Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Богородская волость.




Что объединяло все деревни Богородской волости? Во-первых, все они были образованы почти одновременно на землях первопоселенцев Уфимской крепости. Богородская волость начинала свою историю с закрепления земельных наделов за служилыми людьми. Мало кто знает, что земли, на которых до сего времени отслеживается след деревень, были даны первопоселенцам уфимской крепости начиная с 1591-1592 гг. в качестве жалования за их службу и возраст этих деревень соответственно на 20-30 лет меньше Уфимской крепости. Кто получал эти земли? Это были «дети боярские» и «служилые люди» Уфимской крепости. Но деревни образовались не сразу, а спустя 20-30 лет. Надо сказать, что эти земли уже в то время были заселены переселенцами из центральных районов России. Особенно увеличился их поток после 1552 г. — времени взятия Казани Иваном Грозным. Затем на «поместные» земли «детьми боярскими» были завезены свои крестьяне из центральных районов России. Так образовались деревни, носящие имена своих владельцев: Гладышева, Лопатина, Шестакова (Курочкина тож), Каловка и др., впоследствии вошедшие в Богородскую волость.Все деревни, села, починки были в основном с русским населением, кроме Старых и Новых Турбаслов — их населяли башкиры. К большому сожалению, время образования деревень на территории Башкортостана до середины XIX века не фиксировалось. Но в каждой деревне есть старожилы, которые из поколения в поколение передают предания о времени возникновения поселений, легенды, связанные с основанием их деревень.

Конечно, определенных планов по заселению окрестностей города Уфы не прослеживается, но и сказать, что оно было бессистемным, тоже нельзя. Для отвода земель служилым людям и жителям Уфимской крепости царем посылались умудренные не только военным опытом воеводы и стольники, но и мастера, устроители сторожевых городов-крепостей. Они понимали, что Уфимскую город-крепость надо строить на полуострове между двух достаточно больших рек, Уфой и Белой Волошкой (Белой). Их называли «детьми боярскими» и «по государеву указу велено за ними учинити пашни по окладом…». Отметим, что земли служилым людям давались в качестве платы за их службу или оклада, называемого поместным окладом. Это были земли «под усад», т.е. для усадьбы с необходимыми постройками, пашней и землей для покосов. Причем земли для покосов отмерялись не четями и десятинами, а количеством копен, собираемых с данной площади: 100 копен, 500 копен и т.д. Это была раздача (дача) земель в бессрочное пользование.

«Верстание поместными землями детей боярских и служилых» началось с северной стороны Уфимской крепости. Одним из первых документов, характеризующих заселение земель будущей Богородской волости, является «Отводная книга по Уфе» за 1591-1592 – 1629 гг. Она представляет свод записей по отводу земель служилым людям Уфимской крепости, присланным по «государеву цареву и великого князя Федора Иоановича всея Руси указу …», а также чтобы «устроити на Уфе пашнею: уфинских жильцов, детей боярских и сотников стрелецких по окладу, а стрельцов и пушкарей, и воротников и новокрещенов, и татар, и всяких оброчников против их окладов хлебного жалования».

В том, что мы имеем столь важный для истории документ, заслуга уфимского воеводы Семена Ивановича Волынского, который «руку приложил» для создания единого свода из поместных книг, т.е. попытался зафиксировать отвод земель из поместных книг, к тому же часть из них уже была утрачена.

Кроме того, «Отводная книга» придает неописуемое очарование в названиях местности, озер, речек, о которых мы уже никогда не услышим, поскольку все они переименованы, за исключением самой малости, сохранившейся в топонимике. Это были земли, которые впоследствии определили территорию Черниковки с её нефтяными заводами и другими производствами. Но в конце ХVI века это были необъятные просторы Великого поля.

Место расположения Уфимской крепости и сразу же за крепостью, а также верховье реки Сутолоки вошло в историю как Турова поляна или Турово поле. В отказных грамотах конца XVI – начала XVII вв. его называют также «побоишной степью». Это название вошло в историю не случайно – здесь проходили кровопролитные бои стрельцов с полчищами ногайских ханов.

Во времена Казанского ханства на высоком берегу реки Белой, где теперь город Уфа, обосновался со своею ордою Тура-хан (Тюра-хан) после его битвы со своим родственником – царем Кучумом, в связи с чем гора стала называться Туратау. Её еще называли городской горой. Простояв на этом месте четыре месяца, за недостатком кормов он ушел к реке Слак, где решил обосноваться навсегда, построив себе дворец. По покорении Казани Московским княжеством и с появлением русских войск в этих местах, Тура-хан направился к югу и остановился в районе территории нынешнего города Стерлитамака. Тура-хан ушел, а названия Турова гора и раскинувшееся по горе Турово поле (Турова поляна) еще долгое время были на слуху.

Верстание землей служилых людей на Туровой поляне началось с речки Сутолоки. 20 четей (четь или четверть – ½ десятины) получил стрелецкий сотник Гаврило Захарьин сын Ортемьев (Артемьев) в 100-м (1591-1592г.г) году. Описываемые события фиксировались писцами по старому стилю, с началом отчисления в 7000 году от сотворения мира. Причем при написании в отводных книгах даты обходились краткой записью: 100-й, 121-й и т.д. годы. После перевода на новое летосчисление 7100 год от сотворения мира пришёлся на период от 1 сентября 1591г. до 1 сентября 1592г. (первым месяцем года до этого считался сентябрь) от Рождества Христова.

А в 102 году Артемьеву додано 10 четей пашни на Великом поле и на 100 копен покосов за Белою Волошкою. «Воротники (служилые люди, обслуживающие ворота городских крепостей. – Прим. М.А.) и сторож казенной и житнишний и кузнец Галаня Окатев, да сын ево Пашка, сторож Иванко Прасолов, кузнец Степанко Кузмин. И во 102-м году (1593/94) дано им государева жалованья пашни за государевою пашнею за задним гумном за врагом по речке по Суколоку (Сутолоке. – Прим. М.А.) чотырем человеком 10 чети в поле, а в дву потому ж (в условиях трехпольной системы земледелия, когда одно поле засевалось озимыми, второе – яровыми, а третье оставалось под паром, а размеры каждого поля были примерно одинаковыми, обычно измеряли площадь только одного и писали «а в дву потому ж». Для того чтобы узнать реальную величину пашни, цифру надо умножить на три. – Прим. М.А.). Да им же дано к той даче в Большой луке к перевозу к Белой Волошке подле пушкарской пашни 10 чети в поле…». Далее «уфинским стрельцам по государеву указу велено учинити за ними пашни…». И в 100-м году (1591-1592г.г) «по даче сына боярского Сулеша Тишенкова да с ним подьячево пушкаря Осипа Губина дано стрельцом 100-у человеком на Турове поляне, и за вершиною речки Суколока, и на старом городище, и в большой луке к перевозу к Белой Волошке, и на Великом поле 2-м человеком…», далее указаны размеры дач земель. Здесь же «под городом верхо Суколоки-речки за ручьем подле государевы ближние пашни, и за государевою пашнею к Турове поляне, и в Большой луке к Белой Волошке, и на Великом поле» были даны пятидесяти стрельцам в оклад земли: пятидесятнику – по восьми чети в поле, четырем стрельцам – десятникам – по шесть чети, остальным стрельцам «по шти чети в поле (т.е. по шесть. – Прим. М.А.)». Эти поселения стрельцов впоследствии вошли в черту города, и сегодня этот район называется Старой Уфой.

Надел землями служилых людей на Туровом поле продолжался. Земли здесь в «поместный оклад» получили дети боярские Иван и Василий Васильчинины. В 1606-1607 годах их земли находились «по обе стороны Минской дороги» не доходя до «Олександровых земель Оничковых». Позже, за убытием Ивана и Василия Васильчининых, в 1612-1613 годах их земли были переданы боярскому сотнику Василию Зыкову. Они находились на Турове поле… недалеко от земель сына боярского Федора Тарбеева и «Олександровых земель Оничковых». Из всех этих земельных наделов известность имел лишь хутор Тарбеева, который впоследствии был назван Федоровским. Земли его неоднократно перепродавались. В историю Уфы это место вошло как деревня Глумилина. «В 102 году дано Осанчуку да Ивану Каловским к первой их даче на Великом поле по реке Уфе пашни семьдесят две чети в поле… да сенных покосов дано Осанчуку да Ивану против города за рекою за Белою Волошкою по 100-у копен человеку, да около их пашен по дуброве по пятьдесят копен человеку…». Их земли простирались и за реку Белую. Как уже было сказано, земли для покосов измерялись не десятинами, а количеством копен, которые можно было собрать с данного земельного участка. Далее по 30 четей земли было отведено на Турове поляне на городище за Татарскою слободою «воину Офонасьеву сыну Толстово. На Туровой же поляне отведены земли Неупокою Никифорову сыну Лилашову (Ливашову. – М.А.)».

Уфимская крепость в этих записях отводных книг именовалась городом, что неоднократно повторялось. К примеру, при отводе покосов на Великом поле за Белою Волошкою земли определялись именно «против города». Ориентировочно границей Турова поля был Непейцевский спуск, то есть по сегодняшним меркам это – железная дорога в конце проспекта Октября.

Дальше за Туровым полем шли засека и земли Великого поля. В данном случае под засекой нужно понимать не оборонительное сооружение из поваленных деревьев, а, скорее, лесной массив – заповедный лес. Ориентиром «поместных земель» идет Сибирская дорога, позже Сибирский тракт. Сибирских трактов было несколько. Самый первый Сибирский тракт, проложенный первопоселенцами Уфимской крепости, шел на восток вдоль реки Уфы, мимо обширного Аблаевского леса. Аблаевским лес назывался потому, что здесь некогда происходило побоище уфимских стрельцов с отрядами сибирских татар под предводительством Аблая и Тевкеля. К Аблаевскому лесу с востока подходил Терегулов луг, или Терегулова лука, – по имени Терегула – старшего над пастухами, пасшими здесь большие стада, в основном лошадей башкирского хана Ногая. Здесь Терегул был убит своими подчинёнными за его жестокое обращение с ними.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных