинаясь с очередного разлива.

Считается, что население Древнего Египта относилось к хамитской ветви семито-хамитской группы. Их внешнему виду были присущи стройные пропорции, а кожа у них была темно-коричневой (женщины на древних рисунках выглядят более светлыми). Как и почти во всех культурах, население Древнего Египта не было однородным. С юга в Египет вливались кушиты (нубийцы), которых греки называли эфиопами, и которые, хотя и были родственны египтянам, имели более ярко выраженные негроидные черты. А с запада в Египет проникали представители берберской ветви семито-хамитской группы — ливийцы, обладавшие голубыми глазами и светлой кожей. Проникали в Египет также семитские азиатские народы и карликовые племена Центральной Африки. Однако все они вливались в состав основного населения и ассимилировались.

Постепенно на территории Египта сформировались два государства — Верхний Египет на юге в узкой долине Нила и Нижний Египет на севере в дельте Нила. Верхний Египет был более прочным и могущественным объединением, стремившимся к захвату северных областей. Наконец, царь Верхнего Египта Менее около 3000 г. до н. э. подчиняет себе Нижний Египет и основывает первую династию


объединенного государтсва. С этого момента, несмотря на отдельные сепаратистские выступления, Древний Египет существует как единое целое, а время правления первых двух династий называется Ранним

царством.

Само объединение двух частей страны приобрело, как мы увидим, религиозный и ритуальный смысл, а воспоминание о некогда раздельном существовании сохранилось в виде применения двух корон — Красной (Нижнего Египта) и Белой (Верхнего Египта) — и существования двух учреждений — Красного дома и Белого дома соответственно. Царь объединенного Египта стал называться "фараоном" (т.е. "большим домом"), что, естественно, указывало и на обитателя дома, и на его главную функцию — объединение земель. Фараон олицетворял собой абсолютную, всеобщую власть, считался живым воплощением божества и одновременно верховным жрецом. Именно Менее основал Мемфис, который сначала был крепостью на границе Верхнего и Нижнего Египта, а впоследствии стал столицей (в эпоху Древнего царства, около 2800—2250 гг. до н. э.). Первой столицей объединенного Египта был г. Абидос.

Вся обрабатываемая земля номинально находилась в собственности фараона, и он вступал в качестве символа ее единства. На самом же деле, в собственности фараона находилась лишь часть земли, остальную он раздавал своим родственникам и вельможам. Фараон управлял страной, опираясь на многочисленный и разветвленный бюрократический аппарат. Важно подчеркнуть, что чиновниками могли быть только грамотные люди, что и вызвало к жизни авторитетное сословие писцов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных