ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Исследование движений и действий.Произвольные движения и действия относятся к числу психических функций человека и включает в свой афферентный аппарат самые различные виды афферентации, каждого из которых вносит свой собственный вклад в построение движения. Эти расстройства двигательных функций получили в неврологии название «апраксией». Под апраксиями принято понимать нарушение произвольных движений и действий, которые не сопровождаются элементарными двигательными расстройствами (параличами и порезами). На основании нейропсихологического анализа П.Р.Лурия выделил четыре условия, необходимости для успешного протекания произвольного движения. Первым исходным условием для организации произвольного движения являются аппараты лобных долей мозга. С помощью этих аппаратов осуществляется создание, сохранение, выполнение программы действия и постоянный контроль над его протеканием. При недоразвитии или поражении лобных долей мозга возникает регуляторная апраксия. В основе её лежит нарушение произвольного контроля за осуществлением движениями, нарушение речевой регуляции двигательных актов. Регуляторная апраксия проявляется в виде нарушений программирования движений, отключения сознательного контроля за выполнением движений, отключения сознательного контроля за выполнением движений, замен нужных движений моторными шаблонами и стереотипами. Вторым условием выполнения произвольного движения является сохранность его кинестетической афферентации. Корковыми аппаратами кинестетического анализа и синтеза являющаяся постцентральной области мозга. При недоразвитии или поражении нижних отделов постцентральной области коры левого полушария возникает кинестетическая апраксия. В этих случаях нет порезов, параличей, сила мышц достаточная. В силу этого движения становятся недифференцированными, практически неуправляемыми (А.Р. Лурия, Е.Н. Винарская, Л.С. Цветкова). Кинестетическая апраксия проявляется в нарушении двигательных актов: организации движении руки, артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, символического праксиса и т.д. Рука, не получающая нужных афферентных сигналов, не может выполнить тонкие дифференцированные движения, это нередко проявляется в процессе письма. Ребенок затрудняется показать без предмета, как совершается то или иное действие, например, как пилят дрова, как чистят зубы. Нарушение организации движений речевого аппарата, лицевой мускулатуры проявляется в невозможности найти положение губ и языка, необходимые для произнесения нужных звуков. Поэтому в устной речи происходит замена одного звука на множество других, близких по способу и месту образования (вместо слова собака говорят: набака, табака, мабака). Третьим условием успешного протекания произвольного движения является быстрое и плавное переключение с одной двигательной иннертации на другую. Корковыми аппаратами кинетического анализа являются нижние отделы премоторной области коры левого полушария. В норме они осуществляют превращение отдельных двигательных импульсов в последовательные «кинетические мелодии». При недоразвитии или поражении премоторных областей коры больших полушарий страдает кинетическая организация движения, возникает кинетическая апраксия. В основе ее лежит расстройство динамического праксиса, нарушение последовательности, временной организации двигательных актов. Кинестетическая апраксия проявляется в инертности двигательных стереотипов, в двигательных персеверациях не только руки, но и артикул. аппарата, и в речи. Отчетливые нарушения наступают, когда больные переходят от одной артикуляционной позиции к другой. Нарушается слоговая структура слова, структура предложения. Как правило, выпадает или недоразвивается предикативная функции речи. Четвертым условием для организации произвольного движения является сохранность теменно-затылочных отделов коры больших полушарий. С помощью этих аппаратов осуществляется зрительно-пространственная афферентация движения. При недоразвитии или нарушении этих отделов возникает пространственная апраксия. В основе лежит расстройство зрительно-пространственных синтезов, нарушение пространственных представлений. Пространственная апраксия проявляется в оптико-пространственной дисграфии, в трудностях выполнении пространственно-ориентированных движений, в трудностях конструирования целого из отдельных элементов. Исследование произвольных движений и действий проводится по плану: а) Исследование общей моторики б) Исследование мелкой моторики. Исследования позволяют выявить уровень сформированности моторной деятельности: · уровень развития позы кисти руки; · уровень развития произвольной моторики пальцев рук; · уровень развития тонкоординированных движений пальцев; · уровень развития динамического конструктивного праксиса; · уровень развития зрительно-двигательной координации в пространстве; · уровень развития сенсомоторики (согласованность движения руки и глаза и т.д.); Эти данные позволяют судить об уровне психомоторного развития детей с ОНР 3 уровня.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|