Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 4. Система логопедической работы по формированию общей и мелкой моторики детей с ОНР 3 уровня в условиях ДОУ.




Глава 1. Процесс психомоторного развития детей в норме. 6.

1.1.Особенности развития моторики детей в норме. 6.

1.2.Закономерности развития пальчиковой моторики. 9.

Глава 2. Особенности формирования моторики у детей с ОНР 3 уровня.

2.1.Психолого – педагогическая характеристика речи детей с ОНР 3 уровня.

10.

2.2.Организация специальной логопедической помощи детям дошкольного возраста с ОНР 3 уровня. 12.

2.3.Особенности развития общей и мелкой моторики у детей с ОНР 3 уровня.

13.

2.4.Механизмы нарушения моторных зон. 18.

Глава 3. Диагностика общей и мелкой моторики детей с ОНР 3 уровня.

3.1.Исследование движений и действий. 20.

3.2.Методика и результаты обследования общей моторики. 22.

3.3.Методика и результаты обследования мелкой моторики. 24.

3.4.Сравнительный анализ состояния моторики детей с нормой и ОНР 3 уровня. 28.

Глава 4. Система логопедической работы по формированию общей и мелкой моторики детей с ОНР 3 уровня в условиях ДОУ.

4.1. Коррекция общей моторики у детей с ОНР 3 уровня. 31.

4.2. Развитие пальчиковой моторики детей с ОНР 3 уровня. 37.

Заключение. 59.

Литература. 61. Приложение. 62.

 

 

Введение.

У детей с речевой патологией часто отмечается неловкость моторики, характеризующейся в основном недостаточно тонкой координацией речевой мускулатуры и недостаточной манипулятивной пальцевой деятельности. Это связано с тем, что речь ребенка, будучи частью общей, моторики, формируется на основании сочетанного созревания речедвигательной функциональной системы. Развитие речи и моторики взаимосвязано и зависит во многом от функционирования лобных отделов мозга. Поэтому при поражении этих отделов мозга может наблюдаться нарушение развития речи и моторики.

Развитие мелкой моторики руки является важным моментом в логопедической работе с дошкольниками с ОНР 3 уровня.

В настоящее время рядом исследований (М.И.Кольцова, Е.И.Исенина, Л.В.Антакова-Фомина и др.) доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становление детской речи детей.

У детей с ОНР 3 уровня отмечается в разной степени общая моторная недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук. Движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

Так, на основе проверенных опытов и обследования большего количества детей были выявлены следующие закономерности: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие.

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей отмечают большое стимулирующее знание функции руки.

Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук. (М.И.Кольцова)

М.И.Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов, а также от пальцев.

Этот факт должен использоваться в работе с детьми, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Проведение пальчиковой гимнастики с учащимися играет положительную роль в коррекции ОНР 3 уровня.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук (подвижность, гибкость, координацию движений).

Развитие мелкой моторики способствует развитию высших корковых функций, а это также способствует развитию речи учащихся. Поэтому дифференцировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Это способствует развитию артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму. Формирование мелкой моторики является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 5 - 10 мин. на каждом логопедическом занятии.

Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому необходимо отрабатывать упражнения постепенно.

Правильная оценка недостаточности в сфере моторной деятельности необходима для выявления закономерности аномального развития детей с ОНР и построения системы коррекционного воздействия.

В коррекционную работу рекомендуется включать серию подготовительных упражнений, обеспечивающих формирование зрительно-моторной координации, а так же развитие тонкой моторики пальцев рук. Одновременно у ребенка формируется умение точно и ловко выполнять те или иные движения.

Коррекцию нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) необходимо увязывать с моторным развитием и преимущественно тонкой ручной моторики ребенка.

Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляционной моторики в логопедические занятия необходимо включать упражнения тонко координированных движений рук, элементы логоритмики.

Для дошкольников с ОНР 3 уровня характерным в развитии моторики является то, что у данной категории детей наблюдается отставание моторики руки от речевой моторики. У части детей эти нарушения проявляются в «незрелости моторики»: производимые такими детьми движения обычно имеют быстрый, порывистый суетливый, многочисленный характер. Наряду с этим отмечается медлительность и неуклюжесть, отсутствие четкой соразмерности и последовательности в движениях. Точные, мелкие движения, требующие ловкости и точной координации, им, как правило, не удаются. Такое состояние нередко обозначается термином «моторная дебильность» и зависит от общей незрелости мозговых структур в целом. По мере созревания мозга и при соответствующей тренировке моторная неловкость у этих детей может проходить. В результате такие дети могут вырабатывать нормальный двигательный стереотип. Следует помнить, что длинные мышцы руки развиваются раньше мелких мышц, поэтому следует строить упражнения в такой последовательности, чтобы в начале были задействованы именно длинные мышцы (т.е. задания даются на больших листах бумаги и более крупные). Постепенно размер заданных упражнений уменьшается до размера строки.

Поэтому на каждом занятии проводятся специальные упражнения для укрепления и развития мелкой моторики руки.

Основные цели данной работы:

1). Дать теоретическое обоснование важности развития пальчиковой моторики и речи детей с ОНР 3 уровня.

2). Выявить закономерности психомоторного и речевого развития детей с

ОНР 3уровня.

3). Научиться планировать коррекционно- педагогическую работу с детьми с ОНР 3 уровня.

4). Правильно диагностировать уровень развития общей и мелкой моторики.

5). Систематизировать практический материал по коррекции психомоторного

развития детей с ОНР 3уровня (игры, упражнения, спец. приемы).

В данной работе можно найти ответы на все вопросы. Прослеживается основная задача: Как более эффективно строить работу по развитию общей и пальчиковой моторики детей, с целью преодоления недостатков общего недоразвития речи?

Объект исследования: процесс формирования общей и мелкой моторики детей с ОНР 3 уровня.

Предмет исследования: особенности общей и мелкой моторики дошкольников с ОНР 3 уровня (диагностика и пути психомоторного развития).

Тема исследования: состояние уровня сфомированности общей и мелкой моторики детей с ОНР 3 уровня.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных