Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 12 страница




Именно поэтому только в древнееврейской культуре была подготовлена почва для идеи воплощения Слова — фундаментальной идеи христианства. А христианство усиливает и делает более общим замысел единого человечества. Однако христианство не могло возникнуть непосредственно из иудаизма. Необходим был еще один компонент — древнегреческая культура. Древнегреческая культура представляет собой особый тип, не сводящийся ни к одной культуре, рассмотренной ранее. Выявить специфику Древней Греции в типологии культуры — значит понять истоки и многих современных проблем.


 



 



Тема 4. ИСТОКИ И СВОЕОБРАЗИЕ КУЛЬТУР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГО РИМА

План:

1. Основные этапы истории Древней Греции.

2. Культура Древней Греции: обзор.

3. Гомер и истоки древнегреческой культуры.

4. "Досуг" и особенности древнегреческого гуманизма.

5. Основные этапы истории Древнего Рима;

6. Культура Древнего Рима.

7. Древний Рим как место объединения различных культур.

Род, "территориальное царство", Израиль исчерпывают, казалось бы, те способы организации социального времени, которые можно себе представить. Первый тип культуры воспроизводит вечно возвращающееся прошлое, второй — вечно возвращающееся настоящее, а третий, размыкая циклическое время, устремляет свои взоры в будущее. Тем не менее существует еще одна, до сих пор не рассмотренная возможность организации социального времени, которая реализовалась в культуре Древней Греции. Поэтому древнегреческая культура не относится ни к одному из рассмотренных ранее культурно-исторических типов и требует отдельного исследования.

Культуру Древней Греции и Древнего Рима еще называют античной. Иногда этот термин понимается более узко и относится только к древнегреческой культуре. Такое использование термина имеет под собой достаточно веские основания, поскольку древние римляне во многом лишь подражали греческим образцам, хотя, разумеется, внесли и немало своего. Далеко не случайно Древняя Греция считается колыбелью европейской цивилизации. Как писал в связи с этим-Г.В.Ф. Гегель, "у греков мы сразу чувствуем себя дома, потому что мы находимся в сфере духа, и если национальное происхождение можно проследить далее, в Индии, то все-таки подлинного подъема и истинного возрождения духа следует искать прежде всего в Греции... Греция представляет нам отрадную картину юношеской свежести духовной жизни. Здесь содержанием воли и знания созревшего духа впервые становится он сам но таким образом, что государство, семья, право, религия являются в то же время целями индивидуальности, и она является индивидуальностью лишь благодаря этим целям" (Гегель. 1993. С.253).


Пожалуй, ни об одной другой культуре нельзя сказать, что она содержит в зародышевом состоянии основные (хотя и не все) элементы современной европейской цивилизации. О Древней Греции это можно утверждать с полным правом, поскольку многие достижения древнегреческой науки и искусства вызывают восхищение до сих пор и в определенном смысле оказываются непревзойденными образцами. Тем не менее до сих пор не утихают споры о причинах возникновения так называемого "греческого чуда". В этих спорах особо подчеркивается географическая структура Древней Греции.

Действительно, Греция представляет собой в основном гористую страну, наиболее высокая точка которой — гора "Олимп (2911 м). Тем не менее горы делят территорию на многочисленные равнины, впрочем, не слишком плодородные. Имеются некоторые полезные ископаемые — глина, мрамор, серебро, свинец, медь, железо. Южная часть Балканского полуострова омывается Средиземным морем. Между Балканским полуостровом и Малой Азией находится Эгейское море, названное по имени легендарного царя Эгея и соединяющееся с Мраморным морем, которое, в свою очередь, соединяется с Черным морем. Характерной особенностью Греции является очень большое количество населенных островов, что наложило отпечаток на всю древнегреческую культуру.

О населении Древней Греции нет достаточно достоверных данных. В" древнегреческих преданиях наиболее значительными племенами считаются пеласги, происхождение которых неясно. Древнейшее островное племя — критяне. В конце III тысячелетия до н. э. на юге Балканского полуострова появляются древнейшие греческие племена — ахейцы. В Средней Греции сохранились следы проживания там во II тысячелетии до н. э. другого греческого племени — ионийцев. К I тысячелетию до н. э. завершается складывание и расселение древнегреческих племен, которые, правда, очень долго говорили на многочисленных диалектах и не имели общего языка.

Следует подчеркнуть, что эта раздробленность Древней Греции в этническом, экономическом, политическом, культурном, языковом отношении была очень существенным фактором, на важность которого указывал, например, Г.В.Ф. Гегель. Он пишет: "Страна состоит из территории, которая очень расчленена, — из множества островов земли на материке, которая сама походит на острова... Вся Греция раздроблена на мелкие части, сношения между которыми облегчаются морем... Таков элементарный характер греческого духа,


 




благодаря которому исходным пунктом развития образованности являются самостоятельные индивидуальности, — такое состояние, при котором последние предоставлены самим себе, не соединены с самого начала в патриархальный естественный союз, а лишь объединены в иной сфере — общностью закона и духовных нравов. Ведь греческий народ главным образом только сделался тем, чем он бьи. При самобытности национального единства раздробленность, вообще чужеродность в самой себе является главным моментом..." (Гегель. 1993. С.255).

Отсутствие сплоченности в социальной сфере вполне соответствует географической раздробленности. У греков не было сплошной территории, их земля окружена морской водой, и протоки образуют подобие улиц. Поэтому древнегреческую культуру можно назвать очаговой, хотя такой она была далеко не сразу. В своем развитии она прошла целый ряд этапов.

Первой была так называемая крито-микенская эпоха (до XII в. до н. э.). На основании археологических данных можно утверждать, что юг Балканского поуострова стал местом обитания людей уже в эпоху палеолита. В начале неолита были заселены наиболее удобные для проживания острова, прежде всего о. Крит. Начало названной эпохи должно быть отнесено к III тысячелетию до н. э. Важно подчеркнуть, что на основании египетских источников можно сделать вывод о существовании связей между Древним Египтом и Критом. Формирование критской культуры свидетельствует о переходе от родовой организации к культурной целостности, построенной по типу "территориального царства". Появляется ориентированная и измеренная земля, дворцы, святилища, алтари и другие характерные элементы этого типа культуры. Царь, по всей видимости, был также верховным жрецом, что вполне соответствует древнеегипетскому образцу. Отличием критской культуры от древнеегипетской является отсутствие храмов, поскольку критяне довольствовались сравнительно небольшими святилищами. В религиозных представлениях обнаруживается явное преобладание культов плодородия (найдено большое количество изображений и статуэток Богини-матери). Почиталось и мужское божество, часто изображавшееся в вице быка, что также имеет параллели с Древним Египтом.

Около 1450 г. до н. э. более примитивные и воинственные, чем критяне, племена ахейцев вторглись на Крит и положили конец критской культуре. Но критская культура получает продолжение в


микенской культуре, т.е. культуре материковой Греции и островов Эгейского моря (название происходит от ее центра — Микены, т.е. крепости и города). Влияния критской культуры на ахейцев становятся ощутимыми в этой части Греции около 1700 г. до н. э. Появляются святилища и дворцы критского типа. Известны и связи Микен с Древним Египтом, который, несомненно, оказал сильное воздействие на молодую культуру. Но к XII в. до н. э. развитие микенской культуры пресеклось из-за вторжения новых греческих племен — дорийцев. Они были более воинственными и, что самое главное, имели уже железные, а не бронзовые мечи. Но вторжение дорийцев и вызванное им переселение других племен обусловили деградацию культуры Балканской Греции, которая все больше возвращалась к родовым отношениям.

Критская и микенская культуры были однотипными. Поэтому они даже объединяются, и речь идет о крито-микенской культуре. Это была оседлая культура, с преобладанием, как и во всякой оседлой культуре, земледелия и скотоводства. Но эта культура была довольно локальной, и элемент географической раздробленности, элемент чуждости, чужеродности не играл в процессе ее формирования и функционирования существенной роли. Падение ахейских государств и вторжение дорийцев привели к разрушению механизмов, обеспечивающих оседлость, и происходит возврат к более раннему типу межчеловеческих отношений — роду. Это и не могло быть "иначе, поскольку каждый последующий тип совместной жизни людей "надстраивается" над предыдущими, но существует, как и все, созданное людьми, лишь на гребне человеческого усилия. Когда это усилие ослабевает, на поверхность последовательно выходят более примитивные пласты культуры.

В результате уже к XI в. до н. э. греки жили изолированными общинами или своеобразными родовыми поселками. С этой исходной точки древнегреческая культура начинает все заново. Однако по сравнению с крито-микенской культурой здесь имелось существенное отличие. Оседлая крито-микенская культура существовала на островах и в немногих прибрежных районах, тогда как основная масса остального населения пребывала в системе родовых отношений и вела полукочевую или кочевую жизнь. Теперь же переход к новому этапу культуры происходит практически на всей территории Греции, которая (не будем забывать об этом) была географически раздробленной. Тем не менее всеобъемлющий характер формирования новой культуры на единой, хотя и не


 




сплошной, территории, в определенной мере предохранял от регрессивных процессов, от рецидивов возврата к роду.

XI — ГХ вв. до н. э. называют гомеровским или предполисным периодом, поскольку он связан с жизнью и деятельностью легендарного слепого певца Гомера и предшествует возникновению характернейшего элемента древнегреческой культуры — полисов (городов-государств). В этот период родовой строй начинает снова постепенно разлагаться. Начинает складываться и характерная древнегреческая религия, которую принято называть олимпийской. Древние греки считали, что их боги живут на заснеженной вершине горы Олимп, и во главе всех богов стоит бог грома и молнии Зевс.

VIII — VI вв. до н. э. в истории Древней Греции называются архаическим периодом. В этот период на ее территории вновь начинают возникать государства, представлявшие собой укрепленные поселки и получившие название полисов (городов-государств). Полис был объединением частных землевладельцев и различных ремесленников, которые признавались полноправными членами полиса и имели право на собственность. Члены полиса разделялись на социальные слои, причём свободным гражданам противостояли рабы. Возникновение полисов было непосредственно обусловлено дорийским вторжением. Перед лицом угрозы со стороны чужеземцев несколько родов объединялись в один, а земля разделялась между членами такого объединения. Власть военного вождя (басилея) при этом ограничивалась советом старейшин родов. Борьба за землю и власть привела родовую власть к поражению, в результате которого и возникает полис, существенно опиравшийся на институт рабства.

С некоторыми оговорками можно сказать, что полис был "территориальным царством" в миниатюре. Однако здесь было одно существенное отличие. "Территориальное царство" подчиняет себе прошлое и, наблюдая круговращение звезд, следует за вечным настоящим. Однако культуре, построенной по типу "территориального царства", неподвластно будущее. Более того, этот тип культуры боится будущего, стремится его предугадать, поскольку оно считается не зависящим от человеческих усилий, и люди не могут участвовать в его "сотворении". Будущее — это поворот "колеса фортуны", это нечто заранее предопределенное, но не известное людям. Содержание, которое несет с собой будущее, в принципе, известно (в циклическом времени не может быть ничего нового), нельзя узнать лишь последовательность встречи с этим заранее определенным содержанием.


Новое для культур типа "территориального царства" не может появиться из времени. Если оно приходит, то только из соседнего пространства. Однако точно так же, как род приносил в жертву всех несогласных, всех "инакомыслящих" на своих алтарях, "территориальное царство" искореняет все новое — и то, что "наросло" в процессе прохождения цикла (зона), и то, что приходит извне, из соседнего пространства. Главный канал сообщения с соседним пространством — это рынок, и именно рынок медленно, но верно разрывает круг изолированного существования царства. Это объясняет и ксенофобию "территориальных царств", и их безжалостную борьбу против рынка: ведь рынок для них взрывоопасен так же, как и Израиль.

Греческий полис радикально изменяет это враждебное отношение к рынку. Средоточием жизни города-государства становится именно рыночная площадь — агора, на которой для решения всех дел собирались члены полиса. Поэтому полису удается лучше справляться с опасностями, исходящими извне: он заранее ориентирован на непредсказуемое появление нового. В "территориальном царстве" рынок только терпели (и то далеко не всегда), и в итоге александрийский рынок взорвал Древний Египет. В греческом полисе случайность и новизна становятся привычными.

Размеры городов-государств были весьма различными. Некоторые государственные образования охватывали несколько полисов. Основой гражданства была принадлежность к семье, фратрии (греч. — братство, т.е. союз нескольких родов) и филе (союз нескольких фратрий). Центром государства был главный город. В перенаселенных полисах люди, естественно, искали лучших условий, и это вызывало волны колонизации.

V — IV вв. до н. э. в истории Древней Греции называются классическим периодом. В это время происходит бурное развитие греческой экономики, основой которой был труд рабов. Тогда же высшего расцвета достигает древнегреческая культура, и многие ее достижения начинают считаться образцовыми.

И, наконец, Г/ в. до н. э. — I в. н. э. в истории Древней Греции называется эллинистическим периодом. Это было время распространения греческой культуры за пределами самой Греции. В эллинистических городах господствующий класс состоял преимущественно из греков. Естественно, что они определяли и облик культуры. Тем не менее постепенно начинает ощущаться кризис полисной системы, и возникают относительно прочные и жизнеспособные государства.


 



П.Зак. 309



Таким образом, резюмируя, мы можем выделить следующие этапы истории Древней Греции:

1. III тыс.—XII в. до н. э. Крито-микенский триод.

2. XI—IX ев, до н. э. Гомеровский, или предполисный

период.

3. VIII—VI вв. до н. э. Архаический период.

4. У—Щ вв.до н. э. Классический период.

5. IVв.до н. э.—1в. н. э. Эллинистический период.

Что касается культурных особенностей каждого периода, то гомеровский, или предполисный, период иногда называют мифологическим, поскольку именно тогда сформировались основные мифологические представления древних греков. VI—V вв. до н. э. иногда называют космологическим периодом, поскольку в этот период все бытие начинает рассматриваться с точки зрения прекрасно организованного, совершенного тела. V в. по праву характеризуют как антропологический период на том основании, что происходит поворот от исследования бытия в целом к исследованию человека. И, наконец, V—начало IV в. до н. э. в литературе именуются эйдологическим периодом в связи с появлением и утверждением учения Платона и Аристотеля об идеях (эйдосах).

Главной особенностью грека как гражданина полиса следует признать, видимо, ощущение собственной индивидуальности и свободы. Многие исследователи и здесь видят влияние географических условий Древней Греции, ее "пространства", не содержащего ничего бескрайнего и ограниченного, кроме разве что голубого небосвода над головой. Все имеет четкие контуры, все ясно очерчено, все конечно. Очень хорошо сказал об этом известный немецкий историк О.Шпенглер (1880—1936), подчеркнув, что "...античность с внутренней необходимостью постепенно стала культурой малого... Что далеко, что невидимо, того и нет. Греки и римляне приносили жертвы богам той местности, где они находились; все остальное ускользало от их кругозора. Подобно тому, как в греческом языке нет слова для обозначения пространства, — равным образом у греков отсутствовало наше чувство ландшафта, чувство горизонтов, видов, дали, облаков, а также понятие отечества, распространяющееся на большое пространство и охватывающее большую нацию. Родина для античного человека это только то, что


он может обозреть с высоты кремля своего родного города. То, что лежит по ту сторону оптической границы этого политического атома, было чужим, даже враждебным. Здесь уже начинается страх античного существования, и этим объясняется ужасающая жестокость, с которой эти крошечные города уничтожали друг друга" (Шпенглер. 1993. С. 145).

И тем не менее, несмотря на изоляционистские тенденции, у греков возникла и сохранялась общность интересов. В этом же способе мировосприятия следует искать истоки одного из главнейших элементов древнегреческой культуры — агонистики, т.е принципа состязательности, честного и благородного противоборства отдельных личностей, социальных групп и полисов. При этом соревнование не было самоцелью, а средством достижения наилучшего результата при решении той или иной задачи. Наградой победителю должны были стать слава, уважение и почет. Даже политика превращается в состязание в красноречии. Но всякая состязательность предполагает свободу и равенство: состязание не может не быть свободной игрой сил, и соревноваться в полном смысле могут только равные. И лишь в условиях состязательности во всех сферах случайность и новизна перестают быть взрывоопасными.

Это нашло отображение и в древнегреческой мифологии. В ее развитии выделяют следующие главнейшие этапы — древнейший хтонический (греч. сМоп — земля), когда сформировались представления о "богах территории", или "богах страны", обеспечивающие переход к оседлости, и олимпийский (классический, героический). Разумеется, хтонические мифологические сюжеты имели своей целью не только обеспечение оседлого образа жизни, но и включали в свой состав разветвленную систему культов плодородия, характерных для всех культур, переходящих от кочевания к земледелию и скотоводству. Здесь мы находим все признаки соответствующих религиозных верований — анимизм, фетишизм, остатки тотемизма, зооморфизм и т.д. При этом анимизм у древних греков был связан с демонизмом, т.е. представлениями о злой или доброй силе, определяющей судьбу человека. Демоны безлики и безымянны, с ними невозможно общаться и к ним нельзя обращаться с просьбами. Демоны — это, так сказать, боги мгновения: они действуют неожиданно и внезапно, появляются неизвестно откуда и, совершив свое дело, тут же мгновенно и бесследно исчезают. Огромную роль в хтонической мифологии играет и образ Богини-матери.

В олимпийский период на авансцену выходят герои, которые


 



!!*



вступают в борьбу со страшилищами и чудищами, пугавшими людей своей непонятностью, безликостью и безымянностью. Демоны и мелкие боги исчезают, и им на смену приходит семья богов, живущая на Олимпе. Представления о богах становятся антропоморфными, причем антропоморфизм доходит до такого развития, что богам приписываются даже человеческие слабости и пороки. Если раньше природа представлялась страшной и пугающей, то теперь она предстает как умиротворенная, не представляющая для человека опасности.

Конкретизируя сказанное, эволюцию мифологических представлений древних греков можно описать следующим образом. В самом начале мир представлял собой Хаос (греч. — зияние), из которого выделилась богиня Земли Гея. От Геи произошел сын Уран — бог неба. Уран и Гея родили титана Кроноса и других титанов (мотив инцеста!), и Кронос в ожесточенной борьбе победил своего отца Урана. От Кроноса, в свою очередь, произошли боги Зевс, Гера, Посейдон, Деметра, Гестия, Аид, которые свергли титанов и стали управлять миром. Главным богом стал считаться Зевс, а его жена Гера почиталась как богиня неба и покровительница брака. Посейдон был богом моря, Деметра — богиней плодородия, земледелия и зерновых растений, Гестия — богиней домашнего очага, Аид — богом подземного мира. У Зевса было довольно много детей, которые также почитались как боги. Среди них Афина — богиня мудрости и справедливой войны, Аполлон — бог света и искусства, имевший и множество других функций, Гефест — бог-кузнец и др. Кроме того, почитались богиня любви и красоты Афродита и бог виноградарства и виноделия Дионис.

В целом число олимпийских богов было невелико, и считалось, что они живут одной семьей. Однако у каждого бога был свой золотой или медный дворец, построенный Гефестом. Время от времени Зевс собирал совет богов, но в итоге все решал сам, как это и подобает главе большой патриархальной семьи. Постепенно олимпийская мифология приобретает общегреческое значение и начинает оказывать воздействие на всю греческую культуру. Однако победив местные культы, она должна была включить в свой состав некоторые прочно укоренившиеся верования. В результате появляется некоторая путаница, пересечения мифологических сюжетов и ранее не известные прозвища богов.

Следует подчеркнуть, что все боги древнегреческой мифологии выполняют более или менее четко очерченные функции, имеют свое дело. Учредительство, обучение тому или иному виду деятельности


— их неотъемлемая черта. Однако греческие боги, будучи модификацией богов "территориального царства", оставались немыми. И все же, подлинно общегреческим установлением были оракулы. Дело в том, что греки строили богам храмы и создавали их статуи. При этом каждый храм "обслуживался" жрецом, назначавшимся по решению народного собрания. В храмах приносились'жертвы и прорицалось будущее. Некоторые храмы "специализировались" на прорицаниях — они-то и назывались оракулами. Особенной славой пользовался Дельфийский оракул, расположенный у подножия горы Парнас в Фокиде. Здесь среди гор было ущелье, откуда из-под земли шли испарения. Рядом с ущельем ставился треножник, на который усаживалась жрица, называвшаяся Пифией. Она вдыхала испарения и, одурманенная ими, приходила в бессознательное состояние. В этом состоянии транса она бормотала и выкрикивала маловразумительные слова и фразы, которые затем толковались жрецами. Об оракулах говорили, что они не открывают и не скрывают, а намекают. Так что прорицание могло быть понято по-разному. Но это был не императив, исходящий от грядущего Бога, а выведывание заранее определенного будущего, попытка заглянуть туда, относительно чего боги уже вынесли решение, не известное людям и даже скрытое от них.

Агонистический компонент древнегреческой культуры обнаруживается и в таком ее установлении, как игры, которые были дополнением общегреческих празднеств. Первоначально игры имели аристократический характер и обеспечивали религиозную санкцию физическим достоинствам человека — так называемым арете. Ни полусвободное население, ни тем более рабы и чужеземцы не имели права участвовать в играх. Особым авторитетом пользовались Олимпийские игры, посвященные богу Зевсу и проводившиеся один раз в четыре года. Важно, что на время игр прекращались все военные действия. Победители на играх получали венок из листьев маслины и пользовались всеобщим почетом. Впоследствии греки стали даже вести свое исчисление времени по Олимпийским играм. Согласно преданию, первая Олимпиада состоялась в 776 г. до н. э. Определенной популярностью пользовались также Пифийские игры в Дельфах, Истмийские в честь бога Посейдона и др. Как мы увидим, игровой элемент вообще играл в древнегреческой культуре очень важную роль, накладывая свой отпечаток и на философию, и на образование, и на мировоззрение в целом.

Важным завоеванием древнегреческой культуры была


 




фонетическая письменность. Вообще говоря, заслуга создания первой фонетической системы письма принадлежит финикийцам. Однако в финикийском алфавите не было букв для обозначения гласных звуков (имелись буквы только для согласных и полусогласных). Греки были первыми среди народов Европы, которые переняли финикийский алфавит. Кроме того, они существенно усовершенствовали его. Существует легенда о финикийском купце по имени Кадм, который однажды высадился на одном из греческих островов. Любопытно также, что греческое слово ЫЫох (книга), скорее всего, связано с названием крупнейшего торгового города Финикии — Библа. Более того, сначала греки, как и финикийцы, писали и читали справа налево и лишь затем изменили направление письма на противоположное.

Греки дополнительно ввели в финикийский алфавит семь букв для обозначения гласных звуков. В греческом письме имелось две разновидности — восточная и западная. Восточная разновидность послужила основой для современного греческого алфавита, византийского, готского и славянского письма. От западной разновидности пошли письмо этрусков, древних германцев, и именно она послужила основой латинского алфавита. Возник греческий алфавит приблизительно в XI в. до н. э.

Уже к VIII в. до н. э. относятся два шедевра древнегреческой литературы — "Илиада" и-"Одиссея" Гомера. Эти величественные поэмы возникли из более ранней эпической традиции. Песни о героических делах, о славных победах пели сами цари и воины, но постепенно на смену пению приходит рецитация, и появляются профессиональные сказители — аэды или рапсоды. Содержание поэм Гомера поистине универсально. Они повествуют не только об исторических событиях и человеческих характерах, но буквально обо всем на свете. Указания, которые дает Гомер, позволяют узнать все существенное о различных ремеслах, о земледелии, о судопроизводстве, о жизни царей, о мастерстве аэда и т.д. Кроме того, Гомер в своих поэмах дал образец древнегреческого литературного языка, на который опирались и писатели, и философы. В этот же период начинается развитие древнегреческой философии. Центром философской мысли становится малоазиатский город Милет, где последовательно жили три философа — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Они задавали вопрос о первоначале (архе) всего существующего, что указывает на отказ считать мир созданным богами. Фалес полагал, что все произошло из воды, Анаксимандр считал первоначалом некоторое "беспредельное" (апейрон), а


Анаксимен признавал в качестве "архе" воздух. Все они были не только философами, но и исследователями природы. Так, Фалесу приписывают некоторые открытия в области математики и астрономии.

В VI в. до н. э. в Сицилии жил Пифагор — человек, жизнь и деятельность которого больше напоминает легенду. Он создал подобие философской школы по типу тайного ордена. Главной заслугой Пифагора и его школы является философское осмысление числа и числовых закономерностей в окружающем мире. Правда, все это больше напоминает мистику чисел и тесно связано с мифологическими представлениями. Тем не менее, многие идеи Пифагора стимулировали развитие математики, которая постепенно отпочковывалась от религии и философии.

Огромную роль в развитии философии сыграла Элейская школа (по названию южно-италийского города Элея), деятельность которой приходится на конец VI—начало V в. до н. э. Наиболее крупный представитель этой школы, Парменид, впервые начал систематически пользоваться такими фундаментальными философскими категориями, как "бытие", "небытие", "сущее", "мышление". Он же сформулировал исходный для всей философской традиции принцип тождества мышления и бытшь По его мнению, между тем, что воспринимается чувствами, и тем, что постигается умом, лежит непроходимая пропасть. Реально и истинно, согласно его точке зрения, лишь то, что умопостигаемо, и это умопостигаемое непротиворечиво. Мир, воспринимаемый с помощью органов чувств, является множественным и противоречивым, а потому он — иллюзия, "мнение", а не истина. Следовательно, истинный мир должен быть, по Пармениду, единым и неподвижным. Живший примерно в то же время в г. Эфесе Гераклит предлагал противоположную точку зрения. Известны его изречения о вечной текучести и изменчивости всего существующего, а также о том, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды. У Гераклита в философский оборот вводятся категории "космос" и "логос", которые затем претерпели многие изменения смысла. Любопытно, что и у милетцев, и у элеатов, и у Гераклита господствуют представления о циклическом характере времени, что, по-видимому, можно истолковать как их тесную духовную связь с религиозными представлениями крито-микенской культуры.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных