Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Функционализм: предмет, основные теоретические положения.




Функционализм - Направление психологии, в котором основным предметом исследования является то, посредством каких психических функций и как индивид приспосабливается к изменчивой среде, а также поиск способов повышения эффективности такого приспособления.
Представители: Вильям Джеймс (1842-1910), Джон Дьюи (1859-1952)

Предмет рассмотрения изучить посредством, каких психических функций индивид приспосабливается к изменчивой среде, найти способы более эффективного приспособления. Психология – естественная, биологическая наука, предмет которой психические явления и их «условия» Структура личности: Я состоит из четырех форм – материальное Я, социальное Я, духовное Я и чистое Я. Степень самоуважения зависит от возрастания успеха либо от уменьшения уровня притязаний. Функционализм стремился рассмотреть все психические проявления под углом зрения их приспособительного, адаптивного характера. Это требовало определить их отношение к условиям среды, с одной стороны, к потребностям организма – с другой. Предложил вопреки казавшемуся неоспоримым представлением о том, что эмоция служит источником физиологических изменений в различных системах рассматривать ее не как первопричину, а как результат этих изменений. Джон Дьюи - выступил против представления о том, что основными единицами поведения служат рефлекторные дуги. В атмосфере слабости функционализма зарождается новое психологическое течение. Во многом идеи функционализма подхватил бихевиоризм.

17. Гештальт-психология: история возникновения, основные положения -одно из наиболее влиятельных и интересных периода открытого кризиса, явилось реакцией против атомизма и механизма всех разновидностей ассоциативной психологии. Г. явилось наиболее продуктивным вариантом решения проблемы целостности в психологии.Понятие «гештальт» было введено Х.Эренфельсом в статье «О качестве формы» в 1890 при исследовании восприятия.Он выделил спецефический признак гештальта-свойство транспозиции. Новый подход в направлении целостный психологии Лейпцигской школы, которая получила название диффузно-комплексных переживаний или школа психологии развития. Главное понятие этой психологии-понятие комплексного качества как целостного переживания. История гештальтпсихологии начинается с выходом работы М.Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения»1912. После этого вокруг Вертгеймера в Белине складывается школа гештальтпсихологии. Исследования охватывали восприятие, мышление, потребнасти, аффекты, волю. К 50-м г. интерес к гештальтпсихологии спал. Центральной в гештальтпсихологии явл. проблема ценности и ценностного подхода. Гештальтпсихологи выступили с новыми пониманием предметам и метода психологии: важно начинались с наивной картины мира, изучать переживания, феномены так, как они есть, изучать опыт не подвергшийся анализу, сохраняющий свою целастность.
18. Бихевиоризм как наука о поведении. В начале XX в. возникает мощное направление, утвердившее в качестве предмета психологии поведение, понятое как совокупность реакций организма, обусловленная его общением со стимулами среды, к которой он адаптируется. Кредо направления запечатлел термин «поведение», а само оно было названо бихевиоризмом. Его «отцом» принято считать Дж. Уотсона, в статье «Психология, каковой ее видит бихевиорист» (1913) которого излагался манифест новой школы. В нем требовалось «выбросить за борта как пережиток алхимии и астрологии все понятия субъективной психологии сознания и перевести их на язык объективно наблюдаемых реакций живых существ на раздражители». Бихевиоризм стали называть «психологией без психики». Этот оборот предполагал, что психика идентична сознанию. Между тем, требуя устранить сознание, бихевиористы вовсе не превращали организм в лишенное психических качеств устройство. Они изменили представление об этих качествах. Реальный вклад направления заключался в резком расширении изучаемой психологией области. Она отныне включала доступный внешнему объективному наблюдению, независимый от сознания стимул – реактивные отношения. Изменились схемы психологических экспериментов. Они ставились преимущественно на животных – белых крысах. В качестве экспериментальных устройств были изобретены различные типы лабиринтов, в которых животные обучались находить из них выход. Тема научения, приобретения навыков путем проб и ошибок стала центральной для этой школы. Исключив сознание, бихевиоризм неизбежно оказался односторонним направлением. Вместе с тем он ввел в научный аппарат психологии категорию действия в качестве не только внутренней, духовной, но и внешней, телесной реальности. Бихевиоризм изменил общий строй психологического познания, его предмет охватывал отныне построение и изменение реальных телесных действий в ответ на широкий спектр внешних вызовов. Сторонники этого направления рассчитывали, что, опираясь на данные экспериментов, удастся объяснить любые естественные формы поведения людей. Основа же всего – законы научения.

19. Необихевиоризм — психологическое направление, которое берет свое начало в бихевиоризме и основано на допущении, что в качестве предмета анализа могут быть не только наблюдаемые поведенческие акты. Для объяснения устанавливаемых связей используются определенные гипотетические конструкты — в схеме S — R появились „промежуточные переменные“. Активно используются такие понятия, как образ, цель, потребность, интеллект, ожидание, успех — неуспех, которые являются феноменами поля сознания. К необихевиоризму относятся концепции американских психологов Б.Скиннера, К.Халла, Э.Толмена. Скиннер Беррес Фредерик — создатель концепции „оперантного бихевиоризма“. В качестве ключевого ввел понятие «оперантного обусловливания», которое характеризуется тем, что в его рамках образование условных рефлексов происходит при подкреплении спонтанно возникающей у субъекта реакции. Выступал с критикой необихевиоризма за введение „промежуточных переменных“ между стимулом и реакцией, так как полагал достаточным образование связей между стимулами, реакциями и подкреплением. Халл Кларк Леонард — автор „гипотетико–дедуктивной“ концепции поведения. Опирался на те требования к методологии построения теории и эксперимента, которые разработаны в естественных науках, прежде всего в математике. В качестве „промежуточных переменных“ между элементами классического бихевиоризма предлагал рассматривать потребность, потенциал реакции, силу навыка, цель.

Толмен Эдвард Чейс — создатель „когнитивного“ направления необихевиоризма. Его вариант психологии был противопоставлен элементаристскому подходу Дж. Уотсона и основывался на идее целостного, или „молярного“, подхода к анализу поведения. Единицей поведения признавался целостный акт, разворачивающийся на основе мотива, направленный на определенную цель и опосредствованный когнитивными картами, которые представляют собой знания и ожидания, формирующиеся в опыте.

20. Конгитивная психология: возникновение, теоретическое положение. Современная когнитивная психология состоит из 10 основных разделов: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий и искусственный интеллект. Представители: Жан Пиаже.

Предмет изучения. Зависимость поведения субъекта от познавательных процессов.

Задачей когнитивной психологии являлось исследование переработки информации от момента ее попадания на рецепторные поверхности до получения ответа.

Основные теоретические положения. Человек – это не машина слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или события во внешнем мире, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним каждую минуту. Развитие интеллекта ребенка происходит в результате постоянных поисков равновесия между тем, что ребенок знает и тем, что он стремится познать.

Внешние поступки могут быть разными, так как мысли и чувства были иными.

Практика. Разработка обучающих программ, предназначенных для развития интеллекта и научная экспертиза свидетельских показаний. Работа, анализ, создание прикладной теории. Вклад. Введение понятий кратковременной и долговременной памяти.

Для описания внутренних феноменов и процессов необихевиористы начали использовать понятие «промежуточных переменных» Серьезным достижением когнитивизма стала гипотеза об избирательной готовности, суть которой в следующем: у животных могут возникать только те поведенческие реакции, к которым оно психологически подготовлено и которые соответствуют уровню его психической организации. Другими словами, речь идет о значении «видоспецифичных» свойств в формировании поведения. С позиций данного принципа становится очевидной концепция Уотсона о безграничных возможностях бихевиоризма - ни одному экспериментатору не удалось, например, научить свиней бросать монетки в копилку, поскольку естественное поведение этих животных состоит в том, что они роют и разбрасывают, а не подбирают и складывают.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных