Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Психологические воззрения в эпоху Эллинизма.




1 эпикурейцы (цель жизни: атараксия (душевная невозмутимость) ничего не бойся!)
2 стоики (Синека, Марк Аврелий) Цель жизни: спокойствие и мужество. Если не можешь изменить мир, меняй свое отношение к миру, все в твоих силах.
3 киники (точки зрения стоиков и киник не совпадают)
Наиб значим представит Римской философии –психич. мысли был Плотин. Им было разработано учение о единстве челов/ души. Основ тезисы Плот:- чел. душа целостна, она не сост. из отдельных элементов а, основой единства и целости явлений ее способность к самосознанию. Путь к себе это интроспекция. – ввел в психологию понятие самосознание.
Гален. Один из первых ввел в медицинскую практику анатомирование животных. Он исследовал нерв систему и головной мозг. С его точки зрения организмами челов психики выступ: мозг (работа челов разума), сердце (отростки), печень(сосредоточение человеческого вожделений).

8. Развитие психологических воззрений в период Средневековья. 5-14 века 313г.- римский император Константин своим декретом объявил христианство государственной религией. 325г.- созывается первый христианский вселенский собор. На нем был принят символ веры христианства. Суть эпохи: эта эпоха без раздельного господства христианской религии. Этапы: 1) апологетика 2-3 века Ориген, Тертултан- представители. Суть этапа: создание первых христианских –философских с-м, борьба с ересями, с язычницкой философией и отстаивание прав на существование. Период идейной борьбы.
2) патристика 4,5-8 в (Августин- после назв. Блаженый, Разработал философские основы)
3) схоластика 9-12 возрождение 13 расцвет 14 угасание Суть: осуществление рационализация богословия Августин Блаженный, Фома Аквинский, Роджер Бэкон, Уильям Оккам, схоласты) В период Средневековья в умственной жизни Европы воцарилась схоластика (от греч. "схоластикос" - школьный, ученый). Этот особый тип философствования ("школьная философия"), господствовавший с XI по XVI век, сводился к рациональному, использующему логические приемы, обоснованию христианского вероучения. В схоластике имелись различные течения; общей же была установка на комментирование текстов. Позитивное изучение предмета и обсуждение реальных проблем подменялись словесными ухищрениями. Католическая церковь вначале запретила, но затем принялась "осваивать", адаптировать соответственно своим нуждам. Блаженный Августин - учение о соотношении свободы воли человека, божественной благодати и предопределения является достаточно неоднородным и не носит системного характера. Фома Аквинский: О человеке и его душе Индивидуальность человека - личностное единство души и тела. Фома Аквинский считал, что сила разумения души (то есть степень познания ею Бога) определяет красоту человеческого тела. Конечная цель жизни человека - достижение блаженства, обретаемого в созерцании Бога в загробном мире. Бэкон выделял два типа опыта: 1) реальный, жизненный опыт, который можно приобрести только в процессе жизни; и 2) опыт-доказательство, полученный через внешние чувства.. Оккам отрицает существование универсалий в Боге; их не существует и в вещах. Так называемые идеи суть не что иное, как сами вещи, производимые Богом. Нет идей видов, есть только идеи индивидов, поскольку индивиды - единственная реальность, существующая вне ума, как Божественного, так и человеческого. Богу свойственна интеллектуальная интуиция идей, соответствующих индивидам, человеку - интуитивное познание индивидуальных вещей в чувственном опыте.

 

 

9. Развитие психологических воззрений в эпоху Возраждения (Б. Телезио, А. Везалий, П. Помпонацци, Леонардо да Винчи) Новым аспектом психолого-философских работ того времени стало исследование проблемы способностей, которая наряду с изучением познания была ведущей в то время. Новую трактовку эмоций и развития аффектов дал в своей работе Телезио (1509-1588). Стремясь объяснить психическое из природных законов, он организовал первое общество естествоиспытателей, которое ставило своей целью изучать природу во всех ее частях, объясняя ее из нее самой. Поэтому на первый план в его концепции вышло учение о движущих силах, являющихся источником энергии для разных форм развития. В качестве основных он выделил тепло и холод, свет и темноту, способность к расширению и сокращению. Эти силы, утверждал Телезио, находятся во взаимном проникновении, создавая новые образования, связанные с концентрацией определенных сил. Борьба противоположных сил и есть источник всякого развития. Закону самосохранения, подчиняется и развитие психики, а разум и эмоции регулируют данный процесс. При этом в положительных эмоциях проявляется сила души, а в отрицательных - ее слабость, мешающая самосохранению. Разум же оценивает ситуации с этой точки зрения. Концепция Телезио в то время была прорывом к новым объяснительным принципам, делающим психологию объективной наукой.

10. Развитие психологии в Новое время. Психика стала пониматься как внутренний мир человека, открытый самонаблюдению, имеющий особое - духовное - бытие, в противопоставлении телу и всему внешнему материальному миру. Декарт ввел понятие рефлекса и этим положил начало естественнонаучному анализу поведения животных и части человеческих действий. Проблема метода - центральная в философии Декарта. В трактате "Рассуждение о методе" Декарт замечает: лучше вообще не искать истины, чем искать ее без метода. Метод содержит правила, соблюдение которых не позволяет принимать за истину то, что ложно, и доходить до истинного познания. Позже Декарт приступает к определению сущности "Я", от сущности "Я" неотделимо только мышление. Таким образом, Декарт избирает новый способ исследования: отказывается от объективного описания "Я" и обращается к рассмотрению только своих мыслей. В декартовском "мыслю, следовательно существую", термином "мышление" обозначается сознание, с которым отождествляется психика. Психика есть то, что дано личному сознанию. Сознание, по Декарту, не имеет степеней. Мышление - это чисто духовный, абсолютно бестелесный акт, который Декарт приписывает особой нематериальной мыслящей субстанции. Лейбниц свое учение назвал монадологией. Понятие монады - ключевое. Кроме монад, ничего нет, каждая монада - субстанциальная единица. Картина мира плюралистическая, в отличие от Спинозы.

Главные характеристики монад:

1) Монада характеризуется двумя взаимоисключающими характеристиками, она абсолютно проста и бесконечно сложна. Интересен сам выбор этих понятий - простота и сложность. Лейбниц усилил это противоречие простоты и сложности, говоря, что простота абсолютна, а сложность бесконечна. Монада - не физический атом, не материальная точка, это - духовная сущность. Пример монады - человеческая душа, проста в смысле неделимости, поэтому бессмертна. Душевный мир любого человека бесконечно богат, поэтому монада бесконечно сложна.

2) Монада - самодеятельная субстанция и центр деятельной силы, поскольку это духовная сущность.

3) Монады индивидуальны. Каждая монада индивидуальна настолько, что отличается от всех других монад. Принцип неразличимости тождества.

4) Абсолютная замкнутость монады самой на себя. Каждая монада замкнута в себе так, что в ней нет окон и дверей. Нет каналов, по которым что-либо может поступать в монаду и выходить из нее. Человеческая душа тоже монада. Полное одиночество, аналогия с Богом в монотеистической религии. Нет возможности вступать в контакт.

5) Монада - живое зеркало вселенной. Всеобщая связь всего со всем. Мельчайшие изменения в картине универсума вызывают последствия в остальных частях.

Монады отличаются друг от друга только отчетливостью и ясностью представлений. Камень - тоже монада, но ее представления очень смутные; у растений содержание монады - менее смутные представления. Кошка - более совершенная монада по степени отчетливости представлений. Гармония предустановлена творцом монад. Есть монада монад - Бог (форма форм - всего лишь разумная душа), который сотворил мир и все монады. В мире ничего, кроме монад, нет. Монады обладают способностью саморазвития. Каждая монада развивается, причем по определенной программе. Бог-творец заложил в каждую монаду такую программу развития, что каждая монада развивается несмотря на замкнутость.

Развитие французской психологии в 18 веке В псих. науке вопрос о соц. природе чел-го сознания был специально поставлен француз. Соц. школой. Основателем школы был Эмиль Дюркгейм,которыйсоздал конц. первобытного мышления. Его идеи развил Л. Леви-Брюль. Изучая обычаи, моральные и юридические нормы, взгляды малокультурных народов, Дюркгейм пришел к выводу о том, что они представляют общественную силу, господствующую над сознанием каждого отдельного чел-ка. Чел. — сущ-во тройственное: индивидуальное, биологическое и социальное. Первое имеет свои корни в организме, оно руководит практическими отнош. индивида с окружающим миром. Индивидуальное отождествляется с биологическим, индивид рассматривается как организм. Социальное сущ-во в чел-ке формируется обществом. В двойственности заключается отличие чел-ка от животных: у них нет общественного опыта. Общ-во рассматривается Дюркгеймом как особая реальность. Оно — духовное образование.. Коллективные представления обладают всеобщностью и необходимостью; являются продуктом длительного развития; создаются обществом, а не личностью; оказывают принудительное воздействие на чел-ка; они аффективно окрашены и принимаются каждым человеком без рассуждения.Люсьен Леви-Брюльвыступил с тезисом о двух формах, типах чел-го мышления и о специфических особенностях первобытного мышления. Согласно его теории, в процессе развития чел-го общ-ва происходит не только накопление знаний о мире, но смена типов мышления Современный тип — логический — пришел на смену первобытному мышлению - пралогическому для первобытного человека мир вещей наделен одновременно естественными и сверхъестественными. По Леви-Брюлю наша умственная деятельность одновременно рациональна и иррациональна, пралогические и мистические элементы в ней сосуществуют с логическими. 12. Психологические идеи в рамках немецкой классической философии

Иммануила Канта (1724-1804) изложены в его теории познания. Знание, согласно Канту, начинается с воздействия внешних объектов на нашу способность восприятия. Но сами объекты - это «вещи в себе», они непознаваемы. Он назвал их ноуменами - умопостигаемыми сущностями, в отличие от феноменов как чувственно созерцаемых явлений. Человек от рождения обладает особыми орудиями – априорными формами мышления, способами организации знания, категориями. «Познание - деятельность, протекающая по своим собственным законам». Специфика познающего субъекта рассматривается как главный фактор, определяющий познание. С точки зрения современной когнитивной психологии представляет интерес учение Канта о трансцендентных схемах. Схемы как новый элемент сознания соединяют в себе разнообразные познавательные способности. Они позволяют применять категории к эмпирической действительности, данной человеку в восприятии. В силу этого схемы - чувственные понятия, продукт деятельности воображения. В практике обучения вербализм, неспособность увидеть за какой-нибудь словесной формулировкой реальность, преодолевается обращением к схематическим изображениям. Психология Гегеля (1770-1831) изложена в учении о субъективном духе (индивидуальном сознании). Индивидуальное сознание в своем развитии проходит следующие этапы: дух как душа; дух как сознание; дух как ум. Воля (практический дух) и нравственность (свободный дух) также являются предметом психологии.

 

 

13. Зарождение и развитие ассоциативной психологии (Т. Браун, Дж. Милль, Д.С. Милль, А. Бэн) XIX век является веком триумфа ассоцианизма. Закон ассоциаций рассматривался как основное явление душевной жизни. Томас Браун (1778- 1820) в "Лекциях по философии человеческого духа" (1820) продвинул доктрину ассоциаций: вывел вторичные законы ассоциаций, объясняющих возникновение в данный момент той или иной ассоциации из многих других. К числу таких факторов он относил силу исходного ощущения, его новизну, близость, природные способности индивида, состояния его здоровья. Браун предпринял анализ мышления как процесса решения задач, основанных на течении ассоциаций: задача вызывает беспорядочные ассоциации, одна из которых соответствует решению. Браун развил учение об ощущениях, в частности, выделил из осязания ощущение тепла-холода, а также мускульное чувство и указал на его значение для формирования чувства уверенности в существовании предметов внешнего мира. Джеймс Милль (1773- 1836) сводит всю психологическую жизнь к ощущениям, представлениям и ассоциациям идей: в психическом мире есть только одно явление - ощущение и только один закон - ассоциации. Ощущения, идеи, ассоциации, изменяясь бесчисленными способами, группируясь, составляют механизм человеческого духа. Он выделил две причины закрепления ассоциаций: живость ассоциируемых ощущений и частоту их повторения. Милль вводит в ассоциативную психологию понятие "Я" в качестве субъекта сознания, отступая тем самым от классического ассоцианизма, не признававшего в психике ничего, кроме явлений сознания.

Александр Бэн (1818- 1903) использовал достижения физиологии нервной системы и органов чувств, а также биологии, стремился, возможно, теснее связать психические процессы с телесной организацией. Бэн считал, что в психологии необходимо применять методы естественных наук, давать описание фактов и их классификацию






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных