Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности развития моторики у детей в норме.




У грудного ребенка в начальном периоде жизни моторика является первым и единственным аспектом развития, который доступен объективному наблюдению. Нормальное развитие моторики свидетельствует о нормальном речевом развитии ребенка.

Тонкая моторика отражает интеллектуальные способности. Об умениях ребенка в 6 мес. приведу цитату: " Из любого положения ребенок пробует двигаться и устанавливать равновесие между туловищем и конечностями (часто безуспешно), с тем, чтобы схватывать предметы, находящиеся в непосредственной близости. Его привлекают главным образом ярко раскрашенные предметы. Он схватывает крупные или мелкие предметы, но еще преобладает хватание ладонного типа, которое он выполняет, однако все более координированными движениями. Он протягивает руку, чтобы схватить и предметы, находящиеся вне его радиуса действия. По-видимому, глаза желают большего, чем ребенок в состоянии выполнить с моторной точки зрения. Руки разжаты и пальцы готовы к тонкой деятельности. Схватывание предметов еще напоминает плоскогубцы. Схватив предмет, ребенок разглядывает его (осваивает глазами). Он активно стучит, размахивает, бросает игрушки, перекладывает их из одной руки в другую. Руки соединяются по средней линии. Ребенок играет руками и ногами; он трогает предметы и учится различать приятные материалы и поверхности от неприятных, при этом он проявляет удовольствие или неудовольствие. "

Одним из основных показателей физического, нервно – психического и речевого развития является своевременное и разностороннее развитие движений рук ребенка.

В многочисленных исследованиях накоплено достаточно данных о последовательности и времени возникновения различных движений рук.

До начала второго месяца жизни ребенок все время держит пальцы сжатыми в кулачки, и если кто – нибудь из взрослых вкладывает ему в руку палец, он еще сильнее сжимает кулачок (так называемый «рефлекс схватывания»).

Медленно, в течение всего второго месяца пальцы ребенка понемногу разгибаются, и в начале третьего месяца они уже разогнуты. Если ребенку вкладывают в ручку, какой – нибудь предмет, он его схватывает и крепко держит, рассматривая несколько минут. Он начинает координировать зрение с тактильным чувством (ощущением).

На 4 месяце жизни ребенка сильно начинают занимать кисти его рук. Он ими почти все время двигает, в особенности если поблизости имеется какой – либо предмет, который он хотел бы взять в руки. Протягивая к находящейся сбоку игрушке обе руки, ребенок сначала касается ее и захватывает одной рукой. Неподкрепляемое движение другой руки постепенно затормаживается, и она все слабее участвует в захватывании предмета, а затем и вовсе не включается. Ребенок научается пользоваться только одной рукой, в дальнейшем ведущей рукой. Таким образом, начинается процесс отдифференциации движений одной руки от другой.

На 9 месяце дети уже умеют двигать большим пальцем. Ребенку удается схватывать предметы и держать их между большим и другими пальцами. Он дотрагивается до предметов указательным пальцем, а в скором времени сможет этим пальцем указывать на что – нибудь.

На 10 месяце жизни появляется умение противопоставлять большой палец указательному. Эта способность является одним из самых значительных завоеваний человека, позволяющим пользоваться руками как при обращении с предметами, так и для письма. От 6 месяца, когда движения рук ребенка были еще неловкими, и до 10 месяца, когда ребенку удается при помощи ловкого движения взять мелкий предмет большим и указательным пальцами, произошел колоссальный процесс с точки зрения нервной координации.

К 18 месяцу ребенок может перелистывать 2 – 3 страницы в книге и уже сам пытается, есть ложкой.

В 2,5 года ребенок расстегивает пуговицы и сам раздевается. При рисовании держит карандаш как взрослый.

В связи с развитием способности детей выполнять тонкие манипуляции нужно отметить одно очень интересное обстоятельство – существование тесной взаимосвязи между координацией тонких движений и речью. Исследования профессора М. Кольцовой показали, что речевая деятельность у детей частично развивается и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Наблюдая детей в возрасте 7 – 12 месяцев, она установила, что их речь, образно говоря, находится на кончиках пальцев.

Движения пальцев рук в процессе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты, постепенно они стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развивалась словесная речь, но она еще долгое время была связана с жестикуляторной речью.

Движения пальцев рук постепенно совершенствовались, из поколения в поколение человек выполнял все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозгу человека.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Когда движения пальцев рук достигает достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Если внимательно посмотреть на карту головного мозга человека (См. рисунок 1), то бросается в глаза, что двигательная речевая область, ответственная за управление органами речи, расположенная совсем рядом с двигательной областью, ответственной за управление органами движения. Она является ее составной частью.

Проведя многочисленные исследования, специалисты выяснили, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три («сделай вот так» - и показать, как это надо сделать). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев – говорящие дети; если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это – не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удается.

Результаты наблюдений показывают, что тренировка пальцев рук на 2,5 месяца ускоряет процесс созревания речевых областей.

 

Рисунок 1. Карта речевых зон У. Пенфилда. Серым показаны речевые зоны: А – передняя Брока, Б - задняя Вернике, В – добавочная.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных