Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Деятельность в духовных школах




12 июня 1885г. инока Антония рукоположили в иеродьякона, а уже 29 сентября – во иеромонаха. Иеромонах Антоний был оставлен в Санкт-Петербургской Духовной академии профессорским стипендиатом и назначен субинспектором. У отца Антония сразу же сложился взгляд на свои отношения к студентам как к братьям, а не подчиненным.

«Свою преподавательскую деятельность митрополит Антоний начал в Холмской Духовной семинарии»[7]. Здесь, в неполной семинарии, преобразованной из униатской, он преподавал гомилетику, литургику и церковное право с 1886 по 1887гг.

Вскоре ректором Петербургской академии стал архимандрит Антоний (Вадковский), он хорошо знал высокие качества иеромонаха Антония и позаботился о переводе его обратно в академию. В 1887-1889гг. он состоял в академии сначала исполняющим обязанности доцента, затем доцентом по кафедре Священного Писания Ветхого Завета, а с1889г. исполнял обязанности инспектора Духовной академии. Итогом работы в области библиистики стало сочинение иеромонаха Антония «Толкование на книгу пророка Михея» 1890г., раскрывающее мессианское значение книги. Двумя годами ранее, в 1888г. совет академии за расширенное кандидатское сочинение присвоил иеромонаху Антонию (Храповицкому) ученую степень магистра богословия. За годы работы в Петербургской академии вышла в свет статья «Правилен ли взгляд на церковную проповедь как только на передачу учения Церкви?». В этой статье он впервые сформулировал свое отношение к проповеди как средству пробуждения деятельного религиозного чувства. В 1888-1889гг. область преподавания отца Антония изменилась, он стал читать курс богословских наук.

Во время обучения и преподавания в столичной академии сформировались богословские взгляды будущего митрополита Антония. Петербургскую академию любил посещать святой праведный Иоанн Кронштадский, вероятно, общение со святым отцом Иоанном наложило свой благостный отпечаток в душе еще молодого пастыря Антония. Бесценный опыт Кронштадского праведника стал одной из основ курса пастырского богословия составленного митрополитом Антонием.

В 1890г. иеромонах Антоний (Храповицкий) был назначен ректором Санкт-Петербургской Духовной семинарии, возведен в сан архимандрита. А уже в 1891г. в возрасте 27 лет, что, конечно же, заслуживает уважения и восхищения, его назначают ректором Московской Духовной академии.

Период ректорства архимандрита Антония многое открывает нам о его личности, взглядах на Церковь, богословие, монашество и другое. Имея возможность, как ректор занять любую из академических кафедр, он выбрал пастырское богословие. Очевидно то, что отец Антоний считал первоочередной задачей духовной школы, в том числе высшей, подготовку просвещенных пастырей. Многие богословы, церковные деятели отметили особую роль архимандрита Антония (Храповицкого) в деле преобразования духовной школы. Здесь, в Московской академии «Антоний стал о Церкви учить не как о каком-то учреждении, не консисторски, не схоластически – формально, а живо провещал, или точнее, как гром прогремел о том, что Церковь – это жизнь в Духе Святом, в таинствах, что Церковь евхаристична, а Евхаристия церковна… Словом Антоний, 28-летний ректор вдохнул в омертвевшую от синодальной рутины и филаретовской опеки школу новую веру в примат Церкви… Вот именно казенщины, формализма, синодальщины, филаретовщины (в ее отрицательном аспекте) не было у молодого архимандрита Антония»[8]. Сегодня мы многое знаем о проблемах духовного образования в Российской империи и поэтому можем по достоинству оценить заслуги митрополита Антония в этой области.

За годы ректорства отец – архимандрит сформировался как церковный администратор. Был близок к студенчеству, авторитарно руководил профессорской корпорацией. Благодаря ему в 1892г. в Московской Духовной академии стал выходить журнал «Богословский вестник». Уже в это время, как богослов, он выступал с позиции нравственного раскрытия догматического учения Церкви. В этом журнале он опубликовал «свое лучшее произведение в этом направлении «Нравственная идея догмата Пресвятой Троицы» (речь на торжествах в честь 500-летия преподобного Сергия Радонежского)».[9]

В 1893 - 1894гг. архимандрит Антоний (Храповицкий) сблизился с инспектором Московской Духовной академии архимандритом Сергием (Страгородским), будущим Патриархом Московским и всея Руси. Важно будет отметить, что издать и защитить в качестве магистерской диссертации в 1895г. сочинение «Православное учение о спасении» архимандрита Сергия побудил архимандрит Антоний. Это сочинение он рассматривал как важнейшую веху в становлении самостоятельного православного богословия, не искаженного западным влиянием.

В годы ректорства в Московской Духовной академии отец Антоний познакомился со Л. Н. Толстым. В главах, посвященных анализу трудов митрополита Антония, подробно описана критика религиозно – нравственных идей Толстого.

Одной из главных забот митрополита было привлечение студентов к принятию иночества. «В монашестве ректор видел не столько вид подвижничества, выбор которого должен проистекать из духовной устремленности личности, сколько своего рода передовой отряд Церкви воинствующей»[10]. Большие надежды он возлагал на ученое монашество, как авангард церковного общества, трудами которого должно было произойти преобразование и духовное просвещение русского народа. За время ректорства архимандрита Антония постриг приняло около 60 студентов, большинство из них стали архиереями, среди них архиепископ Феодор (Поздеевский), Пахомий (Кедров) и другие. Но все же необходимо сказать о другой стороне этого вопроса. Некоторые студенты под его влиянием делали выбор, превышающий их силы, и их монашеская жизнь складывалась неудачно. В своих воспоминаниях авторитетнейший служитель Церкви Христовой последний протопресвитер русской армии и флота Георгий Шавельский пишет о том, что ученое монашество своим расцветом обязано во многих положительных и отрицательных отношениях митрополиту Антонию (Храповицкому). «Сделавшись в 1890 году ректором академии, когда ему было всего лишь 27 лет, и скорбя об оскудении ученого монашества, он принялся стричь направо и налево, считаясь ни с возрастом, ни с дарованиями, ни с настроением, ни с прошлым, ни с настоящим студента… постриженики Антония, Казанской Духовной Академии: монах Пахомий, увлекшись подвигом умерщвления плоти, выжег себе на свечке глаза, талантливый иеромонах Тарасий, отчаявшись покончил самоубийством, некоторые сняли сан и монашество…»[11]. Подход Антония к постригу студентов привел к конфликту с митрополитом Московским Сергием (Ляпидевским).

Вследствие этого конфликта архимандрита Антония перевели в Казань на должность ректора Казанской Духовной академии, произошло это в 1895 году.

7 сентября 1897г. архимандрит Антоний был хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии, а 1 марта 1899г. он стал первым викарием с титулом епископ Чистопольский. Здесь в Казани епископ Антоний читал курс по пастырскому богословию. На основе этого курса были неоднократно изданы собрания его лекций и статей. Казанская академия имела миссионерскую направленность в обучении, что, безусловно, было близко епископу Честопольскому. В 1897г. он выступил инициатором проведения в Казани 3-го Всероссийского миссионерского съезда.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных